Почему это важно? Активно учиться, осваивать новые знания, получать профессии – это то, к чему должен стремиться каждый человек, чтобы оставаться конкурентноспособным на рынке труда. Однако учиться можно по-разному. Как выбрать наиболее эффективный метод обучения?
Как сделать выбор? Стоит изучить практику преподавания, понять, какие методы сегодня пользуются популярностью, вникнуть в суть процесса обучения. При выборе стоит отталкиваться от оптимальности, своих возрастных и психологических особенностей.
В статье рассказывается:
- Суть метода обучения
- Требования к методам обучения
- 8 современных методов обучения
- Критерии выбора метода обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть метода обучения
Педагоги дают несколько определений понятию «методы обучения». К примеру, с точки зрения представителя советской педагогической школы Юрия Бабанского метод обучения — это способ упорядоченного взаимодействия преподавателя и студента, выполняющий образовательную, воспитательную и общеразвивающую функцию в процессе обучения. Другой отечественный педагог Исаак Лернер в своей публикации «Дидактические основы методов обучения» дал примерно такое определение:
Метод обучения представляет собой систему последовательных действий преподавателя для организации познавательной и практической деятельности обучаемого, которая способствует усвоению учеником материала, благодаря чему достигаются цели всего обучения.
Могут быть разные формулировки этого определения, отличающиеся деталями, однако суть термина остается неизменной. Метод обучения — это всегда организованная работа учителя и ученика, направленная на достижение образовательных целей.
В процессе выбора методов и приемов обучения можно встретить понятия «прием», «метод», «методика» и «методология». Все они обозначают примерно одно и то же, но некоторыми принципиальными моментами различаются. Покажем это в таблице.
Прием | Является частью метода в рамках конкретного действия учителя или обучаемого. |
Метод | Формируется из группы приемов, применяемых учителем. К примеру, семинар — это метод обучения, а вызов студента к доске — прием, в числе прочих составляющий этот метод. Одинаковые приемы могут формировать разные методы обучения. |
Методика | Отличается от метода наличием конкретной программы, построенной на определенной теоретической базе. Встречаются авторские методики. |
Методология | Объединяет в себе все три рассмотренных уровня обучения, формируя из них единую систему. |
Основная проблема выбора метода обучения состоит в изменчивости существующих сегодня методов, вызванной тесной связью с технологическим и социокультурным контекстами. Так, на заре человечества юные члены первобытного общества обучались у старших, подражая им. Так люди учились охотиться, добывать еду и т. д. С появлением языковых средств общения стало возможно передавать знания потомкам с помощью устной речи.
С ранних времен философы были озабочены выбором методов и средств обучения, наиболее эффективно приводящих к результату. Сократ, в частности, изобрел эвристический метод, предполагающий не столько передачу знаний от учителя к ученику, сколько помощь в познании этих знаний самим учеником через особым образом построенное общение.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
А известный философ-гуманист 16 века Мишель Монтень придерживался индивидуального подхода к обучению, поощряя любопытство учеников и их желание самостоятельно познавать мир.
Требования к методам обучения
Современные методы базируются на соблюдении двух главных принципов:
- Содействие активному усвоению учениками знаний и навыков
- Обеспечение понимания изучаемого материала
Читайте также!
Эти требования тесно связаны друг с другом. С одной стороны, обучаемые не смогут быть активными, не понимая того материала, который они пытаются усвоить. С другой — понимание передаваемых знаний подразумевает под собой активное включение в образовательный процесс.
Факторы, определяющие выбор методов обучения, а также перечисленные требования, играют ключевую роль не только в образовании, но и в воспитании учащихся, в развитии их познавательных качеств.
Первый принцип основывается на объективном законе образовательного процесса, который гласит: ученики должны быть активными в процессе изучения передаваемых им знаний.
Уровень активности и ее характер могут различаться. Но полная пассивность ученика сделает процесс обучения невыполнимым. Выбор и применение методов обучения не приведут к результату, если человек сам не пожелает обучаться и активно принимать в этом процессе участие. Получение знаний тесно связано с познавательной способностью ученика, лишь частично управляемой учителем. Иными словами, педагог руководит процессом обучения, но результат этого процесса зависит от активности обучаемого.
Рассматривая понимание человеком учебного материала в качестве фактора выбора методов обучения, следует учесть, что это весьма долгий процесс. Поэтому педагоги сначала дают ученикам основные понятия в рамках учебного курса. Затем, по мере усвоения, учащиеся постигают наиболее важные аспекты изучаемой темы. Если ученики могут самостоятельно выделить и описать отличительные особенности этой темы, преподаватель создает условия для более глубокого понимания материала.
Скачать файлТаковыми условиями являются задания, по результату выполнения которых учениками выявляются и усваиваются глубинные связи между факторами и положениями. Сразу после выбора оптимальных методов обучения и внедрения их преподавателем данные взаимосвязи еще неочевидны, а значит и не могут быть усвоены на должном уровне.
8 современных методов обучения
Проведение тренингов
Под тренингами понимаются групповые занятия, направленные на передачу студентам практических навыков. Теоретический материал при этом составляет всего 10-20%. В остальное время участники тренинга активно взаимодействуют друг с другом, применяя знания на практике. Зачастую в таком формате проводятся лекции в различных учебных центрах.
С помощью проведения тренингов разбираются возникшие проблемы, формируется благоприятный психологический климат. Это один из самых эффективных способов адаптировать учеников к образовательному процессу.
Проектный метод
В данном случае обучаемые самостоятельно ставят перед собой цели и формируют пути их достижения. Условие выбора метода обучения — способность учеников к поиску, отбору, обобщению и анализу данных. Роль преподавателя состоит в помощи учащимся, в своевременном консультировании по возникшим вопросам.
Проектный метод решает следующие задачи:
- Подготовка учеников к самостоятельной постановке цели и к ее достижению
- Развитие навыков работы с информацией
- Развитие навыков применения на практике полученных знаний
- Наработка опыта исследовательской работы и правильной презентации результата
При выборе системы и методов обучения учитываются индивидуальный и групповой форматы. Второй вариант дополнительно способствует развитию навыков коммуникации.
Кейс-метод
Здесь обучение строится на анализе реальных примеров изучаемого предмета или явления. Аудитория учится правильно использовать теоретический материал на практике, соотнося факты с теорией, аргументируя выбранную позицию. Каждый рассматриваемый кейс решается путем анализа ситуации и нахождения оптимального решения.
Наставничество
Иначе называется коучингом, направлено прежде всего на достижение четких поставленных целей. При этом в роли наставника (коуча) может выступать как преподаватель, так и ученик более компетентный в рассматриваемой сфере.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Мозговой штурм
В процессе брэйнсторма участники коллективно обсуждают поставленную задачу, свободно предлагая собственные идеи. Роль преподавателя состоит в постановке главной цели, а также в доходчивом объяснении правил. Далее каждый участник мозгового штурма фиксирует возникшую у него мысль и впоследствии выносит ее на совместное обсуждение.
Данный метод способствует:
- проявлению искреннего интереса учащихся к обсуждаемым проблемам;
- плавному перетеканию теоретических знаний в практические навыки;
- быстрому усвоению учебного материала;
- получению творческого опыта;
- развитию у обучаемых умения слушать и слышать;
- развитию умения решать нестандартные задачи;
- развитию интеллектуальных способностей;
- получению студентами навыков общения в коллективе.
Деловая игра
При выборе методов профессионального обучения деловая игра рассматривается как возможность моделировать различные ситуации и явления в рамках изучаемого направления. С помощью данного метода теоретические знания реализуются на практике.
В процессе деловой игры:
- каждый участник повышает свой уровень компетенции, приобретает нужные знания и навыки;
- анализируются всевозможные процессы и взаимодействия;
- внедряются новые методики работы;
- формируются профессиональные команды (постоянно или на период реализации проекта);
- снижается процент ошибок, совершаемых на практике;
- развиваются коммуникационные качества обучающихся.
Читайте также!
Интеллектуальная карта
Представляет собой структурную схему, где отображаются центральная задача с расходящимися от нее связанными идеями. Такое наглядное отображение позволяет сразу увидеть множество связей между главной целью и ее составляющими. Интеллект-карта способствует быстрому и осмысленному запоминанию информации, легкому восприятию любых сложных концепций, быстрому придумыванию свежих идей и т. д. С помощью этого метода люди изучают языки, планируют важные дела, запускают новые проекты.
Мифологемы
Смысл данного метода заключается в поиске нестандартных вариантов решения некой проблемы, которая может возникнуть в реальности. В качестве основы мифологемы разрабатывается несуществующий, но максимально реалистичный сценарий. Далее участники этого процесса должны с применением творческого подхода решить данную задачу. Таким образом у людей развивается креативное мышление и одновременно повышается стрессоустойчивость в случае возникновения решаемой проблемы в реальных условиях.
Критерии выбора метода обучения
Существующее сегодня разнообразие всевозможных педагогических методик и приемов порой запутывает начинающих педагогов. В помощь новичкам приведем главные принципы выбора методов обучения.
- Оптимальность
Любой метод решает конкретный набор задач и поэтому выбирается в соответствии с определенной учебной программой.
- Возраст учеников и их индивидуальные особенности
В частности, для школьников оптимально подойдет формат деловых игр.
- Психологические особенности
Так, групповое обучение вырабатывает у людей командные навыки. Также объединение в группы и организация дискуссий внутри этих групп свойственно преподаванию гуманитарных дисциплин.
- Доказательность
Внедряются прежде всего методики, уже доказавшие на практике свою эффективность.
Поскольку не все методы одинаково эффективны, процесс выбора методов обучения в результате напрямую влияет на качество преподавания учебного материала и на усвоение этого материала аудиторией.