Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить бесплатно
Главная БлогСтили архитектуры: от древнеегипетского до модерна
Стили архитектуры

Стили архитектуры: от древнеегипетского до модерна

Дата публикации: 13.10.2022
20 986
Время чтения: 18 минут
Дата обновления: 11.08.2023
В статье рассказывается:

Что это? Стили архитектуры – это направления строительства объектов. Прослеживаются не только во внешнем виде зданий, но и в их наполнении. Глядя на дизайн оформления, сразу станет понятно, о каком течении идет речь.

Какие есть? Своим появлением стили архитектуры обязаны историческим эпохам, в которые они зародились. Более того, какие-то элементы перетекали из одного направления в другое, совершенствуясь в формах. Предлагаем кратко изучить стили архитектуры в хронологическом порядке, и тогда вам сразу станет все понятно.

В статье рассказывается: 
  1. Древнеегипетский стиль
  2. Древнегреческий стиль
  3. Древнеримская архитектура
  4. Византийская архитектура
  5. Романский стиль (романика)
  6. Готика
  7. Ренессанс, или архитектура эпохи Возрождения
  8. Барокко
  9. Рококо
  10. Классицизм
  11. Эклектика vs Историзм
  12. Модерн
  13. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Древнеегипетский стиль

В Древнем Египте образовался один из первых стилей архитектуры в истории человечества. Он не только оставил нам в наследие внушительное количество великих памятников, но и стал основой для множества архитектурных элементов.

Немалая часть современных строительных технологий зародилась именно во времена Древнего Египта: способ кладки кирпича, применение специального соединяющего и закрепляющего раствора, техника подъема тяжестей на большую высоту, приемы работы с камнем и многое другое. Подсмотрев эти способы у египтян того времени и взяв их на вооружение, человечество на протяжении долгих веков пользуется ими, лишь дорабатывая технологически.

У широкой публики эпоха Древнего Египта ассоциируется с пирамидами и фигурой сфинкса. Но это далеко не все строения древнеегипетского стиля, которые сохранились до наших дней.

Кроме того, стиль Древнего Египта ярко выражен в архитектуре храмовых комплексов и дворцов фараонов и их знатного окружения. Среди особенностей этого стиля архитектуры применение камня и кирпича в качестве основного материала (древесина не использовалась ввиду ее редкости в данной местности), внутреннее декорирование резьбой по камню и картинами, внешнее — также резьбой.

Древнеегипетский стиль
Древнеегипетский стиль

Среди отличительных особенностей храмов древнеегипетского стиля архитектуры можно назвать ворота, образованные двумя пирамидальными башнями-пилонами, высокие солидные лестницы и огромные колонны из камня, формирующие колоннады. Последние элементы стали позже использоваться и при строительстве дворцов, в частности, для украшения тронного зала. Это было связано с тем, что дворцы начали играть роль дворцово-храмовых комплексов.

Так как в те времена строители не владели техникой высокотемпературного обжига кирпича, его просто высушивали на солнце. Такой материал был недолговечен, и бытовые постройки не сохранились. Поэтому составить представление об архитектуре жилищ простых египтян мы, к сожалению, не можем.

Самые ранние сохранившиеся строения датируются 3000 лет до н.э. (когда зародилась древнеегипетская цивилизация), самые поздние — приблизительно VII веком до н.э.

Древнегреческий стиль

Зародившись в Древней Греции, этот архитектурный стиль просуществовал почти восемь веков: с VII века до н.э. по I век н.э.

Памятники архитектуры этого стиля можно найти не только на территории Греции, но и в других местностях, где существовала греческая культура. Это связано с обширными завоевательными походами этого народа. Преимущественно возводились храмы и мавзолеи. Строения в древнегреческом стиле сегодня сохранились на полуострове Крым, на юге Италии и в Турции.

Именно древнегреческие архитекторы создали ордер — упорядоченную композицию элементов. Ордеры различались по типам. По этим законам продолжали проектировать здания архитекторы Запада еще 2000 лет.

Самые известные здания этого стиля архитектуры создали Калликрат и Иктин (Парфенон), Пифей (Галикарнасский мавзолей) и Мнесикл (Пропилеи в Афинах). Именно их принято считать наиболее знаковыми фигурами древнегреческой архитектуры.

Древнегреческий стиль
Древнегреческий стиль

Ключевые черты, по которым даже не знаток определит древнегреческий стиль, это портик с фронтоном, колонны с ордерами (их было три вида: коринфский, дорический и ионический), кариатиды (статуи в виде женщины в хитоне, применявшиеся как колонны) и стереобат (ступени-основания колонн).

Древнеримская архитектура

Если говорить о территориальном распространении, древнеримский стиль архитектуры занимает лидирующие позиции. Все помнят, что Римская империя подчинила себе в разное время колоссальное количество регионов. Поэтому сегодня памятники древнеримской архитектуры могут видеть жители и туристы нескольких десятков стран.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 31984 pdf иконка

Сохранились самые разные виды построек: амфитеатры, цирки, триумфальные арки, базилики, храмы, акведуки, виллы и бани. История этого стиля архитектуры тоже поражает: он существовал и развивался с VI века до н.э. по V век н.э.

Древнеримская архитектура
Древнеримская архитектура

Конструктивными чертами древнеримской архитектуры были строгость и лаконичность. Римские архитекторы пошли дальше греков и придумали новые типы зданий, а также новый материал —бетон. Излишние украшательства были не свойственны древнеримскому стилю. А тот декор, который использовался, римляне позаимствовали у греческого стиля.

Говоря об архитектуре этой цивилизации, чаще всего ссылаются на две наиболее значимые персоны. Это Аполлодор Дамасский, построивший Пантеон и форум Траяна в Риме, и Марк Витрувий Поллион, написавший трактат «Десять книг об архитектуре».

Несколько из основных стилей архитектуры зародились на благодатной почве богатого архитектурного наследия Древнего Рима. Это классицизм, возрождение и романика.

Византийская архитектура

Ее возникновением мы обязаны еще одной суперимперии — Византийской. Хотя Римскую она и не превосходила (так как образовалась из территорий, входящих в ее состав до раскола), но тоже занимала более чем внушительную территорию: Южный Кавказ, Балканский полуостров, Италия, Греция, Турция.

Также специалисты отсылают к стилю византийской архитектуры и постройки домонгольского периода, расположенные в сегодняшних городах Смоленск, Чернигов и Киев. Расцвет византийского стиля был длителен: с VI по первую половину XV века.

Технологически архитекторы Византии ничего не привнесли, но планировка зданий и их силуэты стали заметно отличаться. Вдохновившись мотивами архитектуры Рима и Ближнего Востока, они дополнили базилику куполом в центре.

А, кроме того, создали крестово-купольный тип здания. То есть, если посмотреть на такое сооружение сверху, оно имеет форму равностороннего креста. Идея такой планировки широко распространилась и вышла за пределы только этого направления, оказав влияние на многие стили архитектуры церквей.

Соответственно, и возводили преимущественно храмы, монастырские поселения, а также фортификационные постройки. Кстати, именно тогда зародилась идея городской планировки. Но в полной мере она расцвела и обрела очертания в стиле классицизм.

Византийская архитектура
Византийская архитектура

Итак, по каким признакам можно безошибочно определить здания византийского стиля? Это крестово-купольная композиция с куполом в центре (или с кубом-шатром на Кавказе) и стены, украшенные окнами-нишами. Материал, отличающий византийскую архитектуру — плоский широкий кирпич — плинф.

Романский стиль

По сравнению с древнеримским или византийским стилями «золотой век» романской архитектуры продлился не так долго — XI-XII века. Зоной его господства стала Центральная и Западная Европа. Применяли это архитектурное направление для возведения христианских храмов, монастырей и замков феодалов. Это был переломный момент, когда архитекторы начали работать с частными заказчиками.

Визитной карточкой этого стиля была римская базилика, которая стала местом именно религиозного служения. Ее планировали так, чтобы она выходила на все стороны света, в восточном пределе помещали алтарь, а в западном — вход.

Конструкция дополнилась башнями и поперечными нефами, что привело к большему масштабу строений. Сохранность увеличилась благодаря каменным сводам.

Романский стиль
Романский стиль

Согласно христианским догмам Европы того времени, сам Бог создает все, что есть на Земле. Поэтому авторы и строители даже самых великолепных сооружений не удостаивались того, чтобы быть занесенными в документы. Так как они считались лишь служителями, исполнявшими Божью волю. Увы, их имен мы не знаем.

Самые узнаваемые элементы романского стиля — массивность и тяжеловесность конструкций, толстые стены с узкими окнами-бойницами, перспективные порталы со ступенчатыми углублениями на западных фасадах, объемные башни, поперечные нефы (трансепты), карниз без фронтона с орнаментом из разноуровневых арок — шипец.

Чтобы составить представление о романском стиле, рекомендуем взглянуть на его классические образцы: Кафедральный собор в Лиссабоне (Португалия), Приорат Серрабоны (Франция), Лаахское аббатство, Церковь Святого Якоба в Регенсбурге и Лимбургский собор в Германии.

Готика

Родиной готического стиля архитектуры стала Центральная и Западная Европа, где он сформировался и развивался на протяжении трех веков: с XIII по XV. Своим величием восхищают не только готические соборы, но и особняки правящих династий, дворцы и городские ратуши.

Интересный факт. Термин «готика» употребляли, чтобы отделить все неримское, занесенное в Европу племенами варваров. Но когда готика зародилась как стиль архитектуры, ее основанием стала именно древнеримская культура.

Как и в романском стиле, отправной точкой преобразований стала базилика, в которую архитекторы нового времени привнесли свое видение. Прежде всего, изменения коснулись принципиальных конструктивных особенностей.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Вместо несущей стены инженеры предложили каркасное основание, которое поддерживалось ребрами (сводами), контрфорсами и аркбутанами (укрепляющие элементы экстерьера в местах опоры свода, напоминающие подставки в виде клешней краба). Все это придавало строениям в готическом стиле легкость, воздушность и устремленность вверх.

Континентальная готика

Континентальная готика
Континентальная готика

Как видно на фото, этот стиль архитектуры имел свои характерные особенности. Прежде всего, это украшение экстерьера статуями мифических существ (например, горгулий), окна-розы на центральном фасаде, витражи и декорирование порталов окон и дверей вимпергами (высокими треугольными фронтонами), которые, кроме всего прочего, защищали здание от ветра.

Также строения этого вида готического стиля архитектуры легко узнать по стрельчатым аркам и нервюрным сводам, которые поддерживают общую вертикальную направленность здания.

Островная английская готика

Островная английская готика
Островная английская готика

Признак, по которому нетрудно определить именно островную английскую готику — это вид главного фасада, который напоминал огромный экран, украшенный множеством декоративных арок, выстроенных в ряды.

При виде сверху заметно, что план более сложный, если его сравнить с примерами другой разновидности этого стиля архитектуры. Количество нефов (продольных и поперечных — трансептов) увеличилось и добавился зал собраний в центре. В точках пересечения нефов (которые называли средокрестием) устраивали башни.

Чтобы составить представление о континентальной готике, рассмотрите Собор Парижской Богоматери, об островной — собор в Линкольне. Выдающимися творцами готической архитектуры принято считать Реймона дю Тампля (собор Святого Петра в Бове, Франция), Герхарда фон Риле (Кёльнский собор) и Гийома из Санса (один из авторов Кентерберийского собора в Англии).

Позже готика вдохновила архитекторов на новый вариант этого стиля — неоготику, о которой расскажем чуть позже.

Ренессанс, или архитектура эпохи Возрождения

С французского языка «ренессанс» переводится как «возрождение». Это важный ключ к пониманию концепции этого архитектурного стиля. Его вдохновители стремились воссоздать античную культуру, ее материальные и нематериальные ценности. Ориентиром стала, конечно, эстетика Древнего Рима и Древней Греции.

Архитекторы, влюбленные в эти эпохи, вернули симметрию и четкую геометрию форм, а также классические элементы античных сооружений: колонны и пилястры. Готика, царившая в Европе вплоть до XV века, была предана забвению, так как концептуально противоречила романскому стилю.

Так эстафетную палочку главенствующего стиля у готики взял стиль архитектуры ренессанс, который сохранял свое превосходство до конца XVI века. Несмотря на то, что большая часть Европы переключилась на архитектуру ренессанса, все же самое значительное влияние он оказал на Италию.

Архитекторы вернулись к ордерам, то есть комбинациям элементов, порядок которых четко соблюдается. Архитектура Возрождения воплотилась в прекрасных базиликах и палаццо, в которых впервые появились всем известные крытые дворики с аркадами арок по периметру.

Ренессанс
Ренессанс

В это же время начали применять практику взаимодействия с клиентом, когда ему до строительства показывали детальный рисунок-схему будущего здания и даже изготавливали макет.

В отличие от романского стиля, который не сохранил имена своих великих архитекторов, эпоха Возрождения относилась, как сказали бы сейчас, к авторскому праву весьма трепетно. И мы можем найти в документах имена всех архитекторов того времени. Среди самых выдающихся Леон Баттиста Альберти и Филиппо Бренеллески.

Главные черты Возрождения в архитектуре — это фасад, облицованный необработанным камнем или украшенный мрамором, применение ордеров, но за вычетом некоторых элементов (вместо колонн пилястры), внушительный карниз, резные порталы из камня и характерные окна-бифоры, декоративно поделенные на две части мини-колонной.

Ренессанс
Ренессанс

В XVI веке развитие этого архитектурного направления привело к рождению его новой разновидности — Высокого, а затем и Позднего Ренессанса. Памятники архитектуры этих стилей это, преимущественно, загородные дома знатных людей.

В некотором смысле их строительство стало переломным в истории архитектуры, так как до этого здания такого уровня возводились только в черте городов. Самыми выдающимися архитекторами того времени были Микеланджело Буонаротти, Донато Браманте, Андреа Палладио и Джакомо Бароцци да Виньола.

По своей эстетике поздний Ренессанс логически подводил к рождению барокко. Но пока это было все-таки Возрождение. Здания стали более сложными в смысле оформления фасадов, к которым добавлялось все больше декоративных элементов. Применяли больше причудливых украшений дверных и оконных порталов; сами окна обретают новые формы (термальные — полукруглые трехсоставные и венецианские — трехсоставные, но с другими изображениями).

Только до 25.11
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Стены дополнительно оформлялись нишами и филенками (прямоугольные декоративные элементы фасада), активно применялись полуколонны и портики.

Барокко

Стиль барокко, пожалуй, один из самых узнаваемых в архитектуре. Нарядные здания, словно убранные к празднику множеством украшений в виде завитков, розочек, вензелей и других причудливых элементов, радующие глаз весенней палитрой и покрытые позолотой — это барокко. Увлечение им Европа переживала довольно долго — от середины XVI до конца XVIII век, заодно захватив и территории европейских колоний.

Цвета барокко были преимущественно пастельными: желтый, голубой, розовый, белый. В качестве исключения встречался и красный. Тем не менее, большая часть барочных зданий была скромно окрашена, что с лихвой окупалось их архитектурным декором: причудливым рисунком фасадов и богатой лепниной.

Все это должно было выражать основную идею направления: восхищение красотой и неповторимостью каждого живого существа и предмета этого мира, созданного Небесным Творцом, а также гением архитектора, сумевшего воплотить ее в здании. В этом смысле барокко противопоставляется Ренессансу, который стремился не к полету фантазии, а к организации и упорядочиванию.

Важно упомянуть и о других отличительных чертах одного из самых известных стилей архитектуры 18 века. Конечно, это изогнутые фасады (вовнутрь или наружу), образующие особое пространство рядом со зданием; колонны, на четверть углубленные в стену; фронтоны с нерегулярным контуром, в который часто вписывали герб хозяина или заказчика; скульптурные группы на фасаде (чаще всего кариатиды) и картуши — герб или эмблема, размещенные на свитке или щите.

Барокко
Барокко

Покоренные барокко зодчие возводили в этом стиле архитектуры не только церкви и монастыри, но и дворцы, парковые ансамбли (как в Санкт-Петербурге) и городские кварталы. Тогда это было лишь началом развития концепции общего городского планирования. В этот же период зародился и ландшафтный дизайн как идея продуманной организации пространства вокруг строений.

Барокко
Барокко

Расцвет этого стиля архитектуры в России пришелся на время усиления позиций дворянства, процветающего за счет труда крепостных, и абсолютизма во власти — середину XVIII века. Отметим, что в нашей стране барокко претерпел некоторые видоизменения и приобрел несколько черт, отличающих его от европейского (преимущественно, итальянского) собрата. Конструктивно барочные здания были не такими вычурными, но в плане расцветки, напротив, более яркими.

Архитекторы, чьи имена вошли в историю барокко, это Филиппо Юварра, Пьетро да Кортона, Гварино Гварини, Джованни Лоренцо Бернини, Иоганн Фишер фон Эрлах, Франческо Борромини, Ян Кристоф Глаубиц и Франческо Бартоломео Растрелли, о котором в России слышал, наверно, почти каждый школьник. Его Зимний дворец в Петербурге сделал барокко одним из самых узнаваемых стилей архитектуры.

Постепенно уйдя в забвение, барокко вернулось в архитектуру позже в виде необарокко (боз-ар).

Рококо

На первый взгляд, рококо несильно отличается от барокко. Даже названия этих двух стилей архитектуры звучат похоже. Возможно, поэтому их иногда и путают. Давайте разбираться.

Если быть точными, то рококо, скорее, не стиль архитектуры, а декоративное направление. Любопытно, что он синхронизировался с барокко в конце популярности последнего: они сосуществовали в XVIII веке. Если попытаться грубо обрисовать различия, то можно сказать, что рококо — это приглушенное барокко, решившее освободиться от громоздких украшательств.

Сами формы не упростились, но они стали подчиняться практичности. Именно с этим связано то, что рококо применяли не только при строительстве зданий, но и при создании повседневной мебели, которая до сих пор отличается прекрасными потребительскими характеристиками, как сказали бы сегодня.

Рококо
Рококо

Итак, рококо в какой-то мере становится «лайт» версией барокко, противопоставляясь чрезмерности декора последнего. Но при этом новый стиль провозглашает еще большую свободу фантазии авторов, некую легкомысленность и даже фривольность.

Словно не заботясь о конструктивной надежности и целесообразности, авторы сооружений всячески экспериментировали с оформлением фасадов. Про прямые линии, параллели и перпендикуляры временно забыли, с головой ушли в отделку фасадов лепниной, пилястрами и картушами.

Миниатюрные (по сравнению с барочными дворцами) здания в стиле рококо определяем по следующим декоративным элементам: рокайль и его производные (украшения по мотивам свитков, ракушек и т. д.), пилястры, картуши и отдельные вкрапления китайского стиля. Тона приглушенные, главным образом пастельные.

Рококо
Рококо

В отличие от всех более ранних архитектурных стилей, рококо оказался широко применим именно в оформлении жилых домов, в частности, при отделке фасадов и украшении интерьеров. Тем не менее, зданий, полностью выдержанных в этом легко узнаваемом стиле, тоже сохранилось немало. Самые выдающиеся их авторы это Георг Венцеслаус фон Кнобельс дорф, Жермен Бофран и Маттеус Даниэль Пёппельман.

Классицизм

Классицизм стал логичным воплощением идей, царивших в умах и витавших в воздухе в Европе XVIII века. Он соединил в себе воспеваемый Рене Декартом рационализм и верховенство науки и порядка. Абсолютизм во власти также этому немало содействовал.

Как видим, классицизм как стиль архитектуры не просто вдохновился внешней эстетикой и идеями Ренессанса (о возвращении античной культуры), а наполнился новыми актуальными смыслами. Наигравшись в барокко и рококо, публика словно захотела отдохнуть от вычурности и докучливости позолоты и лепнины. Простота, порядок, подчинение правилам и единому стандарту — именно на эти ожидания людей ответил классицизм.

Но этот «новый старый» стиль не просто собрался из черт своих предшественников. Его эпоха положила начало градостроительству в понимании планирования застройки как единого гармоничного комплекса.

Классицизм
Классицизм

Это связано с тем, что активное развитие промышленности требовало ускоренных темпов строительства городов. Индивидуальные проекты и авторские застройки обеспечить это не могли. Тем более смешно думать о возведении кварталов в стиле барокко или рококо, где одно здание не похоже на другое. Классицизм с его регулярностью и четкой планировкой пришелся здесь как нельзя кстати. Так были созданы первые типовые проекты при закладке городов и отдельных районов.

Таким образом, классицизм вобрал в себя античную ясность, минимализм декора экстерьера и интерьера, монументальность фасадов и, конечно, симметрию.

Этот стиль имел несколько разновидностей:

  • Барочный классицизм
Барочный классицизм
Барочный классицизм

Его характеризуют «французские» окна со шпросами, мансарда с изгибом, пилястры, декоративная отделка углов, фасады с мотивами сдвоенной колонны.

  • Палладианство
Палладианство
Палладианство

Направление получило название от имени своего создателя Андреа Палладио. Суть стиля заключалась в строгом соблюдении принципов, перечисленных в труде этого архитектора под названием «Четыре книги об архитектуре». Зародившись в Англии в XVIII веке, палладианство прошло победным маршем по всей Европе. Строения в этом стиле узнаваемы по лаконичным голым фасадам, на фоне которых выделяются колонны и портики, куполам и полукруглым окнам: венецианским и термальным.

  • Ампир

Этот стиль архитектуры можно назвать торжественным классицизмом, в котором воспеты главные идеи последнего. В ампире прекрасно заметно влияние ордерной архитектуры, вместо мелких деталей — крупные внятные элементы.

Портики сменились лоджиями, при создании фасадов регулярно применялась тема триумфальной арки, а сами стены были выполнены из цветного камня. Можно встретить позолоченные элементы, а также частое упоминание военной тематики в виде изображений доспехов и оружия.

Ампир
Ампир

Эклектика vs Историзм

Эклектика — это не отдельно сформированный стиль архитектуры, а явление в искусстве, при котором миксуются черты и приемы самых разных направлений, известных ранее. Этому термину соответствует понятие «историзм». В русской архитектуре этот не совсем стиль именно так и назывался.

Вопрос, в какой субординации должны находиться историзм и эклектика, до сих пор остается открытым. Есть точка зрения, что историзм — лишь черта эклектики. Другое мнение: это отдельные стили архитектуры 19 века. Историзм заключался в практически полном подражании предшествующим направлениям и сформировался как самостоятельный стиль только на закате существования.

Поэтому справедливо было бы сказать, что у эклектики как у художественного приема нет точных временных рамок и географических границ. Во-первых, художник в своем произведении всегда может обратиться к понравившимся ему элементам или мотивам того или иного стиля.

Во-вторых, все направления, сменяя друг друга, какое-то время сосуществовали, здания, построенные в эти периоды, тоже, по сути, эклектичны. Они всегда появлялись, когда романику сменяла готика, а готику — Ренессанс и т. д. В них мы неминуемо увидим черты и уходящего, и нового архитектурных стилей.

То есть эклектика всегда расцветает в периоды перехода от одного главенствующего стиля к другому. Историзм был какое-то время особенно востребован, к нему обращались чаще обычного в XIX столетии, и он неразрывно связан с эклектикой.

Историзм
Историзм

В XIX веке промышленность вышла на абсолютно новый уровень. Индустриализация и урбанизация привели к тому, что появилась необходимость заселять новые территории, организовывать городское пространство и пригород. Для архитекторов это тоже стало золотым веком. Они не только конструируют храмы и ратуши, но и создают здания для частных заказчиков: банкиров, промышленников, благотворителей и т. д.

Историзм
Историзм

Чтобы чем-то удивить богатого клиента и заслужить его расположение, архитекторам приходится отказываться от банальных и привычных для того времени образцов зданий и создавать нечто оригинальное. Но идеи они черпают, конечно, в прошлом, переосмысливая их и адаптируя к новому времени. Пришло время нео-стилей. Это архитектурные направления ушедших веков, вновь вышедшие на сцену в новой интерпретации.

То есть практически вся городская застройка того времени хранит в себе черты историзма и эклектики: частные дома, учреждения городского управления, вокзалы, школы, банки, театры, музеи и библиотеки. Отметим примечательный факт: тогда впервые черты одного архитектурного стиля могли прослеживаться в культовых строениях различных религий.

В отличие от классицизма, эклектика и историзм стали для архитекторов благодатной почвой для выражения практически любых своих идей, вкусов и предпочтений. Исходя из предназначения здания, они могли придать ему черты того или иного стиля или сразу нескольких. Например, в Азимовской мечети Казани явно прослеживается влияние мавританской и османской культуры. Больше всего в мире таких зданий «метисов» на территории России, США, а также Европы и ее колоний.

Историзм (эклектика) не забыл ни об одном стиле прошлого, творчески переработав наследие почти каждого из них. По тому, как называются новые стили архитектуры, сразу понятно, где искать референс.

Неогрек

Неогрек
Неогрек

По названию мы видим отсылку к Греции. Именно памятники древнегреческой архитектуры стали объектом пристального изучения в неогреке. Архитекторы не просто использовали черты античной культуры, а полностью воссоздавали здания того времени, соблюдая детальную точность.

Отличительные признаки стиля — прямолинейность фасадов и линейность всех деталей; лаконичные ордера и обязательно герма; столб, на вершине которого размещена скульптура (древнегреческого бога, философа или государственного деятеля).

Неоренессанс

Неоренессанс
Неоренессанс

Ключевые элементы стиля были скопированы у первоначального Ренессанса. Главные отличия заключались в том, что изначально фасады строили как у большинства современных на тот момент домов, а затем добавляли сверху декоративные элементы. Они стали более крупными и изготавливались не из камня, а из штукатурки. Это позволяло значительно сокращать сроки их производства и строительства в целом.

Необарокко

Необарокко
Необарокко

Как и неоренессанс, необарокко пользовался всеми благами новой эпохи. Поэтому так же, как и в предыдущем стиле, архитекторы перешли от каменных элементов к применению штукатурки для отделки фасадов. И аналогично новому Ренессансу новый барокко перешел на более крупные формы. Авторы применяли художественные приемы аутентичного стиля и воспроизводили его элементы на современных фасадах.

Узнаваемыми чертами необарокко были пилястры и баллюстрады; дверные и оконные порталы в виде арок; декор в виде гирлянд, а также головы животного или человека (маскароны); внушительные богато украшенные карнизы и применение богатой палитры как в экстерьере, так и в интерьере.

Неороманика

Неороманика
Неороманика

В своих принципах неороманика мало чем отличается от других нео-стилей. Характерные элементы романики-прародительницы адаптировали к современным постройкам, делая их чуть примитивней и крупней, а также изготавливая их более экономичными способами.

Неоготика

Неоготика
Неоготика

Этот стиль гораздо больше расходится со своей оригинальной версией, чем все предыдущие. Несмотря на то, что авторы сохраняли все ключевые особенности готики, здания имели свой особенный характер. Кроме того, неоготические сооружения стали более масштабными. Все это в равной степени относится и к неовизантийскому стилю.

Неомавританский стиль

Мавры — мусульманское население регионов Испании и Португалии в период с I по XV век, а также Марокко, Алжира и Туниса. Отсюда вытекает, что неомавританский стиль переосмыслил восточные мотивы предшественника, классический образец которого — архитектурно-парковый ансамбль мавританских архитекторов в Гранаде — Альгамбра.

Неомавританский стиль — это фестончатые и подковообразные арки (визитная карточка направления), луковичные и шлемовидные купола, интерьер со сводами, мозаикой и изразцами (в экстерьере применяется также), персидские орнаменты в росписи фасадов.

Неомавританский стиль
Неомавританский стиль

Псевдорусский стиль

Если говорить кратко, то этот стиль архитектуры воспроизводит мотивы русского народного творчества, нарядных избушек и боярских теремов, не скупясь на украшения. Возникнув на пороге XIX и XX веков, псевдорусский стиль опирался на культурное наследие древнерусской архитектуры, с вкраплениями некоторых черт византийской.

Псевдорусский стиль
Псевдорусский стиль

Этот стиль архитектуры нередко переплетался с модерном, рождая неповторимые эклектичные здания. Два этих направления были в моде в один и тот же период времени, поэтому архитекторы брали что-то от каждого из них.

Здания в псевдорусском стиле отсылают к русским народным праздничным костюмам. То же применение небольшого числа определенных ярких цветов,обилие декоративных деталей и характерные элементы (орнаменты, «кокошники», например, как у здания Ярославского вокзала).

Кроме явной нарядности и лубочности, здания в этом стиле узнаваемы по башням (чаще всего угловым) и активному использованию не только привычной штукатурки, но и кирпичной кладки.

Модерн

В Европе конца XIX века появилось новое направление. Это был модерн, который также называют «ар нуво» (по-французски art nouveau). Несмотря на то, что на своей родине этот стиль активно развивался лишь до Первой мировой войны, ему удалось оставить яркий след в архитектуре 20 века.

Он покорил своей новизной и стал благодатной почвой для множества интерпретаций в самых разных странах в те или иные периоды, всегда оставаясь безошибочно узнаваемым.

В России апогей увлечения модерном пришелся на первые 15 лет XX столетия. То есть период модерна в нашей стране был позже, чем в Европе, так как после Перовой мировой войны архитектура не была приоритетом развития.

Модерн
Модерн

Новый век требовал чего-то принципиально нового, а не фантазий на тему классических стилей. И модерн, действительно, внес принципиально новаторское и свежее в архитектуру.

Мечтаете о карьере дизайнера? Наши эксперты помогут освоить основы композиции, верстки и визуального мышления. Курс поможет развить творческий потенциал и под руководством профессионалов создать портфолио, которое восхитит клиентов и работодателей.

Прежде всего, новизна модерна проявилась в том, какие материалы стали использовать в строительстве и отделке. На первый план вышли железобетон, металл и стекло. Отличительные черты модерна  плавные изогнутые контуры и избегание острых углов и прямых линий, мозаичные окна и кафельная плитка в интерьере (считалась писком моды), а также пепельные, приглушенные тона: жемчужный, бледно-сиреневый, пепельной розы, серо-голубой.

Дизайн одного из самых популярных стилей архитектуры XX века применяли для сооружений самого разного назначения: церквей, жилых домов, банков, театров, городских учреждений, вокзалов, магазинов, торговых рядов.

Модерн
Модерн

Окна и двери в архитектуре нового искусства достойны отдельного внимания. Просторные и высокие арочные окна, доходящие до пола, и такие же двери производят особое впечатление. Добавьте к этому любимый модернистами растительный орнамент в мозаике или декоре мебели, и вы получите представление об интерьере в стиле модерн. Еще один фирменный знак нового искусства в архитектуре огромный оконный проем, в котором размещены высокие прямоугольные двери.

Одно из ответвлений нового стиля — романтический модерн. В нем царствовали плавность линий, изгибы и пластичные переходы. Как в конструкции самого здания, так и во всех элементах декора. Также в модерне были очень распространены ботанические мотивы. Цветы полевые, садовые исполнялись декораторами искусно, в мельчайших деталях, иногда переплетаясь с античными орнаментами.

При оформлении фасадов, кроме цветов, часто изображали женские бюсты и головы. Силуэты зданий в стиле модерн напоминали романику или готику в плане многоуровневости и сложности конструкций.

Романтическому модерну противопоставлялся рациональный. В нем, напротив, линии были упорядочены и подчинялись законам геометрии. Фасады сохраняли строгость и лаконичность. Распространенным художественным приемом было подчеркивание каркасной структуры здания и ее линий.

На этом все. Надеемся, вы составили представление о стилях архитектуры. Мы упомянули лишь ключевые направления. Опираясь на эти знания, вам будет легче разбираться не только в других стилях архитектуры, но и в различных видах искусства.

Оцените статью:
4.43
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
Читайте также
prev
next
Бесплатные вебинары:
prev
next
Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Узнать подробнее
Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Узнать подробнее
Как стать Python-разработчиком

Как стать Python-разработчиком

Узнать подробнее
Что нужно знать разработчику

Что нужно знать разработчику

Узнать подробнее
Кто такой тестировщик и как им стать

Кто такой тестировщик и как им стать

Узнать подробнее
Чем занимается программист и как им стать

Чем занимается программист и как им стать

Узнать подробнее
Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Узнать подробнее
Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Узнать подробнее
Какие есть профессии в ИТ

Какие есть профессии в ИТ

Узнать подробнее
Смените профессию,
получите новые навыки,
запустите карьеру
Поможем подобрать обучение:
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...