В статье рассказывается:
- Проблемы современной парадигмы образования
- 7 трендов в образовании будущего
- Цифровые и организационные технологии в образовании будущего
- Роль искусственного интеллекта в образовании будущего
- 40 необходимых навыков, которые даст образование будущего
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Образование будущего все представляют по-разному: одни – в использовании самых современных технологии и цифровизации, другие отдают главную роль качеству преподавательского состава и учебным пособиям, третьи и вовсе отвергают централизованную систему, настаивая на полном переходе к индивидуальным занятиям.
Как бы то ни было, но образование будущего формируется уже сегодня, и необходимо различать те тренды, которые принесут наибольшую пользу для этого процесса. В нашей статье мы расскажем о них, рассмотрим технологии, которые уже сегодня могут улучшить процесс обучения, и разберем проблемы традиционной системы образования, которые необходимо решить в будущем.
Проблемы современной парадигмы образования
Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, показали, что почти 50 % людей, проживающих на территории России, не работают по своей основной специальности. Почему? Чаще всего причины в маленькой зарплате и сложностях с трудоустройством. А 28 % опрошенных россиян и вовсе заявили, что по специальности не работали ни одного дня в своей жизни. Меньше года поработали по специальности 6 % респондентов, от года до пяти лет – 16 %, и 48 % — дольше пяти лет.
![Проблемы современной парадигмы образования](https://gb.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/1-4.jpg)
Обычная картина для выпускников школ – отсутствие четкого представления о том, куда двигаться дальше. Часто они определяются с профессией, опираясь на мнение общества или родителей. И уже став студентом какого-либо вуза, молодой человек осознает, что выбрал не то. А кто-то понимает это лишь к тридцати, а то и сорока годам. Сейчас очень многие заново выстраивают карьеру, уже более осознанно выбирая для себя сферу деятельности.
По сути, образование было поставлено на конвейер. В принципе, это хорошо, когда в определенных обстоятельствах требуется дать большому числу людей некий объем базовых знаний и навыков, как это было, к примеру, в 1919 (речь о массовой ликвидации безграмотности). Однако в условиях стремительно развивающейся экономики подобный подход к образованию в будущем станет совершенно неприемлемым и даже проблемным.
![Проблемы современной парадигмы образования](https://gb.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/2-4.jpg)
На сегодняшний день буквально все сферы жизни приобретают некую персонификацию. Люди ждут персональных предложений от медицины, хотят иметь дело с личными консультантами и коучами, ищут подходящий лично для себя контент и т.п. Так почему же система образования в будущем должна оставаться массовой?
Если молодых людей изначально лишать возможности осознанного выбора профессии, они непременно проявят своё «я» в чем-то другом, в неких современных движениях и субкультурах. Так они попытаются донести до окружающих собственное видение мира.
7 трендов образования будущего
- Упор на непрерывность в обучении
Любой специалист вам скажет, что для улучшения собственной результативности ему совсем не обязательно отдельно отвлекаться на получение дополнительного обучения. Поэтому, пожалуй, будущее современного образования отчасти – в применении системы непрерывности.
- Цифровой подход к организации учебного процесса
Сейчас компьютерные и интернет-технологии стали неотъемлемой частью практически всех сфер жизни, в том числе и образовательной.
Цифровизация активно внедряется буквально всюду. В школах это электронные дневники и ведомости отчетности, в вузах – электронные библиотеки и учебные пособия, онлайн-лекции и много прочего.
- Специальные онлайн-курсы, школы и иные платформы для получения образования
По сути, речь тут о том же, о чем и в предыдущем пункте, но нелишним будет отдельно упомянуть о новых современных образовательных онлайн-технологиях и программах, доступ к которым становится все более свободным.
У студентов и школьников сейчас появляется масса возможностей (специальные видео, онлайн-консультации, наглядные пояснения) для лучшего изучения учебного материала.
- Участие в проектной работе
Подготовка специалистов, наряду с прослушиванием лекций и семинаров, подразумевает еще и самостоятельную деятельность, а именно – ведение исследовательских проектов, написание контрольных и курсовых, всевозможных отчетов о практических опытах, научных статей и т.п.
Практическое использование полученных знаний станет неотъемлемой частью системы образования в будущем. Уже сейчас студенты выполняют самые разнообразные расчеты, анализы, диагностики, дают оценку проблемам, ищут решения для них, планируют перспективы развития.
![Участие в проектной работе](https://gb.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/3-4.jpg)
При выборе тематики проектных работ применяется индивидуальный подход, что дополнительно мотивирует студентов, повышает их интерес к учебе.
- Поэтапный и модульный подход
Студенты начинают обучение с получения базовых знаний о предмете (терминология, приемы, инструменты), а затем постепенно переходят к более сложным понятиям. Резкое погружение в новую дисциплину – процесс сложный и совершенно необоснованный.
- Унификация навыков, изучение смежных дисциплин
Ни для кого не секрет, что работодатель охотнее наймет эффективного в разных областях «мастера на все руки», чем десять человек, каждый из которых – узкий специалист в своем профиле.
Поэтому образование будущего нацелено на междисциплинарность, когда специалист разбирается не только в своем конкретном направлении, но и в смежных. В итоге получается профессионал с более высокой конкурентоспособностью и максимально широким списком полномочий.
Скачать файл- Принципы фокусного и динамичного обучения
Ученые и психологи уже давно выяснили, что наиболее эффективно информация усваивается студентами в первые 20 минут лекции. Однако, продолжительность пары – 90 минут. Какой тогда в этом смысл?
Задача педагога в образовании будущего – принимать во внимание это время максимальной концентрации. Уже сейчас самые сложные и важные моменты преподаватели стараются изложить в первые 10-15 минут лекции. Затем идет отвлечение на решение задач, приведение примеров, допускается некая «лирическая страничка» (по теме). Минут пять мозг как бы отдыхает, а затем снова можно приступать к разъяснениям с постепенным снижением сложности материала к концу пары.
Цифровые и организационные технологии в образовании будущего
- Применение технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR)
на курсы от GeekBrains до 04 августа
![](https://gb.ru/blog/wp-content/themes/reboot-child/assets/images/insert-bn/all.png)
![](https://gb.ru/blog/wp-content/themes/reboot-child/assets/images/insert-bn/all_mob.png)
Это совершенно закономерно вытекает из современной тенденции к геймификации. Задача технологий в образовании будущего – сделать процесс обучения максимально увлекательным и объёмным. Методы виртуальной реальности как раз заставляют шире взглянуть на изучаемый материал, дают наглядное представление о практическом применении полученных теоретических знаний.
И в российских, и в зарубежных вузах эффективность VR и AR технологий регулярно подтверждается экспериментально.
![Цифровые и организационные технологии в образовании будущего](https://gb.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/4-4.jpg)
- Использование принципов Agile и Scrum-технологий
По сути, речь идет о новых подходах к организации учебных процессов.
Если говорить простым языком, то принципы Agile и Scrum это разделение всего процесса обучения на отдельные отрезки, уделение особого внимания навыкам участия в командной работе и регулярное отслеживание результатов. Следуя методике Agile, студенты учатся получению обратной связи, более ответственному подходу к деталям, самомотивации. Вообще принципы Agile и Scrum в основном задействуются в IT-сфере, и, разумеется, это большой плюс для студентов с точки зрения выстраивания своей будущей профессиональной карьеры.
![](/blog/wp-content/themes/reboot-child/assets/images/incut-strategy-for-beginners-new/pdf.png)
![](/blog/wp-content/themes/reboot-child/assets/images/incut-strategy-for-beginners-new/pdf.png)
![](/blog/wp-content/themes/reboot-child/assets/images/incut-strategy-for-beginners-new/pdf.png)
- Применение нейротехнологий и Big Data
Сегодня нейротехнологии и система больших данных активно задействуются не только маркетологами и экономистами для активизации продаж (когда создаются именно такие товары, которыми потребитель непременно захочет обладать), но еще и в образовательном процессе.
К примеру, нейротехнологии помогли понять, что простое изложение условия задачи (без визуального мусора) – уже залог того, что студенты легче с ней справятся. Поэтому педагог в образовании будущего непременно должен помнить о принципах минимализма и четкости формулировок.
Роль искусственного интеллекта в образовании будущего
- Давать к изучению именно то, что труднее всего усваивается
Моменты преодоления трудностей – это как раз и есть пики максимального роста. То, что уже усвоено – не вызывает интереса, и нет смысла гонять по кругу уже понятую тему, это лишь раздражает, ведь современные старшеклассники не любят тратить время впустую. Что поможет лучше усвоить трудный материал и в итоге хорошо сдать экзамен? Индивидуально подобранное домашнее задание, дополнительный контент (с учетом допущенных ошибок), адаптивный трек и т.п.
- Выбирать наиболее подходящий формат изложения материала
Можно объяснить тему на другом языке, например, или поменять визуальное сопровождение, привести другие примеры и т.п. Благодаря искусственному интеллекту появляется возможность менять формат подачи сложного материала, а затем отслеживать, какой именно вариант в итоге даёт наилучшее понимание темы и более точное выполнение контрольных заданий. В образовании будущего подобные системы помогут определять, от чего зависит уровень восприятия материала и какие моменты следует доработать именно в процессе подачи.
- Контролировать результаты на большом промежутке времени
ИИ собирает информацию по всему образовательному треку, что позволяет вносить в обучение эффективные изменения, лучше подбирать тематику, формат изложения и всё прочее. Человек-педагог физически не в состоянии запомнить такой объём сведений (за несколько месяцев). А для ИИ это не проблема.
Однако тут следует помнить вот о чем: использовать искусственный интеллект есть смысл лишь после того, как с момента начала занятий прошло уже несколько месяцев, чтобы успел накопиться достаточный объем сведений. В противном случае всё это будет неточно и неэффективно.
И, конечно же, нельзя приуменьшать роль реального педагога в образовании будущего. В полной мере никакой искусственный интеллект не заменит человека. Иначе можно столкнуться с тем, что ИИ подчинит своим алгоритмам учеников, вместо того чтобы адаптироваться под их потребности.
40 необходимых навыков, которые даст образование будущего
Результаты исследований, проведенных компанией McKinsey, показали, что в образовании будущего важной отправной точкой станет DELTAs. Это 40 навыков, гарантирующих человеку успешный профессиональный рост. Ученые убеждены, что правительствам разных стран непременно следует учитывать это в образовательных реформах и что обучение обязательно должно включать в себя овладение данными навыками.
Результаты исследований McKinsey были опубликованы в июне 2021 года. Сами исследования проводились еще в 2019-м, до начала пандемии, которая, по мнению специалистов, ускорила изменения на рынке труда, и особенно это коснулось развития ИИ и цифровых технологий. Компания и раньше предсказывала глобальные сдвиги касательно востребованности тех или иных компетенций, а на фоне пандемии все эти тенденции не только подтвердились, но и усилились.
![Роль искусственного интеллекта в образовании будущего](https://gb.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/5-3.jpg)
В упомянутом списке нет профессий, связанных с ручным трудом, считается, что они станут совсем мало востребованными. Не упоминается здесь и узкопрофессиональная деятельность. В список входят 40 действительно актуальных навыков, которые должно давать образование будущего. Все вместе они открывают перед обладателем следующие возможности:
- создавать то, что не в состоянии сделать ИИ или автоматизированные системы;
- находить применение своим знаниям цифровой среде;
- адаптироваться на современном рынке труда, легко справляться с новыми профессиональными задачами.
Весь список разбит на четыре группы (с подгруппами внутри) навыков. Это: когнитивные, цифровые, межличностные и навыки саморегуляции.
Управление самосознанием:
- Понимание своих эмоций, значимых триггеров.
- Самоуправление, самоконтроль.
- Осознание своих сильных качеств.
- Порядочность, правдивость.
- Самостоятельная мотивация, самодостаточность.
- Уверенность в своих силах.
Навыки предприимчивости:
- Смелость, умение рисковать.
- Адаптация к переменам и инновациям.
- Активность, оптимистичность взглядов.
- Умение мыслить нестандартно.
Движение к целям:
- Решительность, выдержка.
- Ориентировка на победу.
- Настойчивость, самообладание.
- Отсутствие страха перед неопределенностью.
- Стремление к саморазвитию.
Способности к мобилизации других:
- Умение показать пример.
- Навыки ведения успешных переговоров.
- Мастерские способности к вдохновению других.
- Организационные качества.
![Способности к мобилизации других](https://gb.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/6-2.jpg)
Выстраивание отношений:
- Способность к эмпатии.
- Умение вызывать доверие.
- Чувство такта, скромность, корректность.
- Коммуникативные навыки.
Слаженная работа в команде:
- Умение всех объединить.
- Способности к мотивации.
- Улаживание конфликтных моментов.
- Организация сотрудничества.
- Работа в качестве наставника.
- Расширение спектра возможностей и прав.
Образованность в сфере цифровых технологий:
- Цифровая грамотность.
- Способности к цифровому обучению.
- Навыки цифрового взаимодействия.
- Соблюдение цифровой этики.
Навыки в разработке и применении ПО:
- Программирование.
- Анализ данных, сбор статистики.
- Задатки алгоритмического и вычислительного мышления.
Навыки использования цифровых систем:
- Информационная грамотность.
- Умение работать со смарт-системами.
- Представления о кибербезопасности.
- Навыки в поддержке и техническом переводе.
По сути, образование будущего – это не какая-то непостижимая высокотехнологичная фантастика. Технологии, разумеется, будут важны, но главное, что должно давать образование – это готовить людей к адаптации в этом стремительно меняющемся мире, давать им необходимые знания и навыки для того, чтобы чувствовать себя уверенно и счастливо.