Что это? В России наставничество в образовании – давно забытая практика, которая сейчас обретает новое дыхание. При этом в зарубежных образовательных учреждениях такие понятия, как тьютор или ментор, никуда не исчезали. Наставничество можно вкратце описать как передачу опыта от старшего к младшему, где речь идет не о возрасте, а о накопленных знаниях.
Каким бывает? Подобный подход практикуется не только в школах, колледжах и университетах. Например, в онлайн-образовании – тех же курсах по программированию – это основная и наиболее эффективная модель обучения. Наставничество не ограничивается только технической помощью, но также касается вопросов моральной поддержки студентов.
- Понятие наставничества в образовании
- Американская и европейская модель наставничества в образовании
- Зарубежные практики наставничества в образовании
- Наставничество в онлайн-образовании
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие наставничества в образовании
Наставничество – наиболее удобный и эффективный способ передачи знаний и умений от опытного и знающего представителя старшего поколения молодым людям. Эта форма обучения корнями уходит в глубокую древность: и в то время молодежи требовалась помощь в социализации и вхождении во взрослую жизнь. Именно таким способом младшее поколение приобретает прикладные знания, умение вести себя в обществе, навыки работы с инструментами.
С помощью наставников у молодых людей формируются определенные жизненные ценности, позитивные установки, они быстрее определяются и успешно реализуют себя во взрослой жизни.
Наставничество в современном образовании давно уже стало его неотъемлемой частью. Эта программа формирует плодотворную среду, в которой все участники полностью раскрывают свой потенциал: студенты, родители, учителя, сотрудники региональных предприятий, молодые специалисты и все те, кто интересуется проблемами педагогики.
В образовательном сообществе наставничество – своего рода канал передачи опыта. Такая технология получения знаний, умений, опыта, навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективнее, чем другие способы (учебные пособия, уроки, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение).
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Наставничество применяют в самых разных сферах образования с различными целями обучения или развития наставляемых, к примеру:
- в школе – с целью профориентации старшеклассников;
- в высшем учебном заведении – для более глубокого погружения в профессиональное образование студентами-стажерами с целью подготовки их к будущей работе по специальности;
- в организации – для скорейшей адаптации новых сотрудников с целью донести до них существующие нормы и требования, которые помогут быстрее включиться в работу;
- с руководителями – для дальнейшего изучения управленческой деятельности с целью перехода на более высокий уровень.
Программа целевой модели наставничества в образовании – это универсальная технология, позволяющая выстраивать отношения внутри любой организации. Она представляет собой технологию передачи существующего опыта и знаний, интенсивного развития личности, формирования жизненных ценностей, а также навыков, компетенций и метакомпетенций.
Американская и европейская модель наставничества в образовании
По мнению Дэвида Клаттербака, автора исследовательской работы «Каждый нуждается в наставнике: забота о таланте в вашей организации», существует две модели наставничества: американская и европейская.
Американская организация системы наставничества в образовании построена на том, что старший по возрасту или обладающий более высоким статусом человек помогает своему протеже. Если исходить из этой концепции, то наставником может быть непосредственный руководитель наставляемого.
В данном случае он выступает перед своим подопечным одновременно в трех ролях: учитель, руководитель, наставник.
Европейская методология и практика наставничества в образовании делает акцент на том, что в первую очередь наставник обладает опытом и знаниями, его общественное положение большого значения не имеет. В этой модели социальные различия отодвигаются в сторону, чтобы оба участника чувствовали себя на равных и выстраивали доверительные взаимоотношения.
Обучаемый при такой концепции считается не протеже, а учеником (mentee). Происходит двустороннее обучение, при котором и наставник, и его ученик получают друг от друга что-то новое, так что их отношения взаимовыгодны. На наставника в этой модели ложится задача консультировать ученика с помощью коучинга и фасилитации, то есть недирективного управления.
Поэтому в европейской модели роли наставника и непосредственного руководителя не совмещаются, а принадлежат разным людям, она носит название «Развивающее наставничество».
По мнению Дэвида Клаттербака, руководитель в обязательном порядке должен обладать компетенциями менторинга и наставничества. Поэтому надо обучать и умению быть наставником, и умению быть наставляемым.
Скачать файлКлаттербак считает, что на разных уровнях иерархии каждый руководитель может оказаться в обоих ипостасях одновременно. Хотя существует парадокс: чем выше должность занимает человек, тем меньше его интересует, что происходит в организации.
Д.Клаттербак провел исследования, показавшие, что команды, которые применяют коучинг и менторинг и наладили общую взаимосвязь между сотрудниками, способны добиться больших результатов.
Читайте также!
При проработке литературы на предмет существования форм наставничества за рубежом напрашивается определенный вывод: методология наставничества в образовании в зарубежной практике в первую очередь направлена на развитие и обучение управляющих кадров.
Зарубежные практики наставничества в образовании
В Германии
На последних курсах педагогического института («семинария»), когда у студентов заканчивается теоретическое обучение, их в это же время направляют на педагогическую практику (рефендариат). В течение 18 месяцев они работают в специально предназначенной для этого школе под наблюдением персонального наставника. В задачу мастера-наставника входит и погружение подопечного в профессию, и отработка полученных в вузе знаний на практике.
Так что за успешную сдачу второго государственного экзамена в равной степени несут ответственность и преподаватели вуза, и сам студент, и его наставник в школе.
В Канаде
Наставничество чаще всего – это разовые встречи, консультации, индивидуальный разбор и осмысление наставляемым собственного опыта достижений и ошибок. Ради этого наставник-тьютор может организовать взаимный обмен уроками или посещение занятий, проводимых кем-то другим, чтобы потом их проанализировать.
Вместе со своим подопечным он принимает участие в работе семинаров, посещает практические занятия по повышению квалификации, но все это в индивидуальном порядке. Так что можно сказать, что в Канаде нет социальных институтов с функцией наставничества.
В Японии
Стать учителем без участия в программе наставничества в этой стране невозможно. Наставник сопровождает молодого педагога не менее 10 часов в неделю и не менее 300 часов в год. Наставляемый 25 дней в году продолжает обучение непосредственно в стенах школы, а за ее пределами вместе с наставником выбирает и посещает профильные мероприятия, семинары, дискуссии, ведет проектную и исследовательскую деятельность. Образовательные программы они тоже выбирают вместе исходя из профессионального дефицита наставляемого.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Со своей стороны наставник регулярно знакомит подопечного с основными направлениями государственной образовательной политики (нормативная база, учебники, программы, стандарты, цифровизация обучения, проблемы образования в целом), помогает находить правильный выход из проблемных педагогических ситуаций.
В Китае
Первые 3 года работы в школе молодой педагог в обязательном порядке участвует в программе наставничества. Он входит в состав школьной учебно-исследовательской группы по своему предмету и группы по подготовке к урокам в конкретном классе. Участие в работе групп строго нормировано – 2-3 занятия по 40 минут в неделю в каждой из них, причем каждое занятие оплачивается как рабочее время.
В Республике Корея
Положение о наставнике имеет тщательную проработку. В нем говорится, что наставником может быть только педагог со стажем работы не менее 15 лет, имеющий статус «главного учителя», 1-ю квалификационную категорию и прошедший обучение по 180-часовой программе повышения квалификации по наставничеству. При управлении образования работает отборочная комиссия, которая рассматривает и утверждает кандидатуры педагогов-наставников.
Одну половину рабочего времени отобранные комиссией учителя преподают учащимся свой предмет или читают лекции на элективных курсах. Вторая половина рабочего графика уходит на сопровождение молодых коллег, исследовательскую деятельность, разработку программ наставничества как в самой школе, так и вне ее стен.
В Эквадоре
В Эквадоре наставничество в образовании тоже очень развито. Наставниками становятся только тщательно отобранные педагоги. От каждой школы выдвигают пять учителей с наиболее высоким рейтингом, к которым их коллеги хотели бы обращаться за методической помощью.
Затем на уровне муниципалитета проводится рефлексивный семинар, в ходе которого из всех представителей выбирают тех, кто больше всего соответствует следующим критериям: умение работать в команде, способность к коммуникации, знание новейших педагогических технологий, умение доходчиво объяснять их смысл и применять на открытых мастер-классах.
Будущие наставники должны пройти 240 часов теоретической и 880 часов практической подготовки, после чего они могут выезжать в муниципальные школы и работать со своими подопечными. Такая система подготовки лишает наставников возможности вести собственные уроки, они работают на освобожденной основе по принципу играющего тренера, но не являются практикующими педагогами.
С другой стороны, при таком подходе к наставничеству все школы муниципалитета имеют примерно один уровень образовательных показателей, поскольку наставники работают не только с молодыми учителями, а со всем педагогическим коллективом школы.
Наставничество в онлайн-образовании
Современное онлайн-образование можно получить двумя способами: самостоятельно и с наставником. В первом случае студент сам решает возникающие проблемы, поэтому при самостоятельном обучении образовательный процесс занимает больше времени.
Во втором случае поддержка ментора заметно облегчает и ускоряет получение знаний. К тому же наставник не только доступно излагает материал и передает студенту свой практический опыт, но и развивает soft-skills (универсальные навыки) и мотивацию к учебе.
Традиционное образование строится по схеме «учитель — знания — ученик». Форма наставничества в образовании онлайн гораздо объемнее: наставник не только разъясняет учебный материал, но и является тем человеком, который развивает у студента soft skills, делится собственным практическим опытом, мотивирует и оказывает моральную поддержку на протяжении всей учебы. В Оксфордском словаре понятие «наставник (ментор)» определяется как «опытный и проверенный советник».
Студенты осваивают теоретический курс на тренажере, затем сами пишут код, который проверяют код-ревьюеры и указывают на допущенные ошибки. Наставники же помогают решить проблемы, но не дают для этого готовых ответов, а учат студентов самостоятельно находить и исправлять свои ошибки.
Помощь и развитие наставничества в образовании:
- Моральная поддержка студентов и мотивация. Когда человек повышает свою квалификацию или вообще кардинально меняет профессию, то поначалу он оказывается в совершенно новой для себя среде, в которой ему сложно ориентироваться. Если это IT-сфера, то трудности, встречающиеся на определенных этапах, заставляют студента думать, что он стоит на месте, из-за чего ему хочется все бросить. Наставник в этой ситуации просто необходим: только он сможет поддержать подопечного и объяснить ему, что обучение не проходит без ошибок, это естественный процесс.
- Обратная связь. Через обратную связь наставник помогает студенту увидеть пробелы в знаниях, утвердиться в своих достижениях и понять, какое направление следует выбрать для движения вперед. Одновременно наставник помогает исправить ошибки, найти альтернативные пути решения проблем.
Читайте также!
Выбор профессии в школе: профориентация и помощь школьникуПодробнее - Обмен опытом. Наставник чаще всего уже прошел тот путь, по которому теперь двигается студент. Поэтому он может поделиться опытом, реальными историями из жизни, рассказать о допущенных в свое время ошибках.
- Рекомендации для более глубокого погружения в тему. Широкий кругозор наставника позволяет ему не только доступно объяснить основные программные материалы, но и подключить дополнительные способы для более глубокого изучения и погружения в тему: учебные фильмы, лекции, образовательные ролики на YouTube, митапы (неформальные встречи специалистов), аналитические статьи.
- Помощь в развитии soft skills. Наставник налаживает коммуникацию через видеозвонки, помогает обрести навык принятия решений при исправлении ошибок, развивает креативное мышление через разбор интерактивных нестандартных задач.
Наставник обеспечивает техническую и моральную поддержку студентов. Если они не могут ответить на какие-то вопросы, то он советует не искать ответы в интернете, а сначала попробовать найти решение самостоятельно. Техническая поддержка заключается в помощи при решении сложных задач, так как студенты пока не могут сделать это самостоятельно.
Моральная поддержка – это мотивация к учебе и укрепление духа. Познавать новое всегда тяжело – время изучения ограничено, для проектов устанавливается дедлайн. Возникает стрессовая ситуация, когда студент боится не успеть все сделать самостоятельно, что может отразиться на мотивации к учебе.
Конечно, можно заниматься самообразованием в одиночку. Но наставник задает вектор движения, направляет и предостерегает, то есть помогает сэкономить время. Саморазвитие – это круто, но долго. Если требуется из точки А попасть в точку Б быстро и с отличными результатами, то лучше взять с собой ментора.