Как происходит? Формирование навыка в процессе обучения достигается путем повторения тех или иных упражнений. Однако механический подход не будет эффективным, важно учитывать ряд факторов, влияющих на скорость и качество усвоения новой информации.
На что обратить внимание? К данным факторам относятся как личностные качества ученика и учителя, так и выбранная методика преподавания. От последней зависит, насколько быстро и качественно будет происходит формирование новых навыков.
В статье рассказывается:
- Понятие навыков, знаний и умений
- Пример формирования навыка в процессе обучения
- Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
- Факторы, влияющие на формирование навыка
- Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие навыков, знаний и умений
Главные закономерности предметной области в образовательном процессе представляют в качестве определённых знаний, то есть как информационные элементы, которые связаны не только с внешним миром, но и между собой. Они могут способствовать решению различных задач: научных, производственных и т.д. В число закономерностей обычно входят:
- понятия;
- факты;
- суждения;
- оценки;
- взаимосвязи;
- образы;
- эвристики;
- правила;
- стратегии;
- алгоритмы и т.д.
Если мы говорим о знаниях, то важно понимать, какими основными свойствами они обладают:
- Структурируемость. Под этим свойством принято понимать наличие связей, которые характеризуют действующие в предметной области принципы, закономерности, а также степень их осмысления.
- Интерпретируемость. Это одно из главных свойств знаний. Без умения их истолковать, без ориентирования в их семантике на практике невозможно найти применение знаниям.
- Связность. Данная характеристика обусловлена наличием ситуативных отношений между их элементами, которые можно сгруппировать, например, в тематические блоки, семантические и другие.
- Активность. Это понятие означает, что люди стремятся к новым знаниям, которые в дальнейшем будут мотивировать их на ту или иную деятельность.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Иногда два понятия стараются отождествить: знания и данные. Как бы схожи они не были, принципиальные отличия всё-таки есть, и нужно уметь проводить чёткую грань между этими значениями.
Необходимо запомнить, что данные являются элементом знаний. Здесь уместно сопоставление «часть-целое». Это означает, что данные служат фактами реальной жизни, и отношения между собой в них не фиксированы.
Знания бывают двух видов: декларативные (правила связи) и процедурные (правила преобразования). Если первые описывают объекты предметной области, их свойства, взаимоотношения, то вторые нацелены на описание правил преобразования этих же объектов (алгоритмы, инструкции, рецепты блюд, методики, стратегии в принятии определённых решений).
Имеющиеся знания можно:
- хранить (после запоминания);
- проверить;
- воспроизвести (озвучить);
- обновить;
- переструктурировать;
- интерпретировать;
- преобразовать.
Понятия знание и умение тесно связаны. Так, под вторым подразумевают освоенный индивидуумом алгоритм, либо способ выполнения определённого действия. Умение на практике не получится проявить без знания.
В процессе обучения главной целью многих является получение знаний. Основным показателем того, что они были усвоены, будет их применение на практике, формирование умений и навыков. Нередко бывают ситуации, когда студенты, сдав экзамен, напрочь всё забывают. Почему так происходит? Дело в том, что многие просто заучивают информацию, а важно уметь её актуализировать.
Отсюда следует логический вопрос о том, что если знания забываются рано или поздно, то зачем тратить на них не только время, но, иногда, и деньги? Ответ довольно прост – мы учимся для того, чтобы в дальнейшем овладеть профессиональными навыками и умениями. Именно это и должно являться целью образования.
Пример формирования навыка в процессе обучения
Примером формирования навыка в процессе обучения может служить изменение структуры психической и практической деятельности учащегося при упражнении, в котором неоднократно следует выполнять разметку на нескольких идентичных деталях.
- Первая деталь
Ребёнку предстоит повторить увиденное действие, которое лично для него является новым. Для начала следует соединить вместе всплывающие в памяти картинки выполнения и рекомендации учителя. Этот процесс принято называть переводом на язык моторики. Он помогает людям в регулировании выполняемых движений.
По мере выполнения, ученик может допускать ошибки в своих действиях, сопоставлять их, анализировать и исправлять. Именно таким образом ребёнок улавливает всю суть процесса. В эти минуты включаются мышечные ощущения, которые так важны для регуляции движений, а в голове начинается сложнейший процесс: построение мостика от образно-логического представления о текущей работе к фактическому выполнению намеченного дела.
Другими словами, формируется психическая «модель действия», которая и поможет обучающемуся в дальнейшем.
- Вторая деталь
Здесь процесс будет проходить немного легче (некоторые трудности позади), а главное быстрее, ведь уже имеется некое чувственно-двигательное представление о способах выполнения, регулирования движений и производимых действий.
Скачать файл- Третья деталь
С каждой новой деталью у ребёнка происходит отсеивание лишних движений, ошибок в выполнении становится всё меньше, а действия постепенно автоматизируются. Контроль сознания осуществляется уже на другом уровне, так как процесс проходит, по большей мере, посредством условно-рефлекторных реакций.
Читайте также!
- Четвёртая деталь
Основные приёмы выполнения автоматизированы, поэтому сознание освобождается от контроля и регуляции действий. Процесс занимает у обучающегося ещё меньше времени, появляется возможность регулировать скорость выполнения. В дальнейшем действия могут быть применены и в других ситуациях, с другими деталями (если это потребуется).
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Формирование учебных навыков в процессе обучения, а именно путь, который проходит ребёнок, преодолевая один этап за другим, наглядно представлен в таблице.
Этап формирования навыка | Характер | Основная цель | Основные особенности при выполнении действий |
Ознакомительный этап | Осмысление всего процесса, планирование и представление своих действий. | Необходимо ознакомиться со всеми приёмами выполнения. | Цель ясна, но пока не совсем понятно, как её достичь. Процесс занимает много времени, имеется большое количество ошибок. |
Аналитический этап (подготовительный) | Пока что действия выполняются не совсем умело, но осознанно. | Требуется проанализировать способы выполнения отдельных элементов действия с целью овладения ими. | Ошибок уже меньше, но всё то же напряжение, много лишних движений, чрезмерная сосредоточенность на каждом из них, но в голове уже имеется отчётливое представление о способах выполнения действий. |
Синтетический этап (стандартизирующий) | Постепенная автоматизация отдельных элементов действия. | В процессе необходимо научиться сочетать несколько элементарных движений, чтобы потом их можно было объединить в одно полноценное действие. | Отсеивание лишних движений, мускульный контроль за действиями, а также повышение результативности. |
Ситуативный этап (варьирующий) | Приспособление выполняемых действий к определённой ситуации. | Целью является овладение произвольным регулированием характера действия. | Нет лишних движений, сокращается количество затрачиваемого на процесс времени. Действия выполняются согласно основной цели, а контроль над ними осуществляется на основе не только специальных сенсорных синтезов, называемых чувствами, но и на основе интеллектуальных синтезов, проще говоря, интуиции. |
Заметим, что формирование навыка в процессе обучения можно представить и количественно, например, в виде диаграммы, в которой на оси абцисс (Ox) будет откладываться количество упражнений, а на оси ординат (Oy) изменяющиеся признаки действия (время, число ошибок и т.д.). На графике обязательно появится линия, соединяющая все полученные точки. Её название – кривая научения. Именно по ней судят, как протекает освоение каким-либо навыком.
Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
Эффективность методики формирования навыков в процессе обучения имеет критерии.
- Необходимо, чтобы общая методика была основана не только на внутренних, но и на внешних механизмах выполнения при освоении каким-либо навыком. Для этих целей идёт подбор комплекса особых приёмов, а также упражнений.
- У каждого навыка есть определенная структура. Методика обязательно должна учитывать строгую последовательность действий при выполнении.
На сегодняшний день имеется 3 основные системы определения структуры навыка. В их число входит:
- Предметная
Согласно системе, все учащиеся (независимо от уровня сложности структуры навыка) выполняют всю последовательность действий.
- Операционная
Действия выполняются постепенно, причём каждое новое прорабатывается с особой тщательностью (отдельно).
- Предметно-операционная
Данная система представляет собой сочетание двух предыдущих. Её особенность – проработка только тех элементов навыка, которые вызвали затруднения.
- Требуется, чтобы формирование учебных навыков в процессе обучения шло поэтапно. Ни одна стадия не должна быть пропущена, так как является обязательной.
- Методика эффективна тогда, когда ученик понимает назначение навыка, а также знает, где сможет его применить.
- В освоении навыка важна не только теория, но и практика.
- Эффективность формирования навыка в процессе обучения возрастает в разы, если созданы необходимые условия. Например, благоприятная психологическая атмосфера, в которой пребывание станет комфортным.
Факторы, влияющие на формирование навыка
Существует ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность образовательного процесса. Основными являются:
- Содержание обучения (пособия, учебные материалы и их сложность).
- Процесс обучения (методы, приёмы).
- Личность ученика, индивидуальные особенности (стремление к получению знаний, мотивация, способность к запоминанию и воспроизведению информации, уровень развития произвольного внимания, концентрация на важном деле, осмысленное восприятие материала в процессе обучения, степень развития произвольной логической памяти, мышление, воображение и т.д.).
- Личность педагога (тип характера в зависимости от темперамента, способности, знание предмета, профессиональные навыки и мастерство, опыт преподавания, отношение к школьникам, взаимоотношения с другими учителями в коллективе и т.д.).
Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения
Для того чтобы научить школьников, учителю требуется много сил, времени и терпения, так как для эффективного процесса обучения важны правильно созданные условия. Помимо объяснения теоретической части, необходимо проводить и практические занятия, давая при этом обратную связь.
Перечислим основные правила эффективного формирования учебных навыков в процессе обучения.
Формирование одного навыка за один раз
Когда человек пытается чему-то научиться, то сам процесс, зачастую, оказывает стрессовое влияние на психику. Именно поэтому рекомендуется не осваивать несколько навыков одновременно. Таким образом, вы позаботитесь не только о себе, но и о том, чтобы не снизить эффективность процесса обучения.
Тщательный подбор упражнений
Считается, что залогом эффективного формирования навыков являются правильно подобранные упражнения, а также постоянные тренировки.
Количество занятий
По отношению к упражнениям важно не качество, а их количество (с обязательным соблюдением интервала). Куда лучше сделать 45 занятий с ошибками, проанализировав их и исправив в дальнейшем, чем 10, но без ошибок. Что касается интервала между тренировками, то лучше всего, если он будет одинаковым, иначе после долгого перерыва навык может забыться.
Читайте также!
Темп выполнения
В самом начале пути школьники, выполняя упражнения, работают в медленном темпе. Они стараются учесть все моменты, ничего не пропустить, а главное, не допустить ошибок. В этом случае не нужно их торопить, ведь каждый должен вникнуть, понять суть и набраться опыта. Через некоторое время скорость выполнения следует увеличивать, для того чтобы процесс объединения действий в единую систему был в норме.
Качество выполнения упражнений
Начальный этап овладения навыком подразумевает, что к качеству выполнения заданий не выдвигают слишком высоких требований. По мере тренировок, усложнения задач, качество выполняемой работы, естественно, должно расти. Этот процесс находится на особом контроле. Следует заметить, что и у самих школьников должно быть стремление к повышению качества при выполнении упражнений.
К примеру, почерк при письме будет становиться лучше и аккуратнее в том случае, если учащиеся будут соблюдать все правила соединения букв, писать под наклоном и т.д. В обратной ситуации, сколько бы времени они не потратили на тренировки (даже ежедневные), почерк останется некрасивым на всю жизнь.
Наличие обратной связи, внесение коррективов
При формировании навыка в процессе обучения обратная связь является одним из обязательных условий. Во время выполнения упражнений всегда должен быть тот, кто укажет на ошибки, разъяснит их, даст совет как исправить. В качестве наставника обычно выступает учитель, куратор, преподаватель, участник группы или сообщества и т.д. Только при таком подходе можно добиться желанного результата.
Многие люди стремятся к самосовершенствованию. Формирование навыка – это небыстрый процесс. Он требует многократных повторений, работы над ошибками. Как уже говорилось, между тренировками важно соблюдать одинаковые интервалы (перерывы), так как если долго не использовать навык, он может забыться, и тогда придётся начинать его освоение с самого начала.