ГлавнаяБлогФормирование навыка в процессе обучения: как происходит и как можно ускорить
Формирование навыка в процессе обучения
22.02.2023
4 807
Время чтения: 16 минут

Формирование навыка в процессе обучения: как происходит и как можно ускорить

22.02.2023
4 807
Время чтения: 16 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

Как происходит? Формирование навыка в процессе обучения достигается путем повторения тех или иных упражнений. Однако механический подход не будет эффективным, важно учитывать ряд факторов, влияющих на скорость и качество усвоения новой информации.

На что обратить внимание? К данным факторам относятся как личностные качества ученика и учителя, так и выбранная методика преподавания. От последней зависит, насколько быстро и качественно будет происходит формирование новых навыков.

В статье рассказывается:

  1. Понятие навыков, знаний и умений
  2. Пример формирования навыка в процессе обучения
  3. Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
  4. Факторы, влияющие на формирование навыка
  5. Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Понятие навыков, знаний и умений

Главные закономерности предметной области в образовательном процессе представляют в качестве определённых знаний, то есть как информационные элементы, которые связаны не только с внешним миром, но и между собой. Они могут способствовать решению различных задач: научных, производственных и т.д. В число закономерностей обычно входят:

  • понятия;
  • факты;
  • суждения;
  • оценки;
  • взаимосвязи;
  • образы;
  • эвристики;
  • правила;
  • стратегии;
  • алгоритмы и т.д.
Понятие навыков, знаний и умений
Понятие навыков, знаний и умений

Если мы говорим о знаниях, то важно понимать, какими основными свойствами они обладают:

  1. Структурируемость. Под этим свойством принято понимать наличие связей, которые характеризуют действующие в предметной области принципы, закономерности, а также степень их осмысления.
  2. Интерпретируемость. Это одно из главных свойств знаний. Без умения их истолковать, без ориентирования в их семантике на практике невозможно найти применение знаниям.
  3. Связность. Данная характеристика обусловлена наличием ситуативных отношений между их элементами, которые можно сгруппировать, например, в тематические блоки, семантические и другие.
  4. Активность. Это понятие означает, что люди стремятся к новым знаниям, которые в дальнейшем будут мотивировать их на ту или иную деятельность.
Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 28276 pdf иконка

Иногда два понятия стараются отождествить: знания и данные. Как бы схожи они не были, принципиальные отличия всё-таки есть, и нужно уметь проводить чёткую грань между этими значениями.

Необходимо запомнить, что данные являются элементом знаний. Здесь уместно сопоставление «часть-целое». Это означает, что данные служат фактами реальной жизни, и отношения между собой в них не фиксированы.

Понятие навыков, знаний и умений
Понятие навыков, знаний и умений

Знания бывают двух видов: декларативные (правила связи) и процедурные (правила преобразования). Если первые описывают объекты предметной области, их свойства, взаимоотношения, то вторые нацелены на описание правил преобразования этих же объектов (алгоритмы, инструкции, рецепты блюд, методики, стратегии в принятии определённых решений).

Имеющиеся знания можно:

  • хранить (после запоминания);
  • проверить;
  • воспроизвести (озвучить);
  • обновить;
  • переструктурировать;
  • интерпретировать;
  • преобразовать.

Понятия знание и умение тесно связаны. Так, под вторым подразумевают освоенный индивидуумом алгоритм, либо способ выполнения определённого действия. Умение на практике не получится проявить без знания.

Также следует сказать о навыках. Они представляют собой элементы сознательного действия человека, вырабатывающиеся по ходу выполнения того или иного действия. Со временем данные компоненты становятся буквально автоматизированными.

В процессе обучения главной целью многих является получение знаний. Основным показателем того, что они были усвоены, будет их применение на практике, формирование умений и навыков. Нередко бывают ситуации, когда студенты, сдав экзамен, напрочь всё забывают. Почему так происходит? Дело в том, что многие просто заучивают информацию, а важно уметь её актуализировать.

Отсюда следует логический вопрос о том, что если знания забываются рано или поздно, то зачем тратить на них не только время, но, иногда, и деньги? Ответ довольно прост – мы учимся для того, чтобы в дальнейшем овладеть профессиональными навыками и умениями. Именно это и должно являться целью образования.

Пример формирования навыка в процессе обучения

Примером формирования навыка в процессе обучения может служить изменение структуры психической и практической деятельности учащегося при упражнении, в котором неоднократно следует выполнять разметку на нескольких идентичных деталях.

  • Первая деталь

Ребёнку предстоит повторить увиденное действие, которое лично для него является новым. Для начала следует соединить вместе всплывающие в памяти картинки выполнения и рекомендации учителя. Этот процесс принято называть переводом на язык моторики. Он помогает людям в регулировании выполняемых движений.

Пример формирования навыка в процессе обучения
Пример формирования навыка в процессе обучения

По мере выполнения, ученик может допускать ошибки в своих действиях, сопоставлять их, анализировать и исправлять. Именно таким образом ребёнок улавливает всю суть процесса. В эти минуты включаются мышечные ощущения, которые так важны для регуляции движений, а в голове начинается сложнейший процесс: построение мостика от образно-логического представления о текущей работе к фактическому выполнению намеченного дела.

Другими словами, формируется психическая «модель действия», которая и поможет обучающемуся в дальнейшем.

  • Вторая деталь

Здесь процесс будет проходить немного легче (некоторые трудности позади), а главное быстрее, ведь уже имеется некое чувственно-двигательное представление о способах выполнения, регулирования движений и производимых действий.

  • Третья деталь

С каждой новой деталью у ребёнка происходит отсеивание лишних движений, ошибок в выполнении становится всё меньше, а действия постепенно автоматизируются. Контроль сознания осуществляется уже на другом уровне, так как процесс проходит, по большей мере, посредством условно-рефлекторных реакций.

  • Четвёртая деталь

Основные приёмы выполнения автоматизированы, поэтому сознание освобождается от контроля и регуляции действий. Процесс занимает у обучающегося ещё меньше времени, появляется возможность регулировать скорость выполнения. В дальнейшем действия могут быть применены и в других ситуациях, с другими деталями (если это потребуется).

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 19 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Формирование учебных навыков в процессе обучения, а именно путь, который проходит ребёнок, преодолевая один этап за другим, наглядно представлен в таблице.

Этап формирования навыка Характер Основная цель Основные особенности при выполнении действий
Ознакомительный этап Осмысление всего процесса, планирование и представление своих действий. Необходимо ознакомиться со всеми приёмами выполнения. Цель ясна, но пока не совсем понятно, как её достичь. Процесс занимает много времени, имеется большое количество ошибок.
Аналитический этап (подготовительный) Пока что действия выполняются не совсем умело, но осознанно. Требуется проанализировать способы выполнения отдельных элементов действия с целью овладения ими. Ошибок уже меньше, но всё то же напряжение, много лишних движений, чрезмерная сосредоточенность на каждом из них, но в голове уже имеется отчётливое представление о способах выполнения действий.
Синтетический этап (стандартизирующий) Постепенная автоматизация отдельных элементов действия. В процессе необходимо научиться сочетать несколько элементарных движений, чтобы потом их можно было объединить в одно полноценное действие. Отсеивание лишних движений, мускульный контроль за действиями, а также повышение результативности.
Ситуативный этап (варьирующий) Приспособление выполняемых действий к определённой ситуации. Целью является овладение произвольным регулированием характера действия. Нет лишних движений, сокращается количество затрачиваемого на процесс времени. Действия выполняются согласно основной цели, а контроль над ними осуществляется на основе не только специальных сенсорных синтезов, называемых чувствами, но и на основе интеллектуальных синтезов, проще говоря, интуиции.

Заметим, что формирование навыка в процессе обучения можно представить и количественно, например, в виде диаграммы, в которой на оси абцисс (Ox) будет откладываться количество упражнений, а на оси ординат (Oy) изменяющиеся признаки действия (время, число ошибок и т.д.). На графике обязательно появится линия, соединяющая все полученные точки. Её название – кривая научения. Именно по ней судят, как протекает освоение каким-либо навыком.

Формирования навыка в процессе обучения
Формирования навыка в процессе обучения

Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения

Эффективность методики формирования навыков в процессе обучения имеет критерии.

  • Необходимо, чтобы общая методика была основана не только на внутренних, но и на внешних механизмах выполнения при освоении каким-либо навыком. Для этих целей идёт подбор комплекса особых приёмов, а также упражнений.
  • У каждого навыка есть определенная структура. Методика обязательно должна учитывать строгую последовательность действий при выполнении.
Только до 23.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

На сегодняшний день имеется 3 основные системы определения структуры навыка. В их число входит:

  • Предметная

Согласно системе, все учащиеся (независимо от уровня сложности структуры навыка) выполняют всю последовательность действий.

  • Операционная

Действия выполняются постепенно, причём каждое новое прорабатывается с особой тщательностью (отдельно).

  • Предметно-операционная

Данная система представляет собой сочетание двух предыдущих. Её особенность – проработка только тех элементов навыка, которые вызвали затруднения.

  • Требуется, чтобы формирование учебных навыков в процессе обучения шло поэтапно. Ни одна стадия не должна быть пропущена, так как является обязательной.
  • Методика эффективна тогда, когда ученик понимает назначение навыка, а также знает, где сможет его применить.
Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
  • В освоении навыка важна не только теория, но и практика.
  • Эффективность формирования навыка в процессе обучения возрастает в разы, если созданы необходимые условия. Например, благоприятная психологическая атмосфера, в которой пребывание станет комфортным.

Факторы, влияющие на формирование навыка

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность образовательного процесса. Основными являются:

  1. Содержание обучения (пособия, учебные материалы и их сложность).
  2. Процесс обучения (методы, приёмы).
  3. Личность ученика, индивидуальные особенности (стремление к получению знаний, мотивация, способность к запоминанию и воспроизведению информации, уровень развития произвольного внимания, концентрация на важном деле, осмысленное восприятие материала в процессе обучения, степень развития произвольной логической памяти, мышление, воображение и т.д.).
  4. Личность педагога (тип характера в зависимости от темперамента, способности, знание предмета, профессиональные навыки и мастерство, опыт преподавания, отношение к школьникам, взаимоотношения с другими учителями в коллективе и т.д.).

Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения

Для того чтобы научить школьников, учителю требуется много сил, времени и терпения, так как для эффективного процесса обучения важны правильно созданные условия. Помимо объяснения теоретической части, необходимо проводить и практические занятия, давая при этом обратную связь.

Перечислим основные правила эффективного формирования учебных навыков в процессе обучения.

Формирование одного навыка за один раз

Когда человек пытается чему-то научиться, то сам процесс, зачастую, оказывает стрессовое влияние на психику. Именно поэтому рекомендуется не осваивать несколько навыков одновременно. Таким образом, вы позаботитесь не только о себе, но и о том, чтобы не снизить эффективность процесса обучения.

Тщательный подбор упражнений

Считается, что залогом эффективного формирования навыков являются правильно подобранные упражнения, а также постоянные тренировки.

Количество занятий

По отношению к упражнениям важно не качество, а их количество (с обязательным соблюдением интервала). Куда лучше сделать 45 занятий с ошибками, проанализировав их и исправив в дальнейшем, чем 10, но без ошибок. Что касается интервала между тренировками, то лучше всего, если он будет одинаковым, иначе после долгого перерыва навык может забыться.

Темп выполнения

В самом начале пути школьники, выполняя упражнения, работают в медленном темпе. Они стараются учесть все моменты, ничего не пропустить, а главное, не допустить ошибок. В этом случае не нужно их торопить, ведь каждый должен вникнуть, понять суть и набраться опыта. Через некоторое время скорость выполнения следует увеличивать, для того чтобы процесс объединения действий в единую систему был в норме.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Качество выполнения упражнений

Начальный этап овладения навыком подразумевает, что к качеству выполнения заданий не выдвигают слишком высоких требований. По мере тренировок, усложнения задач, качество выполняемой работы, естественно, должно расти. Этот процесс находится на особом контроле. Следует заметить, что и у самих школьников должно быть стремление к повышению качества при выполнении упражнений.

К примеру, почерк при письме будет становиться лучше и аккуратнее в том случае, если учащиеся будут соблюдать все правила соединения букв, писать под наклоном и т.д. В обратной ситуации, сколько бы времени они не потратили на тренировки (даже ежедневные), почерк останется некрасивым на всю жизнь.

Наличие обратной связи, внесение коррективов

При формировании навыка в процессе обучения обратная связь является одним из обязательных условий. Во время выполнения упражнений всегда должен быть тот, кто укажет на ошибки, разъяснит их, даст совет как исправить. В качестве наставника обычно выступает учитель, куратор, преподаватель, участник группы или сообщества и т.д. Только при таком подходе можно добиться желанного результата.

Нужно сказать, что понимание и осознание ошибок в ходе тренировочного процесса помогает избежать ситуации, при которой происходит формирование и закрепление неправильного навыка.

Многие люди стремятся к самосовершенствованию. Формирование навыка – это небыстрый процесс. Он требует многократных повторений, работы над ошибками. Как уже говорилось, между тренировками важно соблюдать одинаковые интервалы (перерывы), так как если долго не использовать навык, он может забыться, и тогда придётся начинать его освоение с самого начала.

Оцените статью
Рейтинг: 3
( голосов 2 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...