О чем речь? Многие в ответ на вопрос «в чем суть шрифта?» скажут, что главное – донести информацию. В такой формулировке немалая доля истины есть, только она требует раскрытия и объяснения механизма передачи смысла.
Как работает? Шрифт – это не только буквы определенного вида и размера, это еще и эмоции, которые человек испытывает, глядя на текст. Поэтому в зависимости от задач, нужно выбирать тот шрифт, который максимально раскроет суть вашего послания.
В статье рассказывается:
- Суть шрифта
- Виды шрифтов
- Характеристики шрифтов
- Психология шрифта
- Выбор шрифта для дизайна
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть шрифта
В чем же суть шрифта? Чтобы ответить на данный вопрос, следует рассмотреть несколько важных понятий, использующихся в сфере дизайна:
- Гарнитура — семейство сходных по стилю начертаний шрифта. К примеру, гарнитурами являются Arial и Garamond. В этих наборах можно найти самые разные варианты шрифтов: жирные, полужирные, курсивные и т.д.
- Шрифт – конкретное начертание в рамках той или иной гарнитуры. Кроме того, шрифтом называют файл со специальным разрешением, который можно загрузить на компьютер и установить в операционную систему. Например, шрифтами являются Arial Italic и Garamond Bold. Для упрощения можно представить, что гарнитура представляют собой фамилию, а шрифт – имя. Таким образом, Helvetica – это общая фамилия одного семейства шрифтов. Следовательно, Helvetica Neue Light является именем конкретного шрифта.
- Начертание — оформление шрифта, состоящее из определенного контраста и наклона написания букв. Дизайнеры нередко применяют один и тот же шрифт в нескольких вариациях: обычный, жирный, легкий или курсивный. Кроме того, специалисты используют разные оттенки (лёгкий курсив или супер жирный).
- Вид шрифта представляет собой группу из нескольких гарнитур. Она подбирается специалистом в области дизайна по тем или иным общем признакам. К примеру, несколько схожих гарнитур могут применяться для создания заголовков, а декоративные шрифты — для разработки оформления текста.
Виды шрифтов
Антиква
Эту группу иногда называют начертанием с засечками (они расположены в нижней и верхней части буквы). Антиква представляет собой один из самых популярных и старых стилей. Многие исследователи считают, что данный вид шрифтов появился ещё в 15 столетии.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Антиква используется для создания газет, книг и журналов. Бытует мнение, что этот шрифт является самым легко читаемым. Но это ещё не значит, что он подойдёт под любые цели.
Наиболее распространенные шрифты с засечками:
- Times New Roman;
- Garamond;
- Bodoni;
- Playfair Display;
- Merriweather.
Гротеск
Схож с предыдущей разновидностью. Единственное отличие заключается в отсутствии засечек. Гротеск состоит из прямых букв, которые не имеют никаких дополнений.
Данная гарнитура набрала популярность в середине 20-го столетия. В отличие от антиквы, которая считается «римским» стилем, гротеск имеет готический внешний вид. Символы этого шрифта считаются более современными. Кроме того, они более жирные и чёткие. В качестве примера можно привести знаменитый Arial. Его нередко используют при создании заголовков на сайтах и в объявлениях.
Самые распространенные шрифты, которые не имеют засечек:
- Open Sans;
- Raleway;
- Montserrat;
- Druk;
- Futura PT.
Рукописный
Исходя из названия, становится очевидным, что данный шрифт схож с тем, который люди используют при записях от руки. Есть много подвидов этой гарнитуры. Учтите, что некоторые из вариаций довольно сложно прочесть. Таким образом, рукописный шрифт подойдёт далеко не всем. Особую осторожность следует проявить создателям логотипа бренда.
Наиболее известные рукописные шрифты:
- Antractic;
- Rhytmic;
- Amatic SC;
- Caravan;
- Klyakson.
Акцидентный
Суть таких шрифтов заключается в нестандартности. Как правило, их применяют для создания коротких текстов и заголовков. Яркий пример — логотип Фанты.
Несколько популярных акцидентных шрифтов:
- Miratrix;
- Moniqa;
- Durance Type;
- Flicker;
- CSTM Xprmntl 03.
Среди вышеперечисленных разновидностей самыми распространёнными являются антиква и гротеск. Остальные шрифты применяются гораздо реже. Однако они могут координатно поменять образ продукта, поэтому не стоит их недооценивать.
Характеристики шрифтов
Засечки
Засечки — это короткие перпендикулярные штрихи, расположенные на концах букв. В профессиональных кругах шрифты подразделяются на вариации со скруглёнными, острыми, асимметричными засечками. Существуют также шрифты с засечками на части литер и без засечек на другой части набора (к примеру, Demi Serif).
Контрастность
Под контрастностью подразумевают разницу между горизонтальными и вертикальными штрихами. Шрифты могут быть с высоким и низким контрастом (чем больше разница, тем контрастнее).
Насыщенность
Насыщенность зависит от толщины букв. Данный параметр легче всего описать через начертания:
- Сверхсветлые— Ultra Light, Extra Light, Thin.
- Светлые — Light.
- Нормальные — Book, Regular, Roman.
- Полужирные— Medium, Demi Bold, Semibold.
- Жирные — Bold, Heavy.
- Сверхжирные— Extra Bold, Black, Ultra Bold.
Читайте также!
Соотношение ширины и высоты знаков
Выделяют узкие и широкие шрифты. Обычно они оцениваются по букве О. Если она достаточно круглая, то шрифт считается широким, а если же более вытянутая, то узким.
на обучение «Веб-дизайнер» до 24 ноября
Чтобы подобрать шрифт по данному параметру, необходимо учесть текстовый формат и площадь полосы набора.
Соотношение прописных и строчных букв
В процессе выбор носителя, на котором будет размещён текст, нужно обращать внимание на перепад между заглавными и маленькими буквами. Если стоит задача разработать рекламный баннер, то разница высот должна быть небольшой. Таким образом, типографика будет выглядеть более целостно. Кроме того, читателю будет проще воспринимать текст.
При наборе небольшим кеглем следует использовать шрифты с низкими строчными буквами. Тем самым выносные элементы станут более заметными. Плюс ко всему, они упростят процесс чтения.
Апертура
Апертура — это «открытость» знака. Данный параметр можно оценить по букве С. Чем выше апертура, тем удобнее читается текст.
Психология шрифта
В рамках психологии шрифта специалисты изучают специфику влияния различных шрифтов на мышление, чувства и поведения людей.
Каждое начертание вызывает свои ассоциации. Вполне очевидно, что Comic Sans создает совершенно другие эмоции, нежели Arial, Roboto или Montserrat. Не менее существенную разницу можно обнаружить между Times New Roman и Yellowtail или Baloo. Чем лучше вы будете понимать ассоциации, которые вызывает конкретный шрифт, тем эффективнее будет дизайн вашего продукта. Именно это и является предметом исследования психологии шрифтов.
Шрифты с засечками
Такие шрифты считаются наиболее классическими. Люди ассоциируют их с надежностью и традиционностью.
Перечислим основные эмоции и мысли, которые возникают у аудитории при прочтении текстов с такими шрифтами:
- доверие;
- уважение;
- власть;
- формальность.
Исходя из этого, становится очевидным, что шрифты с засечками могут использоваться традиционными брендами и отраслями. К таковым можно отнести:
- финансовые организации;
- юридические компании;
- страховые фирмы;
- консультанты.
Шрифты без засечек
Шрифты без засечек считаются более современными, элегантными. Их можно встретить в текстах компаний, которые занимаются передовыми технологиями.
Шрифты без засечек ассоциируются у людей с:
- честностью;
- современностью;
- доверием;
- технологичностью.
Отрасли, в которых могут использоваться такие шрифты:
- производственные и IT- компании;
- модные бренды;
- стартапы.
Рукописные шрифты
Эти шрифты с точки зрения психологии гораздо сложнее, чем предыдущие разновидности. Они формируют специфический дизайн, который может стать настоящей изюминкой компании. Так как рукописные шрифты схожи с почерком человека, их можно назвать более индивидуальными. Некоторые из них обладают забавным и современным внешним видом, а другие веют традиционностью и стариной.
Перечислим несколько основных ассоциаций, которые могут возникнуть у аудитории при прочтении рукописных шрифтов:
- элегантность;
- утонченность;
- творчество;
- счастье;
- традиционность.
Отрасли и бренды, которые могут внедрять рукописные шрифты:
- марки продуктов питания и напитков;
- модные бренды;
- детские бренды.
Выбор шрифта для дизайна
При восприятии текста человек может использовать самые разные способы мышления. К примеру, при виде короткого слова, написанного на знакомом языке крупными буквами и на контрастном фоне, наш мозг сразу же считывает его.
Выбрав шрифт и реализовав его в дизайне, вы можете предопределить ассоциации, которые будут возникать в головах у клиентов. Обратит ли человек внимание на ваш продукт? Будет ли он сначала смотреть на паттерн текста? Все это зависит от выбранного начертания.
Все шрифты можно поместить на шкале с двумя полюсами, один из которых обозначает передачу содержания текста, а другой – создание сильных эмоций.
Подбирая положение шрифта на шкале, вы можете детально настроить его. Насколько дизайн будет содержательным? Какова будет сила эмоционального заряда? Если вам не требуется сообщить что-то дополнительное, то лучше всего остановиться на наиболее привычном и спокойном шрифте. Главное, чтобы он хорошо передавал смысл текста. При этом шрифт должен легко читаться в вашем контексте.
Если же перед вами стоит задача передать клиенту какой-то дополнительный смысл с помощью текста, то подберите более оригинальный шрифт. Он может выделяться на фоне остальных. Кроме того, совершенно необязательно, чтобы он легко читался. Главное, чтобы шрифт привносил в содержание текста определенный смысл, который вам нужно добавить.
Если вы хотите понять, какой же шрифт лучше, следует определиться с целью текста. Стандартное начертание, например Helvetica или новомодный вариант с futurefonts.xyz? все зависит от задачи, которую вы перед собой ставите. Уточните, где и как шрифт должен будет применяться. Очевидно, что шрифты для уличной рекламы, интерфейсов, мобильных телефонов могут существенно отличаться. Спросите себя: зачем компании это начертание? Какие задачи должен выполнять данный шрифт? Каковы его функции и характер?
Читайте также!
Теперь вы знаете, какие есть шрифты. Помните, что каждый дизайн должен иметь конкретную цель. Создаете рекламные материалы? В таком случае вам нужно как можно лучше передать информацию потребителю. От выбранного шрифта будет зависеть конечный результат всей маркетинговой кампании. Если вы не можете определиться с выбором, то присмотритесь к вариантам с простым дизайном. Аудитория высоко ценит тексты, которые легко читаются. Чем проще человеку понять смысл написанного, тем лучше.
Хотите получить одну из самых востребованных профессий в 2023 году? Станьте веб-разработчиком! Всего за 9 месяцев обучения вы познакомитесь с веб-технологиями, изучите популярные языки программирования и сможете самостоятельно создавать адаптивные сайты и интерактивные веб-приложения. Не упустите возможность стать специалистом одной из самых высокооплачиваемых и актуальных направлений. Присоединяйтесь к нам уже сейчас!