О чем речь? Восприятие информации – это необходимый для полноценного существования процесс, который запускается с самого начала жизни. Стоит понимать, что люди по-разному воспринимают одни и те же данные, поэтому необходимо осознавать свои особенности и учитывать их.
Какой бывает? Классическое деление типов восприятия состоит из четырех категорий. Однако когнитивных стилей гораздо больше, к тому же многие люди совмещают и типы, и способы восприятия информации.
В статье рассказывается:
- Понятие восприятия информации
- Свойства восприятия информации
- Формы восприятия информации
- Типы восприятия информации
- Когнитивный стиль и восприятие информации
- Пример использования визуального восприятия информации в дизайне
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие восприятия информации
Восприятием информации называют познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании те или иные предметы и явления при помощи различных органов чувств. Прямое воздействие на органы слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания способствует формированию полной картины изучаемого объекта. Поэтому самыми важными компонентами этого процесса являются пять органов чувств.
Немаловажным фактором выступает также мировоззрение человека, которое участвует при соотнесении данных о новом объекте к какой-либо группе или к уже приобретенному ранее знанию.
Существует несколько важных психических процессов, от которых зависят способы восприятия информации:
- мышление (непрерывное пополнение запаса понятий и представлений об окружающем реальном мире);
- речь (способность обозначить предмет или явление вслух);
- чувства (совокупность реакций на объект восприятия);
- воля (способность осуществлять свои желания и действия ради цели).
Информация может выражаться разными способами, от чего она разделяется на четыре вида:
- Текстовая. Выражается в последовательности символов, которые складываются в слова, фразы и предложения на том или ином языке.
- Числовая. Это количественное отображение свойств объекта, закодированное в виде чисел, знаков и математических действий.
- Звуковая. Устная речь и звуки (музыка, человеческая речь, звуки природы), позволяющие передавать те или иные сведения человеку.
- Графическая. Она представляется разнообразными схемами, графиками, рисунками и другими изображениями.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Именно поэтому восприятие и представление информации зависят друг от друга. В зависимости от ситуации каждый человек использует наиболее подходящий способ подачи полной совокупности данных.
Свойства восприятия информации
Выделяют несколько основных свойств восприятия:
- Предметность (объективация) – образы восприятия соотносятся к предметам и явлениям окружающей действительности. Чаще всего это происходит при помощи движения и осязания, которые выделяют объект как обособленное физическое тело. Лучше всего это происходит в процессе разделения предмета и фона.
- Целостность – процесс обобщения всей получаемой информации как об отдельных качествах объекта, так и целостной его картины. Все эти ощущения складываются в полный образ.
- Структурность (обобщенность) – обратный целостности процесс. В этом случае воспринимаемый объект раскладывается на отдельные детали. Например, музыка складывается из ряда нот в определенной структуре.
- Константность – это относительное постоянство воспринимаемых свойств и качеств объекта вопреки изменению окружающих условий процесса восприятия. Многократность восприятия одного объекта при разных условиях формируют константность его образа. Отсюда форма, размер и цвет предмета остаются постоянными, вне зависимости от угла обзора, освещения, положения и т.п. Все это подтверждает стабильность реального мира.
- Осмысленность – имеется в виду прямая связь мышления и процесса восприятия. То есть предмет подразделяется по каким-то характеристикам к той или иной группе предметов или классу. Сущность объекта четко закрепляется в мозге, складывая целое представление о нем, давая ему название и характерные признаки. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
- Избирательность – необходимые объекты выделяются среди других.
Читайте также!
Результатом восприятия является целостный образ, готовая картинка окружающего мира, которые человек формирует из ряда реакций от своих органов чувств.
Формы восприятия информации
К формам восприятия информации относятся определенные категории, которые разделяются по направлениям рассуждений в процессе поиска истины.
- Восприятие пространства. Каждая из форм восприятия выражается индивидуально у любого человека. Так, понятие пространства у любого из нас может быть, к примеру, быстрее или медленнее. Мозг по-разному способен ориентироваться в той или иной новой ситуации или месте: кто-то лучше запоминает маршруты или отдельные объекты на местности, а кто-то хуже.
- Восприятие времени. Внутренние биологические часы человека позволяют ему распределять, планировать и предполагать время по-разному для решения необходимых и важных задач. Отсюда люди и разделяются на «жаворонков» и «сов», каждый из которых отдает предпочтение для продуктивной работы разному времени суток.
- Восприятие движения. Еще одна форма восприятия, которая основывается на вестибулярном аппарате, мышлении и актуальном настроении. От этого фактора зависит сможет ли человек стать космонавтом, или же у него кружится голова от незначительного движения головой или резкого приседания.
- Восприятие произвольного и непроизвольного. Эта форма восприятия оценивает степень его преднамеренности: происходит ли оно из-за каких-то неподвластных человеку обстоятельств или по собственному желанию. Она характеризует участие сознания человека в самом процессе: сознание контролирует преднамеренное восприятие отличается четкой структурой: целью, разделенной на определенные шаги к результату. А непреднамеренное происходит из-за неподвластного внешнего воздействия, то есть без участия сознания.
Типы восприятия информации
Как было указано ранее, любая воспринимаемая информация по-разному отражается в сознании каждого человека. Один сможет сразу же пересказать страницу книги, а кому-то это дастся с трудом, поскольку ему легче воспроизводить услышанное, а не прочитанное. Отсюда выделяются четыре типа восприятия информации:
- Визуальный.
- Дискретный.
- Кинестетический.
- Аудиальный.
Необходимо определить превалирующий способ восприятия, что обозначить сильные стороны индивида, поможет наладить коммуникацию и эффективнее передавать информацию от одного человека к другому.
- Визуалы
У этих людей основным органом восприятия информации выступают глаза, то есть зрение. Они лучше других запоминают визуальный материал: изображения, тексты, графики и диаграммы. В их речи часто используются слова-описания видимых признаков объекта: «яркий», «белый», «мы видим», «кажется» и т.п. Они, как правило, говорят быстро, громко, используя активную и яркую жестикуляцию. Для них также очень важен собственный внешний вид, и то, как выглядит все вокруг.
- Аудиалы
Это те, кому лучше сто раз услышать, чем увидеть или прочитать. Их слух прекрасно развит: они отлично запоминают разговоры людей, тексты песен, устные лекции. Их сильными качествами являются хороший слух, расширенный словарный запас, умение поддерживать любой разговор и убеждать других. Получают большое удовольствие от прослушивания качественной музыки, чему отдают большое предпочтение, как и более спокойному виду отдыха.
на курсы от GeekBrains до 29 декабря
- Кинестетики
У этих людей отлично развиты навыки восприятия при помощи осязания, вкуса и запаха. В кинестетическом процессе важно потрогать объект, ощутить вкус и аромат – то есть физическое взаимодействие. При разговоре предпочтительно описывают ощущения и чувства: «мягко», «горячо», «это ощущается как…».
- Дигитал
Способы восприятия информации сильно зависят от различных чувств. Конечно, многие используют слух, зрение, обоняние, вкус и осязание, но четыре типа восприятия напрямую связаны с мыслительными способностями человека. Таких людей зовут дигиталами, поскольку они пропускают все вокруг через мышление.
Ими могут быть только взрослые, потому что мозг малышей еще недостаточно развит для построения каких-либо логических связей. Становясь взрослее, дети, помимо зрения, слуха и осязания, начинают развивать навыки размышления над полученной информацией.
Когнитивный стиль и восприятие информации
Этот стиль объясняет способы восприятия и обработки окружающей реальности, а выражается он в анализе, структурировании, оценке и разделении на категории.
В психологии представлены несколько видов когнитивного восприятия информации, каждый из которых особенный у разных людей. Однако стоит иметь в виду, что представлены они не в чистом виде, а в смешанном.
- Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)
Определяет внутреннюю и внешнюю референцию человека. Внутренняя референция характеризуется аналитичностью, рефлексией, критичностью, которые играют важную роль в принятии решений и самооценке человека. Приоритет также отдается этому виду, а не внешнему, поскольку через мировоззрение пропускаются мнения других людей, внешние установки и принципы, составляющие как раз внешнюю референцию.
Таким образом, те, кто предпочитают внутреннюю референцию, отдают предпочтение независимым и самостоятельным видам деятельности с возможностью выбора подходящих для них средств. А вторые, наоборот, – коллективную с готовыми средствами реализации.
- Узкий или расширенный характер диапазона эквивалентности
Узость подразумевает поиск различий и аналитику данных в небольшом объеме. А широта диапазона эквивалентности – собирательность и нахождение общего. Количество информации не особо важно, но особое значение имеет тематика – она должна быть только одна, иначе ничего не получится.
- Широта категории
Данный когнитивный стиль описывает специфику восприятия тех или иных объектов, их признаков и соотнесённость к определенным категориям.
Склонные к узкой категоризации люди обычно ограниченно воспринимают что-либо и относят это к конкретной области применения категории. Склонные к широкой – подводят под одну категорию большое количество подтверждающих её примеров.
- Гибкость или ригидность познавательного контроля
Этот стиль определяет способность человека к восприятию информации, передаваемой разными способами: некоторые индивиды нуждаются в перерывах и дополнительной подготовке при смене способа подачи материала.
Люди с ригидным видом с трудом могут переключаться между способами передачи данных, эта ситуация воспринимается с большим стрессом и требует предварительной работы над собой. Люди с гибким же видом могут сделать это, то есть они способны воспринимать информацию различных форм: тестовую, графическую, звуковую и др.
- Чувствительность к нереалистическому опыту
Плохая способность воспринимать нереальную и неправдоподобную ситуацию характеризует плохую фантазию и творческое мышление у индивида. Однако реализация шаблонных и рутинных задач проходит у таких без проблем.
Высокая восприимчивость характеризует умение подойти к решению проблемы с оригинальной точки зрения, быстро найти выход из той или иной ситуации и подстроиться под обстоятельства любого характера и сложности. В этом случае рутина становится неинтересной и утомляющей.
- Сканирующий или фокусирующий контроль
Это характеризует особенность контроля внимания: фокусирующий подразумевает детальную и индивидуальную концентрацию на воспринимаемом предмете, а сканирующий – однородное отношение ко всем изучаемым объектам.
- Заострение или сглаживание
Этот стиль различает методы запоминания информации: сглаживание требует небольшого объема информации и больше времени для изучения, а при заострении необходимо уделить внимание большим объемам материала с четкой структурой и деталями.
- Рефлективность или импульсивность
Этот фактор отвечает за скорость обработки информации и принятия решений: рефлективность отражает достоверность и проверку гипотез перед ответом, а импульсивность характеризуется быстрой реакцией и способностью действовать моментально.
Читайте также!
- Абстрактная или конкретная концептуализация
Абстрактная выступает как склонность к самостоятельности, независимости от чужого мнения, важность собственного мировоззрения и гибкость мышления. Конкретная концептуализация понимается как преобладание внешнего влияния: чужие ценности и стереотипы, узость восприятия и разделение всего на черное и белое.
- Когнитивная сложность или простота
Степень этого определяет характер передаваемой информации: объяснение скрытых связей, структуры, тонких моментов разного рода направлений. Некоторые вещи интерпретируются в упрощенной форме и с ограниченным набором сведений, а какие-то создаются как многомерная модель с множеством граней и подробностей. Все это определяет особенность мышления человека.
Пример использования визуального восприятия информации в дизайне
Дизайн используется в повседневной жизни в каждом предмете, окружающем нас: от рекламы на улице до всевозможных предметов обихода и одежды. Знание психологических уловок для качественного дизайна любого вида и предназначения позволяет привлекать внимание большинства людей.
Принцип «сверху-вниз»
Таким образом работают и сайты: восприятие визуальной информации по исследованиям Грегори требует ее продуманного распределения по всей странице. Увлекательный и вовлекающий сайт необходимо создавать с размещением основных структурных частей (поисковая строка, меню, логотип, название, контакты) сверху, потому это именно то, куда первым делом направляется взгляд каждого человека, который привык часто использовать Интернет.
Отсюда стоит иметь в виду определенную последовательность блоков страницы и создавать дизайн исходя из этого. К примеру, статья должна оформляться таким образом: жирный большой заголовок сверху, ниже краткое описание, какие-то информационные картинки и потом только текст, разделенный на абзацы.
Цветовая палитра
Что касается цветов, то исследования Саноки и Салмена подтверждают необходимость контрастности всех важных элементов: текст, изображения, отдельные надписи и т.п. Поэтому стоит уделять внимание и этому немаловажному аспекту дизайна веб-сайта.
Правильно подобранная цветовая палитра сохраняет тематику сайта в приятных глазу цветах, что также способствует запоминанию деталей. В дальнейшем посетитель страницы захочет вернуться, если дизайн был эффектным, креативным и ярким. Отсюда некрасивые сайты с неудачным сочетанием цветов не привлекают внимание и заставляют покинуть их.
Разные шрифты для сайта и печати
Опыт Кевина Ларсона и Розалинды Пикард доказал, что от правильной верстки цифрового или печатного текста зависит общее восприятие информации. Шрифт также предопределяет качество типографии.
Было доказано, что размер шрифта способен вызывать различные эмоции: крупный и броский заголовок привлекает внимание, делает мысль большой и значимой. Это основывается на цитате медиамагната Уильяма Херста: «Достаточно большой заголовок делает любую новость большой».
С каждым столетием возрастает количество и качество любого рода потребляемого контента. Так, в начале 20 века размер шрифта 10pt считался самым оптимальным, сейчас же предпочтительнее использовать 16pt, а иногда 20 и 22pt.
К примеру, для лучшего восприятия печатных материалов подойдут шрифты с засечками (Serif fonts). В веб-дизайне же лучше использовать шрифты без засечек или Sans-serif fonts. Декоративные шрифты применяются в заголовках или в особых моментах. Конечно, концепция типографики подбирается индивидуально под каждый проект, но главным остается соблюдение принципа узнаваемости и различия шрифтов.
Основные принципы дизайна
Правильный дизайн должен влиять на психику человека через визуальное восприятие. На основе психологии людей был создан перечень принципов создания уникальных и привлекательных макетов и логотипов:
- Принцип золотого сечения — правильная пропорция, встречаемая везде: в природе, внешности человека, искусстве. Благодаря ему человек воспринимает что-либо как эстетически приятное и привлекательное для глаз, поэтому применение его в дизайне также эффективно влияет на психику и способствует достижению необходимой цели. Соотношение золотого сечения равно 1,618.
- Принцип замкнутости основывается на теории визуального предположения Грегори и бинарном противоречии. Человеческий мозг всегда стремиться к восполнению и дополнению чего-то недостающего. Поэтому данный принцип предполагает демонстрацию исключительно тех элементов и деталей, которые позволят человеку самому понять итоговую картину. Данный способ активно применяется в различных логотипах известных компаний.
- Принцип сочетания цвета — каждому из нас известны волшебные возможности и качества разных цветов: голубой и синий ассоциируются с надежностью и солидностью, красный – с энергией и эмоциональностью, желтый – с радостью и оптимизмом, а зеленый – со свежестью и природой.
Читайте также!
В наше время процесс восприятия любого рода информации играет важную роль в жизни каждого человека. Нас постоянно окружают яркая реклама, сайты, упаковка и т.д. Это стало новым способом влияния на сознание людей во всех сферах жизни общества. Отсюда необходимость в правильном использовании тех или иных принципов и методов позволяет всегда оставаться на волне актуальности и востребованности.