В статье рассказывается:
- Понятие и свойства системы классификации информации
- Задачи и этапы разработки системы классификации информации
- 3 метода классификации информации
- Классификация информации в бизнес-системе
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Системы классификации информации выполняют важную функцию в экономической сфере. Они необходимы для создания информационных структур и баз данных, с помощью которых происходит управление компаниями любого размера и в разных областях функционирования.
Каждая система классификации имеет свои достоинства и недостатки. В этой статье мы расскажем, из чего они состоят, для каких задач применяются, а также по каким признакам отбирают информацию для их создания.
Понятие и свойства системы классификации информации
Что включает в себя понятие системы классификации информации? Под классификацией понимается разделение группы объектов на подгруппы с опорой на их определенные сходства либо различия и с учетом неких действующих правил.
В процессе этой деятельности фиксируются существенные закономерные связи между группами объектов, каждый из которых представляет какую-либо реалию: предмет, явление либо процесс, обладающий материальными и/или нематериальными свойствами. Это дает возможность выделить классы объектов со схожими характеристиками. То есть системой классификации называют набор правил для распределения реалий по множествам и подмножествам.
Признаком классификации называют качества либо характеристики объекта, по которым он схож с другими реалиями данной группы. Например, по признаку «роль предприятия-партнера в отношении деятельности объекта автоматизации» можно поделить все предприятия на «поставщиков» и «потребителей». Множество (либо подмножество), в котором собраны объекты, схожие по каким-либо свойствам (или одному) называют классификационной группировкой.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Любая система классификации информации обладает следующим набором свойств:
- Гибкость. Под ней понимается возможность добавления новых признаков и объектов с сохранением классификационной структуры. Длительное время жизни системы говорит о её гибкости.
- Ёмкость – это максимально число классификационных группировок, которое может вместить в себя система.
- Коэффициент (то есть уровень) заполненности – это фактическое число группировок в системе, деленное на её показатель ёмкости.
Задачи и этапы разработки системы классификации информации
При работе с информацией большое значение имеет процесс классификации объектов, то есть их распределение по группам с учетом свойств и характеристик этих реалий (предметов, понятий, явлений, процессов).
По сути классификация – это процесс распределения по группам по выявленным схожим характеристикам. Когда объектом классификации является информация, то речь идет о системе классификации информации, а сформированные классы тут носят название информационных объектов.
Параметрами для обозначения свойств информационного объекта являются реквизиты. Реквизит – это логически целостный, неделимый информационный элемент, дающий описание некому свойству объекта, процесса, явления и проч. Реквизиты могут быть представлены либо в виде чисел (например: год, длина, цена), либо в виде определенных признаков (цвет, название бренда, фамилия и т. п.).
Активно используемыми понятиями при этом являются: классификационный признак и значение классификационного признака. Именно по ним определяется схожесть либо различие между объектами. Оба понятия могут быть объединены, и тогда речь идет о так называемом признаке классификации (другое название – основание деления).
Читайте также!
Процесс разработки классификаторов довольно трудоёмок и обычно выполняется в четыре этапа.
- Первый этап. Происходит выявление исходного множества объектов, в отношении которых будет проводиться классификация. Подбирается подходящий метод этой деятельности, определяются признаки, по которым объекты будут распределяться по группам.
- Второй этап. Выстраивается методика формирования классификатора. В ней описываются признаки объектов, которые будут входить в классификатор и его строение; методы применяемой системы классификации и кодирования информации.
- Третий этап. Формируется классификатор и создается программное обеспечение для его ведения. Собирается исходная информация; создается и упорядочивается полный список предметов, подлежащих этой деятельности; определяется строение классификатора и его база данных; составляется задание на организацию порядка его ведения. Всё это оформляется, согласовывается и утверждается.
- Четвёртый этап. Запуск классификатора в работу.
3 метода классификации информации
Существует три вида систем классификации информации: иерархическая, фасетная и дескрипторная. Отличаются они тем, что в них по-разному используются классификационные параметры.
Иерархическая система
Отличительные черты:
- Строгая структурированность (количество классификационных признаков имеет большое значение).
- Объект на любом из уровней может быть причислен лишь к одному классу.
- Для распределения по группам на каждом из следующих уровней необходимо иметь информацию о классификационных признаках (соответствующих данному уровню) и их толкованиях.
- Глубина классификации определяется количеством определенных для нее уровней.
Преимущества:
- Метод прост.
- Большой плюс в том, что на разных ступенях иерархии в структуре задействуются независимые классификационные признаки.
Отрицательные моменты:
- Структура достаточно жёсткая.
- Если объект обладает признаками, которые заранее не были предусмотрены, то его невозможно будет отнести ни к одной из групп.
Фасетная система классификации информации
«Facet» в переводе с английского – «рамка».
на обучение «Аналитик больших данных» до 22 декабря
Тут можно определять никак не связанные между собой признаки классификации и отталкиваться от их семантики. Фасеты – это и есть критерии классификации.
Фасет 1 | Фасет 2 | Фасет 3 | Фасет 4 |
… | … | … | … |
Отличительные черты:
- В процессе каждый из классифицируемых объектов наделяется определенным значением из фасета. Какие-то из рамок могут остаться неиспользованными.
- Каждый объект причисляется к конкретной группировке.
- В созданной системе этого вида значения рамок не должны повторяться.
- Каждый из фасетов в любой момент можно видоизменять, тем самым преобразовав и систему в целом.
Преимущества:
- Внедрение большого числа характеристик для классификации.
- Возможность преобразования всей системы с сохранением структуры созданных групп.
Отрицательные моменты:
- Систему довольно трудно выстраивать из-за большого числа критериев классификации.
Дескрипторная система
Применяется в случаях, когда классификация объектов осуществляется на естественном языке. Например, в библиотечном деле.
Суть процесса:
- Собираются слова или словосочетания (в том числе синонимы), подходящие для описания конкретной области.
- Далее в отношении этих слов выполняется нормализация, то есть, выявляется одно или несколько самых часто используемых.
- Таким образом собирается словарь дескрипторов.
Для того чтобы собирать информацию по более широким областям, между дескрипторами специально выискиваются связи, которые могут быть следующих трех типов:
- синонимические (студент – ученик – обучающийся);
- родовидовые (университет – факультет – кафедра);
- ассоциативные (слушатель – учеба – аудитория – занятие).
Классификация информации в бизнес-системе
Классификация в любом случае всегда относительна, потому что к одному объекту можно применять разные критерии. Нередко под влиянием внешних условий одна и та же реалия может оказываться в той или иной классификационной группе.
Теперь – детальнее о каждом из критериев:
Место появления
Различают входящую, выходящую, внутреннюю и внешнюю информацию. Входящая поступает в компанию и её подразделения извне. Выходящая движется из предприятия к другим участникам рынка. Информация, являющаяся входящей для одной фирмы, может считаться исходящей для другой (той, где она возникла).
Кроме того, информация бывает внутренней либо внешней применительно к определенному объекту управления (это всё предприятие, или его отделы, цеха и т. п.). Внутренняя логично формируется в самом объекте, а внешняя – вне его.
Стадия обработки
Выделяют первичную, вторичную, промежуточную и результативную информацию.
- Первичная и формируется, и регистрируется с того момента, как объект начинает функционировать.
- Вторичная – это результат обработки первичной информации. Далее она может использоваться как промежуточная или как результативная.
- Промежуточная информация берется за основу в необходимых для осуществления деятельности расчетах.
- Результативная – это то, что получается после переработки первичной и промежуточной информации. Именно эти показатели имеют значение при принятии управленческих решений.
Порядок визуального отображения
Это графика либо текст.
Текст воспроизводится на физическом носителе (бумажный формат, экран какого-либо устройства) с использованием букв, цифр, символов.
Читайте также!
Графическая информация – это всевозможные изображения, схемы, диаграммы и т. п.
Постоянность (неизменность)
В системе классификации информация бывает переменной и постоянной (условно-постоянной). Переменная отображает фактические данные (количество, качество) по деятельности предприятия. Применение и объём этих данных может меняться. Например, расходы на монтаж оборудования, количество выпущенных за смену товаров и т. п. Постоянная информация не меняется, используется регулярно и длительно. Она подразделяется на справочную, нормативную и плановую:
- Постоянная справочная информация описывает некие устойчивые, долго не меняющиеся характеристики объекта. Это может быть должность сотрудника, адрес фирмы, номер цеха и иное.
- Постоянная нормативная информация – это, собственно, определенные и закрепляемые показатели для конкретной деятельности (местного, отраслевого, общегосударственного масштаба). Например, ставка налога на прибыль, стандартные показатели качества для тех или иных продуктов, установленная минимальная заработная плата и проч.
- Постоянная плановая информация представляет собой некие проектные регулярно используемые показатели. Это, например, список мероприятий по повышению квалификации сотрудников, поквартальный план выпуска продукции и т. п.
Управленческая функция
Как правило, система классификации по функциям управления применяется именно к экономической информации.
Практикуется её разделение на четыре группы: плановая, нормативно-справочная, учетная и оперативная (текущая).
- Плановая. Информация о предполагаемых характеристиках объекта на будущий период. Именно на эти данные ориентируется компания во всей своей работе.
- Нормативно-справочная. Постоянная информация, обновляется редко и включает в себя различные на разных уровнях установленные, согласованные и зафиксированные показатели (нормативы) и справочные данные.
- Учётная. Информация, в которой отражены результаты деятельности компании за некий уже прошедший отрезок времени. Наличие этих сведений позволяет: корректировать плановую информацию, анализировать хозяйственную деятельность фирмы, принимать более эффективные управленческие решения и т. д. Если говорить конкретнее, то учетная информация – это, например, данные бухгалтерских отчетов, сведения статистики, показатели оперативного учета.
- Оперативная (или текущая). Информация, отображающая ход производственных процессов на данный момент. Именно она задействуется в оперативном управлении, поэтому тут крайне важно, чтобы подобные сведения были максимально достоверными, быстро поступали и обрабатывались. Не в последнюю очередь именно от этого зависит успешность компании на рынке.
В экономическом управлении системы классификации позволяют воспринимать и обрабатывать информацию унифицировано, стандартизировать полученные данные. Как результат – существенное снижение расходов на создание и поддержание работоспособности информационных систем, повышение показателей их эффективности.