Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлогВ чем выражается результат процесса обучения
Результат процесса обучения
27.02.2023
6 132
Время чтения: 14 минут

В чем выражается результат процесса обучения

27.02.2023
6 132
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

О чем речь? Очевидно, что результат процесса обучения — полученные знания. Именно на это и нацелено любое образование (школьное, вузовское, профессиональное и пр.).

На что обратить внимание? От того, насколько эффективно организован педагогический процесс, и зависит результат. Методы, формы и инструменты должны соответствовать задачам программы и уровню подготовки самой аудитории. Как же оценить этот результат?

В статье рассказывается:

  1. Общие цели и результаты процесса обучения
  2. Какие качества и компетенции личности можно представить как конечный результат процесса обучения
  3. Организация и основные этапы самого результативного процесса обучения взрослых
  4. Качественная оценка результатов процесса обучения
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Общие цели и результаты процесса обучения

При обучении каждый человек (будь то студент, школьник или сотрудник крупной фирмы) стремится к основной цели – получению знаний, которые потребуются в дальнейшем.

Если речь идёт о профессиональном обучении, то здесь цели могут быть нескольких видов:

  • специфические и конкретные;
  • ориентированные на получение именно практических навыков;
  • измеримые (т.е. поддающиеся оцениванию).

Если при обучении вы нацеливаете сотрудников на конечный результат, прогнозируете, какими будут итоги, то сам процесс, как показывает практика, проходит намного эффективнее, по сравнению с тем, когда вы просто мотивируете людей. На деле, одно стремление без предвкушения итогов не даст никаких быстрых бизнес-результатов.

Обучение на предприятии или в другом месте – это инвестиции, которые вы вкладываете в своих сотрудников. Цели, преследуемые по ходу процесса, комбинируются не менее чем из двух перечисленных базовых факторов.

Общие цели и результаты процесса обучения
Общие цели и результаты процесса обучения

Результат процесса обучения – это не просто заученная информация, знание приёмов, строгой последовательности действий, а умение применить всё на практике. Данный показатель характеризует не только то, как сформировался тот или иной специалист, но и как за это время выросла сама личность.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 28105 pdf иконка

Какие качества и компетенции личности можно представить как конечный результат процесса обучения

Как уже говорилось, результатом образовательного процесса обучения сотрудников чаще всего является не только их рост как специалистов, но и улучшение, совершенствование некоторых личностных качеств. В их число может входить:

  • умение убеждать окружающих;
  • лидерские качества;
  • целеустремлённость и напористость;
  • проявление скрытых талантов;
  • терпение и выносливость;
  • умение сконцентрироваться на деле;
  • активность;
  • умение находить общий язык с людьми, взаимодействовать (работа в коллективе);
  • умение мотивировать.

Стоит заметить, что для личностного роста у людей не существует преград. Каждый вправе совершенствоваться при самообучении, получая удовольствие от процесса. При этом преимуществом считается тот факт, что можно делать это, учитывая свои возможности, предпочтения, наклонности и таланты. Человек, стремящийся к развитию, становится конкурентоспособным.

Если речь заходит об индивидуальных способностях работников решать определённые задачи, связанные с их специальностью, то необходимо пояснить, что эти компетенции, прежде всего, опираются на три так называемых «кита»: знания, навыки и качества. Рассмотрим их подробнее в таблице.

Знания Навыки Качества
Теория, представления Практика Определённые интересы и таланты
Получают в ходе обучения, самообразования; пополняются благодаря проведению лекций, семинаров, работы в аудитории Развитие посредством стажировки; улучшение навыков благодаря лабораторным работам и т.д. Проявляются и развиваются при работе в аудитории, в ходе практических и лабораторных работ. Способны развиваться не только в рамках учебной деятельности.
Характер: научный, профессиональный, общий Характер: общий, профессиональный Характер: всестороннее развитие (творческое, личностное, спортивное и т.п.).
Основа: факты, понятия, термины и их определения Основа: знания
Можно оценить Не всегда подвергаются оцениванию

Имейте в виду, что от этих компетенций во многом зависит дальнейшая судьба человека, то есть место работы, заработная плата, премии, карьерный рост и т.д. Многие работодатели при приёме на должность оценивают не только результат образовательного процесса обучения, то есть знания и практические навыки (прикладные характеристики), но и качества индивида.

Они являются немаловажными при выборе профессионала на рынке труда. В первую очередь рассматривают кандидата, который готов развиваться, умеет проявлять фантазию, находить нестандартный выход из сложившейся ситуации, предлагать новые пути решения сложных задач и тому подобное.

Организация и основные этапы самого результативного процесса обучения взрослых

Наиболее сложным в образовании принято считать обучение взрослых людей. Проблема заключается в том, что это уже опытные, сформировавшиеся личности, которым перестроиться бывает не так уж просто.

Здесь на помощь приходит современная педагогическая наука, наименование которой — андрагогика (в переводе с греческого aner, andros – «мужчина в возрасте, зрелый», а ago – «веду»). Её основной принцип заключается в том, что главенствующую роль в процессе обучения занимает ученик, а педагог выступает в роли наставника, который может направить, пояснить и подсказать.

Она раскрывает как теоретические, так и практические проблемы в сфере воспитания, образования и обучения взрослых в течение всей жизни, учитывая при этом не только возрастные особенности, но и национальные, социальные, психологические.

На практике, результатом данной методики становится заинтересованность в обучении, а самое главное – более ответственный подход.

Этапы самого результативного процесса обучения взрослых
Этапы самого результативного процесса обучения взрослых

После получения информации о новом подходе, может последовать следующий вопрос: «Как называется результат данного процесса обучения?». Он вполне логичен, но, чтобы не опережать события, сначала следует разобраться с тем, как можно организовать процесс образования взрослых (с целью повышения его эффективности).

В соответствии с принципами андрагогики, а также педагогики, выделяют 6 основных этапов процесса обучения взрослых людей. Все они представлены в таблице.

Этап Задачи
1. Определение целей (для чего требуется обучение, какие проблемы сможет решить и т.д.) Выбрать основные потребности в образовании и постараться сформировать из них несколько отдельных блоков. Это могут быть: жизнь в социуме; здоровье; личная (семейная) жизнь; досуг; рост и развитие личности; навыки по специальности; общее образование.
2. Диагностика отдельной личности Необходимо учесть все особенности для перехода на следующий этап, а также подбора учебного и когнитивного стиля: жизненный опыт (его характер и объём); психологические особенности; физиология.
3. Планирование образовательного процесса Определить основные цели и задачи; структурировать материал; подобрать оптимальные методы обучения, формы; установить критерии дальнейшего оценивания; подготовить документацию для заключения учебного контракта.
4. Создание необходимых условий для обучения Позаботиться о физических условиях, сделать их максимально комфортными; найти методички и другую литературу; создать благоприятную психологическую обстановку для занятий.
5. Реализация образовательного процесса Использование на практике подобранных методов обучения; задания, направленные на использование опыта обучающихся, а также на вовлечение их в различную деятельность.
6. Оценивание результатов процесса обучения, а также всех его этапов (внесение корректировок при необходимости) Нужно оценить: усвоение учебного материала; уровень знаний, а также пробелы в них (если имеются); программу и её составляющие; эффективность процесса обучения и его комплексную результативность.

Качественная оценка результатов процесса обучения

В отличие от стандартных моделей обучения, андрагогика предусматривает оценивание всех пройденных этапов, а также конечных результатов деятельности самими учащимися.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 12 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Как это происходит? На самом деле, всё очень просто: педагоги вместе с подопечными оценивают посредством разработанных критериев реальный уровень знаний вторых, основываясь на тех целях и задачах, которые были поставлены изначально на одном из этапов. Также немаловажным является выявление неусвоенных (не совсем понятных отдельному человеку) разделов учебного материала, проще говоря, пробелы в знаниях, которые потребуется постепенно восполнить.

Помимо этого, может потребоваться разработка стратегии для дальнейшего обучения взрослых, благодаря которой, они достигнут не только хороших результатов в своей специальности, но и смогут непрерывно самосовершенствоваться, развиваться.

Качественная оценка результатов процесса обучения
Качественная оценка результатов процесса обучения

По результатам процесса обучения, которые выражаются в заметных изменениях в жизни человека, оценивают следующее:

  • содержание образовательной программы, её качество;
  • источники и средства информации;
  • эффективность форм и методов, используемых при обучении взрослых людей;
  • благоприятность психологического климата (контакт, взаимодействие обучающего и обучающихся) и т.д.;
  • динамику изменений не только личностных качеств, но и мотивационно-ценностных установок людей.
Как говорилось выше, этап оценивания процесса обучения и его результатов происходит посредством определённых критериев, методов и форм. Если говорить о функциях субъектов процесса обучения, то здесь они практически идентичны с теми функциями, которые выполняются на этапе реализации образовательного процесса.

Также на данном этапе оценивания не исключено внесение корректировок обучающимися людьми (иногда оно просто неизбежно).

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Методика обучения взрослых отлична от обычной педагогической методики, например, тем, что в образовательном процессе на первом плане находятся учащиеся, а обучающие выступают для них в качестве наставников.

Только до 13.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Именно поэтому как первые, так и вторые могут вносить изменения в те компоненты процесса обучения, которые, в ходе общей оценки, оказались недостаточно эффективными. Такая деятельность, прежде всего:

  • направлена на повышение мотивации;
  • помогает сплотить коллектив;
  • способствует вовлечению каждого в общее дело;
  • вызывает заинтересованность;
  • улучшает творческие способности;
  • способствует развитию самостоятельности, а также ответственности.

Использование педагогами андрагогики при обучении взрослых личностей имеет ряд преимуществ. В их число входят:

  • наиболее эффективно организованный процесс обучения людей старшего поколения;
  • высокая результативность образовательного процесса;
  • личностный рост каждого обучающегося;
  • развитие педагогом не только профессиональных, но и индивидуальных качеств.
Качественная оценка результатов процесса обучения
Качественная оценка результатов процесса обучения

Ко всему прочему, говоря о положительных сторонах применения современной педагогической науки (вовлечённость в образовательный процесс, совместное планирование, свобода выбора, подбор методик, их корректировка, реализация намеченных целей и задач, оценивание результатов процесса обучения, стремление к большей самостоятельности и многое другое), необходимо уделить особое внимание вопросу о том, что она положительно влияет на социально-нравственные аспекты.

Нужно заметить, что совместное оценивание результата процесса обучения способствует улучшению знаний и навыков как преподавателя, так и его учеников. Обучающий будет лучше ориентироваться на то, какие методы и способы обучения подходят для взрослых, а значит, в итоге будущая программа станет намного эффективнее.
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...