В статье рассказывается:
- Основные причины медленного чтения
- Суть скорочтения
- Самые быстрые скорочтецы на планете
- Реальность рекордов скорочтения
- Скорочтение – это хорошо или плохо
- 4 методики развития навыка скорочтения
- 3 упражнения для скорочтения
- Онлайн-ресурсы для тренировки скорочтения
- 5 упражнений на скорочтение для детей
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Скорочтение – умение быстро читать текст. На первый взгляд, навык совершенно бесполезный, но при ближайшем рассмотрении это оказывается далеко не так. Высокая скорость чтения позволяет усваивать огромные массивы информации, что в наше время более чем актуально.
Однако со скорочтением не всё так однозначно. Если вы видите где-то рекламу: «Научим читать со скорость 3000/10000 слов в минуту», знайте, это скорее всего обман. Потолок значения будет находиться в районе 600 слов в минуту. Но и это в два раза больше среднестатистического показателя. О том, что такое скорочтение и как ему научиться, вы узнаете из нашего материала.
Основные причины медленного чтения
В среднем скорость чтения человека составляет примерно двести слов в минуту. У тех, кто знает приёмы скорочтения, показатель доходит до шестисот слов в минуту, но иногда и до тысячи. Для достижения такого результата следует вначале избавиться от того, что тормозит чтение, а затем переходить к освоению особых техник для ускорения процесса.
Для понимания принципов быстрого чтения нужно выяснить, как выглядит сам процесс. Что с нами происходит в это время? Смотрим в текст, но глазами двигаемся по нему не прямо, а скачками – концентрируемся на одной группе слов, после чего переходим к другой, периодически замедляемся для осмысления и возвращаемся назад. На подобного вида движения, которые именуются саккадами, уходят доли секунды, однако они постоянны, а потому снижают скорость чтения.
Одна из техник скорочтения как раз и основана на избавлении от саккад. Рекомендуется постоянно следить за направлением своего взгляда и работать над навыком линейного движения глаз – смотреть на каждое слово по порядку, не опережая и не возвращаясь назад.
Данный метод у детей сначала способен замедлить процесс чтения ещё сильнее, но мало-помалу у них появляется привычка читать по 2—3 слова одновременно. Эта техника не позволит установить рекорд, зато способствует увеличению скорости чтения и лучшему усвоению материала.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Кроме привычки скачкообразно просматривать текст, существует несколько вещей, оказывающих влияние на скорость процесса чтения:
- Неполное периферическое зрение. При акцентировании внимания на чём-то одном другие предметы мы боковым зрением видим в радиусе от двух до трёх градусов, а оставшееся наш мозг дополняет сам. От этого мы не способны прочитать страницу текста сразу, а двигаемся по ней постепенно, останавливаясь на каждом слове.
- Субвокализация означает мысленное произнесение написанных слов. Такой процесс даёт возможность эффективнее запомнить информацию, однако занимает немало времени. Иначе дело обстоит в случае, когда слово читается моментально по самому его виду.
- Сниженная фиксация внимания. В случае, когда человек постоянно отвлекается на внешние раздражители, его скорость чтения не может стать выше. Для освоения умения «проглатывать» смыслы необходимо научиться читать поверхностно: благодаря быстрому поиску ключевых слов мы понимаем, о чём речь, при этом фокусируясь лишь на главной мысли, без отрыва от процесса.
Суть скорочтения
Хотя чтение и представляется нам спокойным и безостановочным видом деятельности, однако это не совсем верно. При данном процессе наше зрение фокусируется на одном слове или же нескольких словах (на это уходит около 1/4 секунды). После чего наш взгляд перемещается в сторону другой группы. Подобные движения в виде скачков занимают в среднем 1/10 секунды.
Спустя нескольких подобного плана перемещений мы вновь делаем остановку для осмысления прочитанной группы слов или целого предложения. Как правило, на это нужно время – от 0,3 до 0,5 секунды. Исходя из этих данных, психолингвист Кит Рейнер, работавший в Массачусетском университете (город Амхерст), предположил, что основная часть читающих на уровне ученика старших классов или студента, а также тех, кто делает это в своё удовольствие, читают приблизительно с одной и той же скоростью – около трёхсот слов в минуту.
Основной задачей скорочтения является оптимизирование самого процесса, что позволяет усваивать наиболее крупные части текста, используя возможности мозга человека, «дорисовывать» оставшуюся картину по той информации, которая уже есть.
Использование метода быстрого чтения помогает студентам и учащимся в школе быстрее готовиться к урокам, экзаменам и меньше времени тратить на поиски нужной информации для докладов и дипломных работ. Скорочтение важно и для взрослых людей, поскольку существует немало профессий, где необходимо перерабатывать огромное количество информации.
Говоря о том, как же развивать данную способность, стоит сказать, что существует несколько подходов. Большая часть из них говорит о том, что быстрота чтения имеет прямую зависимость от порядка чтения текста, который можно изменить. В школе обучают читать следующим образом: сначала слоги, потом слова, из которых получаются предложения, и как результат – понятный текст.
Самые быстрые скорочтецы на планете
Наиболее известным человеком, обладающим навыком скорочтения, являлся Джон Фицджералд Кеннеди (президент Америки). Как утверждал он сам, его скорость чтения составляла 1200 слов в минуту, при этом он хотел, чтобы все его подчинённые освоили навык быстро читать, а также прошли курсы Эвелин Вуд (она выделила базу для освоения скорочтения, на которой основана книга и её собственная школа «динамического чтения»).
Но подобного рода достижения Кеннеди не идут ни в какое сравнение с интеллектом и способностями к скорочтению другой «звезды скорочтения» – Кима Пика (прототип персонажа Дастина Хоффмана из кинофильма «Человек дождя»), который читал около десяти тысяч слов в минуту, то есть разворот страницы у него занимал всего лишь от 8 до 10 секунд. И при этом он мог читать в одно и то же время 2 страницы книги.
Скачать файлНевероятная способность на самом деле стала возможной не благодаря одним лишь тренировкам (и даже не из-за них): у Пика был врожденный порок головного мозга, у него отсутствовало мозолистое тело (сплетение нервных волокон связывает полушария), отчего (как считали некоторые) его полушария перерабатывали поступающие в них данные, не затрагивая друг друга.
Говард Берг говорил, что может читать книги со скоростью двадцать пять тысяч слов в минуту (что равняется примерно восьмидесяти и более страниц печатного текста каждые шестьдесят секунд), поэтому он был признан самым быстрым чтецом на мировом уровне по данным Книги рекордов Гинесса версии 1990 года. Если смотреть со стороны, то процесс чтения похож на ускоренное перелистывание страниц!
Реальность рекордов скорочтения
Жаль, но подобного рода результаты большого количества рекордсменов (кроме Кима Пика) продиктованы их эго, а не настоящими способностями. По мнению Карвера, скорость чтения Кеннеди в действительности могла быть значительно меньше: вероятней всего, он читал от 500 до 600 слов в минуту, а «пробегал» глазами написанное в книге со скоростью примерно 1000 слов в минуту (тем не менее, это всё равно в два раза интенсивнее привычной нам скорости чтения).
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Каким же образом выявили скорость в 1200 слов в минуту? Ричард Ривз (биограф Кеннеди) говорит о том, что, по сути, цифра была просто взята из головы – так решил репортёр Time magazine, который работал в Белом доме. Он делал запрос в школу Эвелин Вуд, где Кеннеди учился скорочтению, однако ему так и не прислали результаты итогового теста – его не проводили, поскольку Кеннеди не окончил курс.
Аналогично говорят и про результаты Говарда Берга. Со слов Марка Пеннингтона, который считается специалистом по чтению, в прошлом члены комитета рекордов Книги Гиннеса не стремились перепроверять опубликованные ими данные, к тому же это достижение лично ими не было проверено. Они приняли на веру слова Берга, а он, скорее всего, просто придумал собственный рекорд.
Кроме прочего, в 1998 году американская Федеральная Торговая Комиссия обвинила Берга в том, что его маркетинговые приёмы, результатом которых являлись продажи продуктов по скорочтению, были «некорректными» и «вводящими других в заблуждение». Результатом стал запрет на рекламу собственных продуктов Берга, которые были представлены им в качестве «системы, дающей возможность каждому (детям, взрослым и людям с ограниченными возможностями) освоить навык скорочтения от восьмисот слов в минуту».
Скорочтение – это хорошо или плохо
Естественно, в процессе чтения с большой скоростью мы, как правило, аналогично скользим взглядом по тексту, периодически останавливаясь на нескольких словах или символах. Однако техники, применяемые для скорочтения, отличаются от тех, которые используются при стандартном чтении. Самыми известными считаются следующие техники: слежение за текстом, поверхностное чтение, быстрое последовательное визуальное предъявление и несколько прочих.
Слежение за текстом является одной из давних методик, направленных на ускорение чтения. Проще всего использовать указатель в виде пальца или линейки, который следует водить по тексту (это походит на процесс обучения ребёнка чтению). Усложнённый вариант этой техники подразумевает необходимость выявлять особые ключевые слова, и это (по мнению сторонников данного метода) дополнительно увеличивает скорость чтения.
Быстрое последовательное визуальное предъявление представляет собой способ, наиболее часто используемый в новейших системах обучения, нежели остальные методы. Смысл в поочерёдном появлении слов на экране устройства. В процессе обучения скорость появления слов на экране увеличивается (наиболее популярная технология, обучающая по этой методике скорочтения – Spritz).
Суть поверхностного чтения в том, чтобы «просматривать» текст глазами, эта техника позволяет разделить его на самые важные составляющие (главные мысли и ключевые слова), а также избавиться от лишнего и дописать текст, видя лишь его часть. О данной методике ускорения чтения спорят чаще всего.
Однако, по мнению других авторов, все техники по увеличению скорости чтения тем или иным образом используют поверхностное чтение и избавление от ненужной информации:
- Посмотреть текст совсем не означает его прочитать. Если просматриваемый вами текст в прошлом не был прочитан, вы не получите огромное количество ценной информации. На курсах скорочтения обучают просматривать текст, а не читать его.
- Скорочтение не является самим чтением (как бы это ни звучало).
Заключения Кита Рейнера не безосновательны: научная работа, где они размещены, названа им «Как двигаются глаза в процессе чтения и при усвоении информации: итоги двадцати лет исследований». Психолингвист в своей работе показывает, что количество людей, читающих с той же скоростью, как студенты колледжа (предполагается, что у человека есть базовое образование и он читает не по слогам) – около 200–400 слов в минуту, равно 95 % (повторим, что средняя скорость чтения составляет при этом около трёхсот слов в минуту).
Рональд Карвер, написавший книгу «Причины высоких и низких достижений в чтении», изданную в 1990 году, являлся профессором психологии и педагогики в Университете Миссури и параллельно интенсивно изучал исследования процесса скорочтения. Он детально ознакомился с разного рода методиками ускоренного чтения и провел некоторые свои опыты. Например, он набрал команду из 16 рекордсменов скорочтения, чтобы провести тестирование. В составе были те, кто выигрывал конкурсы по быстрому чтению, и профи, работа которых заключалась в чтении огромного количества текстов.
Профессор попросил испытуемых прочитать кусочки текста из журналов «Ридерз дайджест». Оказалось, что никто из участников тестирования не способен был читать написанное быстрее шестисот слов в минуту, при этом верно (от 75 %) понимая текст. Конечно, это в 2 раза шустрее обычного чтения, однако здесь и речи быть не может о десятках тысяч слов в течение одной минуты.
А что если Карвер выбрал чересчур мало желающих пройти тестирование? Либо же им не хватало навыка скорочтения – разумеется, не любой способен установить мировой рекорд. Подобного рода сомнения имеют под собой разумную почву, но всё же проведённый опыт позволил понять, что следует не принимать слепо на веру «высочайшие результаты» отрасли, существовавшей уже несколько десятков лет до проведения теста.
4 методики развития навыка скорочтения
Выше были перечислены причины, замедляющие чтение. Они и наведут на мысли о том, как ускорить чтение без потери понимания его основного смысла. Пробежать наспех текст глазами, но без понимания его содержимого абсолютно бесполезно, да и основная масса техник для развития скорочтения нацелена на понимание как ребёнком, так и взрослым сути материала на 50 – 75 %.
Сдерживание субвокализации
Если ребёнок привык произносить написанное в мыслях, то его скорость чтения про себя будет такой же, как и в случае проговаривания текста голосом. Одним из хороших методов для избавления от субвокализации считается ритм Жинкина. Он представляет собой небольшое ритмичное музыкальное произведение, разработанное психологом Николаем Жинкиным в процессе изучения внутренней речи человека.
Подобный способом у человека блокируется речедвигательный канал, а ещё не получается мысленно произносить написанное. Мозг начинает воспринимать информацию визуально – обрабатывать то, что приходит в виде картинки, без субвокализации.
Данную технологию скорочтения можно применять как детям, так и взрослым. Совсем не обязательно понимать в нотах, достаточно загрузить на устройство ритм Жинкина, и ребёнок с лёгкостью запомнит его в течение нескольких минут. Не волнуйтесь: ему не нужно будет постоянно стучать по столу карандашом или рукой. Хватит и двадцати часов работы для переключения мозга, чтобы он начал воспринимать написанное без субвокализации.
Читайте также!
Развитие периферического зрения
Зона центрального зрения довольно небольшая, а потому мы не можем охватывать взглядом полный текст: как всю страницу, так и одну строку. Но это поправимо благодаря тренировкам периферического зрения. Для увеличения «видимой площади» информации потребуются клиновидные таблицы. Их применение является одной из методик ускоренного чтения, помогающих и детям, и взрослым.
Каким же образом пользуются таблицей для развития скорочтения? Обратитесь к ребёнку с просьбой прочитать цифры, написанные по бокам, смотря исключительно на столбец, расположенный в центре таблицы. Следует передвигаться глазами по таблице в направлении от верха до низа, стараясь не бегать взглядом влево и вправо, при этом продолжая смотреть в центр.
Подобного вида тренажёры для детей предназначаются для увеличения зрительной зоны как по горизонтали, так и по вертикали. Для расширения угла обзора внизу и вверху следует использовать следующую таблицу, стараясь концентрировать взгляд на строчке по центру.
Если же цифры не вызывают особых проблем, стоит переключиться на слоги. Читать одновременно по два символа с обеих сторон ребёнку станет труднее. Однако учитывая, что слоги имеют свойство образовывать слова, мозг начинает догадываться о том, чего не достаёт.
Для чего это необходимо? Из-за привычки пользоваться одним лишь центральным зрением ребёнок может читать написанное, акцентируя внимание на каждом слове. Так, для понимания сути текста «Весной трава зеленее», ему требуется сначала вообразить весну, после чего прочесть о траве и уже в конце представить зелёный цвет.
Результатом понимания данного предложения становится последовательная смена трёх визуальных образов, которые впоследствии соединяются в один. А если же у ребёнка появится возможность увидеть полностью всё предложение, его мозг мгновенно представит образ зелёной травы весной, что в итоге заметно повысит скорость чтения.
Метод фоточтения
Указанный метод чтения стал так именоваться из-за того, что человек, который читает, как будто «фотографирует» глазами текст на странице, стремясь понять смысл написанного. Этот способ хорошо использовать в случае, когда требуется найти нужную информацию среди огромного количества текстов по знакомой теме. Документы и научные материалы на плохо известные темы подобным образом лучше не читать – можно не увидеть нечто важное.
Как же пользоваться методом фоточтения:
- окиньте взглядом структуру написанного – остановитесь на содержании и подзаголовках, создавая целостное представление о тексте;
- направляйте взор на текстовые группы, части и списки, расположенные на каждой странице, обращая внимание на ключевые фразы;
- окончив чтение и поняв смысл текста, вернитесь к самому важному для его более тщательного изучения.
На ключевые фразы основной массы изданий и статей приходится до 20 % от всей информации. Если сконцентрироваться на этих фразах, получится и ускорить чтение, и понять, как же можно структурировать материал.
Метод диагонального чтения
Этот способ зачастую используют те, кто сам догадался, как обучиться ускоренному чтению. Как утверждают, именно им пользовались Владимир Ленин, Теодор Рузвельт и Джон Кеннеди, для того чтобы прочитать большое количество книг. Чтение «по диагонали» в целом напоминает фотографическое чтение, однако здесь дополнительно задействуется периферическое зрение.
Как следует пользоваться методом диагонального чтения:
- мысленно по странице проведите полосу от верхнего левого угла до нижнего правого;
- скользите взглядом по получившейся диагонали, стремясь разом увидеть насколько это возможно больше слов;
- не концентрируйтесь на определённых словах, смотрите на общий образ текста;
- останавливайтесь на ключевых фразах и перескакивайте обороты, не содержащие главных мыслей;
- не возвращайтесь к отдельным текстовым блокам до ознакомления с полным материалом.
Данная методика, равно как и предыдущая, хороша в основном для тех текстов, тематика которых вам знакома. При этом её сложно использовать для обучения скорочтению детей, поскольку ребёнок, скорее всего, не поймёт основной смысл прочитанного по обособленным фразам.
3 упражнения для скорочтения
- Чтение в обратном порядке
Это занятие помогает развивать концентрацию внимания на написанном. Происходит следующим образом: вами выбирается какой-нибудь информационный материал, после чего вы приступаете к его чтению с конца.
Пример:
- Данное предложение улучшит вашу концентрацию.
Становится:
- Юицартнецнок ушав тишчулу еинежолдерп еоннад.
Напоминает древнее заклятие, однако дело здесь не в магии. При обратном чтении вы в полной мере сосредоточены на тексте, и в случае, если вам придётся отвлечься, это будет очень ощутимо. Другое преимущество данного упражнения – его общедоступность: этот вид чтения можно использовать и за обедом, и в транспорте, и в любое свободное время. П
Прочитайте материал, в обычном режиме, а потом в обратном порядке. Почувствуйте, как меняется процесс чтения: его скорость, концентрация вашего внимания и осмысление написанного. Самое важное, чему можно научиться из данной методики скорочтения – перестать отвлекаться и вникать в содержимое текста.
- RSVP
Другим методом для тренировки скорочтения считается «быстрое последовательное визуальное предъявление». Особые приложения показывают слова ускоренно, с чётким выравниванием и соблюдением ритма, так материал лучше запоминается, и процесс чтения происходит быстрее.
Подобная техника позволяет останавливаться персонально на каждом слове, не читать написанное снова и снова, не прокручивать его назад, а также не оставляет возможности для субвокализации. Требуется лишь осмысливать прочитанное. И если вам не удастся развить свой навык ускоренного чтения, то вы всё же в случае необходимости сможете довольно быстро «проглотить» часть текста.
- Записи на полях
Смысл метода в том, чтобы в процессе чтения книг, журналов и прочих материалов выделять карандашом основную мысль в каждом тексте и на полях делать записи. Сначала кажется, что это упражнение снижает интенсивность процесса, но, как показывает практика, оно является одним из наиболее полезных способов чтения. Привыкая к записям на полях, вы научитесь организовывать текст в структуру и оперативно осмысливать его всего по нескольким строкам.
Такой способ чтения использовался большим количеством известных лиц. Как пример, записи на полях книг, которые читал Вольтер, были изданы отдельным сборником. Несомненно, ребёнку это сделать будет чересчур сложно, взрослым же данный навык однозначно пригодится.
Онлайн-ресурсы для тренировки скорочтения
Узнать, как оперативно читать тексты, не теряя их основной сути, позволят онлайн-тренажёры по скорочтению, их достаточно легко отыскать в Интернете. Некоторые из них универсальные, а другие предоставляют возможность упражняться на разного рода уровнях сложности и следить за ростом своих показателей. Такие тренажёры хороши тем, что помогают совершенствовать свои способности и взрослому человеку, и ребёнку в любых местах: на школьных переменах, в очереди к врачу или же в пути.
Ниже перечислены сайты, где есть онлайн-тренажёры (без оплаты) для обучения ускоренному чтению взрослых и детей:
- readster.club – интересный сайт, с помощью которого можно мониторить свою скорость чтения, менять её темп, а рост показателей отслеживать на графике;
- chtenie.net – тренажёр, имеющий восемнадцать уровней сложности и пять скоростей;
- skorochtenie.online – онлайн-счётчик скорости чтения текста и его восприятия;
- booksite.ru – другой тест в режиме онлайн, позволяющий измерить исключительно скорость чтения;
- cepia.ru – упражнения с таблицами Шульте и Горбова-Шульте, а также прочие тренажёры.
5 упражнений на скорочтение для детей
Ниже можно увидеть 5 упражнений, которые помогают детям ускорить процесс чтения. Они отличаются от диагонального чтения и прочих технологий для взрослых людей тем, что могут быть использованы даже для ребёнка, который буквально недавно научился читать. В нашей ситуации мы ставим цель – рост не столько быстроты, а сколько продуктивности процесса чтения и навыка концентрации на важном.
Наиболее известные упражнения:
- «Следи за строкой в тексте»
При чтении ребёнку нужно водить карандашом или пальцем по каждой строке, обращая внимание на направление своих глаз. Такие действия позволяют избавиться от возвратных движений глаз, не путаться со строкой и не возвращаться к ранее прочитанному.
- «Выйди из лабиринта»
Детям нравятся задания, где необходимо выбраться из сложного лабиринта. Попросите ребёнка пройти ещё один лабиринт и выбрать дорогу, не прибегая к помощи рук, только зрительно. Данное упражнение позволяет тренировать навык концентрации внимания в течение продолжительного времени, не отвлекаясь от главного.
- Методика «Уборка урожая»
Павел Палагин предложил использовать эту технологию ускоренного чтения для детей. Она позволяет осмыслить прочитанное и перенести информацию из оперативной памяти в долговременную. В чём заключается методика: ребёнку каждый раз после прочтения одного из смысловых кусков необходимо остановиться, отвернутся от страницы и визуализировать текст схематично либо в виде картинки. Затем он сжато пересказывает то, о чём прочитал, и так идёт дальше по тексту.
Читайте также!
- «Непокорная книжка»
Здесь требуется читать тексты, расположенные по разным сторонам от ребёнка. Ему же следует рассказать, что и книжки порой проказничают и не желают тихо отдыхать. Данного типа техники нередко задействованы в сфере онлайн-обучения ускоренному чтению, однако их также удобно использовать и в домашней обстановке.
- «Найди слово»
Данное упражнение – одно из простейших, оно развивает внимательность и способность находить в тексте важное. Ребёнка может заинтересовать игра: найди на странице в книге конкретное слово и посчитай, какое количество раз оно написано.
Если вы настойчивы и имеете хорошую самодисциплину, то вполне можете попытаться сами освоить быстрое чтение, используя при этом разного рода упражнения, познавательные видео и литературу. Если не выйдет – окончите курс.