Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлогСкаффолдинг: разбираемся в нюансах
Скаффолдинг
16.08.2023
2 586
Время чтения: 14 минут

Скаффолдинг: разбираемся в нюансах

16.08.2023
2 586
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

О чем речь? Скаффолдинг — теория обучения, суть которой состоит в том, что преподаватель или тьютор помогает обучающемуся в решении поставленных проблем. При этом помощь оказывается только в строго необходимом для решения задачи объеме.

На что обратить внимание? Цель скаффолдинга — постепенное формирование самостоятельности учеников. Для достижения используются такие инструменты, как работа в группе, визуализация, физическая активность.

В статье рассказывается:

  1. Понятие скаффолдинга
  2. Принципы скаффолдинга
  3. Виды и стратегии скаффолдинга
  4. Часто задаваемые вопросы о скаффолдинге
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Понятие скаффолдинга

Термин «скаффолдинг» пришел из английского языка и в буквальном смысле означает «строительные леса». Как и в строительстве, где леса помогают достичь нужных высот и обеспечивают безопасность, в обучении скаффолдинг представляет собой поддержку, которая помогает ученикам достичь новых знаний и навыков.

Скаффолдинг включает в себя активное участие родителей, учителей, наставников или педагогов. Он предполагает, что важно быть рядом с учеником в нужный момент и на нужном уровне, чтобы помочь ему справиться с трудностями и освоить новый материал. Однако важно отметить, что скаффолдинг не означает делать все за ученика. Напротив, его цель заключается в том, чтобы помочь ученику развить самостоятельность, а не просто предоставить ему готовые ответы.

Понятие скаффолдинга
Понятие скаффолдинга

У вас не получится никого научить ездить на велосипеде, если сами сядете за руль. Методы скаффолдинга направлены на то, чтобы помочь учащемуся и поддержать его, но никак не на работу вместо него. Ученые изучили множество тандемов, состоящих из наставника и его подопечного. Был подробно рассмотрен процесс, как именно учитель мотивирует своего ученика в решении сложных задач.

Как раз в процессе наблюдения и появился термин «скаффолдинг», так как квалифицированная помощь и поддержка больше всего напоминают по смыслу назначение строительных лесов. Скаффолдинг в педагогике и психологии позволяет это видеть и направлять деятельность ученика в рамках зоны его ближайшего развития, то есть того, что находится между тем, что человек способен сделать самостоятельно, и тем, что он самостоятельно еще не сможет сделать.

Принципы скаффолдинга

Этот термин был впервые сформулирован в 1976 году американскими психологами Джеромом Брунером, Дэвидом Вудом и Гейл Росс. Они исследовали процесс обучения и выяснили, как тьюторы мотивируют своих учеников к решению сложных задач.

Авторы писали, что процесс скаффолдинга состоит по большей части в контролировании взрослым тех элементов задачи, которые поначалу выходят за пределы возможностей ученика, таким образом позволяя тому сконцентрироваться только на тех составляющих, которые ему в данный момент по силам.

Рассмотрим основные принципы скаффолдинга, описанные Брунером и его коллегами, а также дополнительные критерии, предложенные Эпплби и Лангер:

  • Привлечение внимания. Учитель должен заинтересовать ученика и создать готовность следовать правилам для выполнения задачи. Это может быть достигнуто через использование интересных материалов, игровые элементы или привлекательные задания.
  • Ограничение свободы действий. Учитель должен упростить задачу, сократив количество операций, необходимых для ее решения. Он берет на себя «лишние» действия, чтобы ученик мог сосредоточиться на главных шагах. Это помогает ученику лучше понять процесс решения и избежать путаницы.
  • Удержание внимания на цели. Ученикам свойственно отвлекаться, поэтому важно, чтобы учитель помогал им сохранять фокус на цели урока. Даже если учащийся отклоняется от основной задачи, наставник должен поощрять его усилия, чтобы сохранить мотивацию.
  • Подчеркивание важных деталей. Учитель должен обращать внимание ученика на значимые детали задания, чтобы помочь ему заметить расхождения между его выполнением задачи и правильным решением. Это помогает обучаемому развить критическое мышление и самооценку.
  • Не допускать фрустрации ученика. Работа с учителем должна быть комфортной для него, чтобы он чувствовал поддержку и уверенность в себе. Однако преподаватель должен быть осторожен, чтобы его подопечный не стал слишком зависимым от него. Постепенно учитель должен убирать внешнюю поддержку, чтобы ученик мог справиться самостоятельно.
  • Демонстрация решений. Учитель должен показывать ученику, как решать задачи, чтобы тот понимал, чего от него ожидают. Преподаватель может также попросить учащегося объяснить свое решение и попробовать его реализовать. Затем учитель может повторить решение ученика, но в более совершенной форме. Постепенно ответственность за выполнение задания переходит от наставника к воспитаннику.

Кроме принципов, описанных Брунером и его коллегами, Эпплби и Лангер предложили в 1983 году пять дополнительных критериев скаффолдинга:

  • Задание должно иметь ясную цель.
  • Задача должна соответствовать возможностям: быть трудной для самостоятельного решения, но посильной при помощи учителя.
  • Урок должен быть структурирован так, чтобы ученик сам приходил к правильному решению, руководствуясь правильно выстроенными мыслями.
  • При выполнении задания должно быть сотрудничество ученика и учителя как помощника.
  • Интернализация: со временем помощь необходимо убирать.
В целом, скаффолдинг — это метод обучения, который помогает ученикам развивать свои навыки и достигать успеха. Применение принципов скаффолдинга и учет дополнительных критериев помогут учителям эффективно руководить процессом обучения и обеспечить оптимальную поддержку для своих подопечных.

Виды и стратегии скаффолдинга

Два основных типа скаффолдинга:

  • непосредственный;
  • планируемый.

Непосредственный скаффолдинг — это стратегии, которые применяются прямо в классе в ответ на учебные ситуации, когда учащимся требуется дополнительное объяснение или поддержка.

Виды и стратегии скаффолдинга
Виды и стратегии скаффолдинга

Он включает в себя несколько приемов, которые помогают учащимся лучше понять и усвоить материал:

  • Объяснение. Учитель использует этот прием, когда задача оказывается сложнее для учеников, чем они ожидали. Он дает дополнительные объяснения (на родном языке учащихся, если речь идет о преподавании иностранного языка), чтобы помочь им лучше понять содержание.
  • Мозговой штурм. Этот прием часто используется при внедрении нового материала и помогает учащимся обобщить уже имеющиеся знания по конкретной теме. Мозговой штурм стимулирует их креативное мышление и способствует глубокому пониманию материала.
  • Сокращение предложений. Прием направлен на облегчение понимания материала путем опускания некоторых частей предложений и выделения ключевых элементов. Это помогает ученикам сосредоточиться на самом важном.
  • Выделение и подчеркивание значимых фрагментов. Этот прием также способствует лучшему пониманию материала и реализуется путем разделения его на более мелкие фрагменты. Это помогает учащимся легче усваивать информацию.
  • Перефразирование. Прием используется, когда обучаемые не понимают, что говорит учитель. При помощи синонимов или синонимичных конструкций преподаватель переформулирует свои высказывания, чтобы сделать их более понятными для учащихся.
  • Переопределение. Этот прием требует более высокого уровня мышления и направлен на определение уровня понимания учащихся. Учитель задает вопросы, которые заставляют их глубже размышлять и анализировать материал.
  • Наводящие вопросы. Прием не проверяет знания учеников, а помогает им раскрыть смысл материала и понять поставленную задачу. Учитель задает вопросы, которые направляют их мысли и стимулируют активное участие в учебном процессе.
  • Невербальная коммуникация. Этот прием помогает учащимся понять материал с помощью невербальных средств коммуникации, таких как жесты, мимика и зрительный контакт.

Примеры применения стратегии выделения и подчеркивания значимых фрагментов включают:

  • «дорожную карту», которая описывает пошаговый путь к завершению задания;
  • сокрытие ненужных частей задачи, на которых пока не нужно фокусироваться;
  • использование учебных станций, где учащиеся на каждой станции выполняют небольшие части более обширного задания.

Планируемый скаффолдинг, в отличие от непосредственного, представляет собой стратегии, которые учителя тщательно разрабатывают перед уроком. Они принимают различные формы и всегда связаны с деятельностью, которую преподаватель планирует провести на уроке. Это может быть разработка конкретных заданий, использование визуальных пособий или создание структурированных материалов.

Виды и стратегии скаффолдинга
Виды и стратегии скаффолдинга

Одним из примеров такой стратегии в обучении иностранному языку является использование фреймов — конструкций, которые нужно заполнить информацией. Фреймы обычно содержат начало предложений и помогают ученикам предоставить вспомогательный материал и преодолеть тенденцию использовать свой родной язык вместо иностранного.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 05 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Существуют различные формы планируемого скаффолдинга:

  • Визуализация — это использование картинок, схем, ментальных карт, видео и выделение ключевых слов.
  • Манипулирование включает использование реальных объектов, таких как фотографии, копии инструментов из прошлых эпох или важные исторические документы.
  • Сотрудничество предполагает выполнение заданий в группах или парами.
  • Физическая активность связывает движение с определенными понятиями или словами, например, перемещение по классу и поиск правильного слова.
  • Повторяющиеся действия включают в себя регулярно возникающие процедуры и операции.
  • Обстановка в классе использует учебное окружение таким образом, чтобы студенты были в повседневном контакте с изучаемой темой. Например, в обучении иностранному языку могут применяться плакаты с фразами для общения, картинки со словами на соответствующем языке или доступ к словарям для каждого ученика.

Часто задаваемые вопросы о скаффолдинге

Какая роль Выготского в теории скаффолдинга?

Теория скаффолдинга напоминает его концепцию зоны ближайшего развития. Выготский разделил задачи обучения на три типа:

  • задачи, которые мы можем выполнить сами;
  • задачи, которые мы можем выполнить под руководством кого-то;
  • и задачи, с которыми мы не справляемся.
Только до 6.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Только при выполнении задач второго типа происходит обучение. Зона ближайшего развития — это метафорическая область, в которой находятся такие задачи.

Для чего необходимы разъяснения в скаффолдинге?

Разъяснения в скаффолдинге играют важную роль. Они помогают ученикам понять, что именно они изучают, зачем, когда и как это применять. В начале разъяснения должны быть детальными и часто повторяться, но по мере прогресса ученика они могут становиться более краткими и содержать только основные подсказки.

Зачем необходима активность обучающихся?

Активность обучающихся также является важным аспектом скаффолдинга. Вовлечение учеников в процесс обучения повышает их заинтересованность и ответственность за результаты. Учитель может давать положительную обратную связь и корректировать действия ученика.

Таким образом, скаффолдинг является мощным инструментом обучения, который позволяет студентам достичь глубокого и содержательного обучения путем предоставления им своевременной и конструктивной поддержки.

Оцените статью
Рейтинг: 4
( голосов 4 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...