Что это? План проекта – документ, помогающий организовать все процессы, нацеленные на конечный результат проекта. Помогает экономить время, ресурсы, мотивирует.
Как создать? Для разработки плана проекта необходимо определить цели, назначить ответственных, объем работ, возможные риски.
В статье рассказывается:
- Что собой представляет план проекта
- Цели плана проекта
- Основы разработки плана проекта
- Как составить план проекта: пошаговая инструкция
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что собой представляет план проекта
Любому проекту предшествует его планирование. Данный этап создает своего рода фундамент, надежность которого определяет успех работы и своевременное ее завершение.
На практике же лишь 29% компаний успешно реализуют свои проекты без превышения сроков и бюджета. Об этом говорят статистические исследования.
Этап планирования является одним из наиболее важных на всем цикле развития проекта. На этой стадии осуществляется сбор всей необходимой для запуска проекта информации. Собранные сведения фиксируются в план-графике.
Итак, следует разделять планирование и план нового проекта. Различие между этими понятиями весьма простое.
Планированием называют процесс, включающий в себя обсуждение деталей, выяснение объема работ, постановку целей и задач.
Данный документ, являющийся итоговым результатом планирования, необходимо утвердить до начала любых работ. Он в дальнейшем послужит ключевым и достоверным источником сведений о реализуемом проекте.
Существует специализированное «Руководство по управлению проектами». Авторы пятого издания включают в процесс планирования создание нескольких вспомогательных планов:
- Управление человеческими ресурсами с учетом их доступности и профессиональных навыков.
- Управление издержками, включающими разного рода закупки и обязательства перед подрядчиками.
- Формирование коммуникаций с указанием порядка, сроков и формата взаимодействия между членами команды и заинтересованными лицами.
- Определение возможных рисков и работа с ними.
- Оценка качества проекта с определением главных показателей.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Для успешной реализации разделы плана проекта могут содержаться и в рамках одного документа. Как правило, все сводится к фиксированию:
- требований к проекту;
- сроков его выполнения;
- объемов предстоящих работ;
- списка заинтересованных участников;
- суммы, выделенной на реализацию;
- ресурсов, которые потребуется использовать;
- возможных рисков.
Цели плана проекта
В графике проекта документируются разного рода договоренности. Также данный документ облегчает взаимодействие между всеми участниками, позволяет зафиксировать объемы работ, составить смету расходов.
Читайте также!
Основной план проекта в целом должен отвечать на 4 ключевых вопроса.
- Для решения каких задач требуется выделять на проект деньги?
- Что следует предпринять, чтобы достичь поставленных целей?
- Кто конкретно будет участвовать в проекте, и каковы его полномочия?
- В какие сроки необходимо выполнить основные шаги и полностью реализовать проект?
Основы разработки плана проекта
Прежде всего проектный менеджер разрабатывает концепцию. Далее определяется стратегия с конкретизацией важных моментов.
Менеджер проводит презентацию проекта перед инвесторами и топ-менеджерами, рассказывая о его методиках. Среди слушателей формируется группа участников, с которыми впоследствии будут заключены контракты. Затем следует этап непосредственного выполнения заявленных работ.
В процессе создания плана проекта необходимо обговорить основные характеристики реализации данного проекта. Они обычно формулируются так:
- Длительность каждого контролируемого процесса проектной деятельности
- Потребность в человеческих, материальных и финансовых ресурсах
- Сроки поставки оборудования, сырья, материалов и т. п.
- Формат привлечения к проекту заинтересованных лиц
Качество планирования напрямую влияет на результат работы, поэтому на каждом этапе необходима гарантия, что планируемые процессы будут реализованы в установленные сроки и с соблюдением заданных требований. Последние касаются, в частности, нормативов и стоимости работ. Необходимо также назначить лиц, ответственных за выполнение проекта.
При составлении плана реализации проекта выполняется ряд процессов, как основных, так и вспомогательных. В частности, обязательно:
- кратко описывается содержание плана;
- формулируются базовые этапы реализации проекта;
- производится декомпозиция крупных задач на мелкие;
- разрабатывается смета, оценивается стоимость использования всех ресурсов;
- составляется календарный цикла работ;
- определяются конкретные ресурсы, необходимые для выполнения проекта;
- формируется бюджет;
- определяются вероятные риски, способные ограничить выполнение работ или воспрепятствовать этому;
- собираются и компонуются воедино результаты других проведенных процессов планирования;
- разрабатывается пошаговый алгоритм действий, которые гарантированно приведут к заявленному результату и к успешному завершению проекта.
Вспомогательные процессы отличаются от основных тем, что могут быть частью планирования лишь по мере необходимости. Как правило, это проектирование и установление стандартов качества, подбор персонала с распределением обязанностей, логистические вопросы и т. д.
План выполнения проекта должен в итоге содержать всю необходимую информацию, систематизированную по срокам, уровням сложности, моделям и т. п. Эти данные в дальнейшем нужно регулярно сравнивать с фактическими показателями для обеспечения максимальной эффективности и гибкости реализации.
Как составить план проекта: пошаговая инструкция
Менеджер проекта прежде всего составляет список вопросов, с которыми придется столкнуться на всех этапах реализации проекта, а также ищет ответы на эти вопросы. Желательно при этом использовать некие общие шаблоны и модели. Далее рассмотрим конкретные шаги по составлению графика проекта.
Шаг 1: Общение
Необходимо плотно взаимодействовать с командой, обсуждая с ее участниками цели и задачи предстоящей работы. Руководитель проекта должен распределить между исполнителями зоны ответственности, сроки и прочие нюансы, связанные с реализацией проекта.
Активно общаться нужно не только на первом этапе, но также в течение всего процесса работы.
Шаг 2: Определение целей, назначение конкретных исполнителей
Как одна из составляющих плана проекта, данный шаг может вызвать некоторые трудности. Во-первых, для работы зачастую требуется достаточно большая команда. Во-вторых, участники влияют на процесс как напрямую, так и опосредованно. К тем, кто будет оказывать непосредственное влияние, нужно отнестись особенно серьезно.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
К участию в проекте могут быть привлечены:
- Заказчик, финансирующий весь объем работ и утверждающий проект.
- Руководитель проекта, который планирует работы, реализует их и контролирует их выполнение.
- Команда исполнителей, занимающаяся созданием конечного продукта на всех этапах, включая разработку продукта, дизайн, контроль качества и т. д.
- Конечный потребитель продукта.
- Другие заинтересованные лица (риск-менеджеры, снабженцы и пр.).
Также на втором этапе проводятся собеседования с главными ответственными лицами. По результатам таких интервью выявляются установленные требования и цели. Здесь лучше всего подойдет методика SMART.
Шаг 3: Определение полного объема работ
Это, безусловно, наиболее важный из всех этапов плана проекта. Здесь выявляются и совместно с участниками конкретизируются ключевые моменты всего хода работ. В частности, обсуждают экономическое обоснование проекта, описывают конечный продукт, составляют критерии соответствия, определяют конкретные цели и желаемые результаты и т. д. Необходимо на этой стадии достичь полного понимания участниками всех вопросов. Основные данные заносятся в график проекта.
Шаг 4: Назначение ролей и распределение зон ответственности
Менеджер проекта должен распределить задачи между участниками команды и полностью донести их до участников. При этом нужно помнить, что любой сплоченный коллектив состоит из ограниченного числа специалистов.
Шаг 5: Составление графика
Данный этап непосредственно следует из предыдущего. После распределения ролей и зон ответственности далее необходимо установить длительность работ по каждому ресурсу с обозначением начала и окончания.
Здесь же фиксируются ключевые события, и в итоге формируется график выполнения работ.
Шаг 6: Визуализация плана с использованием диаграммы Ганта
Диаграмма Ганта является эффективной методикой составления плана проекта. Менеджеры используют ее для упрощения обмена информацией между всеми участниками и заинтересованными лицами. Благодаря этому создается понятная общая картина работ.
Календарный план можно создавать и другими методами визуализации:
- Метод критического пути (Critical Path Method, CPM).
- Иерархическая структура работ (Work Breakdown Structure, WBS).
- Диаграмма PERT.
Читайте также!
Также существуют удобные специализированные онлайн-сервисы планирования. Используя эти инструменты, менеджер выполняет следующие функции:
- Создание и распределение задач.
- Определение сроков выполнения этих задач.
- Установление зависимости между задачами, а также контроль их выполнения.
- Отслеживание хода конкретных событий и процесса реализации проекта в целом.
- Определение требуемых ресурсов, а также установление их стоимости.
- Взаимодействие с участниками команды, просмотр произведенных ими изменений.
- Отслеживание ключевых событий.
- Визуализация кратчайшего срока завершения проекта (так называемого «критического пути»).
Шаг 7: Управление рисками
План организации проекта предполагает наличие рисков на любой стадии реализации данного проекта. Управлять ими крайне важно в процессе планирования.
Опытный руководитель умеет не только предугадывать рискованные ситуации, но также планировать способы решения в случае возникновения таких ситуаций. Остальным участникам при этом необходимо соответствующим образом реагировать на любые изменения.
Перечислим наиболее вероятные риски.
- Завышенные ожидания о сроках и затратах.
- Плохо сформулированные требования и пожелания.
- Нечетко обозначенные роли и зоны ответственности.
- Изменение существующих или создание новых требований.
- Сокращение бюджета, выделенного на реализацию проекта.
- Плохо налаженное взаимодействие между членами команды.
Итак, планирование является обязательной частью деятельности любого менеджера. При отсутствии подробного графика слаженная работа команды и успешное завершение работы будут невозможны.
К процессу планирования необходимо походить особенно серьезно, если участники команды заняты параллельно в других проектах, работают удаленно либо взаимодействуют с международными компаниями.