Когда начинать? Выбор профессии в школе многие начинают со старших классов после сдачи ЕГЭ. Однако данный период является довольно поздним, и профориентация в учебном заведении должна начинаться с первых лет обучения.
Как выбрать? Есть два основных метода выбора профессии. Первый – отталкиваться от качеств ребенка, его интересов и устремлений. Второй – это оценки самой профессии, графика работы, оплаты и т. д. Применять нужно оба этих метода, чтобы в итоге остановить выбор на деле всей жизни.
В статье рассказывается:
- Этапы профориентации в школе
- Правила выбора профессии для ученика
- Критерии выбора конкретной профессии в школе
- Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии
- Ошибки при выборе профессии в школе
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Этапы профориентации в школе
Безусловно, функцией школы, помимо непосредственно самого образования, является профессиональная ориентация. Ее суть заключается в предоставлении возможности учащимся школ выбора будущей профессии. В процессе профориентации дети при поддержке учителей занимаются исследованиями, смысл которых в общем развитии и более полном знакомстве с профессиями. Эта работа ведётся на протяжении всего процесса обучения, учитывая возрастные и личностные характеристики школьников.
Процесс профессиональной ориентации учащихся можно разделить на 4 ступени, каждая из которых имеет свои цели, задачи и принципы реализации:
Начальная школа, 1-4 классы
Эта ступень предполагает знакомство школьников со специальностями посредством игр, факультативных занятий, экскурсий, уроков профориентации. Дети вовлекаются в учебно-познавательные формы деятельности, такие как трудовая, игровая и исследовательская. Эти мероприятия закладывают фундамент ценностного восприятия труда, развивают интересы и потребность в познании.
Средняя школа, 5-7 классы
В средней школе профессиональная ориентация реализуется в форме деловых, психологических и профориентационных игр. Это формирует более глубокое понимание специфики различных специальностей, школьники получают практическую возможность для определения с будущей сферой деятельности. Учащиеся этой возрастной категории в процессе профориентации обретают ключевые знания о существующих профессиях, осмысливают свои интересы и перспективы их развития.
Средняя школа, 8-9 классы
В этот период, когда приближаются первые выпускные экзамены, работа по знакомству с профессиями принимает более целенаправленную форму. Игры сменяются педагогической деятельностью, способствующей выбору учениками дальнейшего профиля обучения в соответствии с их интересами и талантами. При этом происходит сужение спектра выбора будущей специальности, что благоприятствует более осознанному отношению к учебе и труду.
В 8-9 классах в профориентационный процесс активно включается школьный психолог, который при помощи тестов выявляет скрытые таланты, а также сильные и слабые стороны личности ученика. В программу включается изучение более ответственных специальностей, имеющих особые требования к сотрудникам. К таким профессиям относятся, например, медицинские и педагогические специальности.
Немаловажным в процессе содействия в выборе профессии в школе является проведение педагогами и школьным психологом соответствующих консультаций. В их процессе оказывается помощь ученику в оценке его интересов, умений, талантов, состояния здоровья, а также соотношении их с требованиями, предъявляемыми к определенной специальности. Такие консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Старшеклассники, 10-11 классы
В последние годы школьной учебы реализуется самая важная ступень профориентации. Ее результативность по большей части определяется качеством проведенной работы в начальной и средней школе. Педагогами проводятся мероприятия по ознакомлению учеников и их родителей с основными вузами города, их направленностями, также организуются ознакомительные экскурсии в эти учебные заведения.
Читайте также!
Количество консультаций, проводимых психологом для школьников в целях их профессионального определения, увеличивается.
В этот период школьной жизни делается упор на саморазвитие старшеклассников. Проводится большое количество факультативных занятий, целью которых является окончательное определение в выборе будущей сферы деятельности. Ученики вместе с учителями дискутируют о своих профессиональных намерениях, определяют готовность к их реализации.
Правила выбора профессии для ребенка
К вопросу выбора профессии учащимися школ необходимо подойти со всей ответственностью. При этом нужно учесть некоторые весьма важные аспекты:
- Увлечения и таланты ребёнка. Если вы хотите вырастить счастливого самодостаточного человека, то нужно способствовать созданию таких условий, при которых проявятся природные таланты маленького человека. Родственники должны помочь ребёнку определиться с будущей профессией, которая будет на самом деле интересна ему.
- Стимул. В большинстве случаев именно стимул играет решающую роль в выборе будущей трудовой деятельности. Важно понять, что мотивирует ребёнка – популярность профессии, перспективы развития в ней, самореализация или финансовая сторона вопроса.
- Стиль жизни, обусловленный профессиональной деятельностью. Это может быть работа в офисе, удалённый режим, наличие командировок или переезд в другой город. Также стоит учитывать график работы, он может быть гибким или подразумевает обязательное присутствие на рабочем месте в определённые часы. Есть особые специальности, связанные с газо- и нефтедобычей, мореходством или пилотированием воздушного судна.
- Желание и готовность к профессиональному развитию. Нужно объяснить школьнику, что специалисты, регулярно повышающие свою профессиональность, получающие новые актуальные навыки, пользуются большим спросом на рынке труда. Поэтому важно понять, готов ли ребёнок развиваться в выбранной профессии.
- Знакомство с профессией. Помимо рассказов о специальностях, которые интересуют подростка, нужно предоставить ему возможность познакомиться со сферой деятельности так сказать «очно». Это можно устроить при помощи посещения дней открытых дверей или встреч со специалистами в определенной отрасли, а также, участвуя в специальных мастер-классах.
Если принять во внимание все вышеуказанные факторы, то это будет хорошей помощью школьнику в вопросе выбора профессии, иногда весьма сложном.
Критерии выбора конкретной профессии в школе
Для начала нужно понять, коррелируют ли таланты и умения ребёнка с критериями выбора будущей специальности.
Денежное вознаграждение
Очевидно, что все хотят получать большую зарплату. Но если разобраться, то получается, что это не совсем так. У многих людей высокое денежное вознаграждение стоит не на первом месте, так как зачастую это влечет за собой ограничения:
- в количестве свободного времени;
- в возможностях выбора друзей и хобби;
- во времени, которое остается на семью и любимых людей;
- в свободе самореализации и многом другом.
В вопросе выбора профессии учащимися школ не следует ставить целью высокую оплату труда. Во-первых, со временем все может измениться. Во-вторых, в любой сфере деятельности диапазон зарплат может быть очень широким в зависимости от различных факторов.
Скачать файлГрафик и место работы
Есть ли привязка к рабочему месту или нет? Свободный или жесткий график работы? Эти факторы тоже нужно принимать во внимание при выборе профессии в школе. Уже в середине обучения у детей проявляются качества, предполагающие возможность в будущем работать в свободном формате:
- собранность, пунктуальность и умение организовать своё собственное время;
- умение выделять время для значимых дел при успешном дистанционном обучении;
- предпочтение проектных работ в школе рутинным делам.
Если вы замечаете, что ребёнок комфортнее себя чувствует при очном посещении школы, когда его график по большей части формируется учителями, родителями и школьными процессами, то не следует его нацеливать на творческие сферы деятельности. Для такого человека будет лучше работать при наличии чёткого, заранее сформированного графика. А частые столкновения с неопределенными обстоятельствами будут лишь провоцировать стрессы.
Активного ученика, умеющего правильно распределять временной ресурс, можно уже со школы готовить к «свободным» профессиям или дистанционной работе. Для этого можно пробовать посещать внешкольные занятия в удалённом формате. Таким образом ребёнок в школьные годы овладеет опытом взаимодействия, необходимым для будущей профессиональной деятельности.
Начальник или подчиненный
Уже в средней школе у ребёнка проявляются лидерские качества при наличии таковых. Но не всегда бывает так, что лидер – это обязательно незаурядная личность и активист класса.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Есть разные типы лидеров. Но хороший руководитель – это в первую очередь тот, кто умеет компетентно и комплексно подходить к решению задач и грамотно делегировать полномочия. Вместе с тем лидер должен хорошо разбираться в способностях и возможностях людей.
Коммуникация с людьми
В основном люди комфортно себя чувствуют, если обстановка в рабочем коллективе совпадает с их представлениями о нормальных коммуникациях. Если происходит наоборот, то человек сталкивается с постоянным недопониманием между коллегами и, как следствие, со стрессом.
К середине школьного обучения становится ясно, какой стиль общения ближе ребенку:
- административный, при котором он выполняет то, что говорят;
- конкурентный, предполагающий борьбу за личный результат;
- партнерский, при котором принимаются коллективные решения и распределяются функции, после чего каждый докладывает о результатах своей работы;
- органический, когда каждый член коллектива берет ответственность на себя и выполняет свой участок работы без жёсткого контроля со стороны руководителя.
В каждой компании существует своя корпоративная культура. Есть области, в которых может использоваться только административный стиль общения, к примеру, военно-промышленная сфера.
Эти моменты нужно донести до ребёнка. Если личность не воспринимает принуждение и не может действовать под жёстким контролем, то, например, структуры государственной службы будут не лучшим вариантом для его карьеры.
Что учесть при тестировании школьника на выбор профессии
В настоящее время есть большое количество различных тестов по профессиональной ориентации. Для того чтобы из всего многообразия выбрать подходящий, нужно учитывать несколько факторов, таких как время и место их создания. Чем современнее тест, тем вероятность получить хороший результат больше. И наоборот, итогом прохождения устаревшего теста может стать получение списка умирающих профессий, поэтому тратить время на них не стоит.
Если продукт профессиональной диагностики разработан зарубежными специалистами, то стоит уточнить, адаптирован ли он для российского рынка. Вместе с тем нужно подробно узнать, в каком виде будет результат тестирования. Возможно, вы получите короткий неаргументированный перечень специальностей.
Результатом прохождения профессиональной диагностики является список предлагаемых профессий, наиболее подходящих для тестируемого. Важным моментом будут комментарии и пояснения к тесту специалиста по профориентации.
Очевидно, что, родители хотят лучшего для своего ребёнка, но нужно понимать, что определение с профессией должно быть его личным выбором. Только в этом случае взрослеющий человек будет осознавать необходимость дальнейшего обучения и брать ответственность за свое решение.
Поэтому целиком полагаться на тестирование нецелесообразно. Полученные результаты являются составной частью общего процесса профориентации.
Ошибки при выборе профессии в школе
Зачастую при выборе профессии допускаются следующие ошибки:
- Взрослые нацеливают ребенка сразу на позиции высшей квалификации. Например, директор, управляющий банка, учёный и т.д.
- Игнорирование или пренебрежительное отношение к непрестижным профессиям.
- Ориентация не на собственные желания и видения, а на советы родственников или других значимых людей при выборе будущей сферы деятельности.
- Проекция отношения к конкретному человеку, являющемуся представителем какой-то профессии, на данную профессию.
- Интерес не к профессии целиком, а к какой-то одной ее стороне.
- Проекция отношения к школьному предмету на профессиональную деятельность, связанную с ним.
- Выбор будущей специальности, ориентируясь на предпочтения друзей.
- Неспособность здраво оценить свои таланты и умения в предполагаемой сфере деятельности.
- Выбор будущей профессии, основанный на финансовой стороне вопроса.
Читайте также!
Профориентация для взрослых: трудности, методики, упражненияПодробнее - Неадекватная оценка собственных личностных характеристик, которая приводит к неверному выбору будущей трудовой деятельности.
Дать объективную оценку своим качествам и умениям могут далеко не все подростки. Кто-то переоценивает свои силы, а кто-то, напротив, недооценивает. Поэтому важность профессиональной ориентации сложно переоценить. Во-первых, она помогает сознательному освоению школьных предметов, которые могут быть полезны для будущей профессии. Во-вторых, дает возможность оптимистично оценивать свое будущее, ограждая неокрепшую психику ребёнка от искушений современности.
Эта работа со школьниками способствует развитию интереса к самопознанию, стимулирует к размышлениям о собственных перспективах, служит мотивом к выбору будущей сферы трудовой деятельности.