Узнайте все об IT
вместе с Павлом Волей
Кнопка закрыть топ-бар
ГлавнаяБлогОбразование будущего: принципы и тренды
Алгоритмы обучения нейронной сети
04.02.2022
5 785
Время чтения: 15 минут

Образование будущего: принципы и тренды

Сохранить статью:
Сохранить статью:
В статье рассказывается: 
  1. Проблемы современной парадигмы образования
  2. 7 трендов в образовании будущего
  3. Цифровые и организационные технологии в образовании будущего
  4. Роль искусственного интеллекта в образовании будущего
  5. 40 необходимых навыков, которые даст образование будущего

Образование будущего все представляют по-разному: одни – в использовании самых современных технологии и цифровизации, другие отдают главную роль качеству преподавательского состава и учебным пособиям, третьи и вовсе отвергают централизованную систему, настаивая на полном переходе к индивидуальным занятиям.

Как бы то ни было, но образование будущего формируется уже сегодня, и необходимо различать те тренды, которые принесут наибольшую пользу для этого процесса. В нашей статье мы расскажем о них, рассмотрим технологии, которые уже сегодня могут улучшить процесс обучения, и разберем проблемы традиционной системы образования, которые необходимо решить в будущем.

Проблемы современной парадигмы образования

Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, показали, что почти 50 % людей, проживающих на территории России, не работают по своей основной специальности. Почему? Чаще всего причины в маленькой зарплате и сложностях с трудоустройством. А 28 % опрошенных россиян и вовсе заявили, что по специальности не работали ни одного дня в своей жизни. Меньше года поработали по специальности 6 % респондентов, от года до пяти лет – 16 %, и 48 % — дольше пяти лет.

Проблемы современной парадигмы образования
Проблемы современной парадигмы образования

Обычная картина для выпускников школ – отсутствие четкого представления о том, куда двигаться дальше. Часто они определяются с профессией, опираясь на мнение общества или родителей. И уже став студентом какого-либо вуза, молодой человек осознает, что выбрал не то. А кто-то понимает это лишь к тридцати, а то и сорока годам. Сейчас очень многие заново выстраивают карьеру, уже более осознанно выбирая для себя сферу деятельности.

Сложившаяся на сегодняшний день картина в некоторой мере является результатом так называемой «массовизации» высшего образования. Итогом такого принципа стали громадные потоки выпускников, число которых значительно превышало заявленные системой требования.

По сути, образование было поставлено на конвейер. В принципе, это хорошо, когда в определенных обстоятельствах требуется дать большому числу людей некий объем базовых знаний и навыков, как это было, к примеру, в 1919 (речь о массовой ликвидации безграмотности). Однако в условиях стремительно развивающейся экономики подобный подход к образованию в будущем станет совершенно неприемлемым и даже проблемным.

Проблемы современной парадигмы образования
Проблемы современной парадигмы образования

На сегодняшний день буквально все сферы жизни приобретают некую персонификацию. Люди ждут персональных предложений от медицины, хотят иметь дело с личными консультантами и коучами, ищут подходящий лично для себя контент и т.п. Так почему же система образования в будущем должна оставаться массовой?

Если молодых людей изначально лишать возможности осознанного выбора профессии, они непременно проявят своё «я» в чем-то другом, в неких современных движениях и субкультурах. Так они попытаются донести до окружающих собственное видение мира.

7 трендов образования будущего

  • Упор на непрерывность в обучении

Любой специалист вам скажет, что для улучшения собственной результативности ему совсем не обязательно отдельно отвлекаться на получение дополнительного обучения. Поэтому, пожалуй, будущее современного образования отчасти – в применении системы непрерывности.

  • Цифровой подход к организации учебного процесса

Сейчас компьютерные и интернет-технологии стали неотъемлемой частью практически всех сфер жизни, в том числе и образовательной.

Цифровизация активно внедряется буквально всюду. В школах это электронные дневники и ведомости отчетности, в вузах – электронные библиотеки и учебные пособия, онлайн-лекции и много прочего.

  • Специальные онлайн-курсы, школы и иные платформы для получения образования

По сути, речь тут о том же, о чем и в предыдущем пункте, но нелишним будет отдельно упомянуть о новых современных образовательных онлайн-технологиях и программах, доступ к которым становится все более свободным.

У студентов и школьников сейчас появляется масса возможностей (специальные видео, онлайн-консультации, наглядные пояснения) для лучшего изучения учебного материала.

  • Участие в проектной работе

Подготовка специалистов, наряду с прослушиванием лекций и семинаров, подразумевает еще и самостоятельную деятельность, а именно – ведение исследовательских проектов, написание контрольных и курсовых, всевозможных отчетов о практических опытах, научных статей и т.п.

Практическое использование полученных знаний станет неотъемлемой частью системы образования в будущем. Уже сейчас студенты выполняют самые разнообразные расчеты, анализы, диагностики, дают оценку проблемам, ищут решения для них, планируют перспективы развития.

Участие в проектной работе
Участие в проектной работе

При выборе тематики проектных работ применяется индивидуальный подход, что дополнительно мотивирует студентов, повышает их интерес к учебе.

  • Поэтапный и модульный подход

Студенты начинают обучение с получения базовых знаний о предмете (терминология, приемы, инструменты), а затем постепенно переходят к более сложным понятиям. Резкое погружение в новую дисциплину – процесс сложный и совершенно необоснованный.

  • Унификация навыков, изучение смежных дисциплин

Ни для кого не секрет, что работодатель охотнее наймет эффективного в разных областях «мастера на все руки», чем десять человек, каждый из которых – узкий специалист в своем профиле.

Поэтому образование будущего нацелено на междисциплинарность, когда специалист разбирается не только в своем конкретном направлении, но и в смежных. В итоге получается профессионал с более высокой конкурентоспособностью и максимально широким списком полномочий.

ТОП-30 IT-профессий
2022 года с доходом
от 200 000 ₽
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Александр Сагун
Исполнительный
директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 12499 pdf иконка
  • Принципы фокусного и динамичного обучения

Ученые и психологи уже давно выяснили, что наиболее эффективно информация усваивается студентами в первые 20 минут лекции. Однако, продолжительность пары – 90 минут. Какой тогда в этом смысл?

Задача педагога в образовании будущего – принимать во внимание это время максимальной концентрации. Уже сейчас самые сложные и важные моменты преподаватели стараются изложить в первые 10-15 минут лекции. Затем идет отвлечение на решение задач, приведение примеров, допускается некая «лирическая страничка» (по теме). Минут пять мозг как бы отдыхает, а затем снова можно приступать к разъяснениям с постепенным снижением сложности материала к концу пары.

Цифровые и организационные технологии в образовании будущего

  • Применение технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR)

Это совершенно закономерно вытекает из современной тенденции к геймификации. Задача технологий в образовании будущего – сделать процесс обучения максимально увлекательным и объёмным. Методы виртуальной реальности как раз заставляют шире взглянуть на изучаемый материал, дают наглядное представление о практическом применении полученных теоретических знаний.

И в российских, и в зарубежных вузах эффективность VR и AR технологий регулярно подтверждается экспериментально.

Цифровые и организационные технологии в образовании будущего
Цифровые и организационные технологии в образовании будущего
  • Использование принципов Agile и Scrum-технологий

По сути, речь идет о новых подходах к организации учебных процессов.

Если говорить простым языком, то принципы Agile и Scrum это разделение всего процесса обучения на отдельные отрезки, уделение особого внимания навыкам участия в командной работе и регулярное отслеживание результатов. Следуя методике Agile, студенты учатся получению обратной связи, более ответственному подходу к деталям, самомотивации. Вообще принципы Agile и Scrum в основном задействуются в IT-сфере, и, разумеется, это большой плюс для студентов с точки зрения выстраивания своей будущей профессиональной карьеры.

Только до 7.07
Как за 3 часа
разбираться в IT
лучше, чем 90%
новичков и выйти на
доход в 200 000 ₽?
Приглашаем вас на бесплатный онлайн-интенсив «Путь в IT»! За несколько часов эксперты GeekBrains разберутся, как устроена сфера информационных технологий, как в нее попасть и развиваться.
Александр Волчек CEO GeekBrains

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.
При регистрации вы получите в подарок:
pdf иконка

«Колесо компетенций»

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

doc иконка

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

pdf иконка

Тест "Есть ли у вас синдром самозванца?"

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

pdf иконка

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и смотрите интенсив:
Только до 7 июля
Осталось 17 мест
  • Применение нейротехнологий и Big Data

Сегодня нейротехнологии и система больших данных активно задействуются не только маркетологами и экономистами для активизации продаж (когда создаются именно такие товары, которыми потребитель непременно захочет обладать), но еще и в образовательном процессе.

Нейротехнологии и Big Data – неотъемлемые инструменты образования будущего. Первые помогают находить способы удержания внимания студентов в процессе обучения. А Big Data позволяет изучать громадные потоки информации о том, как ведут себя слушатели курсов, когда показывают наилучшие результаты. Благодаря этому можно максимально адаптировать и сами процессы обучения, и используемые в них инструменты.

К примеру, нейротехнологии помогли понять, что простое изложение условия задачи (без визуального мусора) – уже залог того, что студенты легче с ней справятся. Поэтому педагог в образовании будущего непременно должен помнить о принципах минимализма и четкости формулировок.

Роль искусственного интеллекта в образовании будущего

  • Давать к изучению именно то, что труднее всего усваивается

Моменты преодоления трудностей – это как раз и есть пики максимального роста. То, что уже усвоено – не вызывает интереса, и нет смысла гонять по кругу уже понятую тему, это лишь раздражает, ведь современные старшеклассники не любят тратить время впустую. Что поможет лучше усвоить трудный материал и в итоге хорошо сдать экзамен? Индивидуально подобранное домашнее задание, дополнительный контент (с учетом допущенных ошибок), адаптивный трек и т.п.

  • Выбирать наиболее подходящий формат изложения материала

Можно объяснить тему на другом языке, например, или поменять визуальное сопровождение, привести другие примеры и т.п. Благодаря искусственному интеллекту появляется возможность менять формат подачи сложного материала, а затем отслеживать, какой именно вариант в итоге даёт наилучшее понимание темы и более точное выполнение контрольных заданий. В образовании будущего подобные системы помогут определять, от чего зависит уровень восприятия материала и какие моменты следует доработать именно в процессе подачи.

  • Контролировать результаты на большом промежутке времени

ИИ собирает информацию по всему образовательному треку, что позволяет вносить в обучение эффективные изменения, лучше подбирать тематику, формат изложения и всё прочее. Человек-педагог физически не в состоянии запомнить такой объём сведений (за несколько месяцев). А для ИИ это не проблема.

Однако тут следует помнить вот о чем: использовать искусственный интеллект есть смысл лишь после того, как с момента начала занятий прошло уже несколько месяцев, чтобы успел накопиться достаточный объем сведений. В противном случае всё это будет неточно и неэффективно.

И, конечно же, нельзя приуменьшать роль реального педагога в образовании будущего. В полной мере никакой искусственный интеллект не заменит человека. Иначе можно столкнуться с тем, что ИИ подчинит своим алгоритмам учеников, вместо того чтобы адаптироваться под их потребности.

40 необходимых навыков, которые даст образование будущего

Результаты исследований, проведенных компанией McKinsey, показали, что в образовании будущего важной отправной точкой станет DELTAs. Это 40 навыков, гарантирующих человеку успешный профессиональный рост. Ученые убеждены, что правительствам разных стран непременно следует учитывать это в образовательных реформах и что обучение обязательно должно включать в себя овладение данными навыками.

По прогнозам McKinsey (и других экспертных компаний) на рынке труда в ближайшие десятилетия произойдут глобальные перемены. Множество профессий утратят свою актуальность, миллионам людей придется как-то адаптироваться в жизни, и они не смогут обойтись без переподготовки.

Результаты исследований McKinsey были опубликованы в июне 2021 года. Сами исследования проводились еще в 2019-м, до начала пандемии, которая, по мнению специалистов, ускорила изменения на рынке труда, и особенно это коснулось развития ИИ и цифровых технологий. Компания и раньше предсказывала глобальные сдвиги касательно востребованности тех или иных компетенций, а на фоне пандемии все эти тенденции не только подтвердились, но и усилились.

Роль искусственного интеллекта в образовании будущего
Роль искусственного интеллекта в образовании будущего

В упомянутом списке нет профессий, связанных с ручным трудом, считается, что они станут совсем мало востребованными. Не упоминается здесь и узкопрофессиональная деятельность. В список входят 40 действительно актуальных навыков, которые должно давать образование будущего. Все вместе они открывают перед обладателем следующие возможности:

  • создавать то, что не в состоянии сделать ИИ или автоматизированные системы;
  • находить применение своим знаниям цифровой среде;
  • адаптироваться на современном рынке труда, легко справляться с новыми профессиональными задачами.

Весь список разбит на четыре группы (с подгруппами внутри) навыков. Это: когнитивные, цифровые, межличностные и навыки саморегуляции.

Управление самосознанием:

  1. Понимание своих эмоций, значимых триггеров.
  2. Самоуправление, самоконтроль.
  3. Осознание своих сильных качеств.
  4. Порядочность, правдивость.
  5. Самостоятельная мотивация, самодостаточность.
  6. Уверенность в своих силах.

Навыки предприимчивости:

  1. Смелость, умение рисковать.
  2. Адаптация к переменам и инновациям.
  3. Активность, оптимистичность взглядов.
  4. Умение мыслить нестандартно.

Движение к целям:

  1. Решительность, выдержка.
  2. Ориентировка на победу.
  3. Настойчивость, самообладание.
  4. Отсутствие страха перед неопределенностью.
  5. Стремление к саморазвитию.

Способности к мобилизации других:

  1. Умение показать пример.
  2. Навыки ведения успешных переговоров.
  3. Мастерские способности к вдохновению других.
  4. Организационные качества.
Способности к мобилизации других
Способности к мобилизации других

Выстраивание отношений:

  1. Способность к эмпатии.
  2. Умение вызывать доверие.
  3. Чувство такта, скромность, корректность.
  4. Коммуникативные навыки.

Слаженная работа в команде:

  1. Умение всех объединить.
  2. Способности к мотивации.
  3. Улаживание конфликтных моментов.
  4. Организация сотрудничества.
  5. Работа в качестве наставника.
  6. Расширение спектра возможностей и прав.

Образованность в сфере цифровых технологий:

  1. Цифровая грамотность.
  2. Способности к цифровому обучению.
  3. Навыки цифрового взаимодействия.
  4. Соблюдение цифровой этики.

Навыки в разработке и применении ПО:

  1. Программирование.
  2. Анализ данных, сбор статистики.
  3. Задатки алгоритмического и вычислительного мышления.

Навыки использования цифровых систем:

  1. Информационная грамотность.
  2. Умение работать со смарт-системами.
  3. Представления о кибербезопасности.
  4. Навыки в поддержке и техническом переводе.

По сути, образование будущего – это не какая-то непостижимая высокотехнологичная фантастика. Технологии, разумеется, будут важны, но главное, что должно давать образование – это готовить людей к адаптации в этом стремительно меняющемся мире, давать им необходимые знания и навыки для того, чтобы чувствовать себя уверенно и счастливо.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Забрать
гарантированный
подарок
Скачать файл

Получите бесплатно подборку файлов от GeekBrains:

Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли:

2-х дневный интенсив "Путь в IT"

Не пропустите сообщение!
Мы скоро свяжемся с вами!

Редирект для продолжения диалога Скачать файл
×
Максим Федотов
Максим Федотов печатает ...