В статье рассказывается:
- Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
- Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста
- 5 интересных приемов ранней профориентации детей
- Советы родителям по профориентации детей раннего возраста
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребенок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы. Успех ранней профориентации зависит от того, что уже в дошкольном возрасте появляется искренний интерес к миру взрослых.
В результате профориентации дети начинают больше интересоваться деятельностью собственных родителей, так и появляются династии врачей, учителей и инженеров. Подробнее о том, что такое профориентация детей раннего возраста, читайте в нашем материале.
Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
Первый взгляд на работу и труд очень важен для ребенка, ведь он значительно влияет на его представление о существенности роли разных профессий в обществе.
Весь мир, общество и, соответственно, рынок труда стремительно развиваются и меняются. Конечно, сейчас неизвестно, что будет происходить через десять лет и какие профессии будут актуальны и востребованы. Однако очевидно, что в таком динамично меняющемся мире цениться будет и гибкость человека, его умение менять направление развития карьеры и обучаться новому, чтобы он смог преуспеть в разных сферах и реализоваться во многих своих начинаниях.
Это значит, что для современных детей очень важным становится фактор познавательной активности, что определяет вектор усилий дошкольного образования.
Равно как на начальных этапах профориентации детям помогают их учителя, так и они сами знакомятся с трудом через учебные занятия и различные игры.
Родители, конечно, тоже активно участвуют в процессе развития собственных детей, помогая преподавателям. Взаимодействуя с родителями, дети узнают новое, усваивают нормы общественного поведения, совершенствуют навыки общения и изучения, и, конечно, знакомятся с трудом и различными профессиями.
Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста
В процессе обучения детей в целом и в профориентации в частности очень важным является фактор наглядности. Дети лучше усваивают любую информацию, если привести хороший пример и наглядно показать им иллюстрацию. Помогают в этом технические средства – от проекторов до обычных компьютеров – и “классические” школьные средства: презентации, книги и другие.
Если хорошо проработать элемент наглядности и представить детям актуальные и правильно проиллюстрированные примеры, можно действительно повысить эффективность обучения и профориентации. Так детей легче вовлечь в процесс, а сами они лучше усваивают информацию, причем их знания не смешиваются в единый поток, а систематизируются.
- Техническое оборудование. Самыми распространенными техническими средствами, применяемыми для детей дошкольного возраста, являются:
- Проектор.
- Телевизор или монитор компьютера.
- Интерактивная доска.
Интерактивная доска позволяет представить детям презентации, видео и различные иллюстрации. Более того, с различными слайдами и анимациями дети могут взаимодействовать — передвигать объекты, чертить разные фигуры, перелистывать слайды. Так информацию, которую необходимо донести до детей, можно сделать не только нагляднее, но и красочнее, она больше запоминается, ведь дети сами непосредственно участвуют в образовательном процессе. Более того, так можно вовлечь всю группу, а не только самых активных ребят, ведь это похоже на формат игры и интересно для всех детей.
С помощью проектора детям можно продемонстрировать презентации и видео, в которых будут подробно изложены все нюансы какой-либо профессии. Например, множество разнообразных слайдов или интересный видеоряд помогут детям наглядно рассмотреть то, о чем говорят преподаватели.На экране телевизора или монитора дети могут посмотреть видео, фильмы и мультфильмы, рассказывающие им о профессиях. Таких с каждым годом снимают всё больше, и одним из лучших многие считают профориентационный мультфильм «Калейдоскоп профессий». Важно помнить, что после просмотра нужно обязательно пообщаться с детьми, чтобы узнать, как они поняли материал, ответить на их вопросы, и, таким образом, лучше закрепить новые знания.
Читайте также!
Scratch: среда программирования для детейПодробнееВообще, мультфильм «Калейдоскоп профессий» — это целый сериал, повествующий детям о разных профессиях. На его основе преподаватели даже строят целые уроки по профориентации. Одной из ключевых серий, например, является эпизод, в котором детям рассказывается, почему их родители уходят на работу. Так они не рассматриваются и понимают, куда уходят родители днём, и начинают интересоваться, кем и где они работают.
Эпизоды мультсериала подробно описывают разные профессии. Дети знакомятся с главными особенностями и различиями профессий, узнавая больше о процессе и месте работы и других нюансах. При просмотре мультфильма с детьми стоит помнить, что, как было сказано выше, закрепить новые познания можно лучше, если обсудить с детьми показанный им материал.
- Игровые комплексы. Конечно, в обучении детей дошкольного возраста важное место занимают игры. Различные игровые средства применяются и в процессе ранней профориентации. Так, например, большой популярностью пользуются игровые модули по профессиям или рабочим местам. С их помощью дети могут смоделировать различные ситуации в школе, поликлинике, офисе, полицейском или пожарном участке.
Это средство наглядности позволяет вовлечь детей в процесс профориентации, ведь игра — одно из наиболее интересных и познавательных средств обучения. Дети знакомятся с профессиями и погружаются в эту тему, сначала с помощью преподавателя, а потом самостоятельно примеряя на себя разные роли.
- Познавательная литература и пособия.Также в рамках профориентации можно применять познавательную литературу, как энциклопедии и учебники, так и художественную литературу — рассказы и стихи — и различные журналы. С их страниц дети могут узнать много нового о различных профессиях, прочитав статьи или рассказы и увидел иллюстрации.
Вообще, это могут быть и просто полезные статьи, как, например, в энциклопедиях, так и художественные произведения: рассказы, повести и стихи. Новые познания о работе и профессиях можно получить даже из пословиц и поговорок, а загадки добавят элемент игры и соревнования, что ещё больше увлечет детей.
5 интересных приемов ранней профориентации детей
- Экскурсия
Один из интересных и наглядных приемов – экскурсия. Однако в отличие от обычной образовательной экскурсии, необходимо сделать акцент на рабочем процессе представителей определенных профессий: показать детям на живом примере, чем занимаются работники, из чего состоит их рабочий день и другие нюансы, и, конечно, их работу в целом.
Скачать файлСейчас в детских садах часто применяется такая практика внутри самого учреждения. Детей приводят к разным работникам садика: к медицинскому кабинету, к директорам, секретарям и многим другим. Там дети смотрят, чем занимаются работники и задают вопросы, узнавая много нового о разных профессиях, не уходя из садика.
Также популярностью пользуются и настоящие экскурсии в разные интересные места, однако их не всегда удается провести в полной мере, особенно сейчас, во время ограничений. Впрочем, эту проблему можно решить с помощью проведений виртуальной экскурсии. С помощью телевизора или проектора дети могут «посетить» самые разные места – существуют полезные сервисы, создающие подобные экскурсии.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Знакомя ребят с новыми профессиями и их представителями, важно проработать то, как дети отнеслись к новому знакомству. Стоит обратить их внимание на то, чем занимается работник, для чего он это делает и как, и его отношение к своему труду. И снова будет крайне полезным обсудить с детьми их мысли и отношение к увиденному, чтобы понять, как они это восприняли и как изменились их взгляды и кругозор.
- Наблюдение
Этот метод применяется вкупе с каким-либо другим средством, как правило, активным. Это может быть игровое средство или экскурсия, или какой-то другой процесс. Суть наблюдения кроется в названии – под контролем педагога дети внимательно наблюдают за происходящим, обращая внимания на все нюансы, чтобы воспринять как можно больше. В полной мере польза от этого метода раскрывается, если регулярно и грамотно им пользоваться.
- Беседа
Общение – ключевой и очень распространенный метод не только в профориентации, но и в образовательном процессе в целом. Очень важно поддерживать контакт с детьми, узнавать их мысли, отвечать на их вопросы. Это же касается и знакомства с новыми профессиями, после которого педагог спрашивает детей об их эмоциях от такого опыта, их реакции и выводах.
Читайте также!
Общение можно наладить и непосредственно с представителями профессий, которые показывают детям свой рабочий процесс или же приходят к ребятам сами. Новые знакомство – очень интересный и важный опыт для детей, они сразу начинают интересоваться чем-то новым, в данном случае, какой-либо профессией, и получают возможность напрямую задать вопрос и сформировать впечатление и мнение об определенной профессии. Самый простой и доступный вариант в данном случае – пригласить родителей самих детей и попросить их рассказать о своей работе.
- Игра
Игры, конечно, – это любимая активность детей, особенно дошкольного возраста. Этим пользуются многие преподаватели, и этот прием сохраняет свою актуальность и в рамках профориентации. С помощью игр, особенно тематических, в которых дети моделируют ситуации на работе и вживаются в разные профессии, можно сформировать у детей конкретное представление о работе и труде.
Существуют разные сюжетно-ролевые игры, отличающиеся правилами и сложностью, предназначенные для детей разных возрастов. Для проведения игр необходимо:
- Игровой инвентарь, который дети будут использовать, играя роли представителей различных профессий (одежда работников или игрушечные орудия труда).
- Творческие игрушки и другие инструменты, с помощью которых дети могут что-то создать (конструкторы, пластилин, картон и другие).
- Технические средства, которыми педагог может пользоваться для моделирования различных ситуаций (проектор, телевизор, интерактивная доска).
Играя, дети могут вместе с преподавателем или даже самостоятельно моделировать ситуации на своих «рабочих местах», представляя, что они – представители разных профессий.
- Выставка
Выставки творчества детей – один из самых полезных и важных инструментов, которым может воспользоваться педагог в процессе профориентации детей раннего возраста. Благодаря выставкам дети смогут попробовать создать что-то своё и представить это всем остальным.
Выставка творчества детей легко превращается в выставку профессий. Дети выбирают какую-нибудь профессию и что-то создают: рисуют, лепят из пластилина, строят из конструктора. Так они узнают больше о работе, которую выбрали в качестве темы для своего творчества, а также знакомятся с другими профессиями, представленными на выставке.
Регулярная организация таких выставок увлекает детей, расширяет их кругозор и, более того, позволяет воспитателю следить за интересом детей к разным профессиям, склонностям воспитанников и уровнем их познаний о труде.
Советы родителям по профориентации детей раннего возраста
Британский Институт Карьеры, в разработанном им учебном плане, предлагает начать профориентационную работу с детьми, когда они достигают возраста около 7 лет. В этом возрасте они уже имеют представления о работе и могут проявлять склонности к определенным профессиям, а также представляют, чем занимаются и какими навыками обладают представители этих профессий.
Также нужно учитывать следующую тенденцию. Если в детском саду и начальных классах дети не имеют склонностей к точным и прикладным наукам, таким, как математика и прочие дисциплины, связанные с технологиями, то и в более старшем возрасте эти склонности, вероятно, не появятся. А ведь существует распространенное мнение, что технологии и инжиниринг в ближайшие декады будут одними из самых востребованных и актуальных направлений.
Читайте также!
Впрочем, это не влияет на тот факт, что детей нужно знакомить со всем разнообразием профессий, из которых они впоследствии смогут выбрать свою собственную. Во-первых, это расширяет их кругозор и представления о мире. А во-вторых, собственно, позволяет выбрать себе занятие, а в будущем и профессию по душе, в которой они смогут достичь успеха, что и является главной целью родителей.
- Большинству родителей процесс профориентации представляется контролем над выбором ребенка. Конечно, на самом деле все обстоит совершенно по-другому. Ребенок должен чувствовать свободу выбора в отношении многих своих решений. Ответственность за решение сделает его увереннее.
- Крайне важно поддерживать ребенка: уважать его выбор, поощрять его интересы и увлечения или помогать ему их искать. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал неуверенность и боялся выбирать или интересоваться чем-то.
- Впрочем, не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не сделать его впечатления и цели ложными. Важно, чтобы ребенок интересовался какой-либо деятельностью в силу его склонностей или желания познавать новое, а не чтобы получить похвалу и остановить после нее свой прогресс или вовсе забыть о новом увлечении.
- Дайте ребенку возможность выбирать. Знакомство с большим числом профессий не только расширит его кругозор, но и позволит ему попробовать себя в разных сферах. Это можно сделать и с помощью описанных выше средств, например, игр, и с помощью разных кружков и секций. Также важно отмечать, какие увлечения вызывают у ребенка наибольший интерес и где он преуспевает больше всего. А еще – побуждайте ребенка к общению, ведь социальные навыки пригодятся ему во всех сферах жизни, включая выбранное увлечение или его поиск.
- Общайтесь с ребенком на тему его сильных и слабых качеств, чтобы он знал, в чём хорош, а что стоит подтянуть. Однако важно делать это не категорически: за успехи хвалить, а на слабые стороны мягко указывать и помогать их исправить и стать лучше. Ребенок не должен бояться ошибок – тут важно объяснить, что работа над ошибками приводит к успеху – и знать, в чем он хорош.