В статье рассказывается:
- Причины отсутствия мотивации к обучению у сотрудников
- 5 способов мотивировать сотрудников учиться
- Советы по повышению мотивации сотрудников к учебе
- Ошибки мотивации сотрудников к обучению
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Каждый руководитель не раз задавал себе вопрос — как мотивировать сотрудников учиться? Казалось бы, что тяга к самообразованию – вещь исключительно полезная, и каждый работник должен ей обладать, ведь таким образом он увеличивает свою ценность как специалиста. Однако на деле все гораздо сложнее.
Истинные причины нежелания учиться могут быть личного характера и появиться из-за действий компании. В нашей статье мы расскажем, как создать здоровую среду, в которой будет мотивация к обучению у персонала, разберем причины, снижающие ее, и поговорим об ошибках, которые оказывают обратное влияние на людей.
Причины отсутствия мотивации к обучению у сотрудников
Процесс стимулирования работников к обучению имеет двусторонний характер. Его составляющими выступают как внутренняя направленность специалиста на самостоятельное освоение новых навыков и расширение своих знаний, так и понимание руководителей и должностных лиц, ответственных за повышение квалификации, как мотивировать сотрудников учиться. Необходимо найти правильные методы, побуждающие работников к таким действиям.
Сталкиваясь с ситуациями, когда в трудовом коллективе нет интереса к повышению уровня своих знаний и применению их на практике, необходимо провести анализ внутренних мотивов каждого специалиста. Отсутствие такой мотивации может быть обусловлено тем, что сотрудник:
- Не уверен в достижении нужного результата путем обучения.
- Считает бессмысленным предложенный вариант личного развития.
- Испытывает страх в связи с возможными новыми должностными обязанностями.
- Не имеет целостной картинки по всем производственным процессам, а, главное, не осознает ценности своего вклада в развитие компании.
- Уверен, что и так все знает о своей работе.
Самоуверенному специалисту, который считает, что все и так досконально знает предложите пройти квалификационный тест. Затем обсудите вместе с ним допущенные ошибки, чтобы показать, где у него слабые места. Понимание недостаточности имеющегося багажа знаний способствует появлению интереса к обучению. Если же сотрудник сдаст тест на отлично, его можно в качестве эксперта привлекать к разработке обучающих программ.
В решении вопроса, как мотивировать сотрудников учиться, основным условием является наличие у них внутренней мотивированности. Специалист, который не сопоставляет свою работу со своими потребностями, будет только тормозить весь процесс. Внешняя мотивация только усиливает внутреннюю и позволяет получить дополнительный эффект.
5 способов мотивировать сотрудников учиться
Включить обучение в индивидуальные планы развития
При наличии понятной и открытой системы карьерного роста на предприятии мотивация сотрудников существенно возрастает. Параллельно с включением в план личного развития работников обучающей программы, необходимо сформировать понимание существующих ожиданий в отношении его у компании, а также продемонстрировать, как зависит возможность служебного продвижения от полученных знаний. Такой подход дает специалисту ответы на ряд волнующих вопросов в отношении своего профессионального будущего.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Здесь стоит принять во внимание тот факт, что перспективы карьерного продвижения существуют не на каждой должности. Кроме того, не всех сотрудников можно мотивировать учиться для профессионального роста. Некоторые сотрудники вполне комфортно чувствуют на своем рабочем месте и больше ценят стабильность. В связи с этими факторами, следует составлять программы персонального развития исключительно для тех работников, которые имеют соответствующий потенциал и заинтересованы в развитии компании.
Учеба должна стать элементом корпоративной культуры
Часто проблемы с решением вопроса, как мотивировать сотрудников учиться, обусловлены тем, что далеко не каждый член трудового коллектива понимает важность обучения. Работники с воодушевлением будут оказывать поддержку этому процессу, если он входит в перечень основных ценностей предприятия. Для этого следует обеспечить доступность получения навыков и обмена знаниями: формировать корпоративные библиотеки и «университеты», создать онлайн ресурс с обучающими видео материалами.
Скачать файлВозможно, на некоторых предприятиях уже присутствуют какие-либо из описанных выше элементов обучения, но стоит учитывать тот факт, что все по-разному воспринимают информацию. Для некоторых сотрудников более важным является личное общение, в ходе которого можно задавать вопросы и получать обратную связь. Другим больше подходят варианты с вебинарами, чтением книг, прослушиванием аудиофайлов по дороге на работу. Выяснить предпочтения сотрудников по способу получения знаний можно в ходе специального опроса.
Это нормальные явления. Следует фокусировать внимание именно на заинтересованных сотрудниках. Со временем к процессу обучения будут присоединяться и остальные члены трудового коллектива.
Предоставить время для учебы
Часто отсутствие мотивации к учебе работники пытаются обосновать отсутствием времени. Конечно, при наличии плотного рабочего графика, в условиях постоянных цейтнотов при решении производственных задач его найти невозможно. Важно, перед тем, как мотивировать сотрудников учиться, выясните, есть ли у них временные ресурсы для этого.
Вначале продвижения обучающих процессов следует получить информацию по загруженности специалистов. Другими словами, до того, как вы решили мотивировать сотрудников учиться нужно получить обратную связь от них и от их руководителей. В результате вы сможете разобраться, сколько времени специалисты компании могут уделять этому процессу, что поможет подобрать оптимальный формат обучения.
на курсы от GeekBrains до 05 января
Кроме того, руководители отделов могут осуществить перераспределение нагрузки внутри своих команд таким образом, чтобы у всех были возможности для получения новых знаний, а в первую очередь у тех, кто в этом заинтересован.
Обеспечить выгоду обучения для работников
Многим работникам важно, кроме получения новых знаний иметь и документы, подтверждающие квалификацию: сертификаты и дипломы. Этот момент стоит учесть при выборе компаний, занимающихся обучением. Иногда, перспектива получения «корочки» может сильнее мотивировать работников к учебе, чем усвоение новых знаний.
К примеру, можно ввести внутреннюю корпоративную валюту, которая насчитывается за получение определенных квалификационных знаний и направить ее на приобретение ценных подарков.
Признание профессионализма коллег
Не все руководители понимают, что некоторые работники не придают особой ценности своим компетенциям, хотя их навыки были бы очень полезны для коллег. Такие специалисты могут отказываться от учебы, из-за боязни, что их уличат в некомпетентности, либо, коучи создадут сложности в дальнейшем карьерном продвижении.
В таких случаях на первом этапе следует предпринять меры, направленные на повышение ценности таких специалистов и признание уровня их компетентности. К примеру, можно поручить им работу над обучающей презентацией или провести корпоративное мероприятие, в ходе которого такие работники могли поделиться с рабочим коллективом своими «секретами», позволяющими качественно выполнять производственные задачи.
Это будет, своего рода, демонстрацией того, что специалиста высоко оценивает руководство и все сотрудники, а, значит, его уверенность в своих силах будет расти.
Советы по повышению мотивации у сотрудников к учебе
- Нужная информация в правильном месте
Даже самое актуальное обучение может быть провальным, если неправильно выбраны его формат и место проведения. К примеру, работники много времени проводят за ПК, а вы заставляете их читать обучающие книги или организовали очные занятия. Либо, наоборот, не стоит выбирать вариант учебы с использованием компьютера для работников, чья деятельность связана с разъездами и использованием смартфонов.
Чтобы эффективно мотивировать сотрудников учиться, следует внедрять обучающие программы, адаптированные для различных устройств. В некоторых случаях стоит рассмотреть варианты со смешанным форматом, при которых некоторые элементы программы подаются в виде микролернинга, часть в видео формате и очно. Окончательный выбор определяется исходя из специализации предприятия и поставленных задач.
- Мнение сотрудников
Для понимания, как мотивировать сотрудников учиться, следует выяснить у персонала, какие навыки они хотят получить, уточнить наиболее подходящие способы организации учебного процесса, подобрать технические средства. Принимая во внимание мнение работников, можно обеспечить высокую эффективность обучения. Кроме того, это будет демонстрацией внимательного отношения со стороны руководства. Такой подход повышает вероятность более серьезного отношения сотрудников к получению новых знаний.
В ходе разработки программ обучение нужно учитывать мнение работников разного уровня из всех отделов предприятия. Запрашивайте обратную связь и по результатам учебы. Это важно с точки зрения непрерывного совершенствования системы квалификационной подготовки.
- Награды
Безусловно, перспективные цели и возможные выгоды – важные моменты в контексте того, как мотивировать сотрудников учиться. Но часто для того, чтобы укрепить стремление к саморазвитию необходимо применить что-либо, что работник может получить уже сейчас. К примеру, премию за хорошие результаты, небольшие подарки, билеты на культурные мероприятия, грамоты и т.д. Как вариант, можно заключить договор с ближайшим кафе или рестораном по организации питания участников курсов, тренингов.
Применяя метод наград, не забывайте информировать о важности и положительном влиянии обучения, так как часть персонала может считать, что премия не так важна, как долгосрочная карьерная перспектива.
Читайте также!
- Полезность и срочность
Этапы карьерного развития у разных представителей трудового коллектива могут сильно отличаться. Для части работников мотивация, связанная с перспективами продвижения, пока еще не выглядит достаточно привлекательной. Для них важнее понимать, как полученные знания и умения могут быть полезными уже сейчас. Нужно использовать этот момент.
К примеру, кассиру следует объяснить, что, научившись проводить операции возврата, он сможет делать их самостоятельно без вызова менеджера. Внедрение таких моментов позволяет сделать очевидной пользу от учебы.
В качестве весомых аргументов можно продемонстрировать отзывы коллег по работе, которые прошли тренинг. Некоторые специалисты недостаточно осознают собственные потребности. Им следует помогать в этом. К примеру, работники службы поддержки могут понять, как упростится их работа с новыми навыками, если получат соответствующую информацию от своих коллег.
- Гибкость
В наше время многим специалистам важно иметь постоянный доступ к полезной информации на разных устройствах. Решить этот вопрос помогает «вытягивающая» модель обучения (pull learning). Она является альтернативой «толкающей» методике (push learning), использовавшейся предприятиями ранее. Pull learning – хорошее решение, обеспечивающее постоянный доступ к знаниям и удобную скорость обучения. Эта модель решает проблему нехватки времени у персонала и не привязывает работников к строгому графику тренингов.
- Выбор и ответственность
Следует поощрять инициативу работников, желающих участвовать в управлении обучающим процессом, регулировать численность и время проведения тренингов, определять их порядок. При таком варианте сотрудники будут расценивать учебу, как собственный выбор, что очень полезно для получения надлежащего эффекта. Подобный подход значительно эффективнее традиционных методов, при которых обучение воспринимается не как потенциальная возможность реализации перспективных целей, а как обязательная нагрузка.
- Соответствие ожиданиям
Сформировать ценность обучения можно, если этот процесс становится катализатором улучшений. На этом принципе работодатели и создатели учебных программ должны и выстраивать учебные программы.
Ошибки мотивации сотрудников к обучению
- Штрафы
Не стоит обманывать себя мыслями о лояльности к работодателям тех сотрудников, которые были оштрафованы. Они не станут стремиться к успехам в учебе. Здесь скорее возможна обратная реакция. Из-за штрафных санкций перспективные специалисты могут задуматься об увольнении из компании.
Напомним, что согласно нормам трудового законодательства запрещается наложение штрафов на работников предприятия. Такая мера не предусматривается в Трудовом Кодексе.
- Выговоры и наказания
В контексте проблематики, как мотивировать сотрудников учиться, можно с уверенностью говорить, что даже небольшое поощрение будет работать лучше, чем пресловутый кнут. Пытаясь апеллировать к чувству вины работника или принуждая к обучению под страхом увольнения, добиться желаемого невозможно.
Если сотрудники относятся к учебе не как к возможности повысить квалификацию и продвинуться по служебной лестнице, а как к «обязаловке», то они не будут максимально отдаваться этому процессу. Вероятно, они просто сделают видимость, что стремятся получить новые знания, чтобы не получить выговор от руководителя.
Читайте также!
- Материальные факторы, неподкрепленные стимулами нематериального характера
Невероятно, но факт: в настоящее время премирование и другие материальные бонусы, ранее считавшиеся лучшим инструментом для решения задачи, как мотивировать сотрудников учиться, не являются настолько эффективными, как считают некоторые руководители. Это подтверждает опрос, который был организован экспертами HR-проекта HeadHunter.
Полученные данные говорят, что лишь 14 % опрошенных сотрудников разных предприятий отмечают ключевую роль материальных поощрений в разрезе профессионального обучения. При этом, параллельное применение инструментов материального и нематериального стимулирования считают эффективным 26 % участников анкетирования. Зато 61 % опрошенных на первое место поставили личную мотивацию. Такие результаты опроса дают пищу для размышлений.
Если работники будут видеть свою полезность предприятию, то смогут понять, что возможность повышать свою квалификацию – это проявление заботы руководителя, а значит и их мотивация будет более высокой.