Чем грозят? Ошибки в процессе обучения, допускаемые студентами, способны привести к весьма негативным последствиям. Информация усваивается медленно, с большим трудом или не в полном объеме. В итоге уровень полученных знаний оказывается не на высоте.
Кто виноват? Ошибки делают не только учащиеся, но и преподаватели. Неверная методика обучения или неправильно подобранный материал могут снизить мотивацию студентов, что также неминуемо скажется на качестве полученного образования.
В статье рассказывается:
- 8 общих ошибок студентов в процессе обучения
- 8 ошибок студентов в процессе обучения на онлайн-курсах
- 8 ошибок преподавателей в процессе онлайн-обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
8 общих ошибок студентов в процессе обучения
Какие ошибки в процессе обучения мы имеем в виду? Речь не идет о неизбежных ошибках, связанных с форматом получения образования, или точном выполнении заданий. Сегодня преподаватели должны не только давать информацию, но показывать, как правильно учиться. А к этому готовы не все. Как правило, школьники и студенты совершают следующие неправильные действия.
Не проявляют заинтересованность
Иногда ученики довольно избирательны в отношении изучаемых предметов. Какие-то им интересны, легко даются, а другие кажутся скучными и даже ненужными в дальнейшей жизни и профессии. На этих уроках они занимаются своими делами и просто отбывают часы.
Но неправильное отношение к какому-либо предмету приводит к потере целостности восприятия. Поэтому необходимо начать интересоваться всеми темами, пробуждать любопытство и даже азарт к обучению в полном объеме. Попробуйте сделать конспекты более красочными, используйте цветные ручки и фломастеры для оформления диаграмм, таблиц и графиков.
Если вам трудно утром включиться в учебный процесс, заведите привычку смотреть мотивирующие ролики, вспомните о целях вашего обучения, о том, что вы получите после окончания, это поможет создать правильный настрой. Для этого бывает достаточно 5 или 10 минут.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Не задают вопросы по теме
Бывает, что люди теряют интерес к предмету, если что-то не поняли, не могут разобраться в теме. Они испытывают трудности с выполнением заданий, а задать вопрос стесняются или боятся. Найти ответ в учебниках или в интернете тоже не могут из-за усталости, отсутствия времени и других причин. Такие ошибочные действия могут вызвать «снежный ком» проблем. Из-за пробелов в знаниях трудно усвоить следующий материал.
Не просят им помочь
Многие не решаются обратиться к учителю за дополнительными разъяснениями и консультацией. Но как без этого обойтись, если образовалось много пробелов в понимании предмета, самим все изучить сложно, а контрольные и экзамены не за горами? Более продуктивно в этом случае не рассчитывать на свою удачу, а прийти за профессиональными советами и помощью. У опытных преподавателей имеется множество техник для улучшения учебного процесса и ликвидации всех «хвостов».
Занимаются банальной зубрежкой
Другой распространенной ошибкой при подготовке к проверочным тестам и экзаменам, если до них осталось несколько дней, является попытка вызубрить все конспекты, не разобираясь в сути вопроса.
Кому-то и правда удается таким образом сдать экзамен или получить зачет, но эти «знания» быстро испарятся из головы.
Не подкрепляют знания практикой
Теория, не закрепленная практическими действиями, не обладает силой. Вы можете знать, как правильно сделать стойку на голове, но это не имеет смысла, если вы не испытали это на деле. Любая наука (физика, программирование, искусствоведение) должна быть подкреплена выполнением определенных действий – созданием компьютерной программы, технического устройства, творческого проекта.
Жертвуют отдыхом и сном
Не спать ночь перед экзаменом в студенческой среде считается чуть ли не нормой. Некоторые спят по 2-3 часа в сутки, все остальное время проводя за учебниками и решением задач. Кажется, что сил хватит, а выспаться можно потом! Однако из-за такой ошибочной стратегии снижается способность к концентрации внимания, материал усваивается отрывочно, процесс мышления замедляется. Усталость накапливается и может привести к стрессу.
Не уделяют внимания физической нагрузке
Также не стоит пренебрегать физическими упражнениями. Из-за загруженности в период подготовки к экзаменам студентам становится не до прогулок и занятий в спортзале. Но это может стать причиной депрессивного состояния и даже увеличения веса, да и процессу обучения отказ от активности пользы не принесет.
Читайте также!
Не обращают внимания на рацион питания
И несколько слов о такой типичной ошибке, как невнимание к тому, что ешь и пьешь. Студентам часто это кажется неважным, к тому же сказывается отсутствие свободного времени на готовку (даже если проходят онлайн-обучение), и они переходят на фастфуд и газировку. Может ли это влиять на обучаемость? Без сомнений! Исследователи из Университета Огайо провели анализ успеваемости студентов, которые чаще трех раз в течение недели питались фаст-фудом. Они сдавали экзамены на 20 процентов хуже тех, чье питание было традиционным.
8 ошибок студентов в процессе обучения на онлайн-курсах
Особенность онлайн-обучения состоит в том, что учащимся необходимо проявлять больше самостоятельности и ответственности при организации учебного процесса: оснащать свое рабочее место техническими средствами, выстраивать общение с учителями и другими студентами в мессенджерах, соблюдать режим выполнения заданий и посещения прямых эфиров. При онлайн-обучении наиболее распространены следующие ошибки.
- Проходить одновременно разные обучающие программы
В стремлении кардинально и быстро изменить свою жизнь человек записывается сразу на разные интернет-курсы. Но, как правило, энтузиазм быстро испаряется. Об этом говорят результаты исследования российской сферы интернет-образования, которое проводилось специалистами проекта «Барометр». Данные таковы, что только 59 % учащихся полностью проходят начатое обучение.
Причины здесь разные: недостаток мотивации, сложность курса, трудности с организацией пространства для обучения, недостатки самого курса. Самое главное – понять, что вы хотите получить от этого, записать свои цели и все время напоминать себе о них. Тогда учиться будет легче!
- Применять бессистемный подход к обучению
Современные онлайн-школы выстраивают систему с помощью образовательных онлайн-платформ, где учащиеся имеют личные кабинеты, через которые общаются с кураторами и преподавателями по всем возникающим вопросам. Тем не менее каждый студент должен организовать собственный режим обучения: определить удобное время для выполнения заданий, прослушивания лекций. Также не стоит пренебрегать изучением дополнительных материалов.
Скачать файл- Отстраняться от коллектива
Во время онлайн-обучения общение с другими студентами и учителями ограничено, но все же не стоит отказываться от тех возможностей, которые предлагает данный формат. На курсах всегда организованы чаты для получения информации и поддержки от учащихся, кураторов и даже преподавателей. Иногда проводятся неформальные эфиры для решения актуальных вопросов.
- Не конспектировать лекции
Во время обучения в формате онлайн студенты чаще всего не конспектируют лекции, полагая, что всегда могут обратиться к презентациям и записям уроков, сохраняемым в личном кабинете. Но это неверный подход, ведь с помощью конспектирования, оформления таблиц, записывания краткого содержания урока легче понять материал. Удобно пользоваться методом one-minute paper и после онлайн-урока записать за минуту в тетрадь несколько основных тезисов.
- Во время онлайн-урока отвлекаться на выполнение других дел
Требовать от себя многозадачности – не лучший вариант во время онлайн-обучения. С большой долей вероятности можно сказать, что и материал останется неусвоенным, и другие дела сделать хорошо не получится.
- Использовать «пижамный» вариант обучения
Трудно заставить себя сконцентрироваться на изучении новых предметов в том месте, где человек расслабляется и отдыхает, например, на любимом диване.
Даже если все ваше пространство ограничено одной комнатой, необходимо выделить в ней несколько зон: рабочую (с компьютерным столом и стулом) и зону отдыха. Только занимаясь в соответствующем месте, можно полностью погрузиться в процесс обучения.
- Довольствоваться только теми знаниями, которые дают на курсе
Эффективно обучаться – это значит, всегда стремиться к расширению знаний по изучаемому предмету. Смотрите научные фильмы, читайте книги, статьи на профильных сайтах.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
- Пытаться «съесть слона целиком»
Большая ошибка – копить долги по заданиям на курсе, чтобы выполнить все в течение выходных. Ум, столкнувшись с информационным «слоном», может взбунтоваться, и вы ничего не усвоите. Полезно воспользоваться стратегией «маленьких шагов» и привыкать делать домашние задания регулярно и понемногу.
8 ошибок преподавателей в процессе онлайн-обучения
В заключительной части обсудим некоторые ошибки учителей в процессе обучения. По большому счету их профессионализм влияет на заинтересованность и уровень успеваемости учащихся. В этом материале мы не будем трогать ошибки, связанные с психологией, коснемся только организационных моментов.
- Структура обучающей программы не доработана
Конечно, без структуры невозможно даже лекции и практические уроки поставить в правильной последовательности, определить очередность тем и назначить лекторов. Но в процессе обучения выявляются недоработки: преподаватели отходят от программы, повторяются, высказывают противоречивые суждения, словно они участвуют в онлайн-конференции, где нужно отстаивать свою личную точку зрения. Отсутствует командное взаимодействие и поддержка.
- Распределение нагрузки неравномерное
Для изучения сложных вопросов необходимо заложить больше учебных часов, чем принято по нормативам. Тогда студенты успеют усвоить материал и смогут избежать стрессовых ситуаций. Если этого не сделать, эффект будет обратным.
Согласно статистике, основная масса учащихся затрачивает на учебные дела 3-5 часов в течение недели. С этим необходимо считаться при создании обучающего курса.
- Часть материала не имеет прямого отношения к тематике курса
Иногда программу дополняют уроками, имеющими косвенное отношение к основной теме. Они могут быть действительно нужны, и в этом случае студентам необходимо объяснить, почему это сделано. Из-за непонимания цели занятий учащиеся могут терять интерес и мотивацию.
- Знания не связаны с получением практических навыков
Чаще всего взрослые приходят на онлайн-курсы за приобретением конкретных навыков, а не отвлеченных знаний. Поэтому важно определить цели обучающей программы и специализации, которые помогут студентам в профессиональной жизни.
- Нет постепенного перехода от простых вопросов к сложным
Люди приходят на онлайн-обучение за новыми знаниями. Возможно, они немного разбираются в предмете, но не настолько хорошо, как преподаватель. Поэтому нелогично смотреть на студентов с легким презрением. Напротив, уважительное отношение к слушателям придаст им уверенности и желания глубже изучать тему. Отлично, если спикер дает пояснения, просит задавать вопросы и всегда готов разъяснить непонятное.
Читайте также!
- Присутствует чрезмерное использование соревновательного принципа
Атрибуты внешней мотивации – организация рейтинга успеваемости, конкурсов с призами – могут повысить заинтересованность студентов. Но также они отвлекают от реальных целей учебы и снижают внутреннюю мотивацию. Такие ошибки в процессе обучения очень вредят, и их последствия могут выражаться в том, что одни учащиеся начинают завидовать более успешным, у других падает самооценка, третьи теряют интерес к учебе.
Зачастую голова студентов занята мыслями о том, кому достанется 1-е место, а не изучением предмета. Организаторам не стоит слишком много внимания уделять такой мотивации.
- Не включены задания на рефлексию
Лучшее запоминание информации основано на многократном повторении и «увязывании» новых знаний с тем, что уже известно. Благодаря выполнению заданий на рефлексию человек дополняет и расширяет имеющийся опыт новыми знаниями.
Не у всех студентов имеется привычка писать конспекты, записывать основные тезисы и выводы, повторять пройденные темы. Обучающая программа должна быть выстроена так, чтобы для выполнения заданий учащимся было необходимо вернуться к изученным материалам.
- Задействованы неподходящие для данного формата учебные методики
Обучение должно быть интересным и живым, поэтому, конечно, нужно внедрять новые подходы и инструменты. Но все должно быть разумно. Например, взаимная проверка знаний (peer-to-peer) может быть предложена на онлайн-курсе ближе к его завершению, когда студенты познакомились в чате и у них наладилась коммуникация. Но не в начале обучения. Главное, чтобы «фишки» и нововведения не становились самоцелью.