Что это такое? Сопроводительное письмо к резюме – не обязательная, но крайне важная часть этого документа. Оно показывает рекрутеру вашу заинтересованность в конкретной работе, чем привлекает его внимание и, соответственно, увеличивает шансы на получение должности.
Как написать? Чтобы письмо сработало, к его составлению нужно подходить очень тщательно. Текст обязан быть грамотным, правильно оформленным, иметь четкую структуру. В противном случае такое письмо не только не повысит вероятность устроиться в компанию, но и, наоборот, может снизить ее до минимума.
- Суть сопроводительного письма к резюме
- Преимущества сопроводительного письма
- Структура документа
- Обязательные требования к сопроводительному письму
- Ошибки при составлении письма
- Советы по улучшению сопроводительного письма
- Отправка сопроводительного письма
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть сопроводительного письма к резюме
Относительно недавно кандидаты нечасто прилагали сопроводительное письмо к резюме при отклике на вакансию. В бумажном виде это было просто неудобно. Кипа бумаг не приносила радости менеджеру по набору персонала, а о дополнительных приложениях в виде писем не могло быть и речи.
Сейчас все иначе: появились компьютерные технологии, благодаря которым люди стали активно коммуницировать. Резюме теперь направляются в электронном виде, поэтому больше нет сложности в том, чтобы приложить к ним пару абзацев сопроводительного текста.

Резюме представляет собой официальные данные о сотруднике, его образовании, навыках и опыте работы. Сопроводительное письмо, наоборот, выступает в качестве добавочной информации.
Некоторые потенциальные сотрудники, ищущие работу, забывают об этом или предпочитают не добавлять «ненужные» документы, когда все уже указано в резюме. Но при таком подходе кандидат рискует потерять потенциальную должность.
Сопроводительная информация в западных странах является необходимой частью при отклике на вакансию. Ее отсутствие могут расценить как признак дурного тона. В России такой системы нет, но интерес работодателей к этому новшеству растет с каждым днем.
В целом многие рекрутеры в РФ положительно относятся к предоставлению сопроводительного письма. Оно позволяет обратиться к потенциальному руководителю или менеджеру, чтобы заинтересовать его. Сопроводительное письмо может стать вашим преимуществом перед другими кандидатами, если в нем есть логика, нет ошибок и присутствует вся необходимая информация в краткой форме.
Скачать файлСопроводительное письмо рекомендуется прилагать в следующих ситуациях:
- если вы студент или выпускник вуза и не имеете опыта работы в выбранной сфере;
- если вы хотите сменить вид профессиональной деятельности, получить опыт работы;
- если вы отправляете заявку на место в международной компании.
Последний пункт наиболее актуален, так как крупные фирмы ищут кандидатов, которые умеют грамотно подать информацию и представить себя.

Правильное сопроводительное письмо привлекает внимание менеджера по персоналу к вашему резюме. Оно повышает ваши шансы стать кандидатом на выбранную должность, помогает при приеме на работу.
Преимущества сопроводительного письма
Хорошее письмо может помочь выделиться на фоне других кандидатов. Например, если их опыт работы такой же как у вас или его нет совсем. Сопроводительное письмо в таких ситуациях способно повлиять на решение рекрутера, повысить ваши шансы на успех.
Письмо также показывает ваше умение писать, формулировать мысли. Это особенно важно для вакансий, где идет постоянная работа с текстом. В этот список входят маркетологи, копирайтеры.
Сопроводительную информацию полезно использовать как дополнение, если требуется пояснить данные из резюме. Например, если вы решили устроиться на работу в той области, где у вас нет подходящего опыта работы. Достаточно лишь объяснить работодателю, почему вы хотите работать именно в этой сфере.
С помощью письма можно рассказать, почему вы заинтересованы в вакансии, и упомянуть о себе то, что не удалось включить в резюме.
Структура и содержание документа
Как составить сопроводительное письмо к резюме? Стоит помнить, что это, в первую очередь, документ, который соответствует требованиям деловой переписки. Соответственно, для него предусмотрена своя структура:
- Приветствие. Всегда указывайте получателя, и ваше письмо будет в выигрыше перед безличными текстами. Если вы не знаете, как зовут человека, то можете использовать простое обращение к сотрудникам подразделения. Начните предложение со слов «Уважаемый…» или «Dear…», если письмо на английском. Также уместны будут приветствия «Добрый день, …» и «Здравствуйте, …» с указанием имени или должности. Ни в коем случае не применяйте неформальное обращение!
- Основная часть. Она содержит большую часть информации в краткой форме. Указать в ней можно следующее:
- источник, из которого вы получили информацию о вакансии (можно не указывать, если вы пишите через портал рекрутинга);
- должность, на которую вы откликнулись;
- причину выбора, почему она привлекла вас (новый опыт, самореализация, интересный продукт и т.д.), без акцента внимания на ваши амбиции;
- опыт, который вы приобрели для данной вакансии, но не указали его в резюме;
- дополнительную информацию к резюме: объяснение временного перерыва в стаже, доказательства получения необходимого опыта, навыки, перекрывающие негативный пункт в резюме.
- Заключение. Покажите свою благодарность читателю за уделенное время и предложите встретиться, чтобы вы могли решить отдельные вопросы по теме и пройти собеседование.
- Прощание. Завершая сопроводительное письмо к резюме, не забудьте грамотно попрощаться с читателем, которому оно адресовано. Для этого будет вполне достаточно простого: «С уважением…» или «Best regards» для английского текста.
Структура и содержание документа - Контактные данные. В резюме и в сопроводительном письме контактные должны быть идентичны, поэтому вы можете просто продублировать их. Этот пункт можно повторять для удобства нанимателя.
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Используйте для каждого пункта не более 1-3 предложений, не забывая разделять их на абзацы.
Обязательные требования к сопроводительному письму
Как нужно написать сопроводительное письме к резюме, чтобы менеджер дал ему положительную оценку:
- Максимальная лаконичность. Не стоит растягивать одну фразу на весь текст. В деловой переписке это недопустимо. Прочтите письмо перед отправкой – оно не должно превышать 10 секунд по времени и половины листа А4 по объему.
- Емкость. Ваш работодатель – занятой человек, ценящий свое время. Укажите в письме только ту информацию, которая может быть для него полезна. Большое количество «воды» негативно скажется на результате.
- Стиль. Бизнес-переписка должна быть составлена с использованием делового стиля: простоты, без лишних слов, фамильярности и излишней эмоциональности (если только это не творческая компания, которых на рынке не так много). Пишите кратко и не используйте юмор для самовыражения, если того не требует должность компании-нанимателя.
- Личностный подход. Приемлемым считается легкий, живой стиль, как при общении, без лишнего упрощения или усложнения текста.
- Актуальность. Используйте только ту информацию, которая будет полезна для нанимателя в текущий момент.
- Конкретика. Дополните ваш текст исчисляемыми примерами: цифрами, процентными соотношениями и т.п. Такая информация будет выглядеть более весомой и достоверной.

- Рекомендации. Так или иначе у вас могут попросить рекомендательные письма с предыдущих мест работы, но вы можете опередить рекрутера, указав их в сопроводительной информации. Это улучшит отношение к вашему резюме.
Приглашаем вас на бесплатный онлайн-интенсив от Geek Brains.
За 3 часа эксперты подробно разберут каждый шаг новичка в IT, от составления резюме до выхода на зарплату в 200 000 ₽.
Также сразу после бесплатной регистрации на интенсив на вашу почту придут подарки от Geek Brains из закрытой базы:
Точный инструмент «Колесо компетенций»
Для детального самоанализа по выбору IT-профессии
Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют
Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый
Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога
Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех
Ошибки при составлении письма
Некоторые сопроводительные письма к резюме могут быть крайне неудачно написаны. Рассмотрим несколько основных примеров того, чего не должно быть в письме:
- Не повторяйте информацию, которую уже указали в резюме. Менеджеры не любят повторов, потому что они только тратят их время. Исключением является контактная информация, она всегда должна быть под рукой.
- Шаблоны. Использование заготовок понизит уникальность и информативность вашего письма. Рекрутер может решить, что у вас есть один шаблон, который вы отправляете на все аналогичные вакансии. В таком случае можете быть уверены – письмо вам не поможет.
- Общие слова. Не используйте обобщающие слова. Человек может назвать себя «ответственным», но что конкретно это значит? Выражайтесь точнее. Например, вместо «Я квалифицированный специалист», скажите: «Я работаю в этой отрасли более 5 лет».
- Личная жизнь. В сопроводительном письме к резюмене должно быть личной информации. Для работодателя неважно, сколько у вас собак, как вы проводите выходные или где были прошлым летом. Текст должен объяснять, как вы сможете помочь компании, будучи специалистом в выбранной сфере.
- Вопросы. Не стоит интересоваться всеми подробностями заранее. Такие вопросы, как заработная плата и рабочий график, будут обсуждаться на собеседовании.
- Ошибки и опечатки. Тщательно прочитайте письмо, проверьте его на наличие орфографических и грамматических ошибок. Если должность важна для вас, убедитесь, что с этим все в порядке, иначе вы рискуете оттолкнуть нанимателя.
Советы по улучшению сопроводительного письма
Что можно сделать, чтобы письмо было приятнее читать:
- Если письмо отправляется отдельным документом, убедитесь, что текст выровнен по левому краю, а поля и заголовки выделены.
- При создании документа на специальном сайте для поиска работы разделяйте абзацы пустой строкой. Также убедитесь, что в тексте нет двойных пробелов.
- Используйте Word для создания сопроводительных писем: скопируйте текст объявления и распишите ответ на каждый пункт. Это позволит не упустить никаких деталей и проверить соответствие ваших навыков требованиям вакансии. Если по каким-то пунктам вы не подходите, у вас будет возможность объяснить отсутствие практического опыта в этой области. Программа поможет проверить правописание и изменить формат документа.
Советы по улучшению сопроводительного письма - При перечислении каких-либо навыков, используйте маркированный список. Это лучший вариант для сопроводительного письма к резюме.
- Заранее посмотрите информацию о компании, чтобы вы могли составить документы на основании конкретных данных, если решите устраиваться на работу.
- Попросите кого-то из близких посмотреть ваш текст. Лучше, если это будет человек, разбирающийся в теме. Взгляд со стороны поможет доработать текст, сделать содержание более компактным и информативным, отсеять лишнее. Можете проверить письмо самостоятельно, поставив себя на место работодателя. Прочтите текст несколько раз, можно даже с перерывами.
Отправка сопроводительного письма
Сейчас принято отправлять резюме и сопроводительные письма в электронном виде.
Сопроводительное письмо можно разместить в тексте сообщения при отправке резюме. Оба документа могут быть отправлены в виде вложений с указанием получателя, желаемой должности и отправителя.
Используйте общие форматы вложений, чтобы не произошло ситуации, при которой письмо не откроется. Менеджер не занимается переводом одного формата в другой в целях экономии времени.
Некоторые работодатели могут запросить сопроводительное письмо в качестве обязательного приложения. Не стоит игнорировать эту просьбу, если вы нацелены устроиться на работу в данную компанию.