Что это? Формат электронного обучения – это возможность получать знания, улучшать навыки, не покидая офис или собственный дом. Предполагает использование технических средств и Интернета для передачи информации и обратной связи.
Каковы перспективы? Электронное обучение постоянно развивается, появляются новые направления, инструменты, гаджеты. E-learning внедряется не только в учебных заведениях, но и коммерческих компаниях, и этот процесс будет продолжаться.
В статье рассказывается:
- Суть электронного обучения
- Разница между дистанционным и электронным обучением
- Плюсы электронного обучения
- Минусы электронного обучения
- Форматы электронного обучения
- Этапы создания курса электронного обучения
- Критерии качественного электронного обучения
- Внедрение электронного обучения в компаниях
- Перспективы электронного обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть электронного обучения
Развитие цифровой среды сказывается на всех сферах нашей жизни, в том числе и на системе образования.
Понятие электронное обучение (e-learning) прописано в стандарте РФ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». Если говорить кратко, то это методики, в основе которых лежит применение информационно-коммуникационных технологий. Другими словами, это обучение посредством вычислительной техники и других устройств телекоммуникации.
В систему электронного обучения входят самые разные формы организации учебного процесса. Это могут быть как стандартные очные уроки с преподавателем, на которых применяются Интернет и цифровые технологии, так и занятия, полностью организованные внутри цифровой среды (специальных приложений, платформ и сервисов).
Сегодня мы повсеместно видим реализацию принципов электронного обучения. Вводя в учебный процесс те или иные современные мультимедийные и коммуникационные средства, мы в праве говорить об использовании электронного обучения, даже если речь идет о применении планшета для просмотра обучающего ролика или передачи домашнего задания по электронной почте.
Общение по видеосвязи давно предпочитают бумажным письмам и телефонным разговорам, а онлайн-магазины практически полностью заменили обычный шоппинг. Мир развивается. Повсеместное применение современной техники как в быту, так и на производствах стало нормой жизни. Элементы электронного обучения также органично становятся неотъемлемой частью учебного процесса: приложения к учебникам, презентации на проекторе и т.д.
Разница между дистанционным и электронным обучением
Не стоит путать электронное обучение и дистанционное. Некоторая взаимосвязь между этим формами обучения, конечно, есть. Современное дистанционное обучение осуществляется с обязательным применением электронных технологий.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Но технологии электронного обучения могут включаться и при стандартной классно-урочной системе. При этом дистанционное образование осуществлялось и много лет назад, когда об электронных средствах обучения даже не задумывались. Еще в XIX веке студенты имели возможность получать по почте обучающие материалы и также отправлять выполненные домашние задания.
Развитие интернет-технологий привело к тому, что высокоскоростная передача данных с помощью всемирной сети доступна практически везде и каждому. Необходимость пересылать по почте электронные носители информации исчезла. И говоря о дистанционных технологиях в образовании, мы подразумеваем и электронное обучение. Больше не надо ждать посылок с учебниками или видеоуроками на дисках.
Лекции и семинары организуют в виде вебинаров и конференций, проводимых по видеосвязи на специальных платформах и сервисах. Эти технологии дают возможность быть студентом любого университета мира, не выходя из дома. Весь цикл обучения — от поступления до сдачи выпускных экзаменов — может быть организован дистанционно.
Таким образом, электронное обучение может быть как очным, так и дистанционным. А дистанционное в современных реалиях стало полностью электронным.
Плюсы электронного обучения
Рассмотрим плюсы электронного обучения.
- При е-learning применяют формы подачи материала, привлекающие внимание детей и комфортные для восприятия. Это презентации, видеоролики, видеоуроки. Даже проведение контрольных тестов и проверок с помощью электронных устройств не вызывает страха или волнения, а, напротив, воспринимается как увлекательный процесс. Это снимает нервное напряжение, страх, помогает лучше воспринимать информацию и сосредотачиваться на главном. В целом это позволяет проходить учебный план в срок без задержек на дополнительные объяснения и повторения.
- Возможность проверять усвоение знаний и отрабатывать новые навыки онлайн через симуляторы, тренажеры и другие программы позволяет включать в учебный процесс больше практики.
- Доступ к образовательному процессу в любое время из любой точки мира. Если говорить о дистанционном образовании на базе e-learning и его принципиальном отличии от очного, оно предоставляет учащимся гораздо больше свободы и возможностей. На обычный урок в школу или на курсы учащийся может опоздать, не попасть из-за непогоды, плохого самочувствия и множества других причин. Если ребенок учится на одном из порталов электронного обучения, ему требуются лишь устройство с доступом в Интернет и удобное рабочее место.
- Индивидуализация обучения. Особенность организации электронного обучения заключается в том, что каждый учащийся занимается по своем персональному плану. Это относится к онлайн-курсам, где в аккаунте пользователя виден его прогресс, уровень усвоения каждой темы, успешность выполнения домашнего задания и т.д. В зависимости от этого преподаватель может корректировать содержание уроков: возвращаться к тем или иным темам, давать дополнительные задания и т.д.
- Дистанционная форма e-learning позволяет подбирать удобный график учебы. Фиксированное время занятий в школе или в центрах дополнительного образования может быть неудобным для учащихся: пересекаться с другими занятиями, не совпадать с биологическими часами максимальной эффективности и т.д. Программы электронного обучения не имеют таких ограничений. Доступ к ним открыт в любое время. Ребенок сам выбирает, когда включить обучение в распорядок своего дня. Даже если он занимается с преподавателем, они смогут найти оптимальное время для занятий.
- Снижение затрат на обучение. Так как реализация электронного (и в частности, дистанционного) обучения не подразумевает переездов и сборов, эта форма образования позволяет существенно экономить семейный бюджет. Родители не тратят деньги на дорогу, учебники, питание. Чтобы присутствовать на уроке, ребенку надо только включить компьютер. Лишние час-полтора, которые от проводит, одеваясь и добираясь до учебного заведения, он может потратить непосредственно на занятие. Стоимость обучения на онлайн-курсах ниже, чем в платной школе. При этом качество образования ничем не уступает офлайн-формату. Все дело в том, что при дистанционной форме обучения отсутствуют расходы на содержание помещения, коммунальные услуги, зарплату техническому персоналу и т.д.
- Более глубокие знания при меньшей длительности курса. Это объясняется тем, что, по сути, речь идет об индивидуальном обучении. Каждый ученик выбирает свой темп занятий. Время, сэкономленное на дороге и других организационных моментах, можно потратить на дополнительный обучающий блок, тему, предмет и т.д. В любом случае, за стандартные 40 минут урока на дистанционном обучении ребенок успеет больше, чем в обычной школе: временной ресурс будет расходоваться только на него.
Благодаря очевидным достоинствам электронное обучение школьников приобретает все большую популярность. Цифры Росстата показывают: число учащихся, перешедших на формат дистанционного образования, увеличилось на 15 % за последние три года.
Минусы электронного обучения
Несмотря на множество преимуществ, e-learning имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, прежде чем принимать решение о переходе на эту форму обучения.
Трудности электронного обучения:
- Любые перемены воспринимаются организмом как стресс, особенно у детей
При переходе на дистанционное обучение коренным образом меняется распорядок дня и в принципе организация жизни. Больше нет разделения на пять учебных и два выходных дня, длинных летних каникул и промежуточных весенних и осенних. Первое время ребенку будет довольно сложно привыкнуть к необходимости самостоятельно заниматься, распределяя время между всеми предметами, выбирая периоды для отдыха и т.д.
В этой ситуации не обойтись без поддержки родителей. Также можно подобрать ресурс электронного обучения, на котором уделяется внимание вопросам мягкого привыкания учащихся к новому формату.
- Несмотря на то, что большинство современных детей с техникой на «ты», некоторые из них могут чувствовать себя неуверенно из-за того, что у них не получается быстро освоить интерфейс обучающей платформы или сделать какие-то операции с компьютером
Чтобы избежать подобного дискомфорта, при выборе онлайн-школ, обращайте внимание, как работает служба технической поддержки, удобно ли ребенку обращаться в нее самостоятельно.
Скачать файл- Дефицит общения с друзьями
Если раньше встречи с приятелями гарантированно случались на школьных занятиях, то теперь их не будет. Первое время такая разительная перемена может отрицательно сказаться на качестве обучения. Особенно сложно детям-экстравертам, привыкшим делиться всеми радостями и проблемами с товарищами.
Родителям стоит взять на себя решение этой проблемы и предложить ребенку, чтобы его школьные друзья приходили в гости (если раньше это не практиковалось), организовывать другой совместный досуг. Также полезно завести новый круг общения, например, на дополнительных занятиях, кружках и т.д.
- Несоответствие формата некоторым дисциплинам
Предметы естественно-научного цикла невозможно преподавать качественно без экспериментов. Увидеть на видео, как это делают другие — не то же самое, что попробовать самому. Но в формате онлайн-курсов это невозможно.
Решением проблемы станет обучающая платформа с возможностью посещения практических занятий офлайн.
Подведем итог. Главные достоинства и недостатки дистанционных программ с применением электронного обучения таковы:
Достоинства | Недостатки |
Высокая вовлеченность учащихся.
Большое количество практических заданий по некоторым видам деятельности. Доступ к качественному образованию из любой точки мира. Оптимизация курса под индивидуальные особенности каждого ученика. Гибкая настройка режима обучения. Более низкая стоимость по сравнению с обучением в платных школах. Высокий уровень знаний. |
Обязательно наличие современной техники. Ребенок должен хорошо ориентироваться в устройстве гаджетов программном обеспечении.
Индивидуальный план обучения требует от ребенка высокой мотивации и самоорганизации. Невозможность проведения научных экспериментов дистанционно. Недостаток повседневного общения со школьными друзьями. |
Электронное образование в формате дистанционного обучения в некоторых аспектах уступает классическому очному. Тем не менее, большинство из этих проблем можно решить, если заранее быть к ним готовым. Выбирая обучающую платформу, обращайте пристальное внимание на те критерии, которые для вас наиболее принципиальны. Не забывайте об обязательном требовании ко всем онлайн-учебным заведениям наличии лицензии на образовательную деятельность.
Форматы электронного обучения
- Синхронное (synchronous e-learning)
Все участники включены в образовательный процесс одновременно, в режиме реального времени. Это происходит при организации видеоконференций, консультаций, вебинаров, уроков по видеосвязи и других форматов телекоммуникации, при которых несколько сторон взаимодействуют здесь и сейчас.
- Асинхронное (asynchronous e-learning)
Обучение с использованием различных мультимедийных средств, не подразумевающее синхронного взаимодействия участников образовательного процесса. Учащиеся используют источники информации в удобное для себя время, работая с ними в комфортном темпе.
Это могут быть мультимедийные курсы, вебинары в записи, электронные учебники и т.д. Контрольные тесты и домашние задания также могут сдаваться в любое время. Обратная связь с преподавателем выстраивается с временной отсрочкой: по электронной почте или в мессенджерах.
Этапы создания курса электронного обучения
Разработка качественного образовательного продукта в рамках электронного обучения невозможна без четко прописанной программы. Применение современных технологий должно обеспечивать постоянную обратную связь с потребителями и улучшение тех или иных функций.
на курсы от GeekBrains до 29 декабря
Создание онлайн-курса можно условно разбить на три основных этапа, каждый из которых отвечает на важный вопрос.
Этап 1: Оправдано ли создание данного образовательного решения?
Заказчик ставит перед разработчиками проблему, задачу. Важно понимать, какого результата он хочет добиться. А уже затем решать, как это сделать. Например, есть запрос на создание обучающей программы по использованию нового оборудования. Объем информации может быть не настолько большим, а ее содержание не настолько сложным, чтобы вкладывать ресурсы в разработку целой программы. Возможно, достаточно видеоинструкции или небольшого чек-листа с описанием принципиальных обновлений.
Этап 2: Как сделать курс эффективным?
Решение принято: необходимо создать онлайн-курс. Прежде всего, надо определиться с его главными параметрами: моделью, структурой, функциями и т.д. Затем выбрать оптимальные инструменты для реализации.
Самая распространенная логика построения обучающего онлайн курса это «Tell → Test». Обучающийся получает определенный блок информации для изучения, а затем проверяет себя с помощью тестирования. Более прогрессивной считается другая модель «Test → Tell». Сначала диагностируется уровень знаний по теме, а затем дается обучающий материал в необходимом объеме, преимущественно не в текстовом формате, а в виде презентаций, видеороликов и т.д.
Распространенная модель построения курса дистанционного обучения выглядит так: Context, Challenge, Activity, Feedback (CCAF). В переводе с английского: контекст, стимул, действие, обратная связь.
- Контекст. Сформировать ситуативную потребность в получении конкретных знаний и умений, привести пример их успешного применения.
- Стимул (вызов). Создать потребность в решении проблемы (получении знаний посредством онлайн-обучения) для обеспечения безопасности, снижения возможных рисков.
- Действие. Процесс электронного обучения должен быть выстроен на принципах активности слушателя. Мотивация и заинтересованность формируются благодаря тому, что он чувствует себя включенным и важным участником процесса, ощущает свою деятельность. Важно не забывать и о применении разных типов заданий и форм контроля.
- Обратная связь. То есть демонстрация результата действий. Может быть внешней и внутренней. Внешняя обратная связь — это оценка ответа по критерию правильно/неправильно. Внутренняя обратная связь подразумевает, что учащемуся демонстрируются последствия его неправильных, ошибочных действий. Она играет более важную роль, так как формирует глубокую мотивацию к обучению, а не к формальному завершению курса с хорошими оценками.
Читайте также!
Как еще можно повлиять на мотивацию при дистанционном обучении с применением электронных технологий?
- Наглядно демонстрировать, как изменится качество жизни человека, что он получит после успешного прохождения курса. Чаще всего это формулируется в вводной части, где говорится о целях обучения. Так как это информация важна, лучше ее преподносить не в текстовом формате (более трудном для восприятия), а, например, в видеоролике.
- Выстраивать систему поощрений и штрафов, при которой студент онлайн-курса будет заинтересован добиваться лучших результатов, получить документ об окончании и т.д. Если обучение кажется слишком простым и доступным, а сам процесс однообразным, велика вероятность, что обучающийся будет относиться к данному образованию халатно.
- Соотносить объем и качество информации, содержащейся в обучающей программе, с потребностями и уровнем образования слушателя. Контент не должен быть слишком простым и знакомым или, наоборот, чересчур сложным.
- Создать визуально привлекательный контент с наглядной графикой, анимацией и т.д. Важно, чтобы эти средства оправдывали конечную цель и не приводили к значительному повышению стоимости курса. Кроме того, надо иметь в виду технические возможности устройств, на которых онлайн-курс будет открываться. Если характеристики компьютера недостаточно современны, а качество интернет-соединения оставляет желать лучшего, пользователь будет просто разочарован, а количество потребителей будет ниже, чем могло бы быть.
- Обеспечивать внутреннюю обратную связь. Когда человек понимает, что его решение привело к позитивным последствиям, это стимулирует его к дальнейшему обучению.
- При построении заданий симулировать жизненные ситуации, в которых решение проблемы требует стратегического мышления и разрешения трудностей разного уровня сложности.
Этап 3: Как сохранить уровень знаний?
Результатом пройденного онлайн-курса должны быть не высокие результаты итоговой проверки, а применение новых компетенций в жизни. Практическая ценность курса должна поддерживаться еще на уровне разработки. Создатели обучающих платформ проектируют функцию напоминания о пройденном обучении по формуле 2+2+2, то есть модули для повторения автоматически отправляются через 2 дня, 2 недели и 2 месяца. Пользователя ничто не ограничивает в сроках для закрепления знаний.
Критерии качественного электронного обучения
Поговорим, что делает дистанционное образование с применением электронного обучения востребованным и качественным продуктом.
- Интерактивность. Непосредственное участие в процессе обучения важно для пользователя. Чтобы у него сохранилось положительное впечатление об обучении, необходимо после каждого теоретического блока размещать интересное домашнее задание, тест или тренажер.
- Смысловая законченность каждого этапа. Любой блок, будь это тема, подтема или одно занятие, должны быть разработаны таким образом, чтобы у учащегося формировался мини-навык, появлялись новые знания.
- Простота. Обучение должно быть увлекательным и при этом доступным. Сложные темы надо преподносить таким образом, чтобы они усваивались легко: делить на короткие уроки, иллюстрировать схемами, таблицами, переходить от простого к сложному.
- Доступность. Система дистанционного обучения должна иметь интуитивно понятный интерфейс. Разрабатывая платформу, имеет смысл ориентироваться на людей с самыми разными навыками работы с ПО, в том числе тех, кто только начинает осваивать компьютер.
- Продуманность каждой детали. При создании обучающей платформы важно учитывать все составляющие. Не только прописать грамотный учебный план, но и познакомиться с психологическими особенностями целевой аудитории, чтобы создать визуал, с которым работа на ресурсе будет вызывать приятные эмоции. Важно помнить о наглядности, которая повышает качество обучения. Разнообразная подача информации также играет в этом не последнюю роль: тренажеры, тесты, видеоролики, вебинары делают онлайн-курсы более привлекательными.
Внедрение электронного обучения в компаниях
В современных компаниях уже не встает вопрос о целесообразности внутрикорпоративного обучения. Все понимают его удобство и значимость для достижения новых бизнес-вершин. Дело в том, как создать эффективную программу электронного обучения.
Внутрикорпоративное электронное обучение базируется на трех ключевых принципах, гарантирующих успех. Это информативность, контроль и поддержка.
- Информативность
Обязательное свойство обучения. Но оно одно не способно привести к хорошему результату, когда речь идет об электронном образовании на системах дистанционного обучения, где нет преподавателя, который регулирует такие вопросы, как, например, мотивация и контроль.
- Контроль
Одна из форм обратной связи, дающая пользователю понимание правильности движения в нужном направлении. Разработка разнообразных форм контроля, который при e-learning также берт на себя функции мотивации и поддержки, занимает львиную долю времени и ресурсов создателей обучающих программ.
- Поддержка
Важная и незаменимая составляющая образовательного процесса. Обычно ее выполняют родители и педагоги. Но при электронном обучении на специализированных ресурсах приходится воспроизводить эту функцию искусственно. Это особенно востребовано при изучении узкоспециализированых дисциплин, когда трудно найти круг общения по интересам. В программу дистанционного обучения важно заложить возможность студента получать своевременные ответы на возникающие вопросы, консультации и советы.
Каждый из вышеперечисленных критериев эффективного электронного обучения имеет свои инструменты для реализации благодаря современным средствам электронной коммуникации. Сервис Google Docs позволяет размещать обучающие материалы; мессенджеры — быстро получать ответы на возникающие вопросы, а видеосвязь подходит для устных экзаменов, проведения вебинаров и групповых встреч.
Но так как мы говорим о решении нескольких задач сразу, было бы удобней использовать один сервис. Его роль стали выполнять различные системы управления обучением (LMS-системы или Learning Management System). Они соединяют в себе все функции современных мультимедиа и коммуникационных сервисов.
- Поддерживают все типы медиафайлов: текстовые, аудио и видео.
- Предоставляют возможность работы с устройств самого разного типа (ПК, планшеты, смартфоны и другие гаджеты).
- Обеспечивают коммуникации всех типов: голосовые и видеосообщения, текстовые мессенджеры, социальные сети, электронная почта.
- Совместимы с любыми периферическими устройствами (микрофоны, камеры, наушники, очки виртуальной реальности).
- Обладают возможностями совместной работы (расшаривание экрана, доступ к документам и т.д.)
- Содержат обучающие материалы разного типа: макеты, тренажеры, симуляторы и т.д.
Потребность в структурировании и хранении накопленной информации, документов и различных наработок есть в каждой компании. Кто-то обходится бесплатными услугами облачных сервисов, кто-то еще не подходил вплотную к решению этого вопроса. Установка специального программного обеспечения некоторым кажется слишком трудоемким шагом.
Тем не менее, любой разумный руководитель рано или поздно осознает, что эффективное ведение бизнеса невозможно без наведения порядка в хранении информации, обмене данными между сотрудниками и передаче знаний молодым специалистам. LMS-системы приходят им на помощь. Просто потому, что само по себе упорядочивание экономит время и ресурсы.
Решение о внедрении на предприятии e-learning-систем должно быть не стихийным, а взвешенным и продуманным.
Так как это довольно масштабный процесс, переход на новые обучающие платформы необходимо разбить на несколько этапов.
- Оценка актуального состояния хранения и передачи данных. В большинстве фирм можно наблюдать эпизодическое применение различных телекоммуникационных и медийных технологий. Это могут быть архивы с базами данными в Excel-таблицах на жестком диске компьютера или в облачных сервисах, общение в рабочих чатах по отделам, переписка в корпоративной почте и т.д. Анализ ситуации даст возможность сформулировать потребности компании и требования к e-learning, обеспеченному LMS-системами.
- Определение ключевых критериев к реализации перехода.
- Определение руководителя процессом перехода на централизованный e-learning. В его обязанности входит, в частности, контроль за соответствием обучающей платформы обозначенным качествам.
- Определение помощника руководителя, на плечи которого ляжет ответственность за разработку контента.
- Подготовка содержания обучающих курсов.
- Внедрение LMS-системы при разделении ключевых задач. Один из руководителей со своей командой ведет техническое направление, второй берет на себя разработку контента.
Читайте также!
Выполнив все эти пункты, необходимо перейти к финальному этапу: выбрать конфигурацию LMS-системы и определиться с техническими ресурсами, бюджетом и исполнителями.
Перспективы электронного обучения
E-learning находится на пике своего развития. Сферы его применения постоянно расширяются.
Наиболее актуальным и востребованным в рамках LMS-систем сегодня оказалось экспресс-обучение. Это короткие информационные блоки, направленные на получение конкретных навыков или ответов на вопросы. Причем речь идет не о теоретических знаниях, а практических профессиональных умениях. Это помогает повышать эффективность и профессионализм персонала, не отрывая его надолго от трудовой деятельности.
Понятие «электронное обучение» активно используется уже 20 лет. От демонстрации видеофильмов на уроках и пересылки дисков с обучающими курсами мы пришли к повсеместному использованию обучающих платформ, приложений и технологий типа VR и AR. Вместе с этим цифровизация образования перестала быть новинкой. Дистанционное онлайн-обучение стало более привычным благодаря вынужденному локдауну из-за пандемии COVID-19.
Так же, как и с электронным обучением, термин EdTech трактуется по-разному в зависимости от контекста. Его применяют и для обозначения любого формата обучения с применением цифровых технологий, и для дистанционного образования, реализуемого на специальных обучающих платформах.
Некоторые направления стали сегодня наиболее актуальными. Одно из них e-learning с доступом на смартфоне или планшете. Это дает возможность не прерывать процесс обучения даже в дороге. Системы дистанционного обучения, совместимые с мобильными устройствами, выходят сегодня на первое место по популярности и перспективам развития.
Еще одна значимая инновация — программы-тренажеры, которые позволяют симулировать практические занятия. Самые последние разработки — это тренажеры с дополненной реальностью (AR, augmented reality). Если на смартфоне установить специальное приложение и приобрести шлем, доступ к тренажерам виртуальной реальности можно получить, даже не выходя из дома и с минимальными затратами. Это новый уровень электронного обучения, которое продолжает постоянно развиваться.