О чем речь? Возрастные особенности обучения напрямую влияют на скорость восприятия материала. Да и уровень интереса, мотивации разительно отличается у ребенка и осознанного взрослого. Однако парадокс заключается в том, что чем мы старше, тем менее восприимчива наша память.
В чем особенность? Нужно понимать, что несмотря на фундаментальную важность возраста, есть еще ряд иных факторов влияния на скорость обучаемости. Существуют также индивидуальные особенности личности, которые обуславливают успех и неудачи в рамках работы с информацией при освоении того или иного предмета.
В статье рассказывается:
- Понятие «возраст» и возрастные периодизации
- Учет возрастных особенностей в обучении
- Возрастные особенности обучения детей
- Возрастные особенности обучения взрослых
- Как повысить эффективность обучения людей разного возраста
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие «возраст» и возрастные периодизации
Процесс обучения во многом зависит от индивидуальных особенностей учащихся: памяти, внимательности, темперамента, скорости усвоения нового материала и т.п. Важно учитывать и характерные черты различных возрастных периодов. В возрастной психологии есть несколько определений понятия «возраста» и подходов к его анализу.
В наиболее общей классификации выделяют:
- Абсолютный (календарный, хронологический) возраст — время от момента возникновения объекта до момента измерения его возраста. Определяется он в количестве лет, месяцев, дней или других единиц времени.
- Условный возраст — период в условной системе отсчета, который определяется относительно других периодов, выделенных по качественным и количественным признакам. Иначе его называют «возрастом развития».
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Среди разновидностей условного возраста:
- Психологический возраст — период, который зависит от уровня психического развития и устанавливается путем диагностики и сравнения с нормой.
- Биологический возраст — период, который определяется уровнем развития организма человека, состоянием всех его органов и систем: нервной, кровеносной, пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной, половой, иммунной и других. Функции организма сравнивают с нормой, определенной на основе статистических данных для популяции хронологического вида.
- Социальный возраст — период, который определяется уровнем социального развития человека и устанавливается путем сравнения его с условной нормой.
Хронологические (последовательные) периодизации
Основаны на аналогии с этапами различных процессов развития человечества (онтогенеза). Например, концепция развития ребенка, разработанная С. Холлом, согласно которой до 20 лет человек проходит пять стадий развития: дикость, охота и рыболовство, пастушество, земледелие, промышленность и развитие.
Периодизации, которые опираются на развитие какой-либо системы (признака) в организме человека
В основе таких периодизаций лежат как физиологические, так и психосоциальные признаки. Например, П.П. Блонский выделял этапы возрастного развития ребенка с учетом появления и смены зубов. Его концепция включает периоды беззубого детства (до 8 мес.), детства молочных зубов (до 6,5 лет) и постоянных зубов (от 6,5-7 лет и старше). В отличие от него, З. Фрейд за основу для своей теории взял психосоциальное развитие (концепцию бессознательного поведения человека).
Периодизации, основанные на взаимодействии человека с окружением — социальном поведении
На социальных потребностях, которые характерны для разных возрастов человека, основана эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Согласно ей, развитие личности проходит восемь психосоциальных стадий с ведущим типом кризиса на каждой из них. В результате происходит формирование определенных качеств личности:
- Младенчество (до 1 года) — период формирования базового доверия к миру, к окружающим людям, которое основано на доверительных отношениях с матерью.
- Раннее детство (до 3 лет) — период формирования самостоятельности и начальных понятий о разрешенном/запрещенном, хорошем/плохом, опасном/безопасном.
- Дошкольный возраст (до 5-6 лет)— период знакомства с социальными ролями при помощи игр, формирования понятия ответственности и навыков самоконтроля.
- Школьный возраст (с 6 до 11-12 лет) — период, когда ребенок получает основные знания, формирует умения и навыки. При правильном подходе дети учатся проявлять инициативу, получать удовольствие от творчества и созидательного труда.
- Отрочество и юношество (с 12 до 20 лет) — период, когда у ребенка появляется потребность в самоидентификации: он воспринимает себя как часть некой социальной общности (этнической, расовой, религиозной и др.). Проявляется интерес к выбору будущей профессии, осознание себя как взрослого человека.
- Молодость (с 20 до 30 лет) — период построения доверительных, глубоко интимных партнерских отношений, которые подразумевают умение находить компромиссы, заботиться друг о друге, уважать друг друга и разделять ответственность.
- Зрелость (с 30 до 40 лет) — период формирования более глубоких связей с окружающим миром, ответственности за будущие поколения, профессиональной и творческой реализации. Обратной стороной прохождения кризиса может стать безответственность и инертность.
Читайте также!
Обучение для женщин: как и где и получить новую профессиюПодробнее - Старость (после 40 лет) — период, когда человек переосмысливает прожитую жизнь, свой выбор партнера и профессии, передает свой опыт и мудрость следующим поколениям. При сложностях в прохождении кризиса формируется чувство безнадежности, бессмысленности жизни.
В возрастной психологии существуют и другие возрастные периодизации, которые опираются на разные аспекты формирования личности. Одной из главных задач на сегодняшний день является выработка единого общепринятого подхода к выделению возрастных этапов.
Учет возрастных особенностей в обучении
Мотивация детей к обучению, формированию новых навыков отличается от мотивации взрослых. Для школьников приоритетом являются внешние факторы: оценки, авторитет среди одноклассников, личность учителя, поощрения покупкой школьных принадлежностей, предметов для хобби. С возрастом обучение становится более осознанным, взрослые понимают, что важно не только получить теоретические знания, но и применить их на практике, состояться профессионально.
Скачать файлДля более полного понимания возрастных особенностей обучения важно учитывать специфику каждого возрастного периода:
Возраст 7-14 лет
К 7 годам, когда ребенок начинает посещать школу, у него формируется осознанное отношение к обязанностям ученика (внутренняя позиция школьника). Учебная деятельность становится основой развития.
Однако отношение к учебному процессу у детей может быть разным. Они не сразу привыкают к учебной нагрузке, большому количеству уроков, которые не всегда соответствуют их интересам. Одной из возрастных особенностей обучения и воспитания школьников 7-14 лет является то, что у них еще нет понимания далекой перспективы обучения: поступления в вуз, построения успешной карьеры. Они имеют представление об этом только со слов родителей.
Помимо общей учебной нагрузки, у детей появляются хобби, которые важно поощрять. Ребенка можно записать на курсы по популярным направлениям (видеосъемке, созданию компьютерных игр, иностранным языкам) — многие из них теперь доступны в онлайн-формате.
Учебная программа помогает лишь заложить базу для развития познавательных способностей ребенка. Дополнительные занятия позволят расширить его кругозор, выбрать наиболее интересные современные дисциплины и направления.
Возраст 14-18 лет
В подростковом возрасте приоритетом становится не учебная деятельность, а отношения со сверстниками. Ребенку хочется завоевать авторитет среди одноклассников, своей компании. Задача взрослых — помочь ему в этом.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Кроме того, необходимо поощрять интерес к учебе, разговаривать о выборе будущей профессии, рассказывать о различных аспектах профессиональной деятельности. Популярные среди современных школьников сферы — IT, дизайн, маркетинг и предпринимательство.
Вне зависимости от выбранного направления, интересов, важно поддерживать с ребенком конструктивный диалог, находить доступные объяснения сложным понятиям, приводить примеры из жизни, разговаривать с ребенком на одном языке. Тогда обучение будет в удовольствие.
Возраст 18-40 лет
Возрастные периоды 18-20 и 35-40 лет объединены на основе схожести в социальных и профессиональных потребностях человека. Для обоих периодов важное значение приобретает практическое применение полученных ранее навыков, а также достойная оплата за выполненную работу.
Многие курсы разработаны с расчетом на гибкий график, при котором материалы можно изучать в любое удобное время в онлайн-формате (в записи, в форме вебинаров). Чаще всего взрослые отдают предпочтение курсам с гарантированным трудоустройством и максимально быстрым профессиональным стартом, когда начать зарабатывать можно уже после нескольких месяцев обучения.
Возраст 40-55 лет
Примерно в 40 лет человек сталкивается с одним из самых сложных кризисов — кризисом среднего возраста. Наступает время переосмысления жизненных ценностей, профессиональных достижений, общественного положения. В случае острого недовольства каким-то из упомянутых аспектов некоторым хочется кардинальных перемен в различных сферах жизни.
Люди в возрасте 40-55 лет люди часто меняют работу, уходят в новые отношения, пересматривают устоявшиеся привычки.
В этот период человек, основываясь на предыдущем опыте, понимает свои сильные и слабые стороны, знает, какой он хотел бы видеть свою дальнейшую жизнь.
Такое глубокое переосмысление себя дает возможность выбрать максимально интересное и подходящее по формату обучение и реализоваться в выбранном направлении.
Возраст старше 55 лет
Пенсионный возраст — вовсе не повод ставить жизнь на паузу и сужать круг интересов. У многих людей с активной жизненной позицией появляется гораздо больше времени для учебы, творчества, путешествий. Сохранять активность и позитивный взгляд на мир очень важно для психического и физического здоровья.
Обучение в возрасте старше 55 лет приобретает все большую популярность. Во многих курсах учитывают возрастные особенности, принципы обучения адаптируют для людей старшего возраста: включают дополнительную поддержку кураторов, различные форматы подачи материала и подготовки домашних заданий. Освоение новых знаний помогает поддерживать мозговую активность, быть в курсе последних тенденций и трендов, лучше понимать подрастающее поколение.
Возрастные особенности обучения детей
- Любой предмет воспринимается детьми во взаимосвязи с отношением к педагогу. Личность учителя, его авторитет, его любовь к предмету часто мотивируют гораздо больше, чем оценки и поощрение родителей. Особенно, если учитель поддерживает в сложные моменты, помогает детям проявлять свои творческие способности.
- Методы обучения и возрастные особенности тесно взаимосвязаны. Лучшая форма обучения детей — игра. В игровых сценариях можно использовать вымышленных персонажей, различные предметы и материалы.
- Обучение важно максимально приблизить к реальным жизненным обстоятельствам. Например, некоторые упражнения для изучения лексики и грамматики иностранного языка можно заменить материалами из СМИ (видео, аудио, печатными).
- При обучении желательно менять виды деятельности, так как дети быстро устают от однообразных упражнений и заучивания материалов из учебников.
Возрастные особенности обучения взрослых
- При обучении взрослых необходимо ставить перед ними реальные, понятные, достижимые цели. Важно, чтобы они осознанно выбирали направление деятельности и рассчитывали свои силы.
- Приоритетом является практическая составляющая и трудоустройство. Преподавателям важно сразу сосредотачивать внимание на том, как можно применить теоретические знания.
- Желательно делать курс максимально сжатым по времени, без лишней информации. Взрослых она будет только раздражать.
- В обучении стоит использовать больше инфографики, иллюстраций, видеоматериалов, так как мозг быстрее анализирует и усваивает такой тип информации.
Читайте также!
Образование для людей с ограниченными возможностями здоровьяПодробнее - Темп обучения должен быть гибким, чтобы каждый обучающийся выбрал удобную интенсивность занятий и график.
- Преподавателю важно обеспечить индивидуальный подход к своим ученикам и поддерживать их на всех этапах обучения.
Как повысить эффективность обучения людей разного возраста
Для успешного обучения детей и взрослых важно не только учитывать в процессе обучения возрастные особенности, но и соблюдать несколько базовых правил, которые помогут быстрее усвоить и закрепить знания:
- Обеспечить тихую спокойную обстановку
Исследования многих российских и зарубежных ученых показали, что слишком высокий уровень шума — выше 80-85 дБ — значительно снижает качество усвоения информации. Особенно сильное влияние шум оказывает в сочетании с другими отвлекающими факторами. Поэтому для обучения важно найти оптимальные условия.
- Использовать разные форматы подачи материала
Комбинированная подача материала значительно увеличивает процент усвоения информации. Поэтому иллюстративный материал важно сопровождать пояснениями, чтобы задействовать слуховое восприятие, а в формат лекций — включать аудио- и видеоматериалы.
- Позаботиться о максимальной концентрации внимания
И у взрослых, и у детей необходимо выработать привычку учиться и сосредотачивать внимание на главной информации. Для этого стоит озвучивать цели занятия, напоминать о них, выделять наиболее важные факты и цифры, избегать побочных тем.
При выборе того или иного курса стоит определить для себя цели обучения (сменить профессию, найти подработку, углубить знания в определенной сфере), наиболее интересные направления, рассчитать свои финансовые возможности, время, которое вы готовы уделять занятиям. Если речь идет о детях, то важно учесть их предпочтения и уровень подготовки. Ведь результат во многом зависит от ответственного осознанного подхода к обучению.