В статье рассказывается:
- 6 деловых качеств хорошего руководителя
- 8 профессиональных качеств хорошего руководителя
- 7 личностных качеств хорошего руководителя
- Как настоящий лидер должен вести себя во время кризисов
- 2 главные ошибки руководителя
- Кого сотрудники считают идеальным руководителем
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Очень нелегко оставаться реальным лидером. Приходится нести огромную ответственность, при этом обычно персонал компаний относится к руководителям предвзято и имеет ряд претензий. На самом деле руководители, как правило, заслуживают признания. Стать достойным лидером не так просто, достичь этого можно, лишь преодолевая трудности.
Чтобы принять решение о назначении кандидата на руководящую должность, необходимо выяснить, есть ли у него нужные для этого качества. Определить, какие именно особенности помогают результативно руководить коллективом, призвана психология управления. Существует психологический портрет эффективного управляющего. Если индивидуальные качества характера кандидата совпадают с этим описанием, то он может рассчитывать на продвижение в карьере и пост руководителя.
6 деловых качеств хорошего руководителя
Критический взгляд на себя
Не создавайте имидж безупречного человека и не бойтесь показать себя не с самой лучшей позиции. Нужно признавать свои ошибки и обсуждать с сотрудниками, почему возникла проблема и каковы могут быть её последствия. Тогда и члены коллектива не будут бояться сообщать о неудачах.
Если начальник ставит себя в ранг идеала и старается показать, что он всегда прав, коллеги стараются скрыть от него свои промахи. В результате накапливаются ошибки, которые начинают тормозить работу организации.
Чтобы это предотвратить, создайте доверительную обстановку в команде, встаньте на позицию наставника. Ведь отношение руководителя к ошибкам может подтолкнуть сотрудника к развитию, а может сделать из него безразличного участника процесса, равнодушного к результатам.
Обязательная обратная связь
Реагировать на результаты – важное качество хорошего руководителя. В случае если сотрудник совершил промах, проведите тактичную беседу, в которой следует разобрать ошибки. Внимательный разбор ситуации позволит иначе оценить каждый случай и повысит отдачу от работы.
Если же ваш коллектив превзошёл себя в результативности, обязательно следует это заметить и поблагодарить за работу! Похвала от чистого сердца отлично действует, даже лучше денежного стимула.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Передача накопленного опыта
Опыт руководителя – это база для роста коллектива. Не храните в секрете накопленные знания и навыки. Настоящий лидер всегда готов дать подсказку члену команды, если у того возникли трудности.
Отношение к работникам, как к личностям
Нельзя смотреть на людей, как на бесправные шестерёнки, которые послушно крутятся на пользу руководителю. Они вовсе не его собственность. В первую очередь, необходимо видеть в сотрудниках людей с их личными особенностями. Да, сотрудники работают за зарплату. Но их отношение к наёмному труду будет совсем другим, если начальник будет видеть в каждом из них личность.
Понятные инструкции
Иногда трудно понять, что именно хочет руководитель. Особенно если он употребляет непонятную терминологию, использует иносказания, вставляет шуточки или строит замысловатые словесные конструкции. Чтобы задача была понятна, выражать её нужно ясно и чётко, простыми словами.
Ответственность за результаты при делегировании обязанностей
Сотрудники уважительно относятся к руководителю, который несёт полную ответственность за работу компании. Но когда люди ни за что не отвечают, они начинают работать «без огонька». Необходимо разделить зоны ответственности и поручить каждому отвечать за свою сферу работы. Это позволит сотрудникам почувствовать свою важность и их мотивация вырастет.
8 профессиональных качеств хорошего руководителя
- Организуйте команду, опираясь на возможности сотрудников
Если вы уверены, что у вас работают компетентные и профессиональные работники, то все проблемы возникают не в связи с отсутствием знаний. Скорее всего, нужно пересмотреть обязанности. Хороший начальник всегда заметит, в какой сфере более успешен каждый член коллектива и не боится предложить работнику сменить перечень обязанностей.
Скачать файлОбычно такие кадровые перестановки хорошо принимаются сотрудниками, повышают их мотивацию и положительно сказываются на общей производительности труда.
- Глубоко и дальновидно планируйте работу
Если сотрудники не видят конкретных целей, их это не устраивает. Обязательно ставьте в известность коллектив, к каким показателям должна стремиться компания. Желаемые результаты должны быть конкретными. Лучше выразить их в числах. Когда цель звучит как «выполнить план работы», она неясна и вряд ли будет достигнута. А если сказать «увеличим в следующем месяце продажи на 15 %, выполнение принесёт премию», всё станет понятно.
Читайте также!
Прогнозировать дальнейший путь компании и каждого конкретного сотрудника – важное качество руководителя. Он полагается не только на свои предпочтения и интуицию, а использует аналитику, точные факты и твёрдый расчёт.
- Не бойтесь инициатив и нововведений
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Людям нравится, когда начальство готово облегчить рутинные операции. Такой руководитель не потребует заполнять таблицы от руки и не заставит завхоза согласовывать с ним выдачу моющих средств.
- Расставляйте приоритеты
Разумно организованный режим труда выгоден всей компании, и хороший руководитель в курсе этого. Если сотрудник работает одновременно над несколькими проектами, плюс отвлекается на текущие дела, толка из этого не выйдет. Работник не сможет сосредоточиться на чём-то одном, будет нервничать, и в итоге выполнение задач пострадает.
- Подключайте коллектив к обсуждению работы и прислушивайтесь к коллегам
Начальник – это часть команды, поэтому давайте шанс сотрудникам проявить свои качества. Это позволит исключить выяснение отношений в коллективе и приведёт к успешному развитию компании. Если вы не уверены полностью в одном из узкопрофессиональных вопросов, не надо спорить со специалистом в этой сфере. Вместо того чтобы вступать в бессмысленную словесную перепалку, лучше задать правильный вопрос и дождаться грамотного ответа.
- Грамотно распределяйте задачи и доверяйте сотрудникам
Каждый член коллектива хотел бы ощущать себя профессионалом. Мотивацию к работе снижает излишнее внимание начальника и его контроль за каждым шагом. Сотрудник теряет время и энергию на обсуждение каждого этапа работы и доклад о его завершении, а мог бы потратить их на выполнение задач.
- Не забывайте о требовательности
Обязанность руководителя – требовать от сотрудников приносить пользу организации, но при этом обеспечивать ответную заботу организации о своих сотрудниках. Взаимодействие должно быть двусторонним. Нельзя, чтобы люди приносили выгоду компании, не получая встречной заботы.
- Правильно формулируйте цель
Сотрудник должен видеть цель, стоящую перед ним, и быть мотивированным на её достижение. Только тогда он будет работать с полной отдачей. Поэтому важно не просто поставить перед людьми задачу, но и довести до них причину её возникновения. Кроме того, разъяснить, какие улучшения для организации и коллектива принесёт выполнение этой задачи.
7 личностных качеств хорошего руководителя
- Будьте оптимистом
Руководитель не должен унывать. Независимо от личных обстоятельств, на работе нужно транслировать положительный взгляд на жизнь и передавать этот настрой коллективу. Оптимистично настроенный начальник наполняет сотрудников позитивной энергией.
- Не ругайте за ошибки
Это не значит, что ошибки надо оставлять без внимания. Но вместо того, чтобы ругать сотрудника, нужно спокойно обсудить проблему с ним наедине и разобраться, какие причины привели к неудаче. Если вы считаете, что обсуждение данного промаха в коллективе повысит качество работы, сделайте это, но только после беседы один на один.
- Учитесь и развивайтесь
Конечно, развиваться профессионально, повышая квалификацию, необходимо. Но не менее важно всестороннее развитие личности. Руководитель любит читать? Наверняка это позволит продемонстрировать сотрудникам эрудицию, богатый словарный запас и поможет подобрать хорошие образцы для мотивации коллектива. Начальник ходит в тренажёрный зал и ведёт здоровый образ жизни? Он подаёт прекрасный пример целеустремлённости и хорошей формы.
Не бойтесь раскрыть перед сотрудниками такие хобби, как живопись или резьба по дереву. Коллеги оценят вашу многогранность. Можно даже сделать им подарки, изготовленные собственноручно.
- Поощряйте инициативу
Самостоятельность сотрудников нужно поощрять. Постоянный надзор и недоверие отбивает желание работать. Дайте людям больше свободы, стимулируйте их к развитию и получите в ответ интересные задумки.
- Выбирайте баланс, а не перфекционизм
Не нужно стремиться к идеалу. Старайтесь, чтобы работа выполнялась хорошо, вовремя исправляйте недочёты и промахи, но помните, что полная безупречность недостижима. Так что не испытывайте нервы сотрудников мелкими придирками. Старайтесь соблюдать равновесие, а не требовать безукоризненного выполнения работы.
- Будьте открыты к общению
Большей части людей по душе общительный, контактный руководитель. Чтобы являться таковым, вовсе не нужно развлекать коллектив шутками и болтовнёй. Надо просто уметь выслушать и не забывать, что у сотрудников есть различные интересы вне профессии.
- Умейте собраться и сосредоточиться
Именно от вас будут ожидать решения важной проблемы, если случится критическая ситуация. Очень важное качество руководителя – сохранять спокойствие и холодный рассудок, даже если обстановка действительно нелёгкая. Лидер не может позволить себе впадать в панику, ведь от него зависит, сможет ли коллектив преодолеть беспокойство и приложить силы, чтобы выправить положение.
Как настоящий лидер должен вести себя во время кризисов
Психологи выделяют следующие базовые потребности человека: безопасность, принадлежность к группе, понимание (признание), достижение (осуществление возможностей). Если наступает кризис, эти потребности попадают в зону риска. Разрушаются планы, люди не уверены, что смогут чего-то достигнуть. Распадаются связи. Человек перестаёт чувствовать безопасность и уверенность, повышается общий уровень тревоги.
Каким должен быть руководитель во времена кризиса? В первую очередь, его обязанность – сглаживать тревогу, иначе сотрудники не смогут сосредоточиться на выполнении работы. Для этого нужно, чтобы люди знали, как компания будет действовать в создавшейся обстановке. Необходимо объяснить стратегию выхода из кризисной ситуации.
Далее, руководитель обязан обозначить сотрудникам общую концепцию. Это укрепит их чувство принадлежности к группе, а именно к коллективу компании.
И в конце, нужно позаботиться о том, чтобы подчинённые почувствовали безопасность. Для этого у них должно быть право на выражение своего мнения, на чувства и эмоции, и даже на совершение ошибок.
2 главные ошибки руководителя
Скорее всего, основная ошибка — считать людей, находящихся в подчинении, инструментами для достижения цели. Тогда как это личности со своими проблемами и жизнью. Если не считаться с этим, полноценного контакта с сотрудниками не будет, а значит, и хорошо организовать совместную работу не получится.
На втором месте неуверенность в собственных силах и в возможностях окружающих. Из-за этого мы перестаём считать себя достойными большего, боимся ставить цели. Неверие в свой потенциал обычно считывается окружением, и тогда коллектив тоже перестаёт стремиться к общему результату.
Для того чтобы перестать сомневаться в себе и получить уверенность в своих возможностях, достаточно просто начать действовать. Сначала будет страшно проявлять амбиции, но постепенно самооценка начнёт меняться. Появится стереотип: думать о себе в нужном русле. Это объясняется с точки зрения физиологии: изменение поведения формирует новые нейронные связи внутри головного мозга.
Кого сотрудники считают идеальным руководителем
Психологи предлагают свои выводы о качествах руководителя, но мнение обычных сотрудников может них отличаться.
Были проведены опросы населения в некоторых европейских странах. Вот как рядовые работники расставили свои приоритеты.
Читайте также!
Качества идеального руководителя от наиболее к наименее важным:
- Высокая профессиональная подготовленность
- Понимание сотрудников
- Непредвзятость
- Уравновешенность
- Опыт.
Как видно из списка, для большинства сотрудников на первом месте профессиональная компетентность начальника. Такой человек сможет стать движущей силой для бизнеса и наставником для коллектива. Под его руководством компания придёт к подъёму и благополучию.
Остальные приоритеты больше касаются личных особенностей.
Примерно один из четырёх опрошенных хотел бы иметь понимающего руководителя, один из пяти – объективного. Это не удивительно. У многих из нас были ситуации, когда предвидя серьёзный разговор с шефом, мы надеялись, что выслушав аргументы, он примет взвешенное решение.