Только до 28.11
Вечерний «Путь в ИТ» с Иваном Ургантом
Кнопка закрыть топ-бар
ГлавнаяБлогУсвоение материала: методики повышения эффективности
Как создать приложение для iOS
01.02.2022
6 429
Время чтения: 16 минут

Усвоение материала: методики повышения эффективности

01.02.2022
6 429
Время чтения: 16 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:
В статье рассказывается: 
  1. Значение усвоения материала
  2. 5 этапов усвоения нового материала
  3. Главные принципы усвоения материала
  4. 6 способов повысить качество усвоения материала
  5. Полезные привычки для лучшего усвоения материала
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Усвоение материала – это основа основ любого обучения, будь то школьные занятия, самостоятельное изучение, тренинги и т. д. Неважно, насколько эффективен курс или талантлив преподаватель/ученик, если не приложить усилия к усвоению новой информации, ценность ее будет стремиться к нулю.

К счастью, есть методики, упражнения, принципы, следуя которым, можно повысить эффективность обучения. Помимо освоения различных способов, важно не забывать об отдыхе, перемежающемся с ежедневной активностью. Не зря говорят: в здоровом теле здоровый дух. Физические упражнения, медитация, здоровый сон, питье, смех – всё это позволяет лучше усваивать материал.

Значение усвоения материала

Ежедневно человек сталкивается с огромным объемом информации, но в долговременной памяти откладывается лишь ее малая часть. Далеко не все знания приходится использовать на практике, поэтому они быстро забываются. Усвоение материала – важнейшая способность для тех, кто хочет учиться чему-то новому.

Люди, имеющие такой навык, хранят информацию в ее первоначальном виде. Она не искажена, не урезана и похожа на результат игры в «испорченный телефон». Человек воспринимает и закрепляет в памяти в точности то, что он когда-то услышал или увидел.

Значение усвоения материала
Значение усвоения материала

С неразвитым умением усваивать информацию человеку будет гораздо сложнее. Данные могут быть неверно интерпретированы или банально забыты. Если почти ничего не сохранится, то оставшаяся часть будет придумана. Шанс применения таких знаний на практике минимален. Донести информацию до других людей также будет проблематично. В результате ее либо и вовсе не применяют, либо используют в неверном ключе.

Несмотря на все трудности в усвоении материала (особенно психологического характера), это неотъемлемая часть успешной и продуктивной жизни.

5 этапов усвоения нового материала

Всего выделяется 5 этапов усвоения материала: восприятие, осмысление, воспроизведение, применение и творчество.

Этап 1: Восприятие

Крайне важно не просто не забыть, но и правильно усвоить информацию еще на этапе ее получения. Восприятие происходит с помощью различных органов чувств: носа (обоняние), кожи (осязание), глаз (зрения), ушей (слуха), языка (вкус). Таким образом выделяются основные объекты и процессы, а от несущественных характеристик человек абстрагируется. В голове формируется четкий образ – результат первичной обработки данных. Следующий этап связан с осмыслением полученной информации.

Этап 2: Осмысление

Именно здесь человек обдумывает информацию. Она получает субъективную оценку, при которой задействованы разные методы исследования: дедукция, анализ, обобщение, конкретизация, синтез и т.д. Данные не существуют отдельно, они сравниваются с предыдущим опытом. Образуются определенные связи, причем чем их больше, тем лучше происходит запоминание. Если же ассоциации и общие черты не обнаружены, усвоение нового материала не произойдет.

Этап 3: Воспроизведение

Через какое-то время информацию придется вспомнить. То, насколько она будет приближена к первоначальной, зависит именно от воспроизведения – процесса повторного создания образа. Следует максимально конкретизировать свои запросы, четко формулируя мысли. Обучение обязательно должно включать этап воспроизведения, так как это поможет запомнить детали.

Этап 4: Применение 

Не менее важен этап применения, который помогает грамотно владеть материалом и использовать его на практике. Информация предназначена для того, чтобы помогать в решении типичных и нетипичных задач. С ними приходится сталкиваться ежедневно, поэтому, чем больше усвоенного материала – тем лучше. В итоге информация сложится в полноценные навыки и умения.

Этап 5: Творчество

Но для чего человеку нужны навыки? Для результата, который принесет ему пользу. Эффективное усвоение материала – умение, без которого не состоится мастер своего дела. В качестве результата можно представить исследовательскую деятельность, плоды творческой работы, оптимальные решения.

Вышеописанные уровни усвоения материала последовательны и взаимосвязаны. Без одного из них цепочка потеряет смысл.

Главные принципы усвоения материала

Хорошая организация обучения помогает усвоить информацию в разы лучше. Ей способствуют следующие факторы.

Правильная постановка цели (для восприятия)

Чтобы у человека появился стимул для продуктивного обучения, ему необходимо понимание цели. С размытыми задачами он потеряет интерес к усвоению. Правило действует и наоборот: даже при отсутствии видимого увлечения оно может прийти с формированием цели. Разумеется, тогда процесс пойдет быстрее, а усвоение учебного материала будет более качественным. Желательно индивидуализировать цель, чтобы она имела ценность для конкретного человека.

Главные принципы усвоения материала
Главные принципы усвоения материала

К примеру, будущий художник не может стать великим, если он не знает базовых техник, светотеней, пропорций и т.д. Менеджер должен понимать особенности своего коллектива и предприятия, чтобы эффективно руководить подчиненными.

Абстрагирование от неприоритетных вещей (для восприятия)

Во время восприятия мелкие детали не так важны, так как они могут отвлечь от самого главного. Необходимо запомнить саму идею и основную мысль, формируя стержень материала. Но как отделить первостепенное от второстепенного? В тексте главное можно выделить жирным шрифтом или другим цветом. В устной речи основную идею нужно прокрутить в голове несколько раз, после чего повторить ее вслух. Это не значит, что детали не надо учить. Особенности усвоения материала предполагают, что сначала человек запоминает самое важное, а уже потом остальное. Поэтому «докрутить» информацию до полной можно будет потом.

Использование эмоций и ассоциаций (для восприятия)

Человеку сложно запомнить информацию, если он ее ни с чем не сравнивает. Не менее важен и эмоциональный окрас. Например, в жизни более предпочтительно слушать историю с яркими образами, чем пласт сухой информации. Усвоение материала в первом случае тоже произойдет лучше.

ТОП-30 IT-профессий
2022 года с доходом
от 200 000 ₽
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Александр Сагун
Исполнительный
директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 16055 pdf иконка

Подача должна быть увлекательной, с образами и ассоциациями. Если есть возможность продемонстрировать схемы, изображения и другой вспомогательный материал, нужно это использовать. Даже жесты и интонация могут сыграть важную роль. Все приемы ведут к тому, чтобы сделать информацию доступной. В противном случае человек упустит непонятые моменты или придумает вместо них другие.

Прояснение терминологии (для осмысления)

Непонятные слова будут мешать процессу усвоения. Даже если их удастся «вызубрить», применить информацию на практике будет невозможно. Каждый термин – своеобразный ярлык, который закреплен за выбранным образом. Мозг выбирает его на уровне подсознания, помогая усвоению информации. Но если слово окажется неизвестным, то и вместо образа будет лишь пустота. Пробелы препятствуют целостному восприятию картины. В лучшем случае неизвестные факты опустятся, а в худшем мозг воспримет всю информацию как ненужную.

Чтобы такого не случилось, термины всегда нужно разъяснять, причем доступными словами. Сравнения, обращение к личному опыту, создание ярких и близких для человека образов будут способствовать качественному усвоению.

Дозирование информации (для восприятия и осмысления)

Какими бы действенными ни были приемы усвоения материала, они рассчитаны на определенный объем информации. Невозможно выучить материал курса лекций за ночь перед экзаменом. Правило распространяется на все сферы деятельности, поэтому не нужно перегружаться. Однотипную деятельность следует разбавлять перерывами и другими видами работы. Длительное обучение без отдыха приведет к снижению концентрации. Тогда качество усвоения значительно пострадает.

Не стоит забывать и о подаче. Если она однотипная, то человеку быстро надоест занятие. Информацию нужно преподносить небольшими модулями, при этом делая своевременные перерывы. Если они будут включать в себя физическую активность, то эффективность обучения повысится.

Использование знаний на практике (для применения и воспроизведения)

Многие школьные знания забываются именно потому, что не находят применения в жизни. Их сложно подстроить под какую-либо ситуацию, использовать при решении нестандартных задач. Обычное заучивание нерезультативно, нужны прикладные методы обучения. Человек может ответить на вопросы, пройти интересную викторину, пересказать информацию знакомым, найти пример из личной жизни и т.д. Преимущество приема состоит и в том, что тогда учитель поймет, насколько верно был усвоен материал.

Использование знаний на практике
Использование знаний на практике

Например, если человек прошел курс SMM-специалиста, нужно спросить его, как он понимает термин, как бы он поступил в определенной соцсети или в случае с конкретной организацией. Обучающийся не просто перескажет абзац из текста, а продумает свой ответ, используя полученные данные.

Постановка увлекательных задач (применение, творчество)

Для еще большего понимания человека можно погрузить в определенную ситуацию. Оказавшись в реальных условиях, где навык необходим, усвоение материала окажется неизбежным. Человек и сам поймет, в каких местах информация изучена неполностью. Метод поспособствует раскрытию способностей и появлению новых амбиций.

6 способов повысить качество усвоения материала

Человек, который быстро учится новому, всегда имеет высокую конкурентоспособность. Он будет предпочтительнее того, кто десятилетиями использует одну и ту же информацию. Существует 6 методов усвоения материала, которые повысят скорость обучения.

  • Обучение других людей (или хотя бы имитирование этой ситуации)

Нужно представить, что материал пересказывается другому человеку. Мнимый ученик тоже запоминает информацию и хочет ее усвоить. Важно использовать все вышеперечисленные приемы: воздействие на разные органы чувства, интересная подача, образы, личный опыт и др. Ученые из Вашингтонского университета (Сент-Луисе) пришли к выводу, что роль учителя помогает быстрее учить информацию.

  • Отведение на обучение небольшого количества времени
Отведение на обучение небольшого количества времени
Отведение на обучение небольшого количества времени

В Луизианском университете проводилось исследование, в ходе которого определили оптимальное время для занятий – от 30 до 50 минут. Более коротких модулей может не хватить для усвоения материала, а более длинные утомят человека. Концентрация во втором случае снизится.

Также эксперты советуют делать передышку от 5 до 10 минут. Нил Старр предложил возобновлять повторение информации в любое свободное время. Например, в небольшом перерыве можно потренироваться на карточках со словами, проговорить изученное вслух.

Только до 28.11
Как за 3 часа
разбираться в IT
лучше, чем 90%
новичков и выйти на
доход в 200 000 ₽?
Приглашаем вас на бесплатный онлайн-интенсив «Путь в IT»! За несколько часов эксперты GeekBrains разберутся, как устроена сфера информационных технологий, как в нее попасть и развиваться.
Александр Волчек CEO GeekBrains

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.
При регистрации вы получите в подарок:
pdf иконка

«Колесо компетенций»

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

doc иконка

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

pdf иконка

Тест "Есть ли у вас синдром самозванца?"

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и смотрите интенсив:
Только до 28 ноября
Осталось 17 мест
  • Конспектирование материала вручную

Ученые из Калифорнийского и Принстонского университетов выявили закономерность. В сравнении со студентами, которые не записывают информацию, конспектирующие запоминают больше важных моментов. Если человек фиксирует данные не вручную, а на компьютере, сфокусироваться на главном сложнее. Согласно исследованию, такие студенты чаще отвлекаются, поэтому могут легко сбиться с мысли.

Пэм Мюллер отметил, что любители электронного конспекта хуже решают концептуальные вопросы. Почти не обрабатывая информацию, они автоматически ее записывают. При конспектировании вручную человек стремится писать короче, поэтому опускает лишние слова, подбирает синонимы и т.д. В итоге он работает продуктивнее, чем с компьютером.
  • Растягивание обучения

Такой способ усвоения материала может показаться необычным. На первый взгляд непонятно, как растягивание может сочетаться с ускорением. Но здесь стоит отметить, что многократное повторение материала всегда лучше, чем однократное, пусть даже более продолжительное. Об этом в своей книге писал научный журналист Бенедикт Кэри: «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если вы будете делать это трижды в неделю, газон будет зеленее».

Для хорошего усвоения нужно повторить информацию через одни-двое суток после изучения. Как утверждает Бенедикт Кэри: «Если вы пытаетесь изучить что-то быстро, мозг уделяет учебе меньше внимания. Если же вы повторяете информацию через несколько дней или неделю, а не сразу, это посылает ему сигнал, что информацию все-таки надо запомнить».

  • Отсутствие страха подремать между подходами

Многие боятся немного поспать, так как думают, что информация плохо запомнится. На самом деле в таком случае усвоение материала будет не просто не хуже, а даже качественнее, чем у недремлющих. Теорию подтвердили исследователи из главного журнала Ассоциации психологических наук – Psychological Science. Они провели эксперимент, в котором участники из Франции учили перевод 16 французских слов на суахили. На запоминание им давалось два полноценных занятия.

Первая группа изучала материал утром и вечером того же дня, а вторая – вечером этого дня и утром следующего. Соответственно, ночью вторая группа прерывалась на сон. У нее среднее количество выученных слов составило 10 из 16 представленных, а у первой группы – лишь 7,5.

  • Разнообразие в практиковании

Даже если речь идет об усвоении теоретического материала, запоминание должно происходить разными методами. Ученые из Университета Джонса Хопкинса уверены, что обилие подходов сохранит интерес и мотивацию, а также повысит скорость обучения. В эксперименте в качестве информации выступали данные с компьютера. Первая группа учила их на протяжении нескольких занятий одним и тем же способом, а другая использовала разные приемы. Студенты из второй группы показали лучший результат.

Пабло Селник, главный автор эксперимента, подвел итоги и отметил важность присутствия модификаций. Даже небольшие изменения пойдут на пользу.

Полезные привычки для лучшего усвоения материала

Одного желания для хорошего усвоения недостаточно. Если мозг не подготовлен, то он не позволит выучить информацию на должном уровне. Именно полезные привычки будут поддерживать разум и его способность к запоминанию материала в тонусе. Далее будут перечислены главные привычки, способствующие качественному усвоению информации.

  • Регулярные занятия спортом

Некоторые ошибочно полагают, что физические упражнения необходимы лишь для красивого тела. Но они не менее важны для эффективного функционирования разума. Можно самостоятельно провести опыт и проверить данное утверждение. Попытки прогуляться или развеяться в спортивном клубе помогут решить задачи, которые еще мгновение назад казались непосильными. Прилив энергии активизирует мыслительные способности. По словам ученых, хватит всего 15 минут спорта.

  • Медитации
Полезные привычки для лучшего усвоения материала
Полезные привычки для лучшего усвоения материала

В усвоении материала могут помочь и медитации. Они расслабят человека и заставят его сконцентрироваться на важном. Регулярные медитации однозначно усилят эффект.

  • Употребление большего количества вещества Омега-3

Омега-3 – это полиненасыщенные жирные кислоты, которые незаменимы для организма человека. Они отвечают за уровень внимания и запоминания, а также за скорость мышления. Найти вещество можно в капсулах или натуральных продуктах, таких как грецкие орехи, льняное масло, тыквенные семечки или арахис. Важным источником Омеги-3 является и жирная рыба (сардина, палтус, лосось, скумбрия). Именно поэтому уже давно говорят, что рыба помогает лучше думать.

  • Достаточное количество сна

Недосып не позволит мозгу работать в нормальном режиме, так как он снизит скорость мыслительных процессов. Также есть риск уменьшения здравого смысла умозаключений.

Но правило действует и наоборот, поэтому крепкий сон способен вернуть концентрацию. Если повторить информацию перед сном, то усвоение материала произойдет прямо ночью. Данные закрепятся в памяти на долгое время.

  • Отсутствие жажды

Исследователи из Университета Восточного Лондона выявили, что даже вода помогает справиться с усвоением. Она повышает уровень концентрации и способствует решению трудных заданий. В Daily Mail были опубликованы результаты проведенного эксперимента. Согласно итогам, люди без жажды думают на 14 % быстрее тех, кому не хватает жидкости. Даже на экзаменах ученикам разрешается приносить бутылку воды, и не зря.

  • Перерывы и смена деятельности

Заниматься одним и тем же делом не просто неэффективно, но и опасно. Это влечет за собой негативные физические и психологические моменты. Мозгу нужно давать время для обобщения и систематизации материала.

В качестве отвлекающего хобби лучше выбирать такое, в котором будет тренироваться координация глаз и рук (к примеру, жонглирование предметами). Но стоит отметить, что преимущества от увлечения уйдут сразу после того, как человек его бросит.
  • Веселье

Усвоение материала – это вовсе не про вечную скуку. Даже если требуется выучить много информации, не нужно отчаиваться. Не зря говорят, что смех продлевает жизнь. Также он способствует нахождению нестандартных решений.

Пусть позитивный настрой и уверенность станут основными спутниками ученика. Эффект Плацебо придется кстати, ведь вера в свои силы действительно их приумножит.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 3 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Забрать
гарантированный
подарок

Получите бесплатно подборку файлов от GeekBrains:

Осталось 17 мест

Поздравляем! Вы выиграли 4 курса по ИТ профессиям. Чтобы закрепить подарок и получить к нему доступ, заполните информацию в открывшемся окне

×
Петр Озеров
Петр Озеров печатает ...