Когда начинать? Выбор профессии в школе многие начинают со старших классов после сдачи ЕГЭ. Однако данный период является довольно поздним, и профориентация в учебном заведении должна начинаться с первых лет обучения.
Как выбрать? Есть два основных метода выбора профессии. Первый – отталкиваться от качеств ребенка, его интересов и устремлений. Второй – это оценки самой профессии, графика работы, оплаты и т. д. Применять нужно оба этих метода, чтобы в итоге остановить выбор на деле всей жизни.
В статье рассказывается:
- Этапы профориентации в школе
- Правила выбора профессии для ученика
- Критерии выбора конкретной профессии в школе
- Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии
- Ошибки при выборе профессии в школе
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Этапы профориентации в школе
Безусловно, функцией школы, помимо непосредственно самого образования, является профессиональная ориентация. Ее суть заключается в предоставлении возможности учащимся школ выбора будущей профессии. В процессе профориентации дети при поддержке учителей занимаются исследованиями, смысл которых в общем развитии и более полном знакомстве с профессиями. Эта работа ведётся на протяжении всего процесса обучения, учитывая возрастные и личностные характеристики школьников.


Процесс профессиональной ориентации учащихся можно разделить на 4 ступени, каждая из которых имеет свои цели, задачи и принципы реализации:
Начальная школа, 1-4 классы
Эта ступень предполагает знакомство школьников со специальностями посредством игр, факультативных занятий, экскурсий, уроков профориентации. Дети вовлекаются в учебно-познавательные формы деятельности, такие как трудовая, игровая и исследовательская. Эти мероприятия закладывают фундамент ценностного восприятия труда, развивают интересы и потребность в познании.
Средняя школа, 5-7 классы
В средней школе профессиональная ориентация реализуется в форме деловых, психологических и профориентационных игр. Это формирует более глубокое понимание специфики различных специальностей, школьники получают практическую возможность для определения с будущей сферой деятельности. Учащиеся этой возрастной категории в процессе профориентации обретают ключевые знания о существующих профессиях, осмысливают свои интересы и перспективы их развития.


Средняя школа, 8-9 классы
В этот период, когда приближаются первые выпускные экзамены, работа по знакомству с профессиями принимает более целенаправленную форму. Игры сменяются педагогической деятельностью, способствующей выбору учениками дальнейшего профиля обучения в соответствии с их интересами и талантами. При этом происходит сужение спектра выбора будущей специальности, что благоприятствует более осознанному отношению к учебе и труду.
В 8-9 классах в профориентационный процесс активно включается школьный психолог, который при помощи тестов выявляет скрытые таланты, а также сильные и слабые стороны личности ученика. В программу включается изучение более ответственных специальностей, имеющих особые требования к сотрудникам. К таким профессиям относятся, например, медицинские и педагогические специальности.
Немаловажным в процессе содействия в выборе профессии в школе является проведение педагогами и школьным психологом соответствующих консультаций. В их процессе оказывается помощь ученику в оценке его интересов, умений, талантов, состояния здоровья, а также соотношении их с требованиями, предъявляемыми к определенной специальности. Такие консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Старшеклассники, 10-11 классы
В последние годы школьной учебы реализуется самая важная ступень профориентации. Ее результативность по большей части определяется качеством проведенной работы в начальной и средней школе. Педагогами проводятся мероприятия по ознакомлению учеников и их родителей с основными вузами города, их направленностями, также организуются ознакомительные экскурсии в эти учебные заведения.
Читайте также!


Количество консультаций, проводимых психологом для школьников в целях их профессионального определения, увеличивается.
В этот период школьной жизни делается упор на саморазвитие старшеклассников. Проводится большое количество факультативных занятий, целью которых является окончательное определение в выборе будущей сферы деятельности. Ученики вместе с учителями дискутируют о своих профессиональных намерениях, определяют готовность к их реализации.
Правила выбора профессии для ребенка
К вопросу выбора профессии учащимися школ необходимо подойти со всей ответственностью. При этом нужно учесть некоторые весьма важные аспекты:
- Увлечения и таланты ребёнка. Если вы хотите вырастить счастливого самодостаточного человека, то нужно способствовать созданию таких условий, при которых проявятся природные таланты маленького человека. Родственники должны помочь ребёнку определиться с будущей профессией, которая будет на самом деле интересна ему.
- Стимул. В большинстве случаев именно стимул играет решающую роль в выборе будущей трудовой деятельности. Важно понять, что мотивирует ребёнка – популярность профессии, перспективы развития в ней, самореализация или финансовая сторона вопроса.
- Стиль жизни, обусловленный профессиональной деятельностью. Это может быть работа в офисе, удалённый режим, наличие командировок или переезд в другой город. Также стоит учитывать график работы, он может быть гибким или подразумевает обязательное присутствие на рабочем месте в определённые часы. Есть особые специальности, связанные с газо- и нефтедобычей, мореходством или пилотированием воздушного судна.
- Желание и готовность к профессиональному развитию. Нужно объяснить школьнику, что специалисты, регулярно повышающие свою профессиональность, получающие новые актуальные навыки, пользуются большим спросом на рынке труда. Поэтому важно понять, готов ли ребёнок развиваться в выбранной профессии.
- Знакомство с профессией. Помимо рассказов о специальностях, которые интересуют подростка, нужно предоставить ему возможность познакомиться со сферой деятельности так сказать «очно». Это можно устроить при помощи посещения дней открытых дверей или встреч со специалистами в определенной отрасли, а также, участвуя в специальных мастер-классах.


Если принять во внимание все вышеуказанные факторы, то это будет хорошей помощью школьнику в вопросе выбора профессии, иногда весьма сложном.
Критерии выбора конкретной профессии в школе
Для начала нужно понять, коррелируют ли таланты и умения ребёнка с критериями выбора будущей специальности.
Денежное вознаграждение
Очевидно, что все хотят получать большую зарплату. Но если разобраться, то получается, что это не совсем так. У многих людей высокое денежное вознаграждение стоит не на первом месте, так как зачастую это влечет за собой ограничения:
- в количестве свободного времени;
- в возможностях выбора друзей и хобби;
- во времени, которое остается на семью и любимых людей;
- в свободе самореализации и многом другом.
В вопросе выбора профессии учащимися школ не следует ставить целью высокую оплату труда. Во-первых, со временем все может измениться. Во-вторых, в любой сфере деятельности диапазон зарплат может быть очень широким в зависимости от различных факторов.
Скачать файлГрафик и место работы
Есть ли привязка к рабочему месту или нет? Свободный или жесткий график работы? Эти факторы тоже нужно принимать во внимание при выборе профессии в школе. Уже в середине обучения у детей проявляются качества, предполагающие возможность в будущем работать в свободном формате:
- собранность, пунктуальность и умение организовать своё собственное время;
- умение выделять время для значимых дел при успешном дистанционном обучении;
- предпочтение проектных работ в школе рутинным делам.
Если вы замечаете, что ребёнок комфортнее себя чувствует при очном посещении школы, когда его график по большей части формируется учителями, родителями и школьными процессами, то не следует его нацеливать на творческие сферы деятельности. Для такого человека будет лучше работать при наличии чёткого, заранее сформированного графика. А частые столкновения с неопределенными обстоятельствами будут лишь провоцировать стрессы.
Активного ученика, умеющего правильно распределять временной ресурс, можно уже со школы готовить к «свободным» профессиям или дистанционной работе. Для этого можно пробовать посещать внешкольные занятия в удалённом формате. Таким образом ребёнок в школьные годы овладеет опытом взаимодействия, необходимым для будущей профессиональной деятельности.
Начальник или подчиненный
Уже в средней школе у ребёнка проявляются лидерские качества при наличии таковых. Но не всегда бывает так, что лидер – это обязательно незаурядная личность и активист класса.
на курсы от GeekBrains до 07 декабря
Есть разные типы лидеров. Но хороший руководитель – это в первую очередь тот, кто умеет компетентно и комплексно подходить к решению задач и грамотно делегировать полномочия. Вместе с тем лидер должен хорошо разбираться в способностях и возможностях людей.
Коммуникация с людьми
В основном люди комфортно себя чувствуют, если обстановка в рабочем коллективе совпадает с их представлениями о нормальных коммуникациях. Если происходит наоборот, то человек сталкивается с постоянным недопониманием между коллегами и, как следствие, со стрессом.
К середине школьного обучения становится ясно, какой стиль общения ближе ребенку:
- административный, при котором он выполняет то, что говорят;
- конкурентный, предполагающий борьбу за личный результат;
- партнерский, при котором принимаются коллективные решения и распределяются функции, после чего каждый докладывает о результатах своей работы;
- органический, когда каждый член коллектива берет ответственность на себя и выполняет свой участок работы без жёсткого контроля со стороны руководителя.
В каждой компании существует своя корпоративная культура. Есть области, в которых может использоваться только административный стиль общения, к примеру, военно-промышленная сфера.
Эти моменты нужно донести до ребёнка. Если личность не воспринимает принуждение и не может действовать под жёстким контролем, то, например, структуры государственной службы будут не лучшим вариантом для его карьеры.
Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии
В настоящее время есть большое количество различных тестов по профессиональной ориентации. Для того чтобы из всего многообразия выбрать подходящий, нужно учитывать несколько факторов, таких как время и место их создания. Чем современнее тест, тем вероятность получить хороший результат больше. И наоборот, итогом прохождения устаревшего теста может стать получение списка умирающих профессий, поэтому тратить время на них не стоит.
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Если продукт профессиональной диагностики разработан зарубежными специалистами, то стоит уточнить, адаптирован ли он для российского рынка. Вместе с тем нужно подробно узнать, в каком виде будет результат тестирования. Возможно, вы получите короткий неаргументированный перечень специальностей.
Результатом прохождения профессиональной диагностики является список предлагаемых профессий, наиболее подходящих для тестируемого. Важным моментом будут комментарии и пояснения к тесту специалиста по профориентации.


Очевидно, что, родители хотят лучшего для своего ребёнка, но нужно понимать, что определение с профессией должно быть его личным выбором. Только в этом случае взрослеющий человек будет осознавать необходимость дальнейшего обучения и брать ответственность за свое решение.
Поэтому целиком полагаться на тестирование нецелесообразно. Полученные результаты являются составной частью общего процесса профориентации.
Ошибки при выборе профессии в школе
Зачастую при выборе профессии допускаются следующие ошибки:
- Взрослые нацеливают ребенка сразу на позиции высшей квалификации. Например, директор, управляющий банка, учёный и т.д.
- Игнорирование или пренебрежительное отношение к непрестижным профессиям.
- Ориентация не на собственные желания и видения, а на советы родственников или других значимых людей при выборе будущей сферы деятельности.
- Проекция отношения к конкретному человеку, являющемуся представителем какой-то профессии, на данную профессию.
- Интерес не к профессии целиком, а к какой-то одной ее стороне.
- Проекция отношения к школьному предмету на профессиональную деятельность, связанную с ним.
- Выбор будущей специальности, ориентируясь на предпочтения друзей.
- Неспособность здраво оценить свои таланты и умения в предполагаемой сфере деятельности.
- Выбор будущей профессии, основанный на финансовой стороне вопроса.
Читайте также!
Профориентация для взрослых: трудности, методики, упражненияПодробнее

- Неадекватная оценка собственных личностных характеристик, которая приводит к неверному выбору будущей трудовой деятельности.
Дать объективную оценку своим качествам и умениям могут далеко не все подростки. Кто-то переоценивает свои силы, а кто-то, напротив, недооценивает. Поэтому важность профессиональной ориентации сложно переоценить. Во-первых, она помогает сознательному освоению школьных предметов, которые могут быть полезны для будущей профессии. Во-вторых, дает возможность оптимистично оценивать свое будущее, ограждая неокрепшую психику ребёнка от искушений современности.
Эта работа со школьниками способствует развитию интереса к самопознанию, стимулирует к размышлениям о собственных перспективах, служит мотивом к выбору будущей сферы трудовой деятельности.






