О чем речь? Различные виды программ образования содержат в себе описание того, чему будет посвящен процесс обучения и какие методы будут применяться. В государственных учебных заведениях этот документ регламентируется законом «Об образовании».
На что обратить внимание? Классификация программ зависит от типа учебного заведения, автора разработки и ряда иных факторов. При этом любая из них должна обладать определенной структурой и отвечать поставленным задачам.
- Понятие образовательной программы
- Виды программ образования
- Структура программы образования
- Создание образовательной программы
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие образовательной программы
Когда говорят об образовательной программе, имеют в виду непосредственно сам учебный материал, а также документы, регламентирующие объем, формы, конечный результат и критерии контроля обучения (уровень знаний, умений, навыков).
На законодательном уровне при разработке учебных программ для образовательных учреждений всех уровней и типов (детские сады, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения, организации дополнительного образования) опираются на Федеральный закон «Об образовании в РФ». Согласно ему, в образовательной программе должны быть прописаны все ее компоненты: учебные материалы, объем информации для усвоения, календарно-тематическое планирование, критерии оценки, формы и виды контроля и т.д.
Дословное определение таково: «Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Значение термина «образовательная программа» можно найти в Международной стандартной классификации образования (МСКО). В этом источнике он определяется как «… единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определенного периода времени».
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Любая образовательная программа подразумевает получение документа, свидетельствующего об успешном окончании курса или полном его прохождении.
Виды программ образования
Типология программ образования по различным критериям
Типовая (примерная) программа:
- Проходит утверждение государственного органом управления образованием, предлагается в качестве образца или примерного шаблона.
- Служит учителям опорой при разработке собственной программы.
- Служит ориентиром для отбора минимального количества обязательного материала для изучения. Учитель на свое усмотрение может создавать собственный учебный курс, включая свои разработки и предложения касательно формы подачи материала, его уровня сложности, глубины и т.д.;
- Удобна в применении. Сопроводительные записки и методические указания дают возможность пошагово реализовывать программу без каких-либо изменений и адаптаций.
Модифицированная (адаптированная) программа. Учитель берет за основу готовую примерную или авторскую программу. Но не следует ей строго, а вносит коррективы, продиктованные конкретными условиями и особенностями образовательного процесса в том или ином учебном заведении. На изменение содержания программы влияют показатели обучаемости и обученности детей, их возраст, форма организации учебного процесса, длительность занятий, специфика изучаемого предмета.
Например, если это творческая дисциплина, итоговый или промежуточный контроль, сдача отчетности может проходить в форме концертов, выставок, соревнований, научных конференций и т.д. Балльная система оценивания может применяться параллельно. Корректировать базовые компоненты программы-основы педагоги не должны (принципы построения учебного процесса, его ход и т.д.)
Этот вид учебной программы также должен быть одобрен руководством учебного заведения после вынесения на обсуждение методсовету.
Экспериментальная программа. Создается преподавателем как ответ на необходимость реформирования имеющейся программы или потребность в решении конкретной педагогической проблемы. То есть возникает в результате поиска выхода из нестандартной ситуации, осложненной какими-либо условиями.
В экспериментальной программе могут быть пересмотрены объем и содержание учебных материалов, форма их подачи, организация урочной деятельности, а также предложены новые предметы и ранее не применявшиеся методики. Если в ходе реализации программы будет доказана уникальность методических разработок педагога, ее могут утвердить как авторскую. Экспериментальная учебная программа также применяется по согласованию с методическим советом и лично директором учебного заведения.
Читайте также!
Авторская программа. Всегда отвечает на запросы современного общества, не повторяет какие-либо другие, уникальна в своем роде. Авторской считается программа, разработанная от начала до конца одним человеком или несколькими совместно. Они считаются ее правообладателями (интеллектуальная собственность). Авторская образовательная программа может писаться специально под новую учебную дисциплину или возникает как результат пересмотра автором старых методов и форм в конкретном учебном курсе.
Авторская программа должна быть утверждена методическим советом во главе с директором учебного заведения. Но документ о том, что программа признана авторской, может выдать только вышестоящий орган управления образованием. В зависимости от региона, в России можно встретить практику, когда после специальной экспертизы разработчик программы, признанной авторской, получает документ с подтверждением ее статуса и принадлежности ему лично как интеллектуальной собственности.
Скачать файлЧтобы иметь основание причислить учебную программу к экспериментальной или авторской, экспертам необходимо выявить доказательства того, что автором были внедрены собственные разработки, не имеющие отношения к опыту предыдущих педагогов. Методическую работу, в которой лишь немного скорректированы те или иные компоненты типовой работы, не правомерно причислять к авторской.
Типология программ по форме подачи материала и организации процесса педагогической деятельности
Комплексные. Создаются как результат комбинирования различных подходов, методик, форм организации в единый цельный процесс. Площадками для их реализации являются:
- Учебные заведения системы дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные и т.д.), группы длительного пребывания для школьников. Этот вид программ дополнительного образования включает преподавание разнообразных предметов, распределенное на несколько этапов обучения. Используются различные методы и технологии преподавания и формы организации деятельности.
- Кружки и студии с преподаванием дисциплин, связанных с конкретной профессией или направлением деятельности (театральная студия, детское телевидение и т.д.).
- Специализированные группы обучения различных направлений, нацеленные на решение одной задачи. Единая программа обучения подразумевает в данном случае применение общих образовательных принципов, критериев выбора учебного материала, формата проведения занятий и т.д. Как пример, логопедические группы в дошкольных учебных заведениях.
Интегрированные программы. Их принципиальная особенность в том, что они построены на глубоких межпредметных связях. Авторы разрабатывают их содержание на основе интеграции, на первый взгляд, несмежных образовательных областей. Как правило, речь идет о преподавании дополнительных, факультативных предметов, которые имеют отношение к общеобразовательным.
на обучение «Frontend-разработчик» до 01 декабря
Интегрированная программа может объединять, например, экологию и эстетику. Таким образом, преподавание предмета «Эстетическая экология» построено на информации об интересных и живописных уголках родного города, области, о важности защиты природы и роли человека в ее сохранении.
Модульные программы. Представляют собой комплекс самостоятельных модулей, которые могут быть использованы автономно. В зависимости от поставленных учебных целей, педагог может выбрать один или несколько модулей и собрать из них на свое усмотрение собственный вариант программы. Также отдельные модули можно включать в другие готовые составные учебные курсы.
Сквозные программы. Позволяют объединить несколько программ, подвести их под один знаменатель с учетом общих образовательных целей, на которые влияют такие факторы, как психолого-физиологические особенности детей, состав групп и т.д.
Структура программы образования
Согласно государственным стандартам общего образования основная образовательная программа (ООП) обязательно должна включать следующие компоненты:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- программа для каждой дисциплины;
- ожидаемые результаты;
- специальные программы;
- обязательные условия для применения программы;
- план внеклассной работы;
- диагностические инструменты (дидактические, психологические, социально-педагогические);
- критерии и методы оценки полученных результатов прохождения программы (с точки зрения личностного развития, освоения предметов и т.д.);
- воспитательные и образовательные технологии, методы и методики.
Внутри общей образовательной программы выделяют следующие узконаправленные программы:
- выработки у учеников навыков общих учебных действий;
- формирования духовно-нравственных ценностей;
- формирования представлений об экологической культуре, а также привычек здорового образа жизни и правил безопасности жизнедеятельности;
- устранения дефектов развития;
- учебных программ и циклов, входящих в ООП.
Вне зависимости от вида, программа высшего профессионального образования составляется отдельно по каждой специализации, исходя из ступени образования.
Она состоит из:
- учебного плана по каждой дисциплине;
- календарно-тематического планирования;
- рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов и модулей;
- программ всех видов учебной и производственной практики;
- методических инструкций, содержащих критерии определения уровня обучения студентов;
- методическую информацию по внедрению упомянутых технологий.
Создание образовательной программы
К какому виду ни относилась бы программа образования, ее подготовка занимает длительное время. Первый вариант всегда рабочий. Он пишется как типовая программа. Затем на ее основе происходит формирование конечного результата. Автор соотносит содержание, используемые методы, формы организации деятельности, виды контроля с поставленными целями.
Если программа образования не рассчитана на индивидуальный образовательный маршрут для каждого учащегося, то необходимо, чтобы ее структура и содержание:
- подразумевали многообразие образовательных программ;
- учитывали разный подход в формировании целей обучения со стороны преподавателей и со стороны учеников;
- допускали разные пути реализации поставленных целей, а также их замену другими;
- поддерживали равновесие в компонентах между жестко директивными указаниями и компонентами, которые определялись бы ученикам самостоятельно.
Государственные образовательные программы, опираясь на международные и российские законы и нормы, дают те или иные жесткие предписания в минимальном размере. Это оставляет учителям довольно широкий простор для реализации творческого подхода и проявления педагогического мастерства. Вариативность и гибкость программ предоставляет возможность мотивированным учащимся самостоятельно влиять на содержание учебного курса (выбор профиля обучения, набора дополнительных предметов и т.д.).
Выделяются три главных метода создания программ образования: спиральный, линейный и концентрический.
- При спиральном способе построения учебного материала учащимся обозначается проблема, которую они продолжают изучать на протяжении всего учебного курса, расширяя и углубляя свои знания по ней.
- Линейный алгоритм преподнесения материала подразумевает, что отдельные темы следуют друг за другом без повторений и взаимодополнений.
- Концентрический метод составления учебной программы выстраивает образовательный материал таким образом, что ученики могут возвращаться к ранее изученной теме и рассматривать ее под новым углом, с высоты приобретенного опыта и накопленных знаний.
Любая образовательная программа направлена на выполнение целей, поставленных ее создателем и прописанных в ней же. Важно помнить, что содержание программы всегда будет отражать субъективный опыт автора и его взгляды на проблему.
Задача каждого педагога — регулярно пересматривать типовую учебную программу, по которой он работает, в целях ее настройки под потребности конкретного класса, группы учеников, условия реализации и т.д. Если учитель разрабатывает авторскую программу, прежде чем внедрять ее в практику, он должен обосновать ее целесообразность и актуальность на методическом совете школы или районного объединения. Вести занятия педагоги могут только по утвержденным программам.
Читайте также!
Построение образовательного процесса невозможно без создания работающих образовательных программ. Их написание — сложный процесс. Чтобы преуспеть в нем, педагогу важно не только понимать свои цели и задачи, но и хорошо знать структуру документа и требования к нему.