Только до 28.11
Вечерний «Путь в ИТ» с Иваном Ургантом
Кнопка закрыть топ-бар
ГлавнаяБлогЦветовые модели: устройство, виды, сферы применения
Перенос макета из Figma в Tilda
28.07.2022
1 977
Время чтения: 16 минут

Цветовые модели: устройство, виды, сферы применения

28.07.2022
1 977
Время чтения: 16 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:
В статье рассказывается:   
  1. Суть цветовой модели
  2. Эталонная цветовая модель
  3. Наиболее популярные цветовые модели
  4. Преобразование цветовых моделей
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Цветовая модель – это инструмент, позволяющий точно передать необходимый цвет. Это востребовано в дизайне, архитектуре, печати и в других сферах, где приходится работать с цветами и оттенками. Просто передать цвет на глаз невозможно, поэтому цветовая модель обладает объективными параметрами.

Однако даже в таких условиях не все просто, и не всегда можно получить точное совпадение. В нашей статье мы расскажем, из чего состоит цветовая модель, какие виды этого инструмента наиболее популярны, и как можно перевести цвета из одной модели в другую.

Суть цветовой модели

Цвет выступает одним из показателей восприятия человеком излучения света. Когда-то ученые считали, что самым простым является белый свет. Однако впоследствии выяснили, что это совсем не так. Исаак Ньютон опроверг эту теорию с помощью проведенных опытов.

Пропустив белый свет через призму, ученый обнаружил, что он состоит из семи цветов радуги. Если же провести обратный опыт и снова пропустить через призму уже совокупность различных цветов, то они на выходе сливаются в белый цвет.

Суть цветовой модели
Суть цветовой модели

Те цвета, которые способен видеть человек, являются лишь небольшим диапазоном спектра электромагнитного излучения.

Белый цвет включает в себя все цвета радуги. Таким образом, можно сделать вывод, что спектр белого цвета отличается непрерывностью и равномерностью. Он содержит в себе излучения всех длин волн видимого человеком цветового диапазона. Возможно сделать предположение о том, что, измерив интенсивность света, который испускается или отражается от объекта, во всех видимых длинах волн, мы сможем точно определить цвет данного объекта.

Но такое предположение не соответствует реальности. Даже произведя такие измерения, мы не сможем предсказать, как будет выглядеть объект визуально. Так можно только обозначить, какие оптические свойства оказывают влияние на наблюдаемый цвет:

  • Цветовой тон. Он определяется той длиной волны, которая является преобладающей в спектре излучения. Именно с помощью цветового тона мы различаем цвета между собой.
  • Чистота тона (насыщенность). Определяется по количеству присутствующего белого цвета. Идеально чистый цвет характеризуется отсутствием примеси белого.
  • Яркость. Зависит от интенсивности и энергии самого светового излучения. Характеризует количество воспринимаемого человеком света.
Описать цвет полномасштабно позволяет цветовая модель. Она является своеобразным способом, позволяющим представить цвета через разложение их на простые составные части.

В описании цветовых моделей обычно используются две системы цветности:

  • Аддитивная система предполагает, что цвет получается путем смешения излучений. С точки зрения аддитивного синтеза белый цвет состоит из смешения в максимальном количестве основных излучений. Чёрный цвет с позиции аддитивного синтеза означает полное отсутствие излучений.
  • Субтрактивная система исключает восприятие глазом компонентов излучения напрямую. Они преобразуются в оптической среде через отражение окрашенной поверхностью. В этом случае окраска поверхности приводит к изменению энергии и интенсивности излучения источника света. При прохождении через нее или отражении световые лучи ослабляются в более или менее значительной степени.

Эталонная цветовая модель

В 1931 году организация CIE (International Commission on Illumination — Международная комиссия по освещению) разработало в строгом математическом смысле эталонную цветовую модель — цветовое пространство XYZ. С тех пор данная модель является ориентиром для большей части остальных цветовых моделей, которые используются в технической сфере.

Свет в человеческом глазу воспринимается фоторецепторами, которые называются колбочками. Они обеспечивают человеку высоко-яркостное цветовое зрение с учетом пиков с длинами волн (коротких длин волн — синих-S 420-440 нм), (средних длин волн — зелёных-М, 530-540 нм) и (длинных длин волн — красных-L, 560-580 нм). Глаз содержит также фоторецепторы, являющиеся по сути «приборами ночного видения» — палочки.

Их пик чувствительности находится на уровне 490-495 нм, и они воспринимают цветовые лучи низкой яркости и монохромные лучи. Три типа клеток колбочек могут передать восприятие любого цвета в данном диапазоне спектра. Три кривые чувствительности позволяют оценить световой спектр по мощности. Три типа колбочек, называемых «шишками», дают значения по трехстимульной спецификации цветового светового спектра, цветового пространства в LMS (длинная -, средняя и короткая).

Колбочки своей спектральной чувствительностью определяют цветовое пространство атласа ряда физически произведенного цвета (от смешанного света, пигменты, и т.д.). Основой для этого являются объективные описания цветовых ощущений, которые регистрируются глазом, как правило, в части трехстимульного значения, но не в LMS пространстве. Трехстимульные значения, которые связаны с цветовым пространством, являют собой сумму.

Она, в свою очередь, составляет три основные цвета в виде трёх хроматических добавок в цветовой модели. Хотя в большинстве случаев, как, например, фильмы пространства и CIE XYZ пространства используют первичные цвета не реальные, в том смысле, что эти цвета могут производить отрицательные спектры света.

Цветовое пространство CIE XYZ имеет возможность передать все те цветовые ощущения, которые в принципе человек способен испытывать. Оно служит своего рода эталоном, с которым сравниваются другие цветовые пространства. Набор расширенных функций, спектральной чувствительности кривых LMS пространства не ограничивается фактически тем, чтобы быть чувствительными физически к производимым светом спектрам с конкретными трехстимульными значениями.

Наиболее популярные цветовые модели

Lab

В основном используются цветовые модели, предусматривающие кодирование цветов. Трехосевая система координат является одним из ранних пространств, лежащим в основании системы управления цветом в Photoshop.Lab:

  • ось L указывает на яркость;
  • ось А отражает градации от красного к зелёному;
  • ось B отражает градации от жёлтого к синему.
ТОП-30 IT-профессий
2022 года с доходом
от 200 000 ₽
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Александр Сагун
Исполнительный
директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 16049 pdf иконка

Отличительная особенность модели Lab — возможность максимального цветового охвата. За единицу в пространстве принимается минимальное цветовое различие, которое способно быть воспринято глазом человека.

Модель Lab
Модель Lab

Модель Lab оказывается предпочтительной, если требуется работать с цветокоррекцией, ретушью или готовить материалы для печати. Она позволяет откорректировать яркость без изменения цвета при помощи значения, и в этом заключается ее преимущество.

HSB

Если нам нужно описать цвет, то, скорей всего, мы прибегнем к таким его характеристикам, как сам оттенок цвета, его яркость и его насыщенность. Данные признаки также являются параметрами цветовой модели HSB, которая основывается на трех координатах:

  • Hue — цветовой тон;
  • Brightness — яркость;
  • Saturation — насыщенность.

Цветовую модель HSB для наглядности лучше представить себе в виде цилиндра. Яркость и насыщенность будут измеряться в процентах от 0 до 100. Для измерения цветового тона предусмотрены градусы от 0 до 360.

Такое представление цветового пространства интуитивно понятно, в нем просто ориентироваться. В программе Photoshop при выборе цвета данное пространство применяется по умолчанию.

RGB

RGB представляет собой пространство, в котором отображаются цвета на экранах. Каждый цвет имеет свое закодированное обозначение, складывающееся из значений трех базовых цветов: голубой — Blue, красный — Red, зелёный — Green. Они являют собой три оси, каждая из которых градуируется значениями от 0 до 255. Если выставить по каждой из осей отметку 0, то мы получим чёрный цвет, а если по каждой установить 255 — получится белый цвет.

Например, чтобы получить в пространстве RGB ярко-красный цвет, понадобится выбрать высокое значение по шкале R, а по B и G установить низкие.

Цветовую модель RGB предпочитают использовать в своей работе графические дизайнеры. Поскольку принцип работы данного цветового пространства аналогичен излучению монитора, оно устанавливается по умолчанию при подготовке изображений для цифровых носителей. Оттенки, видимые глазом на экране, составлены тремя базовыми цветами. Яркость экрана на максимуме — это белый цвет, отсутствие цвета и яркости — это чёрный.

Только до 28.11
Как за 3 часа
разбираться в IT
лучше, чем 90%
новичков и выйти на
доход в 200 000 ₽?
Приглашаем вас на бесплатный онлайн-интенсив «Путь в IT»! За несколько часов эксперты GeekBrains разберутся, как устроена сфера информационных технологий, как в нее попасть и развиваться.
Александр Волчек CEO GeekBrains

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.
При регистрации вы получите в подарок:
pdf иконка

«Колесо компетенций»

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

doc иконка

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

pdf иконка

Тест "Есть ли у вас синдром самозванца?"

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и смотрите интенсив:
Только до 28 ноября
Осталось 17 мест

Когда на компьютере создаются макеты для печати, такая работа в большинстве случаев также проводится в RGB. А уже на этапе предпечатной подготовки переходят в другое пространство, которое называется CMYK.

CMYK

Профессионалы знают, что на экранах цветовой диапазон шире, чем на печати. Поэтому для избегания или предугадывания проблем с изображением цветов на печати изображение переводят в цветовую модель CMYK.

Если RGB строится на трех цветах, то в основе CMYK лежит смешение четырёх цветов: Cyan (сине-зелёный), Yellow (жёлтый), Magenta (пурпурный)и «ключевой» цвет — Key (чёрный). Интенсивность каждой краски может изменяться в диапазоне от 0 до 100%. Белый цвет в CMYK представлен отсутствием красок.

Эталонная цветовая модель предполагает получение черного цвета на печати через смешение розового, желтого и голубого. Особенность пространства CMYK в том, что в нем предусмотрен отдельно чёрный цвет. Его необходимость обусловлена тремя причинами:

  • Идеальный тон получить сложно. В реальности при смешивании трёх цветов получается не черный, а грязно-коричневый цвет.
  • Высокая стоимость цветных красок. К примеру, тёмно-красный цвет в цветовой модели RGB можно собрать смешением красного, зелёного и синего, а вообще можно его получить из красного и чёрного. По стоимости второй вариант выйдет дешевле при печати.
  • Ограниченность впитывающей способности бумаги. При получении черного цвета через смешение трех красок, на бумагу нанесут три слоя краски — голубой, розовый и жёлтый. Не всякая газетная бумага способна это выдержать. Если же нанести просто черную краску, то будет достаточно одного слоя.
Редакции изображений в CMYK обычно не делают. Сюда конвертируют уже подготовленный файл из RGB, Lab или HSB и дальше уже проверяют совпадение цветов, а также предельно допустимую сумму красок для того типа бумаги, на котором будут печатать.

Преобразование цветовых моделей

Иногда случается, что цвет из одного вида цветовой модели нужно перенести в другой. Допустим, нужно перевести RGB в реальный RAL, чтобы подобрать краску для интерьера в соответствии с рендером. Или необходимо распечатать изображение, выполненное в Photoshop, и для этого перевести цифровой цвет из модели RGB в печатный цвет CMYK.

Если вы выбираете цвет для покраски стен, то экран монитора покажет вам цвет согласно модели RGB, то есть созданный свечением пикселей. При выводе на печать цвет будет переведен в модель CMYK, которая может быть использована для четырех картриджного принтера. А саму краску, которую будете наносить на стены, вы будете выбирать в магазине в соответствие с принятой там системой кодирования красящих пигментов. Чаще всего производители используют RAL.

От корректной трансляции цвета из одного пространства в другое будет зависеть внешний вид ваших стен. Перевести цвет без видимых изменений помогут специальные инструменты:

  • Конвертер — встроенный во многие графические редакторы инструмент, позволяющий осуществить перенос из RGB в CMYK. Расположение нужной кнопки будет описано в конце статьи.
  • Цветовые веера, специальные плагины, программы для конвертации цвета помогут перенести RGB или CMYK в табличные модели. Данные инструменты разрабатываются компаниями, которые производят краску или пигмент.

Можете воспользоваться бесплатными инструментами, позволяющими конвертировать цвета:

  • Dulux Professional — компания Dulux разработала цифровую палитру, позволяющую скачивать любые цвета в наборе виде палетки для AutoCAD, SketchUp и Revit.
  • RGB to — палитра RAL и конвертер в sRGB и CMYK.
  • Easy Calculation — таблица соответствия RAL и Pantone.
  • HEX to RAL — универсальный конвертер цветов для разных цветовых моделей.

Нужно помнить, что при переносе цвета все равно будет искажение. Идеально точно транслировать цвета не получится по той причине, что основные цветовые модели имеют различия в цветовых диапазонах. Если требуемого цвета в выбранном пространстве не окажется, автоматически будет подобран ближайший к нему доступный цветовой тон.

Важно знать, что и разные конвертеры при переводе цветов работают по разным алгоритмам. Таким образом, результат работы разных инструментов может отличаться.

Для упрощения задачи и необходимости переноса цветов нужно продумать работу так, чтобы стало возможным использовать одно исходное цветовое пространство. Можно совместно обсуждать выбор оттенков с заказчиком за одним и тем же дисплеем.

После согласования воспользоваться специальными программами, которые позволят перевести экранный цвет в табличную систему и далее уже подобрать краску. Обращайте внимание на цветопередачу дисплея — важно, чтобы она была настроена правильно.

Еще один вариант — работать только с распечатанными образцами цветов и цветовыми веерами, а далее уже переводить в табличную систему.

Преобразование цветовых моделей
Преобразование цветовых моделей

Многократная трансляция цвета из RGB в CMYK, а дальше в RAL, может дать значительное искажение исходного оттенка, поскольку все эти цветовые пространства различаются между собой по диапазону цветовых охватов.

Учитывайте, что выбранный оттенок скорее всего может претерпеть изменения. Корректный подбор помогут сделать инструменты для перевода цвета, предоставленные компанией, производящей краску, которую вы выбрали для работы. Демонстрируйте заказчику варианты оттенков на каком-то одном носителе — на мониторе или на бумажном носителе в распечатанном виде. При определении цвета вам будет легче оттолкнуться от одного источника для корректного перевода цвета в физический мир.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Забрать
гарантированный
подарок

Получите бесплатно подборку файлов от GeekBrains:

Осталось 17 мест

Поздравляем! Вы выиграли 4 курса по ИТ профессиям. Чтобы закрепить подарок и получить к нему доступ, заполните информацию в открывшемся окне

×
Петр Озеров
Петр Озеров печатает ...