Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлогПрофориентация детей раннего возраста: формы, методы, технологии работы
Профориентация детей раннего возраста
7 146
Время чтения: 12 минут

Профориентация детей раннего возраста: формы, методы, технологии работы

7 146
Время чтения: 12 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
  2. Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста
  3. 5 интересных приемов ранней профориентации детей
  4. Советы родителям по профориентации детей раннего возраста
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребенок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы. Успех ранней профориентации зависит от того, что уже в дошкольном возрасте появляется искренний интерес к миру взрослых.

В результате профориентации дети начинают больше интересоваться деятельностью собственных родителей, так и появляются династии врачей, учителей и инженеров. Подробнее о том, что такое профориентация детей раннего возраста, читайте в нашем материале.

Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Первый взгляд на работу и труд очень важен для ребенка, ведь он значительно влияет на его представление о существенности роли разных профессий в обществе.

Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Весь мир, общество и, соответственно, рынок труда стремительно развиваются и меняются. Конечно, сейчас неизвестно, что будет происходить через десять лет и какие профессии будут актуальны и востребованы. Однако очевидно, что в таком динамично меняющемся мире цениться будет и гибкость человека, его умение менять направление развития карьеры и обучаться новому, чтобы он смог преуспеть в разных сферах и реализоваться во многих своих начинаниях.

Это значит, что для современных детей очень важным становится фактор познавательной активности, что определяет вектор усилий дошкольного образования.

И речь не о том, что взрослые вместо ребенка еще в дошкольном возрасте выбирают его профессию, конечно, а в предоставлении ребенку выбора. Так, все начинается с того, что ребенок знакомится с трудом и профессиями в целом. Лишь познакомившись с какой-либо сферой деятельности, ребенок уже познает новое и расширяет кругозор. И чем больше у него таких познаний и навыков, тем проще ему будет уже в осознанном возрасте выбрать профессию, исходя из своих умений и предпочтений.

Равно как на начальных этапах профориентации детям помогают их учителя, так и они сами знакомятся с трудом через учебные занятия и различные игры.

Родители, конечно, тоже активно участвуют в процессе развития собственных детей, помогая преподавателям. Взаимодействуя с родителями, дети узнают новое, усваивают нормы общественного поведения, совершенствуют навыки общения и изучения, и, конечно, знакомятся с трудом и различными профессиями.

Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста

В процессе обучения детей в целом и в профориентации в частности очень важным является фактор наглядности. Дети лучше усваивают любую информацию, если привести хороший пример и наглядно показать им иллюстрацию. Помогают в этом технические средства – от проекторов до обычных компьютеров – и “классические” школьные средства: презентации, книги и другие.

Если хорошо проработать элемент наглядности и представить детям актуальные и правильно проиллюстрированные примеры, можно действительно повысить эффективность обучения и профориентации. Так детей легче вовлечь в процесс, а сами они лучше усваивают информацию, причем их знания не смешиваются в единый поток, а систематизируются.

  1. Техническое оборудование. Самыми распространенными техническими средствами, применяемыми для детей дошкольного возраста, являются:
    • Проектор.
    • Телевизор или монитор компьютера.
    • Интерактивная доска.

    Интерактивная доска позволяет представить детям презентации, видео и различные иллюстрации. Более того, с различными слайдами и анимациями дети могут взаимодействовать — передвигать объекты, чертить разные фигуры, перелистывать слайды. Так информацию, которую необходимо донести до детей, можно сделать не только нагляднее, но и красочнее, она больше запоминается, ведь дети сами непосредственно участвуют в образовательном процессе. Более того, так можно вовлечь всю группу, а не только самых активных ребят, ведь это похоже на формат игры и интересно для всех детей.

    С помощью проектора детям можно продемонстрировать презентации и видео, в которых будут подробно изложены все нюансы какой-либо профессии. Например, множество разнообразных слайдов или интересный видеоряд помогут детям наглядно рассмотреть то, о чем говорят преподаватели.

    На экране телевизора или монитора дети могут посмотреть видео, фильмы и мультфильмы, рассказывающие им о профессиях. Таких с каждым годом снимают всё больше, и одним из лучших многие считают профориентационный мультфильм «Калейдоскоп профессий». Важно помнить, что после просмотра нужно обязательно пообщаться с детьми, чтобы узнать, как они поняли материал, ответить на их вопросы, и, таким образом, лучше закрепить новые знания.

    Вообще, мультфильм «Калейдоскоп профессий» — это целый сериал, повествующий детям о разных профессиях. На его основе преподаватели даже строят целые уроки по профориентации. Одной из ключевых серий, например, является эпизод, в котором детям рассказывается, почему их родители уходят на работу. Так они не рассматриваются и понимают, куда уходят родители днём, и начинают интересоваться, кем и где они работают.

    Эпизоды мультсериала подробно описывают разные профессии. Дети знакомятся с главными особенностями и различиями профессий, узнавая больше о процессе и месте работы и других нюансах. При просмотре мультфильма с детьми стоит помнить, что, как было сказано выше, закрепить новые познания можно лучше, если обсудить с детьми показанный им материал.

  2. Игровые комплексы. Конечно, в обучении детей дошкольного возраста важное место занимают игры. Различные игровые средства применяются и в процессе ранней профориентации. Так, например, большой популярностью пользуются игровые модули по профессиям или рабочим местам. С их помощью дети могут смоделировать различные ситуации в школе, поликлинике, офисе, полицейском или пожарном участке.
    Это средство наглядности позволяет вовлечь детей в процесс профориентации, ведь игра — одно из наиболее интересных и познавательных средств обучения. Дети знакомятся с профессиями и погружаются в эту тему, сначала с помощью преподавателя, а потом самостоятельно примеряя на себя разные роли.
  3. Познавательная литература и пособия.Также в рамках профориентации можно применять познавательную литературу, как энциклопедии и учебники, так и художественную литературу — рассказы и стихи — и различные журналы. С их страниц дети могут узнать много нового о различных профессиях, прочитав статьи или рассказы и увидел иллюстрации.

    Вообще, это могут быть и просто полезные статьи, как, например, в энциклопедиях, так и художественные произведения: рассказы, повести и стихи. Новые познания о работе и профессиях можно получить даже из пословиц и поговорок, а загадки добавят элемент игры и соревнования, что ещё больше увлечет детей.

5 интересных приемов ранней профориентации детей

  • Экскурсия

Один из интересных и наглядных приемов – экскурсия. Однако в отличие от обычной образовательной экскурсии, необходимо сделать акцент на рабочем процессе представителей определенных профессий: показать детям на живом примере, чем занимаются работники, из чего состоит их рабочий день и другие нюансы, и, конечно, их работу в целом.

Сейчас в детских садах часто применяется такая практика внутри самого учреждения. Детей приводят к разным работникам садика: к медицинскому кабинету, к директорам, секретарям и многим другим. Там дети смотрят, чем занимаются работники и задают вопросы, узнавая много нового о разных профессиях, не уходя из садика.

5 интересных приемов ранней профориентации детей
5 интересных приемов ранней профориентации детей

Также популярностью пользуются и настоящие экскурсии в разные интересные места, однако их не всегда удается провести в полной мере, особенно сейчас, во время ограничений. Впрочем, эту проблему можно решить с помощью проведений виртуальной экскурсии. С помощью телевизора или проектора дети могут «посетить» самые разные места – существуют полезные сервисы, создающие подобные экскурсии.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 28 апреля
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Более того, можно договориться с обычной организацией записать видео или наладить онлайн-трансляцию, наблюдая за которой, дети смогут познакомиться с представителями определенной профессии и увидеть почти вживую, как они работают, что делают и где.

Знакомя ребят с новыми профессиями и их представителями, важно проработать то, как дети отнеслись к новому знакомству. Стоит обратить их внимание на то, чем занимается работник, для чего он это делает и как, и его отношение к своему труду. И снова будет крайне полезным обсудить с детьми их мысли и отношение к увиденному, чтобы понять, как они это восприняли и как изменились их взгляды и кругозор.

Только до 29.04
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
  • Наблюдение

Этот метод применяется вкупе с каким-либо другим средством, как правило, активным. Это может быть игровое средство или экскурсия, или какой-то другой процесс. Суть наблюдения кроется в названии – под контролем педагога дети внимательно наблюдают за происходящим, обращая внимания на все нюансы, чтобы воспринять как можно больше. В полной мере польза от этого метода раскрывается, если регулярно и грамотно им пользоваться.

Очевидно, что применение метода наблюдения в процессе профориентации детей раннего возраста направлено на получение и восприятие детьми новых знаний о труде и разных профессиях. Так, опять же, в рамках экскурсии, например, наблюдение реализуется так: дети, познакомившись с работниками, внимательно смотрят за тем, как они работают: что делают, с помощью каких инструментов, почему они это делают и как.
  • Беседа

Общение – ключевой и очень распространенный метод не только в профориентации, но и в образовательном процессе в целом. Очень важно поддерживать контакт с детьми, узнавать их мысли, отвечать на их вопросы. Это же касается и знакомства с новыми профессиями, после которого педагог спрашивает детей об их эмоциях от такого опыта, их реакции и выводах.

Общение можно наладить и непосредственно с представителями профессий, которые показывают детям свой рабочий процесс или же приходят к ребятам сами. Новые знакомство – очень интересный и важный опыт для детей, они сразу начинают интересоваться чем-то новым, в данном случае, какой-либо профессией, и получают возможность напрямую задать вопрос и сформировать впечатление и мнение об определенной профессии. Самый простой и доступный вариант в данном случае – пригласить родителей самих детей и попросить их рассказать о своей работе.

  • Игра

Игры, конечно, – это любимая активность детей, особенно дошкольного возраста. Этим пользуются многие преподаватели, и этот прием сохраняет свою актуальность и в рамках профориентации. С помощью игр, особенно тематических, в которых дети моделируют ситуации на работе и вживаются в разные профессии, можно сформировать у детей конкретное представление о работе и труде.

Существуют разные сюжетно-ролевые игры, отличающиеся правилами и сложностью, предназначенные для детей разных возрастов. Для проведения игр необходимо:

  • Игровой инвентарь, который дети будут использовать, играя роли представителей различных профессий (одежда работников или игрушечные орудия труда).
  • Творческие игрушки и другие инструменты, с помощью которых дети могут что-то создать (конструкторы, пластилин, картон и другие).
  • Технические средства, которыми педагог может пользоваться для моделирования различных ситуаций (проектор, телевизор, интерактивная доска).

Играя, дети могут вместе с преподавателем или даже самостоятельно моделировать ситуации на своих «рабочих местах», представляя, что они – представители разных профессий.

  • Выставка

Выставки творчества детей – один из самых полезных и важных инструментов, которым может воспользоваться педагог в процессе профориентации детей раннего возраста. Благодаря выставкам дети смогут попробовать создать что-то своё и представить это всем остальным.

Выставка творчества детей легко превращается в выставку профессий. Дети выбирают какую-нибудь профессию и что-то создают: рисуют, лепят из пластилина, строят из конструктора. Так они узнают больше о работе, которую выбрали в качестве темы для своего творчества, а также знакомятся с другими профессиями, представленными на выставке.

Регулярная организация таких выставок увлекает детей, расширяет их кругозор и, более того, позволяет воспитателю следить за интересом детей к разным профессиям, склонностям воспитанников и уровнем их познаний о труде.

Советы родителям по профориентации детей раннего возраста

Британский Институт Карьеры, в разработанном им учебном плане, предлагает начать профориентационную работу с детьми, когда они достигают возраста около 7 лет. В этом возрасте они уже имеют представления о работе и могут проявлять склонности к определенным профессиям, а также представляют, чем занимаются и какими навыками обладают представители этих профессий.

Советы родителям по профориентации детей раннего возраста
Советы родителям по профориентации детей раннего возраста

Также нужно учитывать следующую тенденцию. Если в детском саду и начальных классах дети не имеют склонностей к точным и прикладным наукам, таким, как математика и прочие дисциплины, связанные с технологиями, то и в более старшем возрасте эти склонности, вероятно, не появятся. А ведь существует распространенное мнение, что технологии и инжиниринг в ближайшие декады будут одними из самых востребованных и актуальных направлений.

Впрочем, это не влияет на тот факт, что детей нужно знакомить со всем разнообразием профессий, из которых они впоследствии смогут выбрать свою собственную. Во-первых, это расширяет их кругозор и представления о мире. А во-вторых, собственно, позволяет выбрать себе занятие, а в будущем и профессию по душе, в которой они смогут достичь успеха, что и является главной целью родителей.

  • Большинству родителей процесс профориентации представляется контролем над выбором ребенка. Конечно, на самом деле все обстоит совершенно по-другому. Ребенок должен чувствовать свободу выбора в отношении многих своих решений. Ответственность за решение сделает его увереннее.
  • Крайне важно поддерживать ребенка: уважать его выбор, поощрять его интересы и увлечения или помогать ему их искать. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал неуверенность и боялся выбирать или интересоваться чем-то.
  • Впрочем, не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не сделать его впечатления и цели ложными. Важно, чтобы ребенок интересовался какой-либо деятельностью в силу его склонностей или желания познавать новое, а не чтобы получить похвалу и остановить после нее свой прогресс или вовсе забыть о новом увлечении.
  • Дайте ребенку возможность выбирать. Знакомство с большим числом профессий не только расширит его кругозор, но и позволит ему попробовать себя в разных сферах. Это можно сделать и с помощью описанных выше средств, например, игр, и с помощью разных кружков и секций. Также важно отмечать, какие увлечения вызывают у ребенка наибольший интерес и где он преуспевает больше всего. А еще – побуждайте ребенка к общению, ведь социальные навыки пригодятся ему во всех сферах жизни, включая выбранное увлечение или его поиск.
  • Общайтесь с ребенком на тему его сильных и слабых качеств, чтобы он знал, в чём хорош, а что стоит подтянуть. Однако важно делать это не категорически: за успехи хвалить, а на слабые стороны мягко указывать и помогать их исправить и стать лучше. Ребенок не должен бояться ошибок – тут важно объяснить, что работа над ошибками приводит к успеху – и знать, в чем он хорош.
Главное в профориентации детей – дать им возможность расширять кругозор и воспитать в них интерес и желание познавать мир, не бояться пробовать себя в новых увлечениях и чувствовать в себе уверенность. Все это в конечном счете позволит им выбрать профессию по душе, не сомневаясь в себе и в своей будущем.
Хотите создавать собственные визуальные шедевры? Вам по плечу стать веб-дизайнером с нашим курсом. Погрузитесь в мир композиции, типографики и UX, научитесь воплощать идеи в Figma, Photoshop и Tilda, и сделайте первые шаги к созданию уникальных сайтов.
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 4 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...