О чем речь? 2023 год указом президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. Целями события являются повышение престижа профессии учителя, привлечение молодых специалистов, просвещение.
Зачем? В этот год будут проводиться различные семинары, форумы, выставки педагогической направленности. Власти рассчитывают, что подобные мероприятия смогут частично решить проблему кадрового голода в отрасли и повысить престиж профессии.
В статье рассказывается:
- Цель объявления 2023 года Годом педагога и наставника
- Суть наставничества в педагогике
- Повышение престижа профессии педагога и наставника
- Государственная поддержка и выплаты учителям в 2023 году
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Цель объявления 2023 года Годом педагога и наставника
В 2021 году было принято решение, согласно которому 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Это обусловлено высокой социальной значимостью профессии учителя. Учреждение Года педагога и наставника приурочено к двухсотлетию со дня рождения К. Д. Ушинского, который входит в число родоначальников отечественной педагогической науки.
Соответствующий документ был издан 27.06.2022 г. Согласно указу, следующий год был объявлен Годом педагога и наставника. Основная цель такого решения состоит в признании особого роли учителей и функций педагогики для общества и государства.
В день появления указа президента РФ о проведении Года педагога и наставника в ходе собрания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила: «Такая инициатива еще раз подчеркивает, что в современных условиях профессия учителя справедливо входит в перечень наиболее престижных».
При этом она обратила внимание, что после окончания школы многие подростки не хотят поступать в высшие учебные заведения на педагогические специальности. Это связано с устаревшей инфраструктурой отечественных вузов и не очень интересными программами обучения. Для решения данной проблемы было предложено разработать системные мероприятия по развитию педагогических высших учебных заведений, направленные на наполнение этой образовательной отрасли более современным содержанием.
Проведение Года педагога и наставника в школе будет способствовать привлечению молодых людей в эту профессию. Сегодня среди выпускников средних образовательных учреждений отмечается повышенный интерес к педагогике. Это мнение подтверждает рост количества заявлений на поступление в педагогические вузы, который был отмечен годом ранее. В результате на одно бюджетное место в среднем претендовало около 12 кандидатов.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Открытие Года педагога и наставника будет знаменовать большая учительская неделя. Речь идет о своеобразной площадке для коммуникаций классных руководителей с проведением выставок, торжественных концертов и т. д.
Под эгидой Министерства просвещения РФ уже проводились выставки к Году педагога и наставника и различные конкурсы для преподавателей колледжей и школьных директоров. В указанных мероприятиях номинантами стали специалисты Свердловской и Московской областей. Отметим, что отдельный конкурс профессионального мастерства проводится и среди воспитателей.
Суть наставничества в педагогике
Современному обществу необходимы квалифицированные учителя, обладающие самостоятельным мышлением, психологической и технологической готовностью к продвижению гуманистических ценностей на практике, а также умением интегрировать в образовательный процесс инновации.
Анализ сложившейся ситуации, который проводится в рамках Года педагога и наставника, показывает, что даже на фоне высокой готовности к преподавательской деятельности процесс адаптации молодых людей в личностном и профессиональном плане может быть достаточно сложным и длительным.
Наставничество относится к самым действенным способам погружения тех, кто только начинает свою карьеру в качестве специалиста. Эта форма вовлечения в профессию способствует повышению уровня компетентности молодых учителей и их закреплению на педагогическом поприще.
Скачать файлГлавная цель наставничества заключается в создании благоприятных условий для развития необходимых навыков у специалистов, что помогает упростить процесс адаптации и дать эффективный старт профессиональной деятельности новоиспеченных педагогов.
Задачи наставничества:
- создавать условия для более мягкой адаптации молодых учителей в коллективе, оказывать им эмоциональную поддержку и укреплять уверенность в себе;
- способствовать применению оптимальных методов для повышения профессиональной квалификации и мастерства специалистов, обеспечивать информационное пространство для самостоятельного освоения узких навыков;
- планировать совместные мероприятия, направленные на профессиональный рост начинающих педагогов;
- вовлекать молодых специалистов в корпоративную культуру образовательного учреждения и прививать его традиции.
Эффективность обучения молодого специалиста через наставничество зависит от готовности опытного сотрудника передавать свои знания. Этот процесс имеет двустороннюю направленность. Наставник должен помогать новому специалисту раскрыть свой профессиональный потенциал. Следует привлекать его к участию в общественной жизни коллектива.
Читайте также!
Для этого опытный педагог должен демонстрировать личный пример, формировать у молодого учителя социально-значимые интересы и способствовать развитию его общекультурного и профессионального кругозора и творческих качеств. Наставнику следует поощрять у подопечного желание к самообразованию и повышению квалификации, мотивировать его к освоению инновационных подходов и технологий обучения.
Повышение престижа профессии педагога и наставника
Готовятся мероприятия к Году педагога и наставника и в сфере высшего образования. Основной целью вузов является обеспечение студентов качественными и глубокими академическими знаниями в конкретной области.
Несмотря на то, что эти учебные заведения должны давать актуальную теоретическую информацию, на практике получается, что выпускник не может успешно применять ее в реальной деятельности для решения возникающих задач. Обучение не должно ограничиваться только предоставлением знаний, так как это лишь начальный этап формирования профессиональных навыков и компетенций.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Организаторские и коммуникативные качества, а также способность формировать культуру интеллектуального труда – это главные компетенции, которыми должен обладать любой специалист и наставник. Профессионализм учителя определяется, прежде всего, педагогическими умениями, от которых зависит эффективность обучения и воспитания школьников. Результативность организации учебного процесса зависит от уровня развития методических и общеметодических навыков учителя.
Общеметодические умения позволяют применять более абстрактные знания и опыт в разных областях работы.
Обобщив все предыдущие сведения, можно выделить основные элементы любой деятельности (включая методическую):
- умение ориентироваться в содержании работы, которую необходимо выполнить;
- навык пошагового планирования и дифференциации общей задачи на отдельные действия;
- осуществление намеченного плана;
- самостоятельный анализ результатов своей деятельности.
Существуют четыре типа общеметодических умений, которыми должны обладать все наставники и учителя:
- Составление примерного плана и программы действий, необходимых для подготовки и проведения урока.
- Навыки, необходимые для создания проекта и реализации его на занятии.
- Мастерство проведения урока на практике в соответствии с заранее намеченными пунктами.
- Анализ результатов занятия.
Для подготовки будущих наставников, преподавателей и воспитателей необходимы прочные теоретические знания. Первый учебный год в школе всегда является вызовом для учителей. Начало занятия новой деятельностью может быть трудным и стрессовым, поскольку все внутренние ресурсы будут максимально задействованы.
Государственная поддержка и выплаты учителям в 2023 году
Указ президента РФ по учреждению Года педагога и наставника способствовал появлению ряда инициатив. Учителя имеют возможность бесплатного повышения своей квалификации, что предусмотрено проектом «Образование». До 2024 года 40 % педагогов смогут пройти курсы в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства в рамках этой программы.
Государство устанавливает официальную норму трудового времени для защиты прав педагогов. Согласно данной цифре, сокращенная рабочая неделя для различных категорий сотрудников может составлять от 18 до 36 часов, причем дополнительные часы оплачиваются отдельно. Кроме того, продолжительность трудового отпуска была увеличена с 42 до 56 дней.
Земский учитель
В перечне популярных проектов представлена программа «Земский учитель», в рамках которой педагоги до 55 лет со средним профессиональным или высшим образованием могут переехать для работы в сельскую местность или небольшие города с населением до 50 тысяч человек. Они заключают контракт на пять лет с местной школой.
Участники программы «Земский учитель» могут получить выплату до двух миллионов рублей от государства, которую они вольны использовать по своему усмотрению. В 2024 году планируется однократная выплата в таком же размере учителям, работающим в государственных структурах, находящимся в приграничных районах.
В соответствии с программой «Развитие образования», в перечень данных территорий входят Ахтынский и Магарамкентский муниципальные районы в Республике Дагестан, Карачаевский муниципальный район в Карачаево-Черкесской Республике, Муезерский муниципальный район в Республике Карелия и город Владикавказ в Северной Осетии – Алании.
Доплаты педагогам за классное руководство
Учителя получают ежемесячную выплату за выполнение обязанностей классного руководителя в размере пяти тысяч рублей из федерального бюджета. Введено такое начисление было только в 2020 году, при этом сохранили выплаты, которые были ранее. Размер определяется отдельно в каждом регионе.
Так, в Туапсе установлена выплата за классное руководство в размере 4,9 тысячи рублей на один класс. В Москве она составляет 12,5 тысячи рублей за класс, состоящий из 25 учеников, и добавляется по 500 рублей за каждого дополнительного учащегося. Кроме того, в каждой школе столицы начисляется своя сумма выплат за классное руководство.
Доплата за стаж
Учителя, которые имеют высшую или первую категорию, могут получать доплату в размере от 15 % до 35 % оклада. Критерии, по которым определяются бонусы, включают:
- первую категорию получат специалисты, отработавшие два года в учебном заведении;
- педагоги, у которых стаж деятельности с первой категорией составляет не менее двух лет, относятся к высшей категории.
Для присвоения высшей категории учителю необходимо принимать участие в профессиональных конкурсах и обеспечить высокие результаты успеваемости учеников. Степень сохраняется при переходе в другую школу или работе по совместительству.
Квалификация и оплата труда педагога зависят от образовательного уровня, ученого звания и стажа. Это может обеспечивать дополнительно до 10–30 % оклада.
Выплаты за успеваемость учащихся
Учителю могут начислять стимулирующие выплаты и премии, если он проявляет личную активность и обеспечивает высокую успеваемость учеников, готовит их к олимпиадам и конференциям, участвует в научно-практической работе. Кроме того, педагог должен поддерживать коммуникацию с родителями и вовлекать их в жизнь школы. За выполнение этих требований он может получить до 30 % от своего оклада.
Помощь молодым учителям
Процедура оказания финансовой помощи молодым педагогам определяется местными нормативными документами. Может предусматриваться единоразовая выплата в размере 15 тыс. руб. Параллельно молодой педагог может три года ежемесячно получать в качестве прибавки к зарплате от 20 % до 50 % ставки.
Читайте также!
Такие выплаты предусматриваются для выпускников педагогических вузов всех форм обучения в возрасте до 30–35 лет (предельный ценз может отличаться в разных регионах). Максимальные бонусы предусмотрены для молодых учителей с красным дипломом. Чтобы получать финансовую помощь, необходимо приступить к работе по специальности не позже, чем через три месяца после окончания вуза при условии, что контракт подписан не менее чем на три года.
Как было отмечено выше, сегодня все еще сложно говорить о престижности профессии учителя. Именно с этим и связана инициатива проведения в 2023 Года педагога и наставника в России. Ее цель состоит в повышении статуса учителей, включая и тех, кто занимается наставничеством, а также в создании условий для того, чтобы обеспечить престижность профессии.
Где повышение зарплаты? Всё, что тут написано, не содержит ничего нового. А чем порадуют учителей в Год педагога и наставника? Учитель, врач, военный — эти профессии должны быть высокооплачиваемыми