В статье рассказывается:
- Понятие и факторы, влияющие на усвоение информации
- 5 этапов усвоения информации
- 4 эффективных метода усвоения информации
- 6 приемов усвоения информации
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Усвоение информации – это жизненно важный навык, который пригодится не только в школе или институте, но и на протяжении всей жизни. Без него невозможно представить карьерный рост человека, творческое развитие и т. д. Как и все навыки, усвоение поддается тренировке, поэтому если вы в детстве испытывали проблемы, то не нужно ставить на себе крест.
Выбирая подходящие методы и приемы, можно научиться запоминать и понимать гораздо больше, чем раньше. В нашей статье мы расскажем о этих инструментах, а также поговорим об этапах усвоения информации и факторах, влияющих на данный процесс.
Понятие и факторы, влияющие на усвоение информации
Для усвоения поступающей извне информации необходима слаженная работа всех органов чувств. Ведь в этом процессе задействовано зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, а также память и мышление.
Факторы, от которых зависит усвоение информации.
- Интеллект. Это свойство человека, которое позволяет решать различные жизненные проблемы, узнавать новое, адаптироваться к меняющимся условиям существования.
- Жизненный опыт. Человек получает его постоянно, с самого рождения, на этот процесс влияет семья и общество.
- Объём информации. Разумеется, ее большие и хаотичные потоки затрудняют процесс усвоения.
- Способы мышления. Можно мыслить и рассуждать стереотипно, по заранее заданному алгоритму, не выходя за рамки привычных схем, когда включаются психологические автоматизмы. Но есть и другой способ мышления – нестандартный, с попыткой смотреть на вопрос с разных позиций, решать проблемы нетипичным способом, выходить за границу привычного.
- Внутренние установки. Правила, согласно которым действует человек, его убеждения, моральные ориентиры.
- Избирательность восприятия и потребности человека. На процесс усвоения информации напрямую влияет личная заинтересованность в каком-то конкретном вопросе.
- Степень заинтересованности, мотивация. Восприятие зависит от того, насколько человек замотивирован ее получить и осмыслить.
- Порядок в так называемом «Архиве памяти». «Архив памяти», или «Моя История» — это энергоинформационное хранилище полученного опыта, эмоций, когда-либо пережитых в настоящей и прошлых жизнях души человека. Если в этом хранилище нет порядка и структуры, осмысливать информацию будет сложнее.
5 этапов усвоения информации
В работах советского психолога С.Л. Рубинштейна перечислены основные уровни усвоения информации, их пять.
Восприятие
Сперва человек знакомится с новой информацией, воспринимая ее своими органами чувств – например, с помощью зрения или на слух. Происходит вычленение наиболее существенных моментов, ключевых фактов – за ними закрепляются определенные образы. Это первичное усвоение и форма познания. Следующим этапом становится осмысление информации.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Осмысление
Тут человек начинает размышлять о том, что он узнал, сравнивает полученную информацию с тем, что уже знает, пытается анализировать и делать обобщения. Происходит установка связей между новыми знаниями и прошлым опытом. Эффективность усвоения новых данных зависит от количества сформированных связей: чем их больше – тем лучше и тем проще применять знания на практике. А вот отсутствие ассоциаций усложняет или даже делает невозможным процесс усвоение информации человеком.
Воспроизведение
На третьем этапе происходит извлечение знаний из памяти, когда полученные данные воссоздаются в виде образа предмета, который был воспринят до этого. В процессе формулирования мыслей новые знания более прочно закрепляются в сознании и памяти. Если говорить об обучении, то важно учитывать необходимость самостоятельного воспроизведения усваиваемого материала.
Применение
Чтобы информация действительно осела в сознании, человек должен ее использовать в повседневной практике, решая обычные и новые задачи и нарабатывая навыки.
Творчество
Эффективность усвоения информации можно назвать высокой, когда человек не только может воспроизвести данные, но и преобразовывать, усовершенствовать их, применять в исследовательской деятельности.
4 эффективных метода усвоения информации
Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД
Название метода – это аббревиатура, она состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста.
- Доводка. На этом этапе происходит повторение текста по памяти без обращения к его носителю, начиная с ключевых моментов и заканчивая подробностями. После этого человек вновь читает текст и обращает внимание на те положения, которые он упустил во время пересказа. Тут нужно понять, почему они не остались в памяти. А если эта информация существенна, ее нужно осмыслить.
- Обзор. Снова читаем текст – уже быстро, не углубляясь в него. Просмотр осуществляется с конца. Человек рефлексирует по поводу основных положений на основании уже имеющихся знаний о материале. Затем он составляет примерный план текста, где перечисляются главные его моменты в правильном порядке.
- Внимательное чтение. Затем текст читается еще раз уже боле осмысленно с вниманием к деталям. Это необходимо делать медленно, связывая основные положения с второстепенными. Прочитав материал, нужно мысленно повторить главные идеи и подробности, которые к ним относятся.
- Основная мысль. Сначала в тексте выделяются ключевые моменты и устанавливаются связи между ними. Второстепенная информация на этом этапе не учитывается. Главные мысли можно выписать на лист бумаги.
Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ
Данная методика похожа на первую, но имеет некоторые особенности. Рассмотрим ее подробнее.
- Ориентировка. Тут опять-таки происходит вычленение основной мысли из текста, она записывается на лист бумаги при необходимости и желании.
- Чтение. Человек читает текст более внимательно, погружаясь в детали и находя логические взаимосвязи между главными положениями и второстепенными моментами. Мысленно несколько раз повторяются главные моменты и привязанные к ним детали.
- Обзор. Текст просматривается бегло, после чего читатель определяет, правильно ли он выделил основные положения и выстроил их связь с второстепенными и уточняющими. Кроме того, можно попробовать задать вопросы к этим ключевым частям текста.
- Главное. Человек пытается пересказать материал – мысленно или вслух. При этом важно вспомнить главное и ответить на имеющиеся вопросы.
на курсы от GeekBrains до 29 декабря
Для этого метода характерно снижение количества прочтений при увеличении числа проговаривания материала – вербального или мысленного. В данном случае преследуется цель более эффективного запоминания данных.
Метод Цицерона
Чтобы улучшить усвоение учебной информации, представленной в больших объемах, можно воспользоваться этим методом. Иначе он называется «Система комнаты или метод мест».
В его рамках человек мысленно расставляет получаемую информацию в определенном порядке в хорошо знакомой ему комнате. Когда информацию нужно будет вспомнить и применить, достаточно будет представить эту комнату и расположение данных в ней. Техника знаменита благодаря императору Цицерону, который ее использовал перед важными выступлениями. Он мысленно располагал образы главных положений своей речи в разных частях помещений своего дома – так, чтобы потом взять их оттуда.
Чтобы информация была расположена правильно и удобно для извлечения, нужно расставлять ее с умом.
- Начать следует со своей комнаты, а именно с двери. Нужно медленно продвигаться по левой стороне комнаты по часовой стрелке.
- Важно обращать внимание на неподвижные предметы, которые хорошо знакомы и давно занимают свои места в помещении (комод, картина, гардины, настольная лампа, полки, кровать и т.д.).
- Помимо движения по левой стороне можно использовать и вертикальную плоскость, наблюдая предметы вверху и внизу комнаты (люстра, стул, ковер).
- Если информации много и она имеет несколько уровней, допустимо представлять не только комнаты своего дома, но и квартиры родственников или друзей, которые хорошо знакомы, а также досконально изученные маршруты, учебные классы и т.п.
Метод пиктограмм
Этот метод нередко применяется в психологии для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей, которые воспринимают информацию через зрительный канал, то есть визуалов.
В рамках этого метода работа с текстами осуществляется следующим образом.
- Сначала выделяются ключевые слова или короткие фразы, их нужно выписать или подчеркнуть в тексте.
- Затем к выбранным фразам и словам рисуется пиктограмма, то есть картинка, которая будет потом ассоциироваться с кусочком текста. Смысл в том, что срабатывает зрительная ассоциация. Рисовать нужно быстро, не более 20 секунд, избегая как схематичности, так и проработки ненужных деталей. Изображение не должно содержать цифры и буквы. Например, чтобы изобразить демонстрацию, можно нарисовать шарики и плакаты, а для иллюстрации финансового кризиса – знак доллара и молнию.
Пиктограмма может быть абсолютно любой, главное – чтобы она мысленно и образно связывала человека с прочитанным текстом. У каждого свои ассоциации, а значит, практически нет правил в выборе картинок.
Не у всех образное мышление хорошо развито, кому-то может быть сложно подобрать картинку для чего-то нематериального: события, явления, эмоции. В этом случае можно представить какой-то предмет, который ассоциируется с тем, что описывается в тексте. Допустим, если речь идет о человеческой грусти, можно нарисовать слезу или печальный смайлик, а если о стремительном развитии – стрелу или поезд и т.д.
6 приемов усваивания информации
Рассмотрим и другие способы усвоения информации.
- Обучение других людей (или его имитация)
Когда человек пытается донести основную мысль из прочитанного другому человеку, он глубже погружается в предмет. Для того чтобы объяснить что-то кому-то, нужно понимать логические и причинно-следственные связи явлений. Совсем необязательно делать это с реальным учеником, вполне возможно просто представить, что перед вами сидит кто-то, до кого нужно донести информацию.
При этом полезно задействовать все органы чувств и образное мышление, чтобы обучаемому было как можно проще понять, о чем идет речь (увлекательная подача, яркие ассоциативные образы и т.п.). Ученые из Вашингтонского университета считают, что этот метод обеспечивает повышение усвоения информации у самого «учителя».
- Оптимизация учебного процесса в отношении затрачиваемого времени
Считается, что оптимальное время усвоения информации – от 30 до 50 минут. Этого хватает, чтобы прослушать материал, кроме того, за этот период человек не успевает утомиться. Концентрация сохраняется на протяжении всего занятия. Соответственно после этого нужно делать паузу на 5-10 минут, чтобы восстановить силы.
Также важно повторять изученный материал так часто, как это возможно, это способствует его закреплению.
- Конспектирование материала вручную
Согласно исследованиям ученых из Калифорнийского и Принстонского университетов, ведение конспекта многократно увеличивает эффективность усвоения материала. Студенты, которые записывали за лектором, лучше запоминали информацию, чем те, кто просто слушал. При этом отмечается большая степень эффективности традиционного конспекта в тетради по сравнению с его ведением в электронном виде.
Студенты, печатающие на компьютере, легче отвлекаются и испытывают сложности с решением концептуальных вопросов. Конспект в их случае ведется в автоматическом режиме без осмысливания информации. А вот когда учащийся пишет от руки, он старается сократить количество текста, что требует мысленной обработки данных.
- Перераспределение времени на обучение
Смысл этого приема заключается в том, что человек занимается изучением материала менее продолжительное время, но большее число раз. Допустим, у него не одна лекция на полтора часа в неделю, а три по 30 минут. При равном времени, затрачиваемом на обучение, материал усваивается лучше во втором случае.
При этом необходимо возвращаться к информации и повторять ее через день или два после изучения. По мнению исследователя Бенедикта Кэри, при многократном и регулярном возвращении человека к учебе его мозг «понимает», что от него хотят и начинает лучше запоминать материал.
- Включение отдыха в учебный процесс
Отдых между занятиями играет огромную роль в учебном процессе и оказывает благотворное влияние на качество усвоения информации. Поэтому не стоит бояться сна между подходами. Эта теория была подтверждена исследователями из главного журнала Ассоциации психологических наук – Psychological Science. Ими был осуществлен эксперимент, в котором две группы французских студентов учили 16 слов на суахили. На это отводилось два полноценных занятия.
Первая группа занималась утром и вечером того же дня, а вторая одно занятие проводила вечером, а второе – на следующее утро, то есть с перерывом на сон и отдых. Итог эксперимента был такой: те, кто занимался в течение одного дня, выучили в среднем 7,5 слов, а те, кто отдыхал – 10 слов из 16.
Читайте также!
- Разнообразие методов изучения информации
Процесс запоминания данных идет гораздо быстрее и эффективнее, если делать это с использованием разных приемов и методик. По данным Университета Джонса Хопкинса, разный подход к запоминанию информации позволяет сохранить интерес к учебе и мотивацию студентов, а также повысить скорость обучения.
Автор этого эксперимента Пабло Селник сделал вывод о необходимости смены способов изучения материала для его лучшего запоминания.
Усвоение информации – процесс сложный, в нем задействованы разные органы чувств и структуры мозга. Чтобы запоминать материал и лучше его усваивать, необходимо тренировать память и мозг. Это касается не только учащихся. Человек, который стремится к развитию, получает не меньше информации, чем студенты ВУЗов. И чтобы она не пропадала зря, так и не осев в голове, можно пользоваться разными методиками.
добро.
Огромное спасибо
Спасибо за статью! Информация очень нужная!
Для меня это новая, интересная информация. Из нее почерпнула для себя несколько приемов. Особенно понравились метод пиктограмм и метод Цицерона. Один из методов — «оптимизация учебного процесса» я уже и раньше использовала — дает ощущение уверенности и отлично помогает самоорганизоваться.
Спасибо! Информация была полезной!
Спасибо