О чем речь? Существуют различные приемы обучения детей. И пусть с точки зрения педагогики они являются не более чем составной частью определенного стиля, технологии и метода преподавания, это не умоляет их значимости в деле формирования у ребенка реальных умений и навыков.
На что обратить внимание? Выбор приемов обучения осуществляется исходя из поставленных целей, возрастных особенностей и уровня подготовки ребенка. Внимание также обращается на содержание материала конкретного урока и общее количество времени, отведенное на изучение материала.
В статье рассказывается:
- Стили обучения детей
- 5 популярных на сегодняшний день технологий обучения
- Связь между методами и приемами обучения детей
- Классификация методов обучения
- Классификация приемов обучения
- Отличительные особенности современных приемов обучения детей
- 5 полезных обучающих приемов
- 5 относительно новых приемов обучения детей
- Правила выбора методов и приемов обучения детей
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Стили обучения детей
Перед рассмотрением методов и приемов обучения детей охарактеризуем педагогические стили подачи знаний. Они разнятся в зависимости от конкретной учебной ситуации. Выделяют следующие стили обучения:
- Визуальный (зрительный) стиль. Подходит для людей, которые лучше воспринимают информацию наглядно. Рисунки, презентации, графические образы и пространственное представление необходимы им для успешного обучения.
- Аудиальный (слуховой) стиль. Подходит для людей, которые лучше воспринимают информацию, когда слышат ее. Звуки, музыка, аудиокниги эффективны для обучения.
- Вербальный (словесный) стиль. Предпочтителен для людей, которые хорошо воспринимают информацию, прочитав ее или написав. Устная или письменная форма – идеальный формат для обучения.
- Кинестетический (телесный) стиль. Подходит для тех людей, которым важно опираться на тактильные ощущения в процессе познания, а также осуществлять конкретную практическую деятельность.
- Логический (математический) стиль. Предпочтителен для людей, которым важен системный подход. Аргументы, рассуждения, логические доводы, доказательства в обучении убедительны и наиболее эффективны в их случае.
- Межличностный (социальный) стиль. Подходит тем людям, для которых важно групповое взаимодействие для лучшего усвоения материала.
- Внутриличностный (одиночный) стиль. Таким людям подходит самостоятельная познавательная деятельность для усвоения учебной информации.
Важно подчеркнуть, что большинству детей подходит не какой-то один стиль обучения, а их комбинация.
5 популярных на сегодняшний день технологий обучения
Одна из важнейших задач сегодня – сделать школу не только образовательным пространством, но и саморазвивающейся системой. Необходимо создать ряд условий, при которых ученики являлись бы активными субъектами процесса. Это возможно при использовании разных технологий и эффективных приемов обучения детей дошкольного и более старшего возраста. Рассмотрим самые распространенные.
Коллективно-взаимное обучение
Данная технология подходит для изучения новых тем, углубления знаний, а также для повторения и закрепления информации или навыка. Ученики могут работать индивидуально или объединившись в группы. Если учитель выбрал командную форму работы, то в завершении урока обязательно нужно проверить, насколько усвоен материал всеми обучающимися.
Активное обсуждение информации из разных источников, обмен идеями, опытом, дискуссии на тему расхождений и противоречий, эмоциональные диалоги – это основные составляющие коллективно-взаимного обучения. Все вышеперечисленное создает условия для:
- улучшения умений по пройденному материалу;
- развития памяти;
- раскрытия потенциала школьников благодаря тому, что они чувствуют себя уверено на занятиях;
- эффективной индивидуальной работы, так как каждый ученик выполняет задания самостоятельно, несмотря на групповой формат обучения;
- продуктивного взаимодействия с коллективом, что является главным преимуществом данного способа обучения.
Модульное обучение
Вся учебная информация разбивается на отдельные блоки. Педагог включает задания разного уровня сложности по изучаемой теме. Это позволяет ему применять личностно-ориентированный подход. В каждом учебном блоке есть задания для проверки усвоения изучаемого материала. Любой урок по модульной технологии может содержать в своей структуре разные формы деятельности учеников. Например:
1-й этап урока – это диспут на тему занятия, способствующий развитию логики, грамотной формулировки вопросов и аргументированных ответов на них. Диспут базируется на научной дискуссии, которая подразумевает сотрудничество.
2-й этап урока – лекция. Педагог доносит до обучающихся новую информацию, а ученики записывают ключевые моменты. Конспектирование развивает самостоятельность и умение работать с большим объемом сведений, вычленяя значимые и второстепенные.
3-й этап урока – закрепление лекционной информации обратной связью от учеников. Педагог задает вопросы по изучаемой теме, а ученики отвечают, опираясь на конспект. Это позволяет понять, насколько усвоен образовательный материал и какие моменты следует разобрать подробнее.
Работа с аудио- и видеоматериалами
Использование этой технологии на уроках решает следующие задачи:
- погружение учащихся в атмосферу темы занятия или ее значимой части;
- развитие когнитивных способностей детей: внимание, наблюдение, выбор, предвосхищение, высказывание предположений и т.д.;
- обучение анализу занятия или его части;
- развитие критического мышления, аналитических навыков, умения комментировать и интерпретировать текст.
Приемы обучения детей по данной технологии основываются на следующих этапах работы с информацией:
- Работа до просмотра или прослушивания видео- или аудиоматериала.
- Непосредственно просмотр или прослушивание.
- Работа после просмотра или прослушивания.
Обучение с использованием приемов этой технологии формирует у обучающихся уверенность, помогает совершенствовать знания и умения, а также развивает навык самостоятельной работы.
Если среди учеников есть желающие заниматься в будущем педагогической деятельностью, то их полезно привлекать к проведению занятий с аудио- и видеоматериалами. Это способствует развитию творческого подхода к обучению, учит серьезно относиться к выполняемой работе, а также подчеркивает значимость их вклада в учебный процесс.
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Цель технологии ТРКМЧ – воспитание учеников, умеющих заниматься самостоятельной деятельностью.
Активно используется при работе с текстовым материалом. Включает чтение и письмо. Выделяют следующие этапы работы по этой технологии:
- «Вызов» (мотивация). Педагог заинтересовывает учащегося. Например, интригующим названием или интересным и неожиданным фактом.
- «Осмысление». Заинтересованный ученик читает текстовый материал и изображает его в виде схемы, опорного сигнала по Шаталову (какой-то ассоциативный символ, который заменяет смысловое значение) или составляет краткий план.
- «Рефлексия». Обсуждение информации с одноклассниками. Может использоваться пересказ (устный или письменный) как форма развития речи и памяти.
Интегративный подход
Старшая ступень обучения в связи с ее профильным уклоном требует глубокого практического характера занятий. Интегративное обучение базируется на междисциплинарном подходе, а также принципах прагматичности и индивидуализации образования. Этот метод обучения на практике продемонстрировал достижение следующих задач:
- Формирование и развитие познавательного интереса, креативности, навыков самостоятельного приобретения знаний. Это помогает приспособиться к динамике образовательного процесса.
- Развитие коммуникативных способностей, умения вести продуктивный диалог и эффективно общаться.
- Воспитание толерантности, уважительного отношения к культуре своей страны и других народов.
- Профориентация. Обучающиеся изучают материал из разных областей. В сравнении они могут понять, какая деятельность им интереснее. Так проходит работа по профессиональному самоопределению учеников.
Основные характеристики приемов интегративного подхода в обучении детей:
- Информационный аспект подачи материала: ученикам дается минимально необходимое количество теории и фактов.
- Языковой аспект: фактологические знания выражаются в лексико-грамматических средствах.
- Коммуникативный аспект: терминология по теме обогащает лексикон учеников. Также совершенствуются навыки общения с собеседником с использованием тематического словаря.
- Познавательный аспект: большой объем изучаемой информации благодаря активному использованию текстового материала в качестве источника теоретических и фактологических знаний.
Использование приемов интегративного метода обучения детей позволяет перенести все функции общения (познавательная, регулятивная, этикетная, ценностно-ориентационная) на новый тематический материал.
Связь между методами и приемами обучения детей
Для понимания сути педагогических процессов важно знать, как трактуются термины «метод» и «прием».
Есть несколько определений понятия «метод обучения». Приведём самые распространенные.
Методы обучения – это способы совместной работы учителя и учеников, целью которых является достижение целей образования.
Читайте также!
Методы обучения – это способы взаимодействия педагогов и обучающихся по реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач (Ю. К. Бабанский).
Методы обучения – это способы педагогической работы учителя и организации учебно-познавательной работы учащихся по решению разных дидактических задач для усвоения учебного материала (И. Ф. Харламов).
Понятие «приемы обучения» является распространённым термином в педагогике. В классическом понимании они являются составляющей метода обучения. Однако границы понятий достаточно размыты. Любой метод обучения детей состоит из отдельных приемов, каждый из которых решает какую-то конкретную учебную или педагогическую задачу.
Методы и приемы обучения детей в зависимости от педагогической ситуации могут меняться местами. Одни и те же приёмы используются в различных методах. Кроме того, один метод у разных педагогов может включать абсолютно противоположные приемы. Получается, что метод обучения состоит из приемов, но не является простой суммой своих составляющих.
Классификация методов обучения
Одна из актуальных проблем дидактики сегодня – классификация методов обучения. Нет одной общепринятой точки зрения по данному вопросу. Авторы группируют методы обучения на основании различных признаков. Поэтому существует несколько классификаций.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Самый распространенный вариант – типология по источнику получения знаний. Выделяют следующие методы обучения:
- Словесные. Источником информации выступает слово (устное или печатное).
- Наглядные. Основа знаний – изобразительный, графический или предметный учебный материал, наблюдаемые объекты или явления.
- Практические. Учащиеся изучают новую тему и выполняют практические задания для закрепления умений и навыков.
- Игровой. Обучающиеся погружаются в игровую ситуацию, на которую переносится учебный материал.
Классификация приемов обучения
Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская работали над типологией приемов обучения биологии. Однако предложенная ими классификация является системной и применимой для различных дисциплин. Данные авторы выделили 3 группы практических приемов обучения детей:
- Логические. Включают приемы мыслительной деятельности: формулирование проблемы, сравнение, обобщение, доказательство.
- Организационные. Данные приемы используются для фокусировки внимания учеников и управления их деятельностью. К ним относятся ответ у доски, проверка самостоятельной работы.
- Технические. Включают приемы обучения с использованием оборудования, обучающих материалов и средств. К ним относятся записи на доске, рисунки, наглядные пособия, а также мультимедийные средства.
Отличительные особенности современных приемов обучения детей
На основании психолого-педагогической литературы выделяют существенные характеристики современных приемов обучения детей. Это стало основой для отбора некоторых из них для апробации в начальной школе с целью определения их эффективности.
Для современных приемов обучения детей характерны:
- нацеленность на достижение предметных и метапредметных результатов;
- стимуляция учебно-познавательной деятельности учеников;
- интерактивность или диалоговое взаимодействие, где обучающийся является субъектом получения знаний;
- мотивация к учебной деятельности и активному участию;
- игровой характер приемов обучения детей для реализации образовательных целей.
Современные приемы обучения детей базируются на развивающем и деятельностном подходе. Поэтому очень актуальны приемы, используемые в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, а также приемы формирующего оценивания, игровые, рефлексивные, проблемного обучения, технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).
5 полезных обучающих приемов
Используя творческий подход к работе, педагоги, преподаватели и методисты создают и применяют на практике различные практические приемы обучения и воспитания детей. Это помогает решить многие образовательные задачи. Рассмотрим некоторые из таких приемов.
- «Нестандартный вход в урок». Педагог с самого начала занятия включает учеников в активную деятельность и держит их внимание. Например, начинает с противоречивого факта, разминки с интересными интеллектуальными задачами или включает неожиданный музыкальный фрагмент.
- «Показ профессионализма». Отличный прием для обучения подростков,по мнению А. В. Хуторского. Такой педагог становится авторитетом в их глазах. Предполагает показ личного выполнения какого-то сложного, возможно, творческого задания.
- «Выход за пределы». Данный прием обучения детей предполагает, что педагог, разбирая определенную тему, расширяет ее границы и приводит современные примеры, знакомых детям персонажей поп-культуры и т.п. Это является хорошим способом удержания внимания учеников, а также актуализацией изучаемой темы. В «Современной дидактике» А. В. Хуторского в качестве примера приводится урок физики на тему «Резонанс». Педагог начинает с вопроса, с чем связано то, что электрогитара может иметь любую форму корпуса, в отличие от акустической. Для наглядности педагог демонстрировал фотографии креативных инструментов известных музыкантов. Такой подход однозначно фокусирует внимание учеников и способен их заинтересовать и вызвать интерес к теме урока.
- «Неожиданное дело». Если в классе имеются проблемы с дисциплиной и необходимо создать рабочую атмосферу, то это эффективный прием обучения детей. Можно дать задание каждому ученику. Например, нарисовать дерево, как его видит великан и гном. Такое необычное задание заинтересует детей и вернет к активности на уроке.
- «Фантастическая добавка». Данный прием обучения детей быстро вовлекает их в рабочий процесс урока, а также способствует развитию креативности и нестандартного мышления.
В реальную учебную ситуацию педагог добавляет фантастический элемент. Например, переносит в изучаемую тему какого-то исторического деятеля, персонажа литературы, вымышленное животное или описывает ее глазами инопланетянина.
5 относительно новых приемов обучения детей
Ассоциации
Этот прием обучения детей относится к активным методам. Благодаря ему систематизируются уже имеющиеся знания посредством сравнения с новой информацией. «Бег ассоциаций» подключает подсознание и чувственную сферу познания. Новый материал хорошо усваивается учениками. Также использование этого приема обучения на уроках мотивирует детей.
«Бег ассоциаций» может использоваться на разных этапах занятия. Например, если урок посвящен какой-то одной проблеме, то он поможет в ее постановке. Прием также удобно использовать на этапе закрепления новой информации. Он отлично работает на уроках по развитию речи.
Рекомендуется работать с приемом «Бег ассоциаций» следующим образом: нужно разделить класс на пары. Озвучивается тема занятия. Ученики называют несколько слов, которые у них ассоциируются с данной темой. Этот прием применим не только для гуманитарных дисциплин. На уроках математики, например, можно также использовать его при постановке проблемы.
Так, на занятии по теме «Круг» дети озвучивают ассоциации, которые приходят им на ум в связи с этой геометрической фигурой. Учитель может демонстрировать различные круглые предметы: колесо, кольцо, солнце и даже привести нестандартную аналогию – хоровод. Теперь важно углубить размышления учеников, спросив, какие ассоциации у них вызывает, например, движение колеса или кружение, когда водят хоровод. Варианты ответов могут быть различные: скорость, свобода, круговорот и т.п.
Применим этот метод на уроках иностранного языка. Ученики могут ассоциативно связывать новые термины с уже знакомыми.
Коллекционер
Это эффективный прием для интерактивного обучения детей, то есть когда предполагается активное включение обучающихся в учебный процесс. В этом приеме важна предварительная подготовка субъектов обучения. Использоваться он может на любых уроках, независимо от предмета. Главное преимущество приема – возможность установления межпредметных связей и показ практической значимости новых знаний ученикам, их прикладной ценности. Этапы использования приема «Коллекционер»:
- Сбор коллекции. Подготовка включает подбор учениками различных предметов, которые связаны с темой урока. Например, готовясь к географии по теме «Международные связи России», ученики могут собирать зарубежные этикетки. Их нужно приклеить в альбом, а на контурной карте отметить страну, откуда импортировался данный товар в Россию.
- Оформление альбома коллекции. Вклеивать необходимо все предметы и обязательно нужно подписать каждый. Например, готовясь к уроку химии по теме «Нефть», ученики собирают изображения или предметы для альбома, отмечая следующие параметры: название, химическую формулу, сферу использования, в чем важность для человека, минусы, вредное воздействие и т.д.
- Практическая работа с коллекцией на уроке. Тут подойдут приёмы обобщения и повторения учебного материала. Форма урока может быть различной, в том числе нестандартной. Например, аукцион с использованием предметов коллекции, бизнес-игра и т.д. Можно разбить класс на группы и дать задание подготовить развернутую презентацию экспонатов коллекции.
Интеллектуальный поединок
Это прием, демонстрирующий, насколько хорошо усвоен учебный материал учениками. Также он показывает, умеют ли дети мыслить логически, выделять закономерности, различия и противоречия нового материала с уже изученным.
«Интеллектуальный ринг» можно провести на любом этапе урока. Например, в начале с целью закрепления уже известного материала и подготовки к логически вытекающей теме. Он подходит для уроков обобщения и систематизации знаний.
Суть данного игрового приема обучения детей следующая: ученик, как на ринге, должен выдержать несколько вопросов. В среднем ему задаются 5 вопросов, на которые нужно быстро ответить. На размышление дается несколько секунд. То есть это своеобразный блиц опрос. Конечно, успех использования приема зависит от конкретного ученика. Кто-то продемонстрирует отличные знания, а кто-то их отсутствие и неумение сосредоточиться. Также это прекрасная тренировка интеллекта.
Конечно, педагог тщательно продумывает вопросы. Они должны быть сформулированы так, чтобы был один краткий ответ. Так можно быстро провести срез знаний по каким-то терминам, датам. Как вариант, можно просить закончить предложение, вставив недостающее слово.
Также подходит для такого приема шутливая формулировка вопросов. Это однозначно заинтересует учеников, а также позволит проверить, насколько глубоко понимание темы. Такая форма вопросов требует их осмысления, понимания предмета разговора. Это не просто зазубренная информация.
Диаграмма, или Кольца Венна
Педагоги стали активно использовать прием в технологии развития критического мышления. Он назван по фамилии английского учёного, автора книги «Символическая логика». Это графический прием, который используется, когда нужно сравнить несколько понятий, явлений, предметов. У детей развиваются аналитические способности, умение выявлять общее и различия. Процесс обучения с использованием данного приема включает в себя следующие этапы:
- На уроке вычленяются несколько терминов, явлений, которые необходимо проанализировать и сравнить друг с другом. Например, на математике можно сравнивать геометрические фигуры, на литературе – персонажей книги, на уроке истории – политических деятелей и их вклад, на обществознании – сравнить идеи мыслителей.
- Ученики рисуют кольца Венна.
- На данном этапе материал осмысляется и закрепляется, обсуждаются диаграммы. Можно делать это в группах или парах.
Цветные поля
Прием обучения детей «Цветные поля» подходит для интерактивного образования. Он способствует развитию навыков самоорганизации, индивидуальной работы с текстом и самопроверки. В основном данный приём применяют на уроках литературы и русского языка. Однако его можно использовать и на занятиях по другим предметам, где выполняются письменные работы.
Суть приема в следующем: ученик выполняет письменную работу. Это может быть любой формат: сочинение, контрольная, эссе, лабораторная, изложение и т.д.
На полях тетради он делает пометки для учителя разным цветом. Например, красный сигнализирует, что нужно проверить и исправить ошибки. Зеленый – отметить ошибки, но исправит их ученик самостоятельно. Синий – указать, сколько ошибок, но не подчеркивать, какие именно. Черный – признание ученика, что ошибок может быть много и тема требует дополнительно изучения.
Количество используемых цветов и их значение могут меняться. Так, при выполнении какой-то творческой работы ученик может попросить учителя проверить только структуру, орфографию или стилистические ошибки.
Правила выбора методов и приемов обучения детей
В педагогике сформировались определённые подходы к выбору того или иного метода и практических приемов обучения детей. Это зависит от обстоятельств и условий учебного процесса. Также важно, насколько возможна реализация тех или иных приемов в конкретном образовательном учреждении. Педагоги в своей деятельности опираются на опыт коллег, их успешную практику. Рассмотрим подробнее, от чего зависит выбор приемов обучения детей:
- от образовательных, воспитательных, развивающих целей, а также доминирующих установок современной дидактики;
- от преподаваемой науки, ее особенностей, а также специфики изучаемой темы;
- от методики преподавания учебного предмета, конкретных требований к выбору общедидактических методов;
Читайте также!
Игры для детей на ПК: полезные и безопасныеПодробнее - от целей и задач определенного урока, определяющих содержание учебного материала;
- от количества учебных часов, предусмотренных на изучение конкретного учебного раздела, темы;
- от возраста учеников, уровня развития их способностей и знаний;
- от материально-технического оснащения учебного заведения, наличия наглядного материала и технического оборудования;
- от степени подготовки учителя, уровня его теоретических знаний и практического опыта, а также педагогического мастерства, амбиций и даже личных качеств;
- от общего уровня готовности учеников (их образованности, уровня воспитания и развития).
Итак, педагог опирается на перечисленные выше обстоятельства и принимает следующие решения: выбирает словесные, наглядные или прагматические методы. В соответствии с ними определяет приемы для обучения детей на уроке: логические, организационные или технические.