Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлогСовременное образование детей: что изменилось за 20 лет
Современное образование детей
6 203
Время чтения: 13 минут

Современное образование детей: что изменилось за 20 лет

6 203
Время чтения: 13 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

О чем речь? Современное образование детей отличается от того, которое было 20 – 30 лет назад. Причем разница заметна как в используемых подходах и технологиях, так и в самих учениках, их поведении и особенностях мышления.

На что обратить внимание? У всех на слуху цифровизация образования, однако только этим современный подход не ограничивается. Главная его цель – развитие ребенка, личных качеств, которые он сможет применить во взрослой жизни.

В статье рассказывается:

  1. Отличительные черты современных детей
  2. Цели и задачи современного образования детей
  3. Тренды в современном образовании детей
  4. Технологии современного образования детей
  5. Нюансы современного дошкольного образования
  6. Инструменты современного образования
  7. Проблемы современного образования детей
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Отличительные черты современных детей

Согласно последним исследованиям в области психологии и педагогики, современных детей характеризуют качественные психофизические изменения по сравнению с предыдущими поколениями. Ребенок 2023 года сохраняет сущностные основания и действенные механизмы сознания, мышления, но совершенно не похож на детей, которых описывали Коменский, Песталоцци, Ушинский.

Более того, между ним и его ровесником 1990-х годов присутствуют качественные различия. Не стоит полагать, что современный ребенок стал хуже или лучше, он просто другой.

Отличительные черты современных детей
Отличительные черты современных детей

Выстраивая образовательный процесс, важно принимать во внимание новые психолого-педагогические характеристики школьников. Им присущ иной тип сознания и мышления, основной чертой которого является фрагментарность, что принято называть клиповым сознанием. Данный формат мышления появился в результате развития современного общества, глобальной информатизации.

Он стал способом организма защититься от избыточных объемов поступающей информации. Современные дети видят в окружающем мире набор разрозненных образов, которые не имеют между собой прочной связи.

Клиповое мышление позволяет добиваться хороших результатов в работе лишь с короткими отрывками информации, тогда как оперировать большими объемами оказывается сложно. Человек лучше воспринимает информацию через зрительный и звуковой канал, а обдумывающий характер восприятия уходит на второй план. Иными словами, ребенок не может справиться с мощным потоком сведений, для него остаются только сиюминутные образы, смысл которых не подвергается осмыслению.

Клиповое мышление позволяет быстро воспринимать информацию, человек стремится как можно скорее получить результат. Для него характерна нетерпеливость, гиперактивность, а сосредоточение внимания дольше 8 секунд становится для него непосильной задачей. Поэтому современное образование должно давать детям концентрированные знания. Такие ребята не терпят, когда им нужно закрепить пройденное при помощи повторения – если они поняли суть темы, то не нуждаются в подобных этапах.

Отличительные черты современных детей
Отличительные черты современных детей

За последние годы сдвинулись возрастные границы детства. Позже происходит психологическое и социальное развитие, а отрезок времени, который человек проживает между детством и взрослостью, стал длиннее. Более заметно проявляется неравномерность физического развития, при которой одни подростки уже выглядят как взрослые, а вторые – еще дети.

Теперь ребенок позже сталкивается с двумя кризисными периодами развития. Если еще 30 лет назад предростовый скачок приходился на возраст 6 – 6,5, то сегодня происходит к 7 – 8 годам. Раньше ребята проживали пубертатный скачок в 5 – 6 классе, а теперь девочки преодолевают это рубеж в 8 – 9 классе, а у мальчиков он затрагивает и старшую школу, наблюдаясь в 9 – 10 классе.

Цели и задачи современного образования детей

Ключевой целью современного образования детей является обеспечение всестороннего развития. Необходимо сформировать личность, которая стремится к саморазвитию и может правильно выстраивать отношения с миром вокруг. Чтобы добиться успеха, человеку нужно иметь широкий кругозор, быть коммуникабельным и готовым самостоятельно принимать решения.

Начальная школа, будучи первым этапом всего образовательного процесса, играет роль основы в формировании личности и позволяет создать фундамент, который позволит личности вести деятельность в дальнейшем. В этом возрасте происходит активное развитие ребенка. Поэтому в школе важно дать ему возможность знакомиться с окружающим миром, получать навыки общения, решения прикладных задач.

Сегодня российская начальная школа претерпевает значительные перемены, обретая большую универсальность, открытость. Подход к современному образованию детей меняется с учетом действующей программы ЮНЕСКО «Образование для всех», где основной упор сделан на удовлетворение базовых потребностей.

Федеральный государственный стандарт начального образования или ФГОС НОО устанавливает спектр задач, которые призвана решить школа. Так, на начальном этапе обучения закладывается основа для последующего образовательного процесса, поэтому важно побуждать детей учиться. Данные навыки необходимы для занятий в средней школе и дальнейшего получения профессионального образования.

Также в стандарте содержится перечень обязательных универсальных учебных действий (УУД). На них возлагаются познавательная, регулятивная, коммуникативная, личностная функция.

За последние 20 лет сильно изменились используемые в отечественном начальном образовании подходы. Необходимость в этом стала очевидна на фоне противоречий между поменявшимися образовательными требованиями и реальными результатами, к которым приводили существовавшие на тот момент программы.

Цели и задачи современного образования детей
Цели и задачи современного образования детей

Возможность непрерывного образования обеспечивается в вертикальном и горизонтальном направлении. В первом случае речь идет о переходе от дошкольного образования к начальному и общему. А во втором – о тесной взаимосвязи обязательной программы с дополнительными, которые ребенок и родители могут выбирать по своему усмотрению.

Актуальные программы, используемые образовательными учреждениями, предполагают самоценность личности вне зависимости от этапа взросления и обеспечивают гармонизацию учебного процесса.

В школьные годы человек лучше всего впитывает ценности, в том числе духовного характера. Любые педагогические ошибки чреваты проблемами, так как исправить их бывает трудно, а полученная деформация может оказать отрицательное влияние на индивидуальное развитие. Вот почему основной задачей современного начального образования детей является воспитание.

Многие родители очень серьезно подходят к выбору первого педагога для ребенка. Но территориальный принцип все равно приводит к тому, что в одном классе учатся совершенно разные дети.

Среди школ наиболее высоких результатов добиваются заведения, где успешно применяется дистанционное обучение, работают квалифицированные педагоги, обеспечено современное оснащение кабинетов и прочее.

За последние годы система школьного образования претерпела такие перемены:

  • Теперь есть возможность выбирать учебную программу по ФГОС.
  • Школьники могут по своему желанию ходить на платные курсы.
  • Есть варианты очной, очно-дистанционной, дистанционной и заочной формы обучения.
  • Образование носит, в том числе, инклюзивный характер, поэтому в классе могут учиться ребята с ограниченными возможностями здоровья.
  • Внесены дополнительные дисциплины, к которым относятся разные иностранные языки, риторика, внеурочные занятия, пр.
  • Ученики могут на бесплатной основе участвовать во внеурочных конкурсах.
  • Школьники и учителя пользуются специализированными рабочими тетрадями и тренажерами.
  • Повышен уровень сложности заданий, которые ребята получают в процессе учебы – считается, что детям должны помогать родители.
  • Основными форматами проверки знаний являются ЕГЭ и ОГЭ.
  • В кабинетах присутствует интерактивное оборудование, компьютеры.
  • Применяются электронные дневники и журналы.
  • Возможно использование электронной версии учебных пособий.
  • Для школьников доступно платное питание во время завтрака и обеда.
  • Отменены жесткие стандарты, касающиеся одежды учеников.

Тренды в современном образовании детей

На данный момент прослеживаются такие направления развития образовательной системы:

  • Гуманизация, то есть учет интересов личности, а не производства или общества, обеспечение комфортных для развития условий. Основная роль в обучении отводится развитию, взаимодействию между субъектами, применяются активные образовательные методики, самоанализ, рефлексия. Таким образом в ребенке воспитывается интеллектуальная, информационная, гражданская, нравственная культура, школа помогает выбрать профессию и путь в жизни.
  • Фундаментализация, в рамках которой получаемые учеником знания воспринимаются как его основной капитал. Далее знания должны быть оценены и использованы на рынке труда. Для этого происходит обучение основным квалификациям, усиливаются обучающие компоненты в профессиональных учебных планах, повышается научный потенциал учебных заведений разного уровня: школ, техникумов, колледжей, ВУЗов.
  • Технологизация или технологическая подготовка будущего специалиста, которая входит в число ключевых компонентов современного общего и профессионального образования детей.
  • Демократизация, что предполагает самостоятельную организацию ребенком учебной деятельности, сотрудничество между ним и педагогом. Также речь идет о доступности различных образовательных систем, равных правах ребят при получении знаний высокого качества.
  • Компьютеризация, на фоне которой обязательным условием усвоения знаний является умение использовать компьютерные технологии. Последние позволяют ученикам глубже воспринимать материал, обеспечивают более высокую мотивацию в сочетании с развитием интеллектуальных способностей.

Технологии современного образования детей

Технология коллективно-взаимного обучения

Подход создан для знакомства с новыми темами, получения более глубоких знаний, повторения и закрепления материалов. Ребята занимаются индивидуально либо в группах в соответствии с решением педагога. Командный формат предполагает обязательную проверку в конце урока – важно убедиться, что все ученики усвоили тему. Также обязательным условием совместной работы является участие в ней всех ребят.

Выбирая формат деятельности, учитель должен учесть, что прочитанная информация усваивается на 20 – 30%, услышанная – на 30 – 40%, тогда как практическая деятельность позволяет запомнить 50 – 70%.

Работая в группах, ученики обсуждают информацию из разных источников, обмениваются мыслями, опытом, проявляют эмоции, говоря о выявленных расхождениях, противоречиях. Благодаря этому достигается следующий эффект:

  • улучшаются знания, умения по пройденному материалу;
  • развивается память;
  • раскрывается потенциал детей, так как они ощущают большую уверенность;
  • обеспечивается эффективная индивидуальная работа, ведь, несмотря на групповой формат, каждый участник процесса должен выполнить свое задание сам;
  • наблюдается эффективное взаимодействие с коллективом.
Технология коллективно-взаимного обучения
Технология коллективно-взаимного обучения

Технология модульного обучения

Смысл данного подхода в развитии ребенка в современном образовании в том, что вся информация делится на блоки. При изучении любой темы педагог задействует личностно-ориентированный подход, давая задания разной сложности. Каждый блок содержит в себе проверочные задания.

В занятие включаются разные формы деятельности, допустим:

  • Первый этап. Ребята обсуждают тему занятия, что полезно для развития логики, способности формулировать вопросы и аргументировать ответы. В основе диспута лежит научная дискуссия, что предполагает сотрудничество между участниками.
  • Второй этап. Далее начинается лекция, во время которой ученики получают новые знания, конспектируют в тетрадях ключевые моменты. Данная стадия способствует развитию самостоятельности, умения работать с большим объемом информации, отличать значимое от второстепенного.
  • Третий этап. Закрепление информации посредством обратной связи: учитель задает вопросы, а ребята используют конспекты, чтобы дать ответы. Педагог сразу видит, хорошо ли понят материал, на чем стоит остановиться более детально.
Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 05 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Использование аудио и видео

Применение данной педагогической технологии в современном образовании детей преследует такие цели:

  • погрузить учеников в атмосферу всей или части темы занятия;
  • улучшить когнитивные способности, такие как внимание, наблюдение, выбор, предвосхищение, высказывание предположений, пр.;
  • обучить проведению анализа всего или части занятия;
  • способствовать развитию критического мышления, аналитических навыков, способностей к комментированию и интерпретации текста.

Добиться подобного эффекта позволяют следующие варианты взаимодействия с информацией:

  • работа до просмотра/прослушивания видео или аудио;
  • сам просмотр/прослушивание;
  • работа после ознакомления с предоставленными педагогом материалами.
Таким образом удается сформировать уверенность в детях, совершенствовать их знания и навыки, привить способности к самостоятельной деятельности.

Ребят, которые хотели бы связать свою жизнь с педагогикой, рекомендуется привлекать к проведению занятий с аудио-, видеоматериалами. Таким образом вырабатывается творческий подход к обучению, ученик привыкает серьезно относиться к работе, при этом ощущает значимость собственного вклада в процесс обучения.

Использование аудио и видео
Использование аудио и видео

Технология развития критического мышления при помощи чтения и письма

ТРКМЧ направлена на воспитание учеников, которые уже имеют необходимые навыки для самостоятельной работы. Этот современный подход к образованию детей широко применяется при взаимодействии ребят с текстовым материалом и предполагает чтение и письмо.

Существует несколько этапов работы в рамках данной технологии:

  • Вызов или мотивация – задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке интерес. Для этого может использоваться интригующее название, неожиданный факт.
  • Осмысление – заинтересованный ученик читает текст, переводит полученную информацию в схему, план или опорный сигнал по Шаталову. То есть, использует ассоциативный символ, способный заменить смысловое значение.
  • Рефлексия – информация обсуждается с другими учениками. Здесь нередко применяется устный или письменный пересказ, будучи одним из способов, позволяющих развивать речь, память.
Только до 6.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Применение интегративного подхода

Поскольку в старших классах современное образование детей предполагает профильный уклон, занятия должны носить практический характер. В основе интегративного обучения лежит междисциплинарный подход, принципы прагматичности и индивидуализации процесса. Практика показывает, что таким образом удается:

  • Сформировать и развить у ребят познавательный интерес, навыки самостоятельного приобретения знаний, способность использовать творческий подход. Таким образом ученикам проще приспособиться к динамике учебного процесса.
  • Развить коммуникативные способности, навыки ведения продуктивного и эффективного общения.
  • Воспитать уважительное отношение к культуре родной и других стран.
  • Провести профориентацию или профессиональное самоопределение учеников, поскольку они сталкиваются с темами, касающимися разных областей. А значит, могут сопоставить направления и выбрать для себя наиболее привлекательное.

Интегративный подход в обучении характеризуется следующими аспектами:

  • Информационный. Ребята получают минимальный требуемый объем теории и фактов.
  • Языковой. Для выражения фактов используются лексико-грамматические средства.
  • Коммуникативный. За счет терминологии расширяется словарный запас учащихся, параллельно во время занятий улучшаются навыки ведения диалогов, использования тематического словаря.
  • Познавательный. Дается большой объем информации в формате текстов – они становятся источником теории и фактов.
Благодаря приемам интегративного метода в современном образовании детей удается перенести на новый материал все функции общения, то есть познавательную, регулятивную, этикетную и ценностно-ориентационную.

Нюансы современного дошкольного образования

В процессе всестороннего развития ребенка педагоги и родители применяют методики дошкольного образования. Последние делятся на два типа:

  • Комплексные. К этой категории относятся методы и способы, позволяющие детям знакомиться с миром вокруг, учится контактировать с ним в любых ситуациях от благоприятных до связанных с серьезным стрессом.
  • Индивидуальные. Здесь важным этапом является изучение особенностей конкретного ребенка и требований родителей. Так, мама и папа могут стремиться развить в чаде способности к творчеству, выработать конкретный набор привычек и навыков, чтобы упростить ему учебу в школе, приобретение жизненного опыта, преодоление сложностей.

Часто родители, выбирая детский сад, стараются узнать, по какой программе там развивают детей. Сегодня ДОУ используют список учебных программ, в рамках которых работают с личными качествами ребенка, его наиболее сильными сторонами, развивают интеллект, способности к творчеству и учебе.

Нюансы современного дошкольного образования
Нюансы современного дошкольного образования

Используемые в рамках современного дошкольного образования детей программы нацелены на всестороннее развитие. На данный момент наибольшим спросом пользуются:

  • «Мир детства». Включает в себя множество сюжетных игр, проектов и исследований. Ребенок удовлетворяет присущее ему любопытство, в нем просыпается интерес к знаниям и их получению.
  • «Мир открытий». Соответствует требованиям ФГОС, пожеланиям родители и школьных учителей. Данная методика призвана сопровождать малыша на пути к взрослению, а также помогает ему подготовиться к начальной школе.
  • «Развитие». Нацелена на развитие детей в целом, формирование у них познавательных, двигательных навыков, воли, способности к коммуникации.
  • «Вдохновение». Опирается на труды российских и иностранных специалистов, позволяет удовлетворить запросы и потребности современного ребенка.
  • «Первые шаги». Направлена на гармонизацию развития малыша в психологическом плане, предполагает комплексное обучение, поддержку познавательной сферы. Знания, полученные в детском саду, будут полезны детям уже в школьные годы.
  • «Теремок». Применяемые здесь методы позволяют сопровождать развитие и взросление ребенка до трех лет. Программа формирует основу для становления социокультурного и коммуникативного опыта.

Целью указанных программ является всестороннее развитие детей и решение современных проблем дошкольного образования.

Инструменты современного образования

Обязательным компонентом обучения детей на данный момент являются цифровые инструменты, к которым относятся:

  • «Scratch». Визуальная среда программирования, где ученик собирает код программы из блоков. Может использоваться для изучения программирования, подготовки творческих проектов. Например, позволяет создавать анимацию, живые открытки, мультимедийные проекты, а также рисовать мультфильмы, писать музыку и прочее. Программа является свободно-распространяемой и бесплатной, будучи хорошим вариантом для обучения, моделирования, управления устройствами, развлечения.
  • «Concept Draw». ПО для создания карт мыслей, презентаций, проведения мозговых штурмов, сбора идей, планирования. Стоит пояснить, что карты мыслей – это инструмент, при помощи которого можно представить идеи в виде, более удобном для восприятия.
  • «PowToon». Бесплатный онлайн-сервис для создания анимированных видео-презентаций, у которого предусмотрен набор дополнительных платных функций. Ученик может использовать нарисованных персонажей и сохранять готовые проекты в формате MP4. Правда, у сервиса нет русской версии, только английская.
  • «GoAnimate». С его помощью можно сделать из презентации полноценный мультфильм. Сервис имеет богатую базу шаблонов, эффектов, фонов, дополненных подсказками. Бесплатное использование данного инструмента современного образования детей доступно в течение двух недель.
  • «Sparkol VideoScribe». Эта бесплатная программа дает возможность быстро создать практически профессиональное анимированное видео. Она удобна при подготовке образовательных материалов, создании логотипов, историй, позволяет добавлять текст, аудио-файлы. Благодаря обширной базе шаблонов для подготовки оригинальной анимации не требуются способности художника, дизайнера. Однако минусом инструмента является наличие только английской и испанской версии.
  • «Animaker». Онлайн-сервис для создания анимационных роликов в студийном качестве. Имеет хорошую базу анимированных элементов, причем у каждого из них есть свой визуальный эффект, встроенные возможности движения. А значит, ребята могут создавать качественную 2D и 3D-анимацию, инфографику и видеоинфографику, не проходя дополнительное обучение. Программа оснащена всеми необходимыми средствами для работы с типографикой, текстовым оформлением. Поскольку это облачный сервис, ученик может продолжать заниматься проектами вне зависимости от того, где он находится, с любого компьютера с выходом в Сеть.
  • «LearningApps». Приложение позволяет создавать интерактивные задания, вроде викторин, кроссвордов, пазлов, игр. Любое задание, вне зависимости от уровня, проверяется в автоматическом режиме. В сервисе предусмотрен богатый выбор шаблонов и библиотека готовых материалов.
  • «Study Stack». Дает возможность разрабатывать различные дидактические материалы. Сервис был придуман для подготовки электронных карточек, упрощающих запоминание терминов, иностранных слов, дат. Ученик может формировать из набора карточек различные задания, такие как кроссворды, тесты.
  • «ProProfs». Бесплатная программа, позволяющая создавать электронные пособия, опросы, викторины, флэш-карточки. Готовый продукт можно встроить в блог или сайт.
  • «Trello». Еще один бесплатный, гибкий и наглядный инструмент для онлайн-организации проектов и пр. Используется не только в процессе современного образования детей, но и построения бизнеса небольшими компаниями, стартапами.

Проблемы современного образования детей

На данный момент ключевыми проблемами в сфере образования считаются:

Высокие нагрузки

Современный учащийся вынужден рано выбрать профессию, а потом справляться с высокой конкуренцией, поступая в университет. На этом пути его ждут репетиторы, дополнительные курсы, сложные учебные программы, а подобная нагрузка чревата эмоциональным и интеллектуальным выгоранием. Ученик устает и перестает чем-либо интересоваться.

Проблемы современного образования детей
Проблемы современного образования детей

Сложности с воображением, отсутствие самостоятельности

Для общего развития хорошо, когда в жизни школьника есть разные кружки и дополнительное образование. Однако когда вся жизнь современных детей расписана, им сложно научиться самим организовывать свое время. Будучи уже достаточно взрослым, человек не умеет выбирать и решать сам.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Риски в сфере физического, эмоционального развития

Отсутствие активности негативно сказывается на состоянии ребенка. Реалии современного образования детей таковы, что ребята много времени проводят в школе и за выполнением домашнего задания, после чего отдыхают с гаджетами в руках. Без регулярной физической активности нарушается сон, возникает кислородное голодание, появляется лишний вес, снижается стрессоустойчивость. В соответствии с данными ВОЗ, детям в возрасте 5 – 17 лет необходим каждый день минимум час физической активности.

Проблемы с социализацией, поиском идентичности

Все подобные процессы у современных детей проходят преимущественно онлайн, а в реальном мире во время коммуникации возникают сложности. Нужно учитывать, что живое общение играет важную роль в эмоциональном развитии, социализации уже во взрослые годы.

Высокая значимость глобальных вопросов

Современного ребенка беспокоят проблемы мирового масштаба, например, связанные с экологией. Кроме того, подобные вопросы все чаще оказывают непосредственное воздействие на жизнь детей. Так, из-за пандемии школы перешли на дистанционные занятия, что сильно сказалось на буднях учащихся.

Поскольку сейчас дети сильно отличаются от предыдущих поколений, в основу педагогики легли новые принципы. Например, в современном образовании детей значимую роль играют цифровые инструменты и ресурсы, имеющиеся в пределах и вне школы. Обязательно присутствует ориентация на практическую пользу от использования знаний. Также отношения между педагогом и учеником выстраиваются в новом формате, позволяя в тандеме проводить исследования и делать открытия.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...