В статье рассказывается:
- Суть цветовой модели
- Эталонная цветовая модель
- Наиболее популярные цветовые модели
- Преобразование цветовых моделей
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Цветовая модель – это инструмент, позволяющий точно передать необходимый цвет. Это востребовано в дизайне, архитектуре, печати и в других сферах, где приходится работать с цветами и оттенками. Просто передать цвет на глаз невозможно, поэтому цветовая модель обладает объективными параметрами.
Однако даже в таких условиях не все просто, и не всегда можно получить точное совпадение. В нашей статье мы расскажем, из чего состоит цветовая модель, какие виды этого инструмента наиболее популярны, и как можно перевести цвета из одной модели в другую.
Суть цветовой модели
Цвет выступает одним из показателей восприятия человеком излучения света. Когда-то ученые считали, что самым простым является белый свет. Однако впоследствии выяснили, что это совсем не так. Исаак Ньютон опроверг эту теорию с помощью проведенных опытов.
Пропустив белый свет через призму, ученый обнаружил, что он состоит из семи цветов радуги. Если же провести обратный опыт и снова пропустить через призму уже совокупность различных цветов, то они на выходе сливаются в белый цвет.
Те цвета, которые способен видеть человек, являются лишь небольшим диапазоном спектра электромагнитного излучения.
Белый цвет включает в себя все цвета радуги. Таким образом, можно сделать вывод, что спектр белого цвета отличается непрерывностью и равномерностью. Он содержит в себе излучения всех длин волн видимого человеком цветового диапазона. Возможно сделать предположение о том, что, измерив интенсивность света, который испускается или отражается от объекта, во всех видимых длинах волн, мы сможем точно определить цвет данного объекта.
Но такое предположение не соответствует реальности. Даже произведя такие измерения, мы не сможем предсказать, как будет выглядеть объект визуально. Так можно только обозначить, какие оптические свойства оказывают влияние на наблюдаемый цвет:
- Цветовой тон. Он определяется той длиной волны, которая является преобладающей в спектре излучения. Именно с помощью цветового тона мы различаем цвета между собой.
- Чистота тона (насыщенность). Определяется по количеству присутствующего белого цвета. Идеально чистый цвет характеризуется отсутствием примеси белого.
- Яркость. Зависит от интенсивности и энергии самого светового излучения. Характеризует количество воспринимаемого человеком света.
В описании цветовых моделей обычно используются две системы цветности:
- Аддитивная система предполагает, что цвет получается путем смешения излучений. С точки зрения аддитивного синтеза белый цвет состоит из смешения в максимальном количестве основных излучений. Чёрный цвет с позиции аддитивного синтеза означает полное отсутствие излучений.
- Субтрактивная система исключает восприятие глазом компонентов излучения напрямую. Они преобразуются в оптической среде через отражение окрашенной поверхностью. В этом случае окраска поверхности приводит к изменению энергии и интенсивности излучения источника света. При прохождении через нее или отражении световые лучи ослабляются в более или менее значительной степени.
Эталонная цветовая модель
В 1931 году организация CIE (International Commission on Illumination — Международная комиссия по освещению) разработало в строгом математическом смысле эталонную цветовую модель — цветовое пространство XYZ. С тех пор данная модель является ориентиром для большей части остальных цветовых моделей, которые используются в технической сфере.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Свет в человеческом глазу воспринимается фоторецепторами, которые называются колбочками. Они обеспечивают человеку высоко-яркостное цветовое зрение с учетом пиков с длинами волн (коротких длин волн — синих-S 420-440 нм), (средних длин волн — зелёных-М, 530-540 нм) и (длинных длин волн — красных-L, 560-580 нм). Глаз содержит также фоторецепторы, являющиеся по сути «приборами ночного видения» — палочки.
Их пик чувствительности находится на уровне 490-495 нм, и они воспринимают цветовые лучи низкой яркости и монохромные лучи. Три типа клеток колбочек могут передать восприятие любого цвета в данном диапазоне спектра. Три кривые чувствительности позволяют оценить световой спектр по мощности. Три типа колбочек, называемых «шишками», дают значения по трехстимульной спецификации цветового светового спектра, цветового пространства в LMS (длинная -, средняя и короткая).
Она, в свою очередь, составляет три основные цвета в виде трёх хроматических добавок в цветовой модели. Хотя в большинстве случаев, как, например, фильмы пространства и CIE XYZ пространства используют первичные цвета не реальные, в том смысле, что эти цвета могут производить отрицательные спектры света.
Цветовое пространство CIE XYZ имеет возможность передать все те цветовые ощущения, которые в принципе человек способен испытывать. Оно служит своего рода эталоном, с которым сравниваются другие цветовые пространства. Набор расширенных функций, спектральной чувствительности кривых LMS пространства не ограничивается фактически тем, чтобы быть чувствительными физически к производимым светом спектрам с конкретными трехстимульными значениями.
Наиболее популярные цветовые модели
Lab
В основном используются цветовые модели, предусматривающие кодирование цветов. Трехосевая система координат является одним из ранних пространств, лежащим в основании системы управления цветом в Photoshop.Lab:
- ось L указывает на яркость;
- ось А отражает градации от красного к зелёному;
- ось B отражает градации от жёлтого к синему.
Отличительная особенность модели Lab — возможность максимального цветового охвата. За единицу в пространстве принимается минимальное цветовое различие, которое способно быть воспринято глазом человека.
Модель Lab оказывается предпочтительной, если требуется работать с цветокоррекцией, ретушью или готовить материалы для печати. Она позволяет откорректировать яркость без изменения цвета при помощи значения, и в этом заключается ее преимущество.
HSB
Если нам нужно описать цвет, то, скорей всего, мы прибегнем к таким его характеристикам, как сам оттенок цвета, его яркость и его насыщенность. Данные признаки также являются параметрами цветовой модели HSB, которая основывается на трех координатах:
- Hue — цветовой тон;
- Brightness — яркость;
- Saturation — насыщенность.
Читайте также!
Цветовую модель HSB для наглядности лучше представить себе в виде цилиндра. Яркость и насыщенность будут измеряться в процентах от 0 до 100. Для измерения цветового тона предусмотрены градусы от 0 до 360.
Такое представление цветового пространства интуитивно понятно, в нем просто ориентироваться. В программе Photoshop при выборе цвета данное пространство применяется по умолчанию.
RGB
RGB представляет собой пространство, в котором отображаются цвета на экранах. Каждый цвет имеет свое закодированное обозначение, складывающееся из значений трех базовых цветов: голубой — Blue, красный — Red, зелёный — Green. Они являют собой три оси, каждая из которых градуируется значениями от 0 до 255. Если выставить по каждой из осей отметку 0, то мы получим чёрный цвет, а если по каждой установить 255 — получится белый цвет.
на обучение «Дизайнер» до 24 ноября
Например, чтобы получить в пространстве RGB ярко-красный цвет, понадобится выбрать высокое значение по шкале R, а по B и G установить низкие.
Цветовую модель RGB предпочитают использовать в своей работе графические дизайнеры. Поскольку принцип работы данного цветового пространства аналогичен излучению монитора, оно устанавливается по умолчанию при подготовке изображений для цифровых носителей. Оттенки, видимые глазом на экране, составлены тремя базовыми цветами. Яркость экрана на максимуме — это белый цвет, отсутствие цвета и яркости — это чёрный.
Когда на компьютере создаются макеты для печати, такая работа в большинстве случаев также проводится в RGB. А уже на этапе предпечатной подготовки переходят в другое пространство, которое называется CMYK.
CMYK
Профессионалы знают, что на экранах цветовой диапазон шире, чем на печати. Поэтому для избегания или предугадывания проблем с изображением цветов на печати изображение переводят в цветовую модель CMYK.
Если RGB строится на трех цветах, то в основе CMYK лежит смешение четырёх цветов: Cyan (сине-зелёный), Yellow (жёлтый), Magenta (пурпурный)и «ключевой» цвет — Key (чёрный). Интенсивность каждой краски может изменяться в диапазоне от 0 до 100%. Белый цвет в CMYK представлен отсутствием красок.
Эталонная цветовая модель предполагает получение черного цвета на печати через смешение розового, желтого и голубого. Особенность пространства CMYK в том, что в нем предусмотрен отдельно чёрный цвет. Его необходимость обусловлена тремя причинами:
- Идеальный тон получить сложно. В реальности при смешивании трёх цветов получается не черный, а грязно-коричневый цвет.
- Высокая стоимость цветных красок. К примеру, тёмно-красный цвет в цветовой модели RGB можно собрать смешением красного, зелёного и синего, а вообще можно его получить из красного и чёрного. По стоимости второй вариант выйдет дешевле при печати.
- Ограниченность впитывающей способности бумаги. При получении черного цвета через смешение трех красок, на бумагу нанесут три слоя краски — голубой, розовый и жёлтый. Не всякая газетная бумага способна это выдержать. Если же нанести просто черную краску, то будет достаточно одного слоя.
Преобразование цветовых моделей
Иногда случается, что цвет из одного вида цветовой модели нужно перенести в другой. Допустим, нужно перевести RGB в реальный RAL, чтобы подобрать краску для интерьера в соответствии с рендером. Или необходимо распечатать изображение, выполненное в Photoshop, и для этого перевести цифровой цвет из модели RGB в печатный цвет CMYK.
Если вы выбираете цвет для покраски стен, то экран монитора покажет вам цвет согласно модели RGB, то есть созданный свечением пикселей. При выводе на печать цвет будет переведен в модель CMYK, которая может быть использована для четырех картриджного принтера. А саму краску, которую будете наносить на стены, вы будете выбирать в магазине в соответствие с принятой там системой кодирования красящих пигментов. Чаще всего производители используют RAL.
От корректной трансляции цвета из одного пространства в другое будет зависеть внешний вид ваших стен. Перевести цвет без видимых изменений помогут специальные инструменты:
- Конвертер — встроенный во многие графические редакторы инструмент, позволяющий осуществить перенос из RGB в CMYK. Расположение нужной кнопки будет описано в конце статьи.
- Цветовые веера, специальные плагины, программы для конвертации цвета помогут перенести RGB или CMYK в табличные модели. Данные инструменты разрабатываются компаниями, которые производят краску или пигмент.
Можете воспользоваться бесплатными инструментами, позволяющими конвертировать цвета:
- Dulux Professional — компания Dulux разработала цифровую палитру, позволяющую скачивать любые цвета в наборе виде палетки для AutoCAD, SketchUp и Revit.
- RGB to — палитра RAL и конвертер в sRGB и CMYK.
- Easy Calculation — таблица соответствия RAL и Pantone.
- HEX to RAL — универсальный конвертер цветов для разных цветовых моделей.
Нужно помнить, что при переносе цвета все равно будет искажение. Идеально точно транслировать цвета не получится по той причине, что основные цветовые модели имеют различия в цветовых диапазонах. Если требуемого цвета в выбранном пространстве не окажется, автоматически будет подобран ближайший к нему доступный цветовой тон.
Для упрощения задачи и необходимости переноса цветов нужно продумать работу так, чтобы стало возможным использовать одно исходное цветовое пространство. Можно совместно обсуждать выбор оттенков с заказчиком за одним и тем же дисплеем.
После согласования воспользоваться специальными программами, которые позволят перевести экранный цвет в табличную систему и далее уже подобрать краску. Обращайте внимание на цветопередачу дисплея — важно, чтобы она была настроена правильно.
Еще один вариант — работать только с распечатанными образцами цветов и цветовыми веерами, а далее уже переводить в табличную систему.
Многократная трансляция цвета из RGB в CMYK, а дальше в RAL, может дать значительное искажение исходного оттенка, поскольку все эти цветовые пространства различаются между собой по диапазону цветовых охватов.
Читайте также!
Учитывайте, что выбранный оттенок скорее всего может претерпеть изменения. Корректный подбор помогут сделать инструменты для перевода цвета, предоставленные компанией, производящей краску, которую вы выбрали для работы. Демонстрируйте заказчику варианты оттенков на каком-то одном носителе — на мониторе или на бумажном носителе в распечатанном виде. При определении цвета вам будет легче оттолкнуться от одного источника для корректного перевода цвета в физический мир.