О чем речь? Очевидно, что результат процесса обучения — полученные знания. Именно на это и нацелено любое образование (школьное, вузовское, профессиональное и пр.).
На что обратить внимание? От того, насколько эффективно организован педагогический процесс, и зависит результат. Методы, формы и инструменты должны соответствовать задачам программы и уровню подготовки самой аудитории. Как же оценить этот результат?
В статье рассказывается:
- Общие цели и результаты процесса обучения
- Какие качества и компетенции личности можно представить как конечный результат процесса обучения
- Организация и основные этапы самого результативного процесса обучения взрослых
- Качественная оценка результатов процесса обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Общие цели и результаты процесса обучения
При обучении каждый человек (будь то студент, школьник или сотрудник крупной фирмы) стремится к основной цели – получению знаний, которые потребуются в дальнейшем.
Если речь идёт о профессиональном обучении, то здесь цели могут быть нескольких видов:
- специфические и конкретные;
- ориентированные на получение именно практических навыков;
- измеримые (т.е. поддающиеся оцениванию).
Если при обучении вы нацеливаете сотрудников на конечный результат, прогнозируете, какими будут итоги, то сам процесс, как показывает практика, проходит намного эффективнее, по сравнению с тем, когда вы просто мотивируете людей. На деле, одно стремление без предвкушения итогов не даст никаких быстрых бизнес-результатов.
Обучение на предприятии или в другом месте – это инвестиции, которые вы вкладываете в своих сотрудников. Цели, преследуемые по ходу процесса, комбинируются не менее чем из двух перечисленных базовых факторов.
Результат процесса обучения – это не просто заученная информация, знание приёмов, строгой последовательности действий, а умение применить всё на практике. Данный показатель характеризует не только то, как сформировался тот или иной специалист, но и как за это время выросла сама личность.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Какие качества и компетенции личности можно представить как конечный результат процесса обучения
Как уже говорилось, результатом образовательного процесса обучения сотрудников чаще всего является не только их рост как специалистов, но и улучшение, совершенствование некоторых личностных качеств. В их число может входить:
- умение убеждать окружающих;
- лидерские качества;
- целеустремлённость и напористость;
- проявление скрытых талантов;
- терпение и выносливость;
- умение сконцентрироваться на деле;
- активность;
- умение находить общий язык с людьми, взаимодействовать (работа в коллективе);
- умение мотивировать.
Стоит заметить, что для личностного роста у людей не существует преград. Каждый вправе совершенствоваться при самообучении, получая удовольствие от процесса. При этом преимуществом считается тот факт, что можно делать это, учитывая свои возможности, предпочтения, наклонности и таланты. Человек, стремящийся к развитию, становится конкурентоспособным.
Если речь заходит об индивидуальных способностях работников решать определённые задачи, связанные с их специальностью, то необходимо пояснить, что эти компетенции, прежде всего, опираются на три так называемых «кита»: знания, навыки и качества. Рассмотрим их подробнее в таблице.
Знания | Навыки | Качества |
Теория, представления | Практика | Определённые интересы и таланты |
Получают в ходе обучения, самообразования; пополняются благодаря проведению лекций, семинаров, работы в аудитории | Развитие посредством стажировки; улучшение навыков благодаря лабораторным работам и т.д. | Проявляются и развиваются при работе в аудитории, в ходе практических и лабораторных работ. Способны развиваться не только в рамках учебной деятельности. |
Характер: научный, профессиональный, общий | Характер: общий, профессиональный | Характер: всестороннее развитие (творческое, личностное, спортивное и т.п.). |
Основа: факты, понятия, термины и их определения | Основа: знания | |
Можно оценить | Не всегда подвергаются оцениванию |
Имейте в виду, что от этих компетенций во многом зависит дальнейшая судьба человека, то есть место работы, заработная плата, премии, карьерный рост и т.д. Многие работодатели при приёме на должность оценивают не только результат образовательного процесса обучения, то есть знания и практические навыки (прикладные характеристики), но и качества индивида.
Читайте также!
Они являются немаловажными при выборе профессионала на рынке труда. В первую очередь рассматривают кандидата, который готов развиваться, умеет проявлять фантазию, находить нестандартный выход из сложившейся ситуации, предлагать новые пути решения сложных задач и тому подобное.
Организация и основные этапы самого результативного процесса обучения взрослых
Наиболее сложным в образовании принято считать обучение взрослых людей. Проблема заключается в том, что это уже опытные, сформировавшиеся личности, которым перестроиться бывает не так уж просто.
Она раскрывает как теоретические, так и практические проблемы в сфере воспитания, образования и обучения взрослых в течение всей жизни, учитывая при этом не только возрастные особенности, но и национальные, социальные, психологические.
На практике, результатом данной методики становится заинтересованность в обучении, а самое главное – более ответственный подход.
После получения информации о новом подходе, может последовать следующий вопрос: «Как называется результат данного процесса обучения?». Он вполне логичен, но, чтобы не опережать события, сначала следует разобраться с тем, как можно организовать процесс образования взрослых (с целью повышения его эффективности).
Скачать файлВ соответствии с принципами андрагогики, а также педагогики, выделяют 6 основных этапов процесса обучения взрослых людей. Все они представлены в таблице.
Этап | Задачи | |
1. | Определение целей (для чего требуется обучение, какие проблемы сможет решить и т.д.) | Выбрать основные потребности в образовании и постараться сформировать из них несколько отдельных блоков. Это могут быть: жизнь в социуме; здоровье; личная (семейная) жизнь; досуг; рост и развитие личности; навыки по специальности; общее образование. |
2. | Диагностика отдельной личности | Необходимо учесть все особенности для перехода на следующий этап, а также подбора учебного и когнитивного стиля: жизненный опыт (его характер и объём); психологические особенности; физиология. |
3. | Планирование образовательного процесса | Определить основные цели и задачи; структурировать материал; подобрать оптимальные методы обучения, формы; установить критерии дальнейшего оценивания; подготовить документацию для заключения учебного контракта. |
4. | Создание необходимых условий для обучения | Позаботиться о физических условиях, сделать их максимально комфортными; найти методички и другую литературу; создать благоприятную психологическую обстановку для занятий. |
5. | Реализация образовательного процесса | Использование на практике подобранных методов обучения; задания, направленные на использование опыта обучающихся, а также на вовлечение их в различную деятельность. |
6. | Оценивание результатов процесса обучения, а также всех его этапов (внесение корректировок при необходимости) | Нужно оценить: усвоение учебного материала; уровень знаний, а также пробелы в них (если имеются); программу и её составляющие; эффективность процесса обучения и его комплексную результативность. |
Качественная оценка результатов процесса обучения
В отличие от стандартных моделей обучения, андрагогика предусматривает оценивание всех пройденных этапов, а также конечных результатов деятельности самими учащимися.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Как это происходит? На самом деле, всё очень просто: педагоги вместе с подопечными оценивают посредством разработанных критериев реальный уровень знаний вторых, основываясь на тех целях и задачах, которые были поставлены изначально на одном из этапов. Также немаловажным является выявление неусвоенных (не совсем понятных отдельному человеку) разделов учебного материала, проще говоря, пробелы в знаниях, которые потребуется постепенно восполнить.
Помимо этого, может потребоваться разработка стратегии для дальнейшего обучения взрослых, благодаря которой, они достигнут не только хороших результатов в своей специальности, но и смогут непрерывно самосовершенствоваться, развиваться.
По результатам процесса обучения, которые выражаются в заметных изменениях в жизни человека, оценивают следующее:
- содержание образовательной программы, её качество;
- источники и средства информации;
- эффективность форм и методов, используемых при обучении взрослых людей;
- благоприятность психологического климата (контакт, взаимодействие обучающего и обучающихся) и т.д.;
- динамику изменений не только личностных качеств, но и мотивационно-ценностных установок людей.
Также на данном этапе оценивания не исключено внесение корректировок обучающимися людьми (иногда оно просто неизбежно).
Методика обучения взрослых отлична от обычной педагогической методики, например, тем, что в образовательном процессе на первом плане находятся учащиеся, а обучающие выступают для них в качестве наставников.
Именно поэтому как первые, так и вторые могут вносить изменения в те компоненты процесса обучения, которые, в ходе общей оценки, оказались недостаточно эффективными. Такая деятельность, прежде всего:
- направлена на повышение мотивации;
- помогает сплотить коллектив;
- способствует вовлечению каждого в общее дело;
- вызывает заинтересованность;
- улучшает творческие способности;
- способствует развитию самостоятельности, а также ответственности.
Использование педагогами андрагогики при обучении взрослых личностей имеет ряд преимуществ. В их число входят:
- наиболее эффективно организованный процесс обучения людей старшего поколения;
- высокая результативность образовательного процесса;
- личностный рост каждого обучающегося;
- развитие педагогом не только профессиональных, но и индивидуальных качеств.
Ко всему прочему, говоря о положительных сторонах применения современной педагогической науки (вовлечённость в образовательный процесс, совместное планирование, свобода выбора, подбор методик, их корректировка, реализация намеченных целей и задач, оценивание результатов процесса обучения, стремление к большей самостоятельности и многое другое), необходимо уделить особое внимание вопросу о том, что она положительно влияет на социально-нравственные аспекты.