Кто это? Спичрайтер – это человек, который пишет речи и делает это профессионально. Такие узкие специалисты работают в PR-отделах крупных корпораций, пишут для чиновников, губернаторов, президентов.
Как стать? Конечно, придя «с улицы», написать вдохновляющий текст не получится, но и вузы этой профессии не учат. Как быть? Всё придется осваивать самостоятельно, читать профильную литературу, набивать шишки, осваивать смежные направления: юриспруденцию, психологию, журналистику.
В статье рассказывается:
- Кто такой спичрайтер и чем занимается
- Какие речи пишет спичрайтер
- Навыки спичрайтера: что нужно, чтобы писать хорошо
- Личные качества спичрайтера
- Книги, которые помогут стать спичрайтером
- Где может работать спичрайтер
- Зарплаты и перспективы спичрайтинга
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Кто такой спичрайтер и чем занимается
Что означает слово «спичрайтер»? С английского его можно перевести, как «составитель текстов речей». В нашей стране этот термин используется с девяностых годов, но и сейчас в государственных структурах нет официальной должности с таким названием. Как правило, представителей профессии спичрайтер называют референтами. При этом, есть немало примеров работы таких специалистов еще в советские времена.
Именно они написали знаменитую речь Никиты Хрущева, раскрывающую проблемы культа личности Сталина, которая была произнесена на XX съезде КПСС. По имеющейся информации, ее текст был составлен на госдаче Волынское.
Задача спичрайтера состоит в написании текстов для различных выступлений. При этом речь должна не только быть интересной для аудитории, но и формировать у слушателей нужное впечатление. Спичрайтер это специалист, владеющий знаниями и опытом в таких сферах, как политология, психология, литература и ораторское мастерство.
Для понимания направленности речи и ее цели необходимо провести переговоры с заказчиком. В ходе беседы спичрайтер выясняет, какие идеи политик, общественный деятель или бизнесмен стремится выразить в своем выступлении. Затем он переходит к написанию текста, в котором будет представлено развернутое видение по поставленным вопросам.
После составления черновика речи происходит ее согласование с клиентом. Так как спичрайтер готовит текст для конкретного выступающего, он должен адаптировать его под особенности лексики такого человека. В ходе согласования материала специалист внимательно выслушивает пожелания заказчика, а затем дорабатывает будущую речь.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
После доработки текста спичрайтер должен помочь заказчику отрепетировать выступление.
Какие речи пишет спичрайтер
В зависимости от сферы деятельности заказчика различают 3 основных вида спичрайтинга:
- государственно-политический: речи представителей различных органов власти и политических партий;
- социально-общественный: выступления представителей некоммерческих организаций, объединений, торгово-промышленных и других палат;
- спичрайтинг для бизнеса: речи для бизнесменов, представителей компаний, коммерческих организаций и т.д.
Основные виды текстов, которые составляют спичрайтеры:
- приветственные выступления;
- обращения официальных лиц и выражение их позиции по разным вопросам;
- декларативные выступления;
- заявления;
- выражение взглядов по конкретным вопросам (меморандум);
- решения должностных лиц (резолюция);
- тексты для докладчиков по разным вопросам;
- официальное дипломатическое заявление (нота);
- сообщения для СМИ (пресс-релиз);
- публичное обращение (послание);
- телеграммы;
- тексты для публикации в различных изданиях;
- комментарии;
- приватные послания полуофициальной направленности (поздравления, соболезнования, благодарности);
- пояснительные сообщения;
- рекомендательные тексты.
Чтобы решать профессиональные задачи, спичрайтер должен иметь широкий перечень навыков. Такому специалисту необходимо уметь на одинаково высоком уровне писать тексты на разные сложные темы для публикаций в СМИ, выступлений на официальных мероприятиях, презентаций и т.д. Важно уметь привлекать внимание слушателей или читателей и удерживать его на протяжении всего повествования.
Навыки спичрайтера: что нужно, чтобы писать хорошо
Наверное, не следует перечислять такие качества, как эрудированность, широкий круг интересов, умение грамотно и понятным языком излагать свои идеи и различные навыки, которыми должен обладать каждый, кто решил заняться копирайтингом.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Профессия спичрайтера предполагает наличие софт-скиллов следующего характера:
- Надежность и умение хранить тайны. Высокие гонорары спичрайтер получает как за профессионализм при подготовке текстов, так и за неподкупность. Клиент должен быть уверен, что особенности подготовки материалов, а также его личные идеи никогда не будут доступны посторонним.
Читайте также!
Копирайтер: как им стать и сколько можно заработатьПодробнее - Умение объективно разобраться во внутренних процессах, протекающих в общественной жизни, политических и государственных структурах. Такой специалист должен легко ориентироваться в актуальных тенденциях внешней и внутренней ситуации в области политики, экономики, социальных вопросов. Данные навыки больше нужны спичрайтерам, которые работают в околополитических кругах.
- Умение работать в партнерстве с заказчиком. Важно, чтобы спичрайтер свободно и на равных общался с клиентом, даже если тот имеет очень высокий статус. Сотрудничество по схеме начальник/подчиненный здесь не принесет нужного результата. Спичрайтеру необходимо не только разбираться в особенностях поведенческой психологии, но и применять эти навыки в своей профессиональной деятельности. Невозможно написать эффектный и эффективный материал, находясь в «коленопреклоненном положении».
- Навыки адаптации стиля текста под манеру заказчика, в которой он высказывает свои мысли. Речь каждого человека имеет свои особенности. Она может быть излишне медленной, акцентированной, тихой и т.д. Прежде чем приступить к работе, спичрайтер должен проанализировать, как говорит заказчик, включая особенности пауз для перевода дыхания, интонации и тембра голоса. Для одного человека следует создавать мотивационную и пафосную речь, другому больше подойдет доверительное и эмоциональное выражение мыслей. А для определенной категории заказчиков лучше писать саркастические материалы или тексты, где есть место для юмора.
- Личный опыт и умение выступать публично в разных форматах. Спичрайтеру необходимо иметь ораторское и актерское мастерство, навыки психолога, работающего с публикой. Процесс работы над материалом предполагает многократное «прокручивание» будущей речи в различных аспектах, как со стороны оратора, так и слушателя. Этот прием дает возможность выявить недостатки текста, определить места, которые нужно усилить эффектными оборотами или, наоборот, снизить градус напряжения.
Специалист по спичрайтингу отвечает за каждое слово выступления даже больше, чем сам заказчик. Необходимо провести детальное согласование всего материала с выступающим. Текст должен максимально подходить как оратору, так и аудитории.
Личные качества спичрайтера
Чтобы эффективно справляться с функциями спичрайтера, необходимо иметь следующие качества:
- гуманитарный склад ума;
- общительность;
- ответственность;
- надежность;
- творческий подход к решению сложных задач;
- гибкое мышление и острый ум;
- вербальный интеллект;
- концентрация на задаче;
- устойчивость к стрессам и рассудительность;
- уверенность в своих силах;
- смелость в социальном плане.
К основным профессиональным качествам спичрайтера следует отнести умение выражать как собственные идеи, так и мысли других людей. Иногда на выполнение заказа у такого специалиста есть всего несколько часов, поэтому очень важна высокая продуктивность труда, которая не зависит от внешней ситуации и других факторов.
Креативность спичрайтера – это то качество, которое позволяет сделать интересный и увлекательный материал даже по самой скучной теме. Может быть, чувство юмора для такого специалиста и не является крайне важным, но это позволит уместным образом разбавлять выступления качественной шуткой.
Книги, которые помогут стать спичрайтером
К сожалению, сегодня азам профессии спичрайтера не учат в университетах. Нельзя получить такую специальность быстро. Для этого недостаточно просто прочесть учебник или просмотреть обучающий видеокурс.
Чтобы стать профессионалом в этой сфере, необходимо изучать ораторское мастерство, PR-технологии и копирайтинг. Сегодня учебники по указанным направлениям можно найти даже в открытом доступе. К примеру, это:
- «Камасутра для оратора» Р. Гандапас.
- «Презентации в стиле TED. 9 приёмов лучших в мире выступлений» К. Галло.
- «TED Talks. Слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступлениям» К. Андерсон.
- «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным» С. Мартин, Р. Чалдини, Н. Гольдштейн.
- «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся» Р. Чалдини.
- «Учебник риторики» Х. Леммернман.
- «Харизматичный оратор. Руководство к курсу «Словесная импровизация» С. Шипунов.
- «Как выступать публично» Д. Карнеги.
- «Черная риторика» К. Бредемайер.
- «Язык телодвижений» Аллан Пиз.
- «Психология общения» Кейтлин и Рудольф Веерденбер.
- «Курс русской риторики» А. А. Волков.
- «Человек медийный. Технологии безупречного выступления в прессе, на радио и телевидении» О. Ильин и С. Кузьмин.
- «PR в реальном времени» М. Умаров.
- «101 совет по работе со СМИ» О. Соломатина.
Очень часто в профессию спичрайтеры попадают из сопредельных сфер. Это могут быть журналисты, политологи, специалисты по связям с общественностью, копирайтеры и т.д. Прекрасные спичрайтеры получаются из политтехнологов, сотрудников дипломатического ведомства или спецслужб.
Где может работать спичрайтер
В большинстве случаев спичрайтеры работают в составе пресс-службы или PR-отделов, но могут быть и фрилансерами. Единого официального названия должности такого специалиста не существует. В разных организациях оно может отличаться.
Так, на предприятиях, работающих в разных сферах бизнеса, обязанности спичрайтера нередко выполняют специалисты, отвечающие за связи с общественностью. Коммерческие организации редко обращаются к фрилансерам. Это связано с тем, что тексты в этой сфере должны следовать определенной логике, которая может иметь отношение к коммерческой тайне.
Обратная ситуация наблюдается в социальной сфере. Здесь спичрайтерами чаще всего выступают фрилансеры, которые входят в определенные общественные образования (советы экспертов, комиссии, рабочие группы и т.д.).
При этом представители власти более высокого уровня гораздо реже обращаются к специалистам, работающим на аутсорсинге. Высокопоставленные чиновники имеют личных спичрайтеров.
Таким образом, существует несколько вариантов получить работу спичрайтера начинающим специалистам:
- Занять вакансию в пресс-службе местной власти или органов самоуправления. Здесь есть возможность получить необходимый опыт и попасть в поле зрения руководства.
- Устроиться журналистом в местные издания, которые на постоянной основе публикуют информацию о работе региональной власти и крупных предприятий. Достаточно часто таким сотрудникам поступают предложения по трудоустройству от бизнеса и властных органов.
Читайте также!
Чем заниматься дома, чтобы зарабатывать деньги: лучшие варианты бизнесаПодробнее - Найти вакантную должность или, как минимум, пройти стажировку в успешной PR-компании. Работая в таком агентстве, нужно постараться перейти в подразделение, которое разрабатывает тексты выступлений и публикаций для различных периодических изданий.
- Социальные сети, биржи труда, сервисы по подбору вакансий. На перечисленных ресурсах не так часто попадаются предложения о поиске спичрайтера, но можно обратить внимание на соответствующие профильные группы в соцсетях: маркетинг, связи с общественностью или журналистика. Здесь есть больше вероятности найти работу на условиях фриланса.
Зарплаты и перспективы спичрайтинга
Уровень зарплаты спичрайтеров на бизнес-предприятиях примерно соответствует размеру ставок PR-менеджеров конкретного региона: от 35 000 до 50 000 руб./месс. В некоторых случаях эта цифра может достигать и 150 000 руб./мес.
Оплата услуг спичрайтера в государственных структурах, как правило, включает две составляющие: ставка и премиальные. Оклад в этом случае может сильно варьироваться. Он стартует от 35 000 – 50 000, но может быть и в несколько раз выше.
Фрилансер, который занимается спичрайтингом, может получить заказ на одно выступление или целую серию публикаций. В каждом случае стоимость услуг оговаривается отдельно. На размер оплаты влияют уровень квалификации и опыт специалиста, наличие рекомендаций, особенности заказа и т.д. Здесь стоимость одного текста может подниматься до уровня 1000 $.
Квалифицированный спичрайтер должен иметь все необходимые качества, чтобы самостоятельно провести успешное выступление, но гонорар он получает за умение подготовить к этому своего клиента.
Может возникнуть логичный вопрос: есть ли смысл приложить усилия и потратить время на освоение данной специальности? Не получится ли так, что это всего лишь очередное «модное» направление, которое через несколько лет будет совершенно не востребованным? Наш ответ: профессия спичрайтера – перспективное направление, но только при условии, что вы адекватно оцениваете свои возможности в этой сфере.
В контексте данной специальности работает обратный закон – отсутствие спроса обусловлено тем, что нет предложений. Почему происходит именно так?
Постепенно уходят «зубры» спичрайтинга, а новое поколение таких специалистов пока не в состоянии эффективно занять их позиции. При наличии всех необходимых условий, подготовка к работе по этой специальности может занимать не менее двух, трех лет.
Отсутствие преемственности поколений в профессии спичрайтера приводит к тому, что опытным специалистам просто некому передать свой опыт. В такой ситуации перед новичками, которые смогут досконально овладеть этой профессией, открываются широкие перспективы, обусловленные дефицитом кадров в этой сфере.