О чем речь? Система дистанционного обучения – это набор методов, принципов и инструментов, который позволяет организовать передачу знаний в удаленном формате. Ее внедрение не ограничивается учебными заведениями, вполне может осуществляться и в бизнесе.
На что обратить внимание? Залог эффективности дистанционного обучения – в соблюдении принципов и использовании современных технологий. За последний пункт отвечают платформы, позволяющие создавать и проводить обучение. Однако сперва курсы нужно разработать.
В статье рассказывается:
- Суть дистанционного обучения
- Правовая основа дистанционного обучения в РФ
- Принципы дистанционного обучения
- Основные составляющие системы дистанционного обучения
- Плюсы и минусы дистанционного обучения
- Инструменты системы дистанционного обучения
- Внедрение системы дистанционного обучения
- 3 платформы для создания системы дистанционного обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть дистанционного обучения
Дистанционное обучение — это одна из форм получения образования, предполагающая интерактивное взаимодействие человека с компьютером. Ученики общаются с тьюторами (наставниками или преподавателями) посредством различных коммуникационных каналов. При этом взаимодействие происходит без непосредственного присутствия в образовательном учреждении.
Если человек по своей воле начал проходить обучение в дистанционной форме, то он наверняка отметит несколько ее положительных сторон. Перечислим некоторые из них:
- Вы можете обучаться в любой организации, даже если она расположена очень далеко от вашего места проживания.
- Студент получает только ту информацию, которая нужна ему в данный момент времени.
- Человек всегда может вернуться к пройденному учебному материалу, если у него возникли какие-либо вопросы.
Исходя из этого, дистанционное обучение можно описать совсем по-другому:
- человеку необходимо получать новые знания и навыки, но отсутствие надзора со стороны руководства не дает достигать хороших результатов в обучении;
- некоторые люди некомфортно себя чувствуют во время обучения посредством компьютера;
- отсутствие самодисциплины нередко становится основной причиной, по которой обучающиеся прекращают дистанционное обучение.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Однако нельзя не упомянуть, что все вышеперечисленные факторы могут быть устранены за счёт создания благоприятной корпоративной культуры или системы управления обучением.
Задачи дистанционного обучения с точки зрения работодателей:
- Снижение расходов на подготовку сотрудников. Однако стоит понимать, что организация и ведение системы дистанционного обучения — довольно затратные мероприятия.
- Распространение знаний среди большого количества работников.
- Формирование полезных компетенций (если, конечно, работодатель следит за качеством учебных материалов).
Правовая основа дистанционного обучения в РФ
На данный момент в качестве правовой базы дистанционного обучения выступает приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Согласно этому нормативному акту, образовательные программы разрешено реализовывать с помощью дистанционных технологий.
Речь идёт о:
- основных дошкольных;
- начальных, основных и средних общих образовательных программ;
- основных и средних профессиональных, высших образовательных программ;
- основных программ проф- и переподготовки, повышения квалификации;
- программ для получения дополнительного образования.
Благодаря технологиям дистанционного онлайн-обучения и электронным ресурсам появилась возможность организовывать уроки, практические занятия и, конечно же, аттестации (промежуточные, итоговые, государственные). Различают две разновидности программ:
- дистанционные технологии и электроника используются лишь отчасти;
- весь процесс обучения реализовывается с их применением
На данный момент существуют специальные государственные требования, распространяющиеся на организации, которые ведут исключительно дистанционное обучение. В частности, это формирование благоприятных условий для восприятия материала обучающимися. Отметим также требование, согласно которому ученика необходимо идентифицировать при оценке результатов.
Принципы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, как и любое другое, должно основываться на современных дидактических принципах педагогики. Например: объективность, научность, связь теории с практикой, последовательность, систематичность, доступность при необходимом уровне сложности, наглядность и разнообразие методов, сознательность и активность учеников, прочность усвоения знаний, умений и навыков. Однако есть принципы, которые распространяются только на дистанционное обучение:
- Интерактивность. При прохождении дистанционного обучение все участники процесса должны интерактивно взаимодействовать друг с другом.
- Гибкость. Учебную методологию следует выстраивать исходя из индивидуальных особенностей ученика. Должна формироваться индивидуальная образовательная траектория, чтобы участники могли проходить обучение в удобное для них время.
- Адаптивность. С помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий программу дистанционного обучения можно приспособить к специфическим особенностям ученика.
- Открытость. У любого человека должна быть возможность пройти дистанционное обучение.
- Передаваемость. Речь идёт о возможности передачи образовательных текстов, аудио- и видеозаписей, телевизионных и компьютерных программ учебного назначения в любую точку земного шара.
- Клиентоориентированность. Благодаря дистанционным программам обучения люди могут получить образование даже в том случае, если по каким-либо причинам им не подходит очный формат.
- Базовые знания. Чтобы начать обучение, человеку нужно обладать некоторой важной информацией. Для этого нередко применяется входной контроль.
- Идентификация. С помощью этой меры безопасности образовательная организация может установить принадлежность того или иного аккаунта. У каждого пользователя есть свой логин и пароль, с помощью которых он может авторизоваться на сайте и получить доступ к учебным материалам. Кроме того, идентификация выполняется посредством видеоконференцсвязи.
- Индивидуализация. Если программа будет ориентирована на индивидуальный темп и образовательную траекторию, то это повысит эффективность обучения.
- Регламентность. Дистанционное обучение должно соответствовать временным регламентам (последний срок сдачи тестов, контрольных заданий и т.д.).
- Педагогическая целесообразность использования технологических средств. Все средства информационных и коммуникационных технологий, которые используются при обучении, должны соответствовать поставленным целям.
Основные составляющие системы дистанционного обучения
Перечислим самые основные элементы дистанционного обучения:
Техническая часть
К этой части относятся требования к программному обеспечению. Кроме того, сюда входят технические характеристики, предъявляемые к применяемым средствам. Конкретный список требований зависит от используемого метода обучения
На данный момент наиболее актуальными являются следующие подходы:
- Кейс-технология. В этом случае программное обеспечение на компьютере обучающегося должно обрабатывать данные, которые предоставляет учебная организация.
- Интернет-технология. Данный подход предполагает использование коммуникационных средств. Следовательно, у ученика должен быть постоянный доступ в интернет.
Технологическая часть
Сюда можно отнести следующие компоненты:
- технология разработки курсов дистанционного образования (ДО);
- технология обучения по системе ДО.
Основные этапы создания курсов дистанционного образования:
- оформление содержания учебной программы в виде текстового файла, а также составление графиков, таблиц, иллюстраций и т.д.;
- распределение всего учебного материала между образовательными модулями;
- оформление материала для последующего использования на компьютере;
- размещение файлов на сервере или твердом носителе, а также их отправка ученикам.
Методическая часть
Несколько важных особенностей, которые присущи дистанционной форме обучения:
- Гибкость. Обучающиеся могут сами подобрать время и продолжительность обучения.
- Модульность.
- Параллельность. Обучающиеся могут совмещать несколько видов образовательной деятельности.
- Дальнодействие. Речь идет о том, что эффективность обучения должна оставаться на одном уровне вне зависимости от расстояния между учеником и преподавателем.
- Асинхронность. Педагог и ученик работают по удобным для них графикам.
- Охват или массовость.
Стоит учитывать, что из-за отсутствия непосредственного контакта между учениками и педагогом результативность системы дистанционного обучения может быть снижена. Нельзя не отметить и сложность создания учебного материала. Кроме того, необходимость предоставления возможности использования технических средств – еще одна проблема СДО.
Самым главным недостатком дистанционной формы обучения считается отсутствие полноценного надзора за усвоением знаний учениками.
Административная часть
Перечислим основные административные составляющие:
- вопросы организации системы создания курсов (внутри конкретной образовательной организации) и ее согласование с различными правовыми нормами;
- формирование системы оплаты за создание курсов дистанционного обучения;
- внедрение системы отчетности (перевод очного учебного часа в дистанционный).
Кадровый вопрос
Речь идёт о формировании нового педагогического состава, который будет обладать нужными знаниями и навыками. То же самое касается и создателей курсов.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Для начала рассмотрим плюсы дистанционного обучения:
- Ученик может самостоятельно выстраивать график обучения и регулировать нагрузку. Он сам подбирает учебные предметы, определяет время обучения и объём информации, который будет усваивать.
- Отсутствие необходимости в непосредственном присутствии ученика. Человек может получить образование вне зависимости от места своего проживания. Компьютер и интернет — вот что действительно необходимо ученику. Поэтому дистанционное обучение нередко проходят мамы с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями,заключённые и т.д.
- Индивидуальность. Вы можете проходить обучение как в очень людном общественном месте, так и прямо у себя дома. Это оказывает положительное влияние на запоминание материалов, так как вы подбираете приятную для себя обстановку.
- Уменьшение расходов, связанных с обучением. Образовательным организациям не приходится платить за аренду, а самим обучающимся — за проезд, съем жилья и т.п. Точная стоимость дистанционного обучения обычно указана на официальном сайте. Бесплатным оно не бывает, так как организация расходует свой бюджет на связь,
- Сокращение времени обучения.
- Возможность проводить занятия, которые никак не ограничены по количеству участников.
- Повышение качества обучения благодаря применению современных технических средств, электронных библиотек и т.д.
- Оптимальная скорость обучения. Человек может когда угодно вернуться к пройденному материалу или даже пропустить легкую тему, если у него в приоритете более важные вопросы.
- Возможность совмещения учебы. Вы можете проходить обучение сразу на нескольких курсах и получить сразу несколько высших образований. Кроме того, учебу можно совместить с трудовой деятельностью.
- Высокая эффективность обучения. Классические лекции не лучше дистанционных уроков. Кроме того, удаленное обучение нередко оказывается более результативным. Выполняя работу самостоятельно, обучающийся быстрее запоминает материал. Он использует новые теоретические знания на практике. При этом современные технологии повышают заинтересованность студента.
- Большое разнообразие способов коммуникации с преподавателями. Вы можете взаимодействовать с преподавательским составом с помощью интернета или посредством offline-связи (мобильные телефоны, электронная почта и т.д.).
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
- Быстрый доступ к учебным материалам. Система дистанционного обучения позволяет студенту в любое удобное время использовать онлайн-библиотеки с учебниками, методичками, задачниками и прочими материалами, требуемыми для усвоения новых знаний и навыков.
- Комфортная обстановка. В процессе удалённой сдачи тестов и экзаменов человек чувствует себя гораздо спокойнее и увереннее. Кроме того, знания оцениваются более объективно. Настроение преподавателя, внешний вид ученика и его репутация никак не повлияют на результаты тестирования.
- Персональный подход. Дистанционный формат, в отличие от традиционного обучения, позволяет студенту получить ответ на любой вопрос.
- Удобство для преподавателя. Педагог может продолжать свою трудовую деятельность даже в декрете.
Однако дистанционное обучение имеет и свои недостатки:
- Необходима мощная мотивация. Дистанционно могут обучаться лишь особо заинтересованные студенты. Дело в том, что человеку приходится самостоятельно осваивать большие объёмы информации. Следовательно, ему нужно иметь самодисциплину и личную ответственность. К сожалению, эти качества есть далеко не у всех студентов.
- Не развиваются коммуникативные навыки. Так как ученик практически не контактирует с другими студентами, у него вряд ли получится улучшить свои социальные умения. Навыки работы в команде следует развивать в коллективе, поэтому классический подход к обучению здесь будет эффективнее.
Читайте также!
Бесплатные онлайн-курсы для начинающих: какой выбратьПодробнее - Меньше практических знаний. Традиционное обучение позволяет студенту непосредственно участвовать в практических занятиях, чего нельзя сказать о дистанционной форме.
- Нет возможности точно идентифицировать ученика. Образовательное учреждение не может установить, кто именно выполнил задания. Если вместо студента тесты и экзамены сдает другой человек, то теряется смысл обучения. Существует целый ряд программ, позволяющих идентифицировать лицо или выявить специфику печати текста на компьютере. Однако эти средства применяются довольно редко. Из-за этого студентов могут попросить приехать в учебное заведение для прохождения итоговой аттестации.
Инструменты системы дистанционного обучения
Обучающие игры
Современные информационные технологии позволяют использовать самые разные методы обучения. Многие думают, что дистанционникам приходится изучать огромное количество аудио- и видеоматериалов. Однако на самом деле наибольшую эффективность показывает моделирование реальных рабочих ситуаций. С помощью различных виртуальных средств компании внедряют в процесс дистанционного обучения специальные игры.
Благодаря этому сотрудник получает возможность осваивать новые знания и навыки прямо во время работы. Обучающие игры могут быть как персональными, так и многопользовательскими. К примеру, в онлайн-игре сотруднику автосервиса необходимо принять автомобиль и выполнить его техническое обслуживание в соответствии с инструкцией.
Диалоговые тренажеры
Диалоговый тренажер — это виртуальный персонаж, с которым ученик взаимодействует в процессе обучения. Для сферы продаж данный инструмент является наиболее полезным. К примеру, моделируется следующая ситуация: в компанию по производству мебели обратился человек, который хочет сделать заказ. Сотруднику нужно правильно выстроить диалог, чтобы совершить продажу и сформировать у покупателя положительной образ фирмы.
Платформа Unicraft позволяет разрабатывать собственные речевые симуляторы живого диалога. Для этого вам нужно воспользоваться модулем «Диалоговые тренажеры». С помощью готовой базы, вы сможете подобрать аватар собеседника, настроить сценарии диалога и реакции на реплики.
Скрайбинг
Данный инструмент позволяет визуализировать учебные материалы. Это положительно влияет на уровень усвоения тем и ускоряет процесс обучения. Дело в том, что визуальные образы запоминаются гораздо лучше, чем текстовая информация. Более того, в некоторых видах деятельности (например, в PR и маркетинге) скрайбинг является неотъемлемой частью обучения.
Ученики хорошо запоминают графические и динамические презентации. Таким образом, компания может изложить работнику большой объём информации. Особенно полезен скрайбинг для топ-менеджеров, бизнес-тренеров, коучей и собственников бизнеса.
Чат-бот
Речь идёт о специальной программе внутри мессенджера или соцсети, которая настроена на ведение диалога. Поиск информации, приём заказов, выполнения простых заданий — все это могут осуществлять чат-боты.
Современные программы имеют искусственный интеллект, который умеет распознавать некоторые эмоции и анализировать данные. Таким образом, чат-боты можно назвать технологией будущего. Они помогают реализовать две составляющие успешного обучения: персональный подход к ученику и его вовлечение в процесс получения новых знаний.
Согласно результатами некоторых исследований, тренинги в формате чат-бота нравятся людям больше, чем стандартные онлайн-курсы. Более того, такое обучение проходит намного быстрее.
Виртуальная реальность
Технологии виртуальной реальности (VR, virtual reality), как правило, ассоциируются с компьютерными играми. Однако на данный момент эти инструменты успешно применяются в сфере образования. Например, на базе VR разработано множество полезных симуляторов. С помощью специальных очков обучающийся погружается в рабочее пространство.
Он может почувствовать себя водителем автомобиля, пилотом самолёта или примерить любую другую роль. Таким образом, ученик гораздо быстрее осваивает нужные навыки, ничем при этом не рискуя.
Электронные курсы
Внутри онлайн-курсов могут быть реализованы некоторые вышеназванные инструменты. Кроме того, применяются видеоматериалы, тексты, вебинары, подкасты, анимированная инфографика, учебные чаты и практические упражнения. Руководители тренингов могут проводить экзамены и онлайн-тестирования, а также контролировать темп и результаты обучения.
Внедрение системы дистанционного обучения
Целеполагание и выбор формата дистанционного обучения
К примеру, если сотрудникам отдела продаж необходимо повысить уровень своих коммуникативных навыков, то самостоятельное обучение не подойдет. Им необходим квалифицированный спикер/тренер. Следовательно, живые вебинары будут самым эффективным форматом обучения
Рассмотрим ещё один пример: компания нуждается в плановом повышении квалификации оценщиков. Для этого не требуется спикер и постоянный контроль. Обучение можно реализовать в центре ДПО.
Создание курса
С помощью уже разработанного курса для офлайн-обучения вы сможете облегчить себе задачу. В противном случае вам нужно будет:
- найти материалы;
- создать учебную программу;
- сформировать структуру учебных уроков;
- разработать упражнения для проверки уровня знаний.
Выбор технического решения
С помощью программного обеспечения, онлайн-платформы, сервиса вебинаров или LMS-системы вы сможете вести обучение в автоматическом режиме. Кроме того, образовательный процесс станет гораздо проще как для компании, так и для самих сотрудников.
На первый взгляд может показаться, что эти три пункта полностью исчерпывают процесс внедрения системы дистанционного обучения. Однако на самом деле есть ещё несколько важных этапов.
Анонс обучения
Очевидно, что после выпуска нового продукта организация должна донести основную информацию о нем своим потенциальным клиентам. Иными словами, товар необходимо презентовать и прорекламировать. То же самое касается и обучения. Если сотрудник не будет чувствовать необходимость в прохождении курсов, то все ваши усилия могут быть напрасными.
Рассмотрим несколько приёмов, позволяющих анонсировать обучение:
- Создайте эффект ожидания. За несколько недель до начала обучения сделайте соответствующее объявление. Кроме того, поставьте отметку в корпоративном календаре и своевременно отправьте напоминания.
- Продемонстрируйте пользу от обучения. К примеру, опубликуйте скриншоты практических советов из курса в корпоративном чате. Когда человек видит, что обучение действительно может принести пользу, у него появляется повышенный интерес.
- Разместите отзывы о курсе. Сделать это можно на корпоративном сайте, в общем чате или другой платформе, которую часто использует ваш персонал.
Мотивация сотрудников
Как уже ранее упоминалось, польза является наиболее мощным стимулом, который подталкивает работников к прохождению обучения. Следовательно, вам нужно подчеркнуть те выгоды, которые получат сотрудники, если будут участвовать в образовательных курсах.
Система наград сделает их мотивацию ещё сильнее. Рассмотрим несколько эффективных способов:
- Рейтинг лучших учеников. Составьте список отличников, в котором будут отображаться их баллы за тесты, полученные компетенции и другая важная информация. Таким образом, у сотрудников будет формироваться соревновательный интерес.
- Интерактив. Проводите конкурсы, внедряйте игры, присваивайте сотрудникам различные статусы и начисляйте баллы, на которые они могут купить еду в корпоративной столовой.
- Сертификаты. Если человек получает большое количество баллов за текст, то ему можно выдать сертификат. Например, «Работник года». Это не потребует от компании практически никаких вложений, а сотрудник получит положительные эмоции.
- Материальные поощрения. Почему бы не выдать месячные премии ученикам, показавшим наиболее высокие результаты в обучении? Кроме того, человеку будет приятно, если он получит отгул или дополнительный выходной за свои старания.
Продвижение с помощью руководителей
Рядовые сотрудники будут охотнее соглашаться на обучение, если его порекомендуют линейные руководители. Существует целый ряд способов, которые помогут вам привлечь руководство к прохождению образовательных курсов:
- Предложите им пройти курсы. Рядовые сотрудники заинтересуются в обучении, если увидят достижения начальства. Если руководители пройдут курс, то работники будут понимать, что он действительно полезен и эффективен.
- Изложите плюсы дистанционного формата. Линейные руководители ответственны за организацию обучения работников. Следовательно, дистанционные методы позволят упростить эту задачу и снизить затраты времени.
- Заинтересуйте руководство в разработке курсов. У сотрудников такого уровня имеются предметные знания, которые можно передать персоналу. Привлекая руководителей к созданию курсов, вы сможете повысить популярность и эффективность обучения.
3 платформы для создания системы дистанционного обучения
Dokeos
Данная платформа выстроена в соответствии со всеми международными стандартами качества. Ее достаточно просто использовать благодаря понятному интерфейсу. Основу Dokeos составляют специальные модули. Их можно настраивать, скрывать, открывать и экспортировать. Сотрудники могут воспользоваться приложениями мультимедиа, чтобы ознакомиться с видео- и аудиоматериалами. Вы сможете отрегулировать заданную и свободную навигацию для каждого модуля.
Чат, форум, внутренняя почта, коллективные проектные работы и возможность обмена файлами позволяют ученикам взаимодействовать как самой системой, так и с другими студентами. Нельзя не упомянуть встроенный менеджер отчетов, который ведёт учёт успеваемости сотрудников. С его помощью вы сможете оценить длительность и интенсивность работы, которую проделали ученики.
Diskurs
Эта отечественная система дистанционного обучения работает на бесплатной основе. Некоторые платные услуги (к примеру, аренда сервиса) доступны прямо в процессе использования платформы. Удобный конструктор позволяет задействовать до 40 типов контента, которые различаются по уровню сложности. Например, вы сможете использовать интерактивные видео.
Читайте также!
Всевозможные шаблоны и заготовки значительно упрощают процесс разработки образовательных курсов. Плюс ко всему, вы сможете создать текстовые задания и проанализировать результаты их выполнения. На данный момент Diskurs нельзя назвать многофункциональной СДО. В ней не так много возможностей взаимодействия с учениками и интеграции с другими сервисами. Однако система с каждым годом становится все более продуманной.
Flora LMS
Русскоязычная СДО, которая чаще всего используется в бизнес-структурах. Однако ее применяют и различные образовательные организации, которые представляют дополнительные квалификации. С помощью Flora LMS вы сможете распространять курсы и анализировать продажи. Сервис позволяет создавать различные учебные занятия. При этом их размещение выполняется на специальной цифровой витрине с ценниками.
Теперь вы знаете, что такое образовательная система дистанционного обучения. С каждым годом данный формат становится все более актуальным, так что стоит попробовать реализовать его в своих целях.