Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлогЧто такое прототип: определение, функции, тонкости разработки
Что такое прототип
3 581
Время чтения: 15 минут

Что такое прототип: определение, функции, тонкости разработки

3 581
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

Что такое прототип? На этапе разработки приложения/сайта/цифрового продукта можно потерять кучу денег, если сразу нет понимания, что и для кого именно вы создаёте. Избежать этого и сэкономить финансы позволит прототипирование. Это прекрасный способ апробирования бизнес-идей до их реализации.

В чём польза? При помощи него вы узнаете, как будет восприниматься ваш продукт, ещё до его запуска. А значит, сможете многое добавить и изменить, а не приниматься за корректировки, когда проект уже создан и выпущен на рынок. Это сбережёт вам массу сил, нервов и бюджет.

В статье рассказывается:

  1. Описание прототипа
  2. Функции прототипа
  3. 5 причин использовать прототипы
  4. Тонкости разработки и виды прототипа
  5. Этапы создания прототипа
  6. Признаки хорошего прототипа
  7. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Описание прототипа

Что такое прототип? Это предварительно созданный макет дизайна, дающий пользователям представление о продукте и возможность взаимодействовать с ним (пока разработка еще не завершена окончательно). Во всём процессе дизайн-мышления прототипирование является четвертым по счету этапом, когда происходит тестирование юзабилити.

Описание прототипа
Описание прототипа

Тестирование прототипа продукта необходимо для того, чтобы в случае возникновения проблем (при взаимодействии пользователей и всех заинтересованных сторон с этим продуктом) можно было исправить ошибки и недостатки. Тогда ни деньги, ни время, ни усилия, вложенные в дизайнерскую разработку, не будут потрачены зря.

Функции прототипа

При проектировании веб-сайтов, интерфейсов приложений и иных IT-разработок огромное значение имеет именно пользовательский опыт взаимодействия с продуктом (UserExperience, UX). Тут очень важно, чтобы навигация, формат страниц, подача контента были максимально удобны.

Прототип интерфейса позволяет оценить, насколько эффективным получается дизайн, плюс дает возможность понять:

  • насколько хорошо выстроены взаимодействия в продукте;
  • как пользователь воспринимает продукт;
  • как максимально экономично подойти к пониманию и развитию продукта.
Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 28247 pdf иконка

Нередко бывает, что пользователи либо заказчики имеют неверное представление о том, что такое прототип, и по итогу им кажется, что разработчики «подсовывают» что-то не то.

Прототип не имеет вида конечного продукта, потому что, собственно, и не является им.

5 причин использовать прототипы

Причин для создания прототипа можно выделить несколько:

  • Создание и тестирование новых идей.

С прототипом у дизайнера есть возможность придумывать и проверять в работе разные решения, сценарии, вносить в них исправления и делать юзабилити конечного продукта максимально удобным.

  • Выявление проблем.

Анализ прототипов позволяет максимально подробно изучить возникшую у пользователя проблему. Дизайнер сразу получает возможность проверять работу продукта либо системы, отмечать, в каких местах есть сбои, и устранять их.

  • Обнаруживать «слабые места» в использовании.

Юзабилити продукта отлично проверяется именно путем создания прототипов для взаимодействия с пользователем. Это позволяет дизайнеру, еще не приступив к разработке, внести все необходимые коррективы, чтобы потом создать именно такой продукт, которого ожидает заказчик.

  • Привлечение к процессу проектирования всех заинтересованных сторон, тех, кто в итоге будет пользоваться готовой разработкой.

Именно через прототип интерфейса дизайнеры получают обратную связь от заинтересованных сторон и конечных пользователей, которые в итоге принимают непосредственное участие в процессе, став, по сути, членами команды. В целом, это потенциальная возможность для сокращения времени работы над концепцией и более быстрого одобрения её начальством.

  • Генерация и продажа новых идей.

На примере прототипов дизайнеры получают возможность максимально выгодно представить, а затем и «продать» некие свои идеи заинтересованным лицам (как внутри организации, так и вне неё). Кроме того, прототипы – отличный стимул для развития рынков и появления на них совершенно новых процессов и решений, благодаря тому, что очень дорогой продукт можно продемонстрировать потенциальным покупателям без особых усилий.

Тонкости разработки и виды прототипа

Прототипы существуют двух видов, а именно: кликабельные и представленные на бумажном носителе. Оба варианта обладают своими сильными и слабыми сторонами.

Прототипы, сделанные на бумаге

Главный их плюс (имеется в виду, для разработчиков) – это то, что здесь можно задействовать даже самые первые, сделанные карандашом наброски. К примеру, изображения разных состояний экрана, картинки вариантов выпадающего меню, модальные окна (нарисованные на стикерах). У проектировщика есть возможность стереть лишние или неподходящие детали, корректировать наброски с учетом запросов и комментариев пользователей.

Прототипы, сделанные на бумаге
Прототипы, сделанные на бумаге

Что касается недостатков прототипа на бумаге, то основной – это отсутствие интерактивности, присущей кликабельному прототипу.

Прототип кликабельного типа

Процесс его создания довольно сложен, но существуют специальные программы, позволяющие проектировать разные виды экранов. Времени это занимает больше (в сравнении с предыдущим вариантом), но здесь налицо преимущества, которые дает интерактивность.

Детализация и степень точности у разных прототипов может быть неодинакова, и это зависит от того, для чего именно создается прототип продукта:

  • Lo-Fi (низкая точность). Чаще это касается бумажных прототипов, прекрасно подходящих на самых начальных стадиях проектирования. Корректировать данный тип можно легко и быстро, конечный вид продукта тут не важен, главное – отработать структуру и функционал. Lo-Fi дает и команде, и пользователям лучшее понимание продукта. Конечно, постепенно он усложняется, и сохранять в цикле разработки точность уровня lo-fi становится уже трудно. Поэтому когда речь идет уже об углубленном проектировании, бумажные прототипы теряют свою эффективность.
  • Medium Fidelity. В прототипах данного уровня точности есть уже практический функционал (пусть и ограниченный), представленный в виде раскадровки и пользовательских сценариев. Это отличный вариант именно на промежуточных этапах работы, при переходе от lo-fi к hi-fi.
  • High Fidelity. Прототип уровня hi-fiпо виду максимально близок к конечному продукту, поэтому часто его (прототип) и рассматривают, как готовый продукт, хотя таковым он не является. Именно по hi-fi прототипам можно максимально точно понять, насколько функционален продукт, и получить реалистичный практический опыт взаимодействия с ним.

Когда требуется улучшить внешнее оформление, разрабатывается прототип высокой точности. А если необходимо понять, насколько удобен для использования интерфейс и отвечает ли в целом продукт интересам заказчика, вполне достаточно малодетализованного прототипа, который делается и быстрее, и проще.

Вообще прототип сайта, приложения, либо иного продукта — очень важный элемент, позволяющий пользователю с этим продуктом взаимодействовать.

Современное UX-проектирование не обходится без создания прототипов. Чаще всего конечная цель разработчиков — подготовка продукта, удобного в использовании, и тут непременно потребуется прототип той или иной степени точности.

Благодаря наличию прототипа, становится понятно, как именно будет использоваться продукт. Кроме того, можно специально адаптировать прототип для проведения юзабилити-тестирования.

Еще на примере прототипа вы можете яснее донести до клиента вид и содержание будущего продукта, согласовать детали UX и UI-дизайна.

Этапы создания прототипа

Создание качественного, отвечающего интересам пользователей интерфейса (который будет эффективен в выполнении конкретных бизнес-задач) предполагает выполнение ряда определенных шагов:

Проведение исследований

Исследования – это основа, с которой начинается вся работа. И, тем не менее, зачастую «исследования» представляют собой два варианта запроса от разработчиков: «ждём от вас ТЗ» и «вышлите заполненный бриф из 150 вопросов».

А между тем, никакой бриф или ТЗ не дадут глубины погружения, которая позволит создать по-настоящему качественный продукт. В техническом задании клиент изложит свою субъективную точку зрения, основанную, нередко, на неких конкурентских решениях. А брифы (которые, кстати, пользуются немалой популярностью) уравнивают между собой совершенно отличающиеся бизнесы и часто содержат не очень-то понятные для клиентов вопросы. Да и на заполнение уходит много времени.

Лучший вариант проведения исследования – это личное общение с заказчиком. Так вы получите максимально глубокое погружение в процесс с учетом того, под какой конкретно бизнес готовится проект, проработаете всё до мельчайших деталей, на которых нередко в итоге «держится» весь окончательный вариант продукта.

Этапы создания прототипа
Этапы создания прототипа

По мнению многих UI/UX-дизайнеров общение с пользователями не является такой уж важной необходимостью. Однако исследование пользователей дает возможность лучше понять их мотивацию, опасения, сомнения, причинно-следственные связи, оценить задачу со всех сторон, сгенерировать новые идеи.

Подготовка дизайна

Это этап преобразования результатов исследования в набор конкретных требований к продукту касательно навигации, количества и вида экранов, выполняемых ими функций и т. д.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 19 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Инструментов, позволяющих представить исследования в виде требований, существует много: User-Centered-Design, Value Proposition Canvas, Jobs-To-Be-Done и им подобные. Результат от их применения всегда один – проектирование интерфейса с учетом всех пожеланий клиента.

Подготовка контента

Созданию прототипов высокой детализации должна предшествовать подготовка контента. Не поддавайтесь искушению использовать текстовую «рыбу», потому что подобный прототип не поддается реальной оценке. В итоге может оказаться, что реальный контент не вписывается в рамки готовой разработки, и его придется переделывать, корректировать.

Поэтому сначала подготовьте сам контент, а затем занимайтесь его размещением (то есть, дизайном).

Подготовка контента
Подготовка контента

Создание прототипа

На момент, когда исследование проведено, контент написан, дизайн-решения подготовлены, команда разработчиков уже максимально погружена в процесс и способна представить порученную задачу в виде интересных, эффективных решений, с учетом требований заказчика и интересов конкретного бизнеса. Созданные в итоге прототипы легко поддаются тестированию (на пользователях) и/либо являются отличным инструментом донесения идеи до лица, принимающего решения.

Признаки хорошего прототипа

Как человеку, не сведущему в проектировании взаимодействия, понять, что перед ним качественный, тщательно проработанный продукт, а не «заливная рыба»? Для этого можно пройтись по совершенно простому чек-листу, состоящему буквально из нескольких пунктов:

  1. Прототип содержит в себе реальный контент, полностью отвечающий тематике продукта.
  2. Вы без подсказок дизайнера-разработчика сможете полностью разобраться в содержании прототипа.
  3. Каждое интерфейсное решение дизайнер поясняет и прикрепляет к нему ссылку, пройдя по которой, можно ознакомиться с результатами бизнес-исследований и существующим пользовательским опытом.
Только до 20.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Таким образом, прототип представляет собой интерактивную модель (большего либо меньшего уровня точности) будущего конечного продукта. Прототип необходим для того, чтобы проследить, как именно пользователь взаимодействует с этим продуктом, по какому пути следует, какие может встретить препятствия.

Создание прототипа дает возможность изучить юзабилити еще до того, как будет написан код. Кроме того, в ходе работы над созданием прототипа могут родиться новые интересные идеи, которые позволят в итоге спроектировать продукт гораздо более высокого уровня (но не факт, что это обязательно случится).

В любом случае, если хотите получить хороший результат с наименьшим количеством усилий и проблем – создавайте прототипы и тестируйте их на пользователях. Работу над проектом начинайте с создания прототипов. Пусть реальные пользователи опробуют их, покажите, как это сделать, и в итоге получите качественный, отвечающий заявленным требованиям продукт.

Откройте для себя захватывающий мир моушн-дизайна! Присоединяйтесь к нашему курсу и овладейте искусством создания динамичных и привлекательных анимаций. Узнайте о последних тенденциях и инструментах в индустрии, изучите принципы анимации и научитесь применять их в своих проектах. Получите опыт работы с профессиональными программами и расширьте свои возможности в карьере дизайнера. Регистрируйтесь сейчас и проложите себе путь к успешной карьере!
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Дарим скидку 64% на обучение «Разработчик»
  • Получите новую профессию с гарантией трудоустройства
  • Начните учиться бесплатно, 3 месяца обучения в подарок
Забронировать скидку на обучение
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...