Только до 23.03
Онлайн-интенсив «Путь в ИТ»
Узнай всё о современных профессиях
Участвовать бесплатно
кнопка закрыть
Иконка пути Иконка
ГлавнаяБлогВыбор метода обучения: как эффективно осваивать новые знания
Выбор метода обучения
06.02.2023
2 914
Время чтения: 14 минут

Выбор метода обучения: как эффективно осваивать новые знания

06.02.2023
2 914
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

Почему это важно? Активно учиться, осваивать новые знания, получать профессии – это то, к чему должен стремиться каждый человек, чтобы оставаться конкурентноспособным на рынке труда. Однако учиться можно по-разному. Как выбрать наиболее эффективный метод обучения?

Как сделать выбор? Стоит изучить практику преподавания, понять, какие методы сегодня пользуются популярностью, вникнуть в суть процесса обучения. При выборе стоит отталкиваться от оптимальности, своих возрастных и психологических особенностей.

В статье рассказывается:
  1. Суть метода обучения
  2. Требования к методам обучения
  3. 8 современных методов обучения
  4. Критерии выбора метода обучения
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Суть метода обучения

Педагоги дают несколько определений понятию «методы обучения». К примеру, с точки зрения представителя советской педагогической школы Юрия Бабанского метод обучения — это способ упорядоченного взаимодействия преподавателя и студента, выполняющий образовательную, воспитательную и общеразвивающую функцию в процессе обучения. Другой отечественный педагог Исаак Лернер в своей публикации «Дидактические основы методов обучения» дал примерно такое определение:

Метод обучения представляет собой систему последовательных действий преподавателя для организации познавательной и практической деятельности обучаемого, которая способствует усвоению учеником материала, благодаря чему достигаются цели всего обучения.

Суть метода обучения
Суть метода обучения

Могут быть разные формулировки этого определения, отличающиеся деталями, однако суть термина остается неизменной. Метод обучения — это всегда организованная работа учителя и ученика, направленная на достижение образовательных целей.

В процессе выбора методов и приемов обучения можно встретить понятия «прием», «метод», «методика» и «методология». Все они обозначают примерно одно и то же, но некоторыми принципиальными моментами различаются. Покажем это в таблице.

Прием Является частью метода в рамках конкретного действия учителя или обучаемого.
Метод Формируется из группы приемов, применяемых учителем. К примеру, семинар — это метод обучения, а вызов студента к доске — прием, в числе прочих составляющий этот метод. Одинаковые приемы могут формировать разные методы обучения.
Методика Отличается от метода наличием конкретной программы, построенной на определенной теоретической базе. Встречаются авторские методики.
Методология Объединяет в себе все три рассмотренных уровня обучения, формируя из них единую систему.

Основная проблема выбора метода обучения состоит в изменчивости существующих сегодня методов, вызванной тесной связью с технологическим и социокультурным контекстами. Так, на заре человечества юные члены первобытного общества обучались у старших, подражая им. Так люди учились охотиться, добывать еду и т. д. С появлением языковых средств общения стало возможно передавать знания потомкам с помощью устной речи.

Появление письменности и, в дальнейшем, книгопечатания открыло возможность обучения с использованием книг. Наконец, появившиеся позже компьютеры и интернет также добавили людям больше способов учить и обучаться.

С ранних времен философы были озабочены выбором методов и средств обучения, наиболее эффективно приводящих к результату. Сократ, в частности, изобрел эвристический метод, предполагающий не столько передачу знаний от учителя к ученику, сколько помощь в познании этих знаний самим учеником через особым образом построенное общение.

А известный философ-гуманист 16 века Мишель Монтень придерживался индивидуального подхода к обучению, поощряя любопытство учеников и их желание самостоятельно познавать мир.

Требования к методам обучения

Современные методы базируются на соблюдении двух главных принципов:

  • Содействие активному усвоению учениками знаний и навыков
  • Обеспечение понимания изучаемого материала

Эти требования тесно связаны друг с другом. С одной стороны, обучаемые не смогут быть активными, не понимая того материала, который они пытаются усвоить. С другой — понимание передаваемых знаний подразумевает под собой активное включение в образовательный процесс.

Факторы, определяющие выбор методов обучения, а также перечисленные требования, играют ключевую роль не только в образовании, но и в воспитании учащихся, в развитии их познавательных качеств.

Первый принцип основывается на объективном законе образовательного процесса, который гласит: ученики должны быть активными в процессе изучения передаваемых им знаний.

Уровень активности и ее характер могут различаться. Но полная пассивность ученика сделает процесс обучения невыполнимым. Выбор и применение методов обучения не приведут к результату, если человек сам не пожелает обучаться и активно принимать в этом процессе участие. Получение знаний тесно связано с познавательной способностью ученика, лишь частично управляемой учителем. Иными словами, педагог руководит процессом обучения, но результат этого процесса зависит от активности обучаемого.

Что касается второго принципа, он очень важен для усвоения преподаваемого материала, для качества запоминания и для умения ученика впоследствии применять полученные знания на практике. Благодаря глубокому пониманию учебного материала учащийся развивает в себе познавательные качества. Это благотворно влияет и на уровень воспитания ученика.

Рассматривая понимание человеком учебного материала в качестве фактора выбора методов обучения, следует учесть, что это весьма долгий процесс. Поэтому педагоги сначала дают ученикам основные понятия в рамках учебного курса. Затем, по мере усвоения, учащиеся постигают наиболее важные аспекты изучаемой темы. Если ученики могут самостоятельно выделить и описать отличительные особенности этой темы, преподаватель создает условия для более глубокого понимания материала.

Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 20081 pdf иконка

Таковыми условиями являются задания, по результату выполнения которых учениками выявляются и усваиваются глубинные связи между факторами и положениями. Сразу после выбора оптимальных методов обучения и внедрения их преподавателем данные взаимосвязи еще неочевидны, а значит и не могут быть усвоены на должном уровне.

8 современных методов обучения

Проведение тренингов

Под тренингами понимаются групповые занятия, направленные на передачу студентам практических навыков. Теоретический материал при этом составляет всего 10-20%. В остальное время участники тренинга активно взаимодействуют друг с другом, применяя знания на практике. Зачастую в таком формате проводятся лекции в различных учебных центрах.

Проведение тренингов
Проведение тренингов

С помощью проведения тренингов разбираются возникшие проблемы, формируется благоприятный психологический климат. Это один из самых эффективных способов адаптировать учеников к образовательному процессу.

Проектный метод

В данном случае обучаемые самостоятельно ставят перед собой цели и формируют пути их достижения. Условие выбора метода обучения — способность учеников к поиску, отбору, обобщению и анализу данных. Роль преподавателя состоит в помощи учащимся, в своевременном консультировании по возникшим вопросам.

Проектный метод решает следующие задачи:

  • Подготовка учеников к самостоятельной постановке цели и к ее достижению
  • Развитие навыков работы с информацией
  • Развитие навыков применения на практике полученных знаний
  • Наработка опыта исследовательской работы и правильной презентации результата

При выборе системы и методов обучения учитываются индивидуальный и групповой форматы. Второй вариант дополнительно способствует развитию навыков коммуникации.

Кейс-метод

Здесь обучение строится на анализе реальных примеров изучаемого предмета или явления. Аудитория учится правильно использовать теоретический материал на практике, соотнося факты с теорией, аргументируя выбранную позицию. Каждый рассматриваемый кейс решается путем анализа ситуации и нахождения оптимального решения.

Особенность выбора метода обучения «кейс-стади» состоит в том, что преподаватель должен быть квалифицированным в изучаемом направлении, а студенты — обладать достаточной компетенцией в этой же области.

Наставничество

Иначе называется коучингом, направлено прежде всего на достижение четких поставленных целей. При этом в роли наставника (коуча) может выступать как преподаватель, так и ученик более компетентный в рассматриваемой сфере.

Мозговой штурм

В процессе брэйнсторма участники коллективно обсуждают поставленную задачу, свободно предлагая собственные идеи. Роль преподавателя состоит в постановке главной цели, а также в доходчивом объяснении правил. Далее каждый участник мозгового штурма фиксирует возникшую у него мысль и впоследствии выносит ее на совместное обсуждение.

Мозговой штурм
Мозговой штурм

Данный метод способствует:

  • проявлению искреннего интереса учащихся к обсуждаемым проблемам;
  • плавному перетеканию теоретических знаний в практические навыки;
  • быстрому усвоению учебного материала;
  • получению творческого опыта;
  • развитию у обучаемых умения слушать и слышать;
  • развитию умения решать нестандартные задачи;
  • развитию интеллектуальных способностей;
  • получению студентами навыков общения в коллективе.
Александр Волчек CEO GeekBrains
Александр Волчек CEO GeekBrains
Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Приглашаем вас на бесплатный онлайн-интенсив от Geek Brains.

За 3 часа эксперты подробно разберут каждый шаг новичка в IT, от составления резюме до выхода на зарплату в 200 000 ₽.

Также сразу после бесплатной регистрации на интенсив на вашу почту придут подарки от Geek Brains из закрытой базы:

pdf иконка

Точный инструмент «Колесо компетенций»

Для детального самоанализа по выбору IT-профессии

pdf иконка

Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют

Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый

doc иконка

Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога

Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех

Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.
Только до 23 марта
Осталось 17 мест

Деловая игра

При выборе методов профессионального обучения деловая игра рассматривается как возможность моделировать различные ситуации и явления в рамках изучаемого направления. С помощью данного метода теоретические знания реализуются на практике.

В процессе деловой игры:

  • каждый участник повышает свой уровень компетенции, приобретает нужные знания и навыки;
  • анализируются всевозможные процессы и взаимодействия;
  • внедряются новые методики работы;
  • формируются профессиональные команды (постоянно или на период реализации проекта);
  • снижается процент ошибок, совершаемых на практике;
  • развиваются коммуникационные качества обучающихся.

Интеллектуальная карта

Представляет собой структурную схему, где отображаются центральная задача с расходящимися от нее связанными идеями. Такое наглядное отображение позволяет сразу увидеть множество связей между главной целью и ее составляющими. Интеллект-карта способствует быстрому и осмысленному запоминанию информации, легкому восприятию любых сложных концепций, быстрому придумыванию свежих идей и т. д. С помощью этого метода люди изучают языки, планируют важные дела, запускают новые проекты.

Мифологемы

Смысл данного метода заключается в поиске нестандартных вариантов решения некой проблемы, которая может возникнуть в реальности. В качестве основы мифологемы разрабатывается несуществующий, но максимально реалистичный сценарий. Далее участники этого процесса должны с применением творческого подхода решить данную задачу. Таким образом у людей развивается креативное мышление и одновременно повышается стрессоустойчивость в случае возникновения решаемой проблемы в реальных условиях.

Тем не менее, такой рациональный подход, идеально работающий в теории, в реальности способен дать негативный эффект.

Критерии выбора метода обучения

Существующее сегодня разнообразие всевозможных педагогических методик и приемов порой запутывает начинающих педагогов. В помощь новичкам приведем главные принципы выбора методов обучения.

  • Оптимальность

Любой метод решает конкретный набор задач и поэтому выбирается в соответствии с определенной учебной программой.

  • Возраст учеников и их индивидуальные особенности

В частности, для школьников оптимально подойдет формат деловых игр.

  • Психологические особенности

Так, групповое обучение вырабатывает у людей командные навыки. Также объединение в группы и организация дискуссий внутри этих групп свойственно преподаванию гуманитарных дисциплин.

  • Доказательность

Внедряются прежде всего методики, уже доказавшие на практике свою эффективность.

Поскольку не все методы одинаково эффективны, процесс выбора методов обучения в результате напрямую влияет на качество преподавания учебного материала и на усвоение этого материала аудиторией.

Оцените статью
Рейтинг: 3
( голосов 5 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем! Вы выиграли 4 курса по ИТ профессиям. Чтобы закрепить подарок и получить к нему доступ, заполните информацию в открывшемся окне

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...