Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлогРазвитие женского образования: история, проблемы и перспективы
Развитие женского образования
10.04.2023
5 645
Время чтения: 13 минут

Развитие женского образования: история, проблемы и перспективы

10.04.2023
5 645
Время чтения: 13 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

О чем речь? Развитие женского образования в России, да и во всем мире никогда не шло гладко. Общество долгое время шло на поводу у гендерных стереотипов. В результате до сих пор образование женщин не оценено полностью, при этом все еще существуют дискриминационные моменты.

На что обратить внимание? Изучив историю развития женского образования, можно понять, что просвещенные люди видели в нем огромные перспективы. Поэтому в настоящее время делается все, чтобы искать новые направления в этой сфере. Однако немаловажный вопрос – интерес самих женщин к образованию.

В статье рассказывается:

  1. Проблема развития женского образования
  2. История развития женского образования
  3. Развитие женского образования в новый период
  4. Перспективы развития женского образования
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Проблема развития женского образования

В начале XXI века роль женщин в развитии экономики, образования, здравоохранения и многих других сфер стала столь же важной, как роль мужчин. С того момента, как женщины получили доступ к высшему образованию, они не раз доказывали, что могут не только успешно справляться с домашними обязанностями, но и управлять, конструировать, совершать научные открытия наравне с мужчинами.

По данным медиаофиса Всероссийской переписи населения, в 2020–2021 годах 55 % образованного населения Российской Федерации составляли женщины. Немало среди представительниц прекрасного пола кандидатов наук (28 % от общего количества) и докторов наук (13 % от общего количества). Среди российских женщин появляется все больше политических деятелей, инженеров и даже военных.

Однако, прежде чем женщинам удалось добиться теперешнего статуса, прошло немало времени. История развития женского образования в России, началом которой можно считать XI–XII века, включает несколько значимых этапов и показывает, каким сложным был путь к равным правам и возможностям.

Первоначально женское образование было преимущественно религиозным, а естественные науки оставались под запретом. Многие научные изыскания считались опасными и бессмысленными, тем более для женщин, роль которых ограничивалась ведением хозяйства.

Одной из наиболее значимых предпосылок, которая способствовала развитию женского образования, стало участие женщин в экономической жизни страны. Совершенствование промышленных производств, их автоматизация, уменьшение роли физического труда по сравнению с умственным мотивировали их развиваться в профессиональной сфере, повышая квалификацию и увеличивая свой доход.

Проблема развития женского образования
Проблема развития женского образования

Несмотря на это, на современном этапе многие достижения женщин недооценивают. Большинство руководящих и высокооплачиваемых должностей по-прежнему занимают мужчины, иногда не воспринимая коллег противоположного пола всерьез. Во многих компаниях при отборе кандидатов на собеседованиях предпочтение часто отдают мужчинам, объясняя выбор тем, что женщина будет уделять больше внимания домашним обязанностям.

Небольшим остается и количество женщин, имеющих существенное влияние в общественно-политической и научной сферах. Даже принимая значимые, стратегически важные решения, они, как правило, находятся в тени своих коллег-мужчин аналогичного статуса.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 27955 pdf иконка

Между тем, стоит отметить, что даже сто-двести лет назад, не имея таких возможностей, как сейчас, находились женщины, способные на гениальные открытия и значимые достижения. Наиболее известными из них являются:

  • Александра Андреевна Глаголева-Аркадьева — первая в России женщина-физик, изобретатель, педагог. Она окончила физико-математический факультет Высших женских курсов в Москве. Во время Первой Мировой войны работала в военном госпитале, где организовала рентгеновский кабинет. Изобрела прибор, который определял глубину залегания пуль и осколков снарядов в теле человека. До последних дней жизни преподавала и занималась научной деятельностью.
  • Софья Васильевна Ковалевская — первая в мире женщина – профессор математики, первая в России и Северной Европе женщина-профессор, механик, член-корреспондент Петербургской академии наук. Училась в Петербурге, затем в Германии, преподавала во многих европейских университетах. Получила несколько престижнейших премий, в том числе большую премию Парижской Академии наук. В честь ученой названы не только учебные заведения и улицы, но и лунный кратер и даже астероид.
  • Юлия Всеволодовна Лермонтова — первая женщина в России, ставшая доктором химии. Большая часть ее исследований была посвящена процессу разложения нефти, что активно использовалось на первых нефтегазовых заводах России. Юлия Всеволодовна была близкой подругой Софьи Ковалевской и помогала ей растить дочь.

Приведенные примеры доказывают, что женщины могут реализовываться в различных областях, а исключительно мужских профессий практически не существует. Многие девочки с ранних лет проявляют интерес к науке, технике, прикладному искусству. Современные образовательные центры, студии, творческие мастерские проводят занятия по самым разным направлениям без привязки к полу учеников, способствуют развитию их способностей.

Женщины России продолжают участвовать в общественно-политической жизни, заниматься предпринимательством, удивлять своими изобретениями и исследованиями, поэтому проблема женского образования сегодня освещается во многих СМИ и приобретает все большую актуальность. Для того чтобы понять ее глубже, стоит окунуться в историю.

История развития женского образования

Зародившись в религиозной среде, женское образование с течением времени становилось более светским, пополнялось новыми дисциплинами и новыми значительными фигурами. Наиболее важные этапы развития женского образования в России:

Зарождение женского образования в Киевской Руси

Первое женское образовательное учреждение начало действовать в далеком XI веке в период расцвета Киевской Руси, формирования древнерусской народности, языка и культуры. Во время правления князя Всеволода Ярославича был основал Андреевский (Янчин/Янкин) женский монастырь, первой игуменьей которого стала его дочь княжна Анна (Янка) Всеволодовна. При монастыре образована первая на Руси (по М. Д. Хмырову, первая в Европе) школа для девочек. Помимо закона божьего, в ней обучали письму, ремеслам, пению, шитью.

Эпоха правления Петра I

В допетровскую эпоху женщины практически не участвовали в светских собраниях, ограничиваясь в основном домашними обязанностями. Петр I способствовал тому, что многие чиновники и военные стали выводить в свет своих жен и дочерей, нанимать для них учителей-иностранцев.

Больше всего внимания уделяли изучению иностранных языков (преимущественно, французского и немецкого). Также преподавали историю, географию, танцы, игру на музыкальных инструментах, светские манеры. Однако приоритетом для родителей оставалось удачное замужество дочерей, а не образование и развитие.

История развития женского образования
История развития женского образования

Существовали и частные женские пансионы, где девушек обучали большему количеству дисциплин и «доброму домостроительству». Уровень преподавания в подобных заведениях был невысок, однако альтернатив в то время пока еще не было.

Правление Екатерины II и Просвещение в России

Новой вехой в развитии женского образования в России стало открытие в 1764 году в Петербурге Воспитательного общества благородных девиц. Светское учебное заведение называли также Смольным институтом, потому как оно находилось вблизи двора, где производили смолу для потребностей флота. Воспитанницами института, как правило, становились девушки из дворянских семей, которые подтвердили свою принадлежность к знатному сословию.

Полный курс обучения, согласно уставу, длился 12 лет и включал историю, географию, арифметику, иностранные языки, русскую словесность, музыку, танцы, живопись, рукоделие, ведение домашнего хозяйства. Подобные учебные заведения для представителей аристократии императрица поручила затем открыть и в других губернских городах. Для представителей более низких сословий было создано мещанское училище.

Развитие высшего и среднего женское образования в XIX веке

Вопрос о праве женщин на достойное образование и идеи равноправия с новой силой зазвучали в XIX веке. В 50-60-е годы в некоторых университетах Киева, Петербурга, Одессы, Харькова женщинам разрешили посещать лекции и даже проводить исследования в лабораториях. Правда, учились представительницы прекрасного пола в основном неофициально, на правах вольнослушательниц.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 05 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

К способностям и достижениям женщин в большинстве случаев по-прежнему относились скептически, как к никому не нужным забавам, небольшому приятному дополнению к роли жены и хозяйки. Это касалось и исследований в точных и естественных науках, и литературных сочинений, и переводов.

Развитие Смольного института продолжила супруга императора Павла I — Мария Федоровна. По аналогии с главным на тот момент женским учреждением образования создавались Закрытые женские курсы (Институты благородных девиц), которые упоминаются во многих литературных произведениях. Во второй половине XIX века их было порядка 30. Важнейшим событием этого периода можно считать и открытие Мариинского женского училища, состоявшееся в 1858 году в Петербурге.

Развитие высшего и среднего женское образования в XIX веке

Количество женщин, стремившихся получить образование, увеличивалось, особенно в крупных городах. Представительницы влиятельных дворянских семей нередко объединялись и организовывали курсы по разным дисциплинам с целью широкого распространения знаний. В качестве примеров можно привести Высшие женские курсы и Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге (Петрограде), курсы В.И. Герье в Москве, обучающие программы в Киеве, Казани, Томске и других городах.

В 1872 году были открыты Московские высшие женские курсы, которые впервые позволили женщинам получать высшее образование в России, хотя и без сдачи официального экзамена перед комиссией и вручения диплома (документ на тот момент давал возможность претендовать на научные и преподавательские должности). В 1906 году в Санкт-Петербурге начали работать Женские политехнические курсы — первое в России высшее техническое учебное заведение для девушек. Через 5 лет его юридически приравняли к вузам, с тех пор все выпускницы после сдачи экзамена могли получать дипломы.

Только до 6.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Становление равноправной системы образования в СССР

В союзных республиках уделяли внимание не только развитию высшего образования, но и открытию школ и средне-специальных учебных заведений (ссузов), в которых совместно обучались представители обоих полов. Образование стало более доступным для разных слоев населения. Правящая партия предприняла попытку создать единую систему образовательных учреждений СССР, однако доля женщин в научной и преподавательской деятельности оставалась небольшой.

Развитие женского образования в новый период

В СССР формируется единая система образования, без разделения на мужские и женские учебные заведения. Больше всего внимания уделялось ликвидации неграмотности, особенно в союзных республиках с более низким уровнем жизни, в сельской местности.

В составе ЦК ВКП(б) действовали специальные отделы по работе среди женщин. В 20-30-е годы XX века количество грамотных женщин увеличилось почти вдвое. В городах их число приблизилось к количеству грамотных мужчин и достигло 73,9 %, а в сельской местности — 35,4 %.

Женщины получили гораздо больше возможностей для обучения в учебных заведениях разного уровня, смогли совмещать работу и учебу. Порядка 50 % мест в школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и 25 % мест на рабочих факультетах (рабфаках) высших технических учебных заведений бронировали для женщин.

Были организованы вводные производственно-политехнические курсы, курсы подготовки к поступлению на рабфак. Женщины получали целевые направления на обучение некоторым специальностям от предприятий. В результате к концу 30-х годов XX века число студенток вузов превысило 40 %.

Все ступени образования пополнились новыми учебными заведениями. Начальное и среднее образование стало обязательным, вузы и ссузы отменили квоты на учебные места для женщин, поскольку количество студентов обоих полов стало примерно одинаковым. Выросло и число представительниц слабого пола среди рабочих и служащих. В 80-е годы XX века их количество превысило 51 % по СССР и 52 % по РСФСР.

По сравнению с 50-ми годами XX века к началу 90-х годов число женщин, окончивших вузы, выросло почти в 5 раз, а выпускниц ссузов стало больше почти в 2 раза. В результате из 100 студентов в СССР 57 были представительницами прекрасного пола. Из 1000 женщин, занятых в экономике, более 900 имели образование (от среднего до высшего). Уровень образования среди мужчин был аналогичным.

Развитие женского образования в новый период
Развитие женского образования в новый период

Однако статистика показывала лишь общую картину. Женщины работали в основном на низкооплачиваемых работах, их число среди руководителей высшего и среднего звена было незначительным. Управление и политика по-прежнему считались не женским делом. Ключевыми сферами, в которых были задействованы женщины, являлись здравоохранение, образование, культура.

После распада СССР количество женщин, получивших высшее образование, несколько снизилось (до 50–55 %). Большинство высокооплачиваемых престижных должностей, как и в предыдущие периоды, занимают мужчины. Больше всего девушек на данный момент обучается в педагогических, медицинских, гуманитарных вузах (около 60–80 % от общего числа студентов).

Специальности, связанные с высокими технологиями, автомобиле- и ракетостроением, энергетикой остаются преимущественно мужскими. Например, по специальности «информатика и вычислительная техника» обучается 70 % юношей и всего 30 % девушек, направление «ракетно-космическая техника» выбрали лишь 16 % девушек и 84 % молодых людей.

Подобная ситуация не связана с дискриминацией по половому признаку, поскольку поступать в вузы и выбирать направления для дальнейшего обучения могут как девушки, так и молодые люди на равных правах, учебные программы едины для всех.

Выбор девушками специальностей для дальнейшего профессионального развития по-прежнему обусловлен ролью женщины в семье и в обществе, построенном на патриархальных устоях. На женские плечи возложена большая часть домашних обязанностей, забота о муже и детях. Поэтому девушки чаще выбирают специальности и должности, которые позволят им совмещать профессиональную деятельность с роль матери и жены, понимая, что их работа скорее всего будет более низкооплачиваемой и менее престижной, чем у мужчин.

Процесс преодоления гендерных стереотипов в образовании не останавливается, но просветительских программ, посвященных данной теме, невероятно мало. В результате многие девушки остаются заложницами гендерных стереотипов и сталкиваются с большим количеством препятствий на пути к самореализации.

Перспективы развития женского образования

Процесс развития женского образования в области высоких технологий, инженерии, физико-математических наук получил поддержку на государственном уровне. В январе 2023 года премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин утвердил Национальную стратегию действий в интересах женщин, реализация которой рассчитана на два этапа — с 2023 по 2026 год и с 2027 по 2030 год.

Основной целью программы стало повышение интереса женщин к точным наукам, технологическим профессиям и специальностям. В рамках программы предусмотрены мероприятия, направленные на повышение финансового благополучия женщин, расширение их возможностей и прав, соблюдение принципа гендерного равноправия.

Для женщин России невероятно важной является возможность совмещать исполнение семейных обязанностей, воспитание детей с профессиональным развитием и карьерным ростом. Меры, предусмотренные программой, призваны преодолеть значительную разницу в заработках мужчин и женщин одного профессионального уровня, который на сегодняшний день достигает 28 %. К сожалению, женщины в основном заняты в сферах с наиболее низкой оплатой труда относительно всех отраслей экономики.

Для решения поставленных задач важно обеспечить интерес девушек и женщин к техническим и технологическим специальностям, привлечь их к участию в цифровой экономике. Для этого предусмотрены курсы повышения квалификации, переподготовки, в том числе с дистанционной формой обучения. Разрабатываются и меры поддержки женского предпринимательства.

Перспективы развития женского образования
Перспективы развития женского образования

Показательным в отношении развития высшего женского образования в России является опыт многих западных стран, где процент женщин с техническим образованием гораздо выше. Наиболее престижным в зарубежных вузах остается направление STEM (science, technology, engineering, mathematics), которое включает технические, научные и инженерные специальности. Его выбирают 50–60 % студентов и студенток. Доля девушек и женщин, заинтересованных в развитии данного направления, продолжает расти как за рубежом, так и в России.

Мечтаете о карьере дизайнера? Наши эксперты помогут освоить основы композиции, верстки и визуального мышления. Курс поможет развить творческий потенциал и под руководством профессионалов создать портфолио, которое восхитит клиентов и работодателей.

Мечтаете о карьере дизайнера? Наши эксперты помогут освоить основы композиции, верстки и визуального мышления. Курс поможет развить творческий потенциал и под руководством профессионалов создать портфолио, которое восхитит клиентов и работодателей.
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...