Из-за чего возникают сложности? В поисках подходящего примера мотивационного письма, можно пролистать не один десяток страниц «Яндекса». А ведь от него зависит судьба поступления в вуз или магистратуру, если у прочих кандидатов равные шансы.
Как подготовить? При подготовке мотивационного письма не нужно ударяться в пространные описания вида «я родился, рос, учился…». Помните, что это эссе на 500 слов. Самые удачные и вдохновляющие примеры – далее.
В статье рассказывается:
- Что такое мотивационное письмо
- 5 основных этапов составления мотивационного письма
- Советы по оформлению мотивационного письма
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое мотивационное письмо
Мотивационное письмо стилистически относится к деловой переписке. Оно призвано достичь конкретной задачи. А именно: соискатель рабочего или учебного места выражает заинтересованность в нем, представляет мотивы и кратко говорит о себе. Язык этого письменного обращения зависит о того, в какой стране находится вуз или компания, в которые вы его направляете.
Ознакомление с мотивационным письмом не должно занять много времени у адресата. Постарайтесь взять за пример лаконичный образец объемом в 500 знаков максимум. В тексте вам предстоит раскрыть следующие вопросы:
- По какой причине вас заинтересовала именно эта компания или учебное заведение?
- В чем ваше преимущество перед другими кандидатами на данное место?
- Какой вклад как профессионал или студент вы сможете внести в развитие данной организации?
- Чего вы хотите добиться на данном поприще, каковы ваши амбиции?
К примеру, мотивационное письмо в университет может стать ключевым фактором, который повлияет на принятие решения в вашу пользу. Постарайтесь уделить внимание всем деталям: от содержания и грамотного написания до дизайна.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Так ли важно уметь правильно составлять мотивационное письмо для поступления на учебу? В качестве примера приведем мнение профессора английского языка и литературы Университета Северной Айовы Винс Готер. Он уверен, что мотивационное письмо способно многое рассказать об абитуриенте, и приводит пример того, как правильно составленный текст может подчеркнуть все положительные черты абитуриента. Итак, как должен выглядеть студент мечты?
- Он рассматривает учебу как приоритетную жизненную задачу.
- Хорошо владеет языком, на котором ему предстоит проходить курс обучение.
- Владеет глубокими знаниями по профилю. В мотивационных письмах в институт важно приводить конкретные примеры: полученные призы, грамоты. Также не будет лишним упоминание научных терминов, данных статистики и т.д. Главное, делать это к месту и пользоваться только проверенной информацией.
- Обладает достаточными навыками для решения сложных задач, достижения поставленных целей в срок и с хорошими результатами.
- Умеет выстраивать эффективную коммуникацию с сокурсниками и преподавательским составом. Данное качество не влияет напрямую на успешность обучения, но очень желательно при решении некоторых задач.
- Он способен проявить себя как достойный выпускник учебного заведения. Подтвердить свои гипотетические будущие успехи можно рекомендательными письмами и высокими оценками с предыдущего обучения.
5 основных этапов составления мотивационного письма
Мотивационное письмо для поступления (в магистратуру, на стажировку и т.д.) — это ваша визитная карточка. Мало следовать примеру и набросать его за пару часов до отправления, формально соблюдая все пункты образца. К созданию мотивационного письма на работу или другое место, где проходит отбор, следует подойти серьезно. К примеру, работу над его созданием можно разбить на следующие этапы:
Этап 1. По примеру изучите правила написания мотивационного письма
Найдите пример оформления мотивационного письма и ознакомьтесь со всеми правилами, установленными данным учебным заведением. У каждого вуза свои требования. Узнать их можно на официальном сайте или в приемной комиссии. Ключевые моменты, которые важно уточнить, это:
- максимально и минимально допустимый объем текста;
- язык;
- тематика;
- главные вопросы, которые важно обозначить: по какой причине вас заинтересовал именно это вуз/учебный курс; каковы ваши наработки по данной теме; опыт деятельности в волонтерских движениях; карьерные притязания.
Читайте также!
Этап 2. Определитесь с целью
Постановка цели — важнейший этап любого дела. Понимая, ради чего вы предпринимаете те или иные действия, вы можете структурировать свои мысли и подчинять каждый шаг конечному результату.
На примере мотивационных писем в школу или университет вы уже поняли, что их цель состоит в том, чтобы разрекламировать себя как хороший товар, представить все преимущества, подкрепить их фактами и заинтересовать покупателя в приобретении.
Некоторые учебные заведения в качестве примера написания мотивационного письма дают список нетривиальных вопросов. Для поступления в аспирантуру или для заявки на грант они также прекрасно подойдут. Среди них следующие:
- В чем ваша уязвимость, которая может стать помехой для успешного прохождения курса?
- Вам приходилось отстаивать собственное мнение, отличное от позиции остальных членов коллектива? Это помогло вам повысить уверенность в себе и усилить лидерские позиции?
- Какое открытие или достижение могло бы навсегда вписать ваше имя в историю науки?
- Если количество предоставленных рекомендаций меньше требуемого, напишите, пожалуйста, чем это объясняется.
- Вам приходилось делать непростой нравственный выбор? Что помогло вам принять решение?
- Вы могли бы вспомнить ситуацию, в которой вы потерпели неудачу (в личной жизни или учебной деятельности). Вы вынесли из этого полезный урок? Какой именно?
- Какое самое интересное исследование, опыт вам приходилось проводить?
- С кем из людей, живущих ныне или уже умерших, вам хотелось бы встретиться? О чем бы вы с ними говорили?
Это примеры лишь некоторых вариантов раскрытия темы через ответы на необычные вопросы. Они помогут вам и при составлении мотивационного письма на стажировку или для конкурса, будучи объединены в единый текст. Также любой из них может стать отправной точкой для эссе, раскрывающего вас как личность и профессионала.
Этап 3. Подберите подходящий формат
Хорошая новость в том, что все уже придумали. Остается лишь выбрать. Формы подачи информации, отвечающие целям в данном случае, это: «что-почему-с какой целью», «я-вы-мы», «вчера-сегодня-завтра».
«Что-почему-с какой целью»:
- что — что намерены изучать;
- почему — почему сделали выбор в пользу данного университета и специальности;
- с какой целью — какую цель вы ставите перед собой, как данное образование приведет вас к ней.
«Я-вы-мы»:
- я — кратко о вашем круге приоритетных интересов, успехов в профессиональной сфере, полученных навыках;
- вы — что конкретно привлекло вас в данном курсе обучения;
- мы — как именно образование, полученное в данном учебном заведении, приведет вас к задуманному.
«Вчера-сегодня-завтра»:
- вчера — какой багаж знаний у вас за спиной и как вы готовились к поступлению;
- сегодня — для чего вы поступаете в наш университет;
- завтра — какую роль в вашем будущем сыграет обучение в этом ВУЗе.
Этап 4. Решите, какой будет структура письма
Любой пример мотивационного письма, который вы найдете в Интернете, будь оно направлено для ходатайства о стипендии или в компанию-работодателя, будет не больше одной страницы. Куда бы вы ни адресовали мотивационное письмо — в ВШЭ или другой востребованный вуз — жюри этих учебных заведений получает сотни подобных обращений. Примером может служить эссе, взяв в руки которое, член приемной комиссии поймет, что вы умеете лаконично излагать мысли и уважаете его время.
Структура мотивационного письма хорошо знакома всем, кто работал с текстами или учился писать сочинения. Как известно, базовое построение письма включает:
- введение,
- основную часть,
- заключение.
Введение. Как пример, представьте, что вы являетесь членом жюри и читаете мотивационные письма для конкурса. Что бы вас зацепило, удивило, заставило улыбнуться?
Начинайте с главного, с эмоции, впечатления. К примеру, в начале мотивационного письма на грант для научного исследования можно написать: «При получении Нобелевской премии я обязательно назову имена своих профессоров и скажу пару лестных слов о нашем Университете». Чувство юмора, искренность, простота, но не панибратство.
И старайтесь придерживаться двух ориентиров:
— ложь недопустима. Фальшь оттолкнет;
— не забывайте, что мотивационное письмо — не пост в соцсети. Вы обращаетесь к людям, которых не знаете, деловая переписка обязывает оставаться в границах нейтральности.
Основная часть. Самое время раскрыть карты и изложить все, о чем мы писали выше: в чем ваша сила и преимущества, чем вас привлек данный вуз, каким представляете ваше взаимовыгодное сотрудничество и т.д. Вес вашим словам добавят факты.
Например, при составлении мотивационного письма с просьбой о назначение стипендии, бессмысленно расписывать свои редкие таланты и способности, которые помогут вам прекрасно учиться и делать успехи в науке. Приведите перечень побед в олимпиадах, конкурсах, участия в научных работах, средний балл по профильным предметам и т.д.
Будет не лишним показать, что вы цените труд преподавателей и личный вклад каждого из них в науку. Можно между делом сослаться на работу авторства одного из профессоров.
Заключение. Финальной точкой мотивационного письма должно быть ваше заверение, что в любой момент вы прибудете на очное собеседование, чтобы ответить на дополнительные вопросы. Форма может быть не такой прямолинейной. А, например, «С радостью изложил бы другие свои мысли по этой теме на вашем семинаре».
Этап 5. Перечитайте и внесите правки
Сохраните готовое мотивационное письмо и забудьте о нем примерно на сутки. Затем приступите к проверке. Пройдитесь по следующим ключевым параметрам:
- Вступление должно привлечь и заинтересовать незнакомого человека, но никак не озадачить или оттолкнуть.
- Речевые и грамматические ошибки абсолютно недопустимы.
- Очистите текст от информации, не имеющей прямого отношения к теме.
- Для легкости восприятия вашего письма изъясняйтесь простыми предложениями без множества причастных и деепричастных оборотов.
- Одна мысль — одно ее выражение. Помните о краткости.
- Заключение, как и вступление, должно соответствовать нормам деловой переписки, но при этом иметь свое лицо.
После внесения правок перечитайте текст 3-4 часа спустя.
Для скачивания есть примеры мотивационных писем:
Советы по оформлению мотивационного письма
Часто допускается свободная форма. С одной стороны, это дает вам пространство для маневра, с другой — вызывает множество вопросов. Ответим на часть из них и дадим несколько советов по правильной организации текста.
- Обозначайте начало текста и его частей заголовком и подзаголовками
Будет уместно отметить вакансию и отдел компании, интересующие вас, или факультет и специальность вуза.
Читайте также!
- Выбирайте шрифты без засечек
Наиболее подходящие из них: Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma, Open Sans, Roboto, PT Serif, Arimo. Размер для основных частей 10-12 (кегль), полуторный интервал, поля 2,5 см, цвет черный. Декоративные шрифты подойдут для выделения названий частей, размер 16-20.
- Поделите текст на абзацы, но не частите
В отдельный абзац заключайте одну смысловую часть. Прежде всего, это облегчает визуальное восприятие при чтении. Текст выглядит воздушным и структурированным. Адресат сможет легко вернуться к нужному месту. Начинать с новой строки каждое предложение, конечно, не стоит. Если мы говорим об одной странице, то ограничьтесь 3-5 абзацами.
- Оставляйте абзацы разного объема
Рисунок текста в мотивационном письме будет гармонично смотреться, если, например, распределить абзацы по размеру в следующем порядке: короткий — средний — длинный — средний — короткий. При этом самую важную информацию разместите в коротких абзацах начала или конца вашего делового письма. Если замечаете дефицит коротких и средних частей, значит, не очень получилось выразить мысли лаконично. Вернитесь к корректуре.
- Обозначайте абзацы грамотно
Самый простой способ: сделать отступ с помощью клавиши Tab. Также можно задать формат абзаца в настройках документа или отрегулировать его с помощью инструмента линейка.
- Делайте списки легко читаемыми
Так как цифры утяжеляют текст и мешают быстрому чтению, откажитесь от них. Маркированные перечни предпочтительнее. Применяйте для их создания тире или специальные значки (звездочки, ромбы, точки, квадраты и т.д).
- Никакого Caps Lock
Заглавные буквы, которыми написаны слова целиком — моветон в деловой переписке. Нигде, даже в заголовках, их быть не должно.
- Добавьте на бланк письма логотип компании или значок вуза
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Таким образом вы продемонстрируете свою погруженность в тему, лояльность и заинтересованность. Поместить его можно в верхнюю часть листа, над текстом.