Что это такое? Электронная образовательная среда – это совокупность цифровых решений для улучшения качества образования, будь то школа или институт. На ее развитие оказывают влияние несколько факторов: от технических до социальных.
На что обратить внимание? На сегодняшний день многие школы уже активно используют такие решения. Сегодня никого не удивить цифровым дневником или интерактивной доской, однако на этих инструментах развитие не заканчивается
В статье рассказывается:
- Понятие электронной образовательной среды
- Принципы построения электронной образовательной среды
- Технологии для электронной образовательной среды
- Этапы формирования электронной образовательной среды
- Критерии выбора решений для электронной образовательной среды
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие электронной образовательной среды
С развитием информационных технологий и информатизацией всех сфер общества в педагогике надежно закрепилось понятие «электронная информационно-образовательная среда». На сегодняшний день существуют нормативные документы, включающие разъяснения об особенностях организация электронной образовательной среды. Так, в разделе IV.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО прописано: «Информационно-образовательная (электронная) среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ».
Целью информационно-образовательной среды является формирование интеллектуальной, социализированной, творческой личности, которое достигается при помощи информационно-коммуникационных технологий открытой педагогической системы.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Что более всего поспособствовало становлению школьной информационной образовательной среды?
- Необходимость адаптации школьников к успешной продуктивной работе в условиях глобальной информатизации всех областей общественной жизни.
- Развитие новых педагогических подходов к реализации образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий.
- Необходимость укрепления продуктивности администрирования учебных заведений.
Специалисты выделяют две основные функции, которые реализуются при помощи информационно-образовательной среды в школе:
- Дифференцирующая. Информационная образовательная среда создает благодатную почву для беспрепятственной и продуктивной реализации функций каждого участника педагогического процесса: управленцы принимают эффективные решения по организации обучающего процесса, педагоги развивают воспитательные навыки и профессиональное мастерство, а ученики совершенствуют образовательный и творческий потенциал.
- Интегрирующая. Электронная образовательная среда предоставляет условия для развития потенциала учителей, администрации и школьников в контексте общего «пространства возможностей».
Информационно-образовательная среда обеспечивает качественный результат образования благодаря совокупному применению следующих инструментов:
- разработка баз данных учебного заведения, содержащих результаты регулярных проверок качества образовательного процесса, электронные дневники и электронные журналы, как средство фиксации результатов деятельности школы;
- поддержание непрерывного педагогического сопровождения процесса обучения;
- организация дистанционных форм общения членов коллектива образовательного учреждения (чаты с родителями обучающихся, учительские форумы);
- обязательное совершенствование педагогического опыта учителей, повышение квалификации;
- внедрение дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики (наработка, использование и хранение учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев, дидактических материалов и т. д.);
- формирование положительного имиджа образовательного учреждения, организация связи с общественностью.
Принципы построения электронной образовательной среды
Фундаментальными правилами развития и организации электронной образовательной среды являются:
- Синтез различных цифровых технологий и их согласованное применение для решения различных задач цифровой образовательной среды.
- Готовность к использованию новых технологий, в том числе подключению внешних систем и включению взаимного обмена данными на основе опубликованных протоколов.
- Неограниченный доступ через Интернет к платным и бесплатным ресурсам информационно-образовательной электронной среды в соответствии с условиями пользования конкретного пользователя, прописанными в лицензионных нормативных актах.
- Возможность полной или частичной замены цифровой образовательной среды иными технологиями, составляющими конкуренцию.
- Самостоятельность субъектов в выборе способа достижения целей информатизации в рамках своей ответственности.
- Минимизация издержек при организации электронной образовательной среды конкретного субъекта, отсутствие излишних функций и нежелательных вложений в сопровождение информационных систем.
- Повышение качества обучения за счет доступа к современным дистанционным образовательным стандартам.
Итак, какие меры необходимо применить для качественного и плодотворного внедрения передовых технологий цифрового обучения?
Первым и самым важным является исключение принудительного насаждения принципов информатизации образования на местах. Необходимо плавно ввести условия электронной образовательной среды и, согласно разъяснениям Минобрнауки России, взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей цифровой образовательной среды, на основе минималистичных центральных государственных систем.
Основной задачей информатизации образовательных учреждений считается минимизация бумажного документооборота и отчетности благодаря внедрению автоматизированных процессов и сосредоточение педагогов на решении задач образовательных процессов при поддержке искусственного интеллекта.
Технологии для электронной образовательной среды
Развитие и расширение интерактивности обучения способствует тому что, учителя сегодня все больше применяют интернет-ресурсы в своей работе. Согласно данным Фонда Развития Интернета, 95% учителей ежедневно выходят во всемирную информационную сеть, тогда как в среднем по стране эта цифра составляет около 60% совершеннолетних россиян. Темп оцифровки учебного процесса набирает обороты.
Скачать файлНовые технологии уверенно входят в образовательный процесс:
- активно ведется разработка и внедрение электронных учебников;
- совершенствуются принципы дистанционного образования;
- естественным стало наличие электронных дневников в учебных заведениях;
- интерактивные доски сменяются более современными интерактивными дисплеями.
Читайте также!
Однако, ряд современных интерактивных технологий, таких как видеоконференцсвязь, робототехника, виртуальные лаборатории, хоть и активно продвигаются поставщиками, но пока не внедрены даже на 50%. Это может быть связано как с финансовыми ограничениями образовательных учреждений, так и с ограниченным пониманием возможностей их интеграции в систему уже имеющихся информационных технологий.
Опрос поставщиков ИТ-решений в образовании показал, что на сегодняшний день российским школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основой. С другой стороны, есть случаи, когда современное оборудование и программные продукты имеются, но используются неэффективно в силу отсутствия методической базы.
На основании того же опроса были сформированы данные об интерактивных методах электронной образовательной среды, показавших наибольший уровень проникновения:
- электронный дневник – 100 %
- интерактивные доски – 96 %
- мультимедийный кабинет – 80 %
В конце списка оказались:
- 3D-принтеры – 8 %
- лаборатории робототехники – 4 %.
Этапы формирования электронной образовательной среды
Процесс формирования электронной информационно-образовательной среды проходит в несколько шагов.
Организационный этап предусматривает:
- оценку соответствия существующей материально-технической базы требованиям ФГОС;
- планирование пополнения материально-технической базы;
- создание возможности повышения квалификации и обучения педагогического состава;
- исследование уровня информационно-коммуникативной компетентности педагогов;
- разработка локальных актов развития электронной образовательной среды в учебном заведении;
- выбор программного обеспечения для формирования оптимальной цифровой образовательной среды на базе имеющихся условий.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Конструктивный этап предусматривает:
- создание службы методического и технического сопровождения цифровой образовательной среды;
- развертывание материально-технической базы;
- подготовка сотрудников;
- создание единого информационного пространства в образовательном учреждении;
- принятие мер по обеспечению информационной безопасности;
- вовлечение родителей и учеников в работу с отдельными компонентами цифровой образовательной среды школы.
Аналитический этап предусматривает:
- проведение оценки условий созданной электронной образовательной среды требованиям ФГОС;
- в случае необходимости, внесение изменений в планирование формирования цифровой образовательной среды учебного учреждения.
Документы, регламентирующие разработку локальных актов и выбор программного обеспечения при организации электронной образовательной среды в образовательном учреждении:
- Доктрина информационной безопасности РФ.
- Распоряжение от 17 декабря 2010 г. № 2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011–2015 годы)».
- Доктрина информационной безопасности РФ.
- Свободное программное обеспечение в госорганах.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.
- Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации.
- Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)».
- Стандарт ГОСТ, определяющий формат офисных документов ODF.
Указом президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204 предопределено, что в основу функционирования электронной образовательной среды российских школ следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.
Критерии выбора решений для электронной образовательной среды
При выборе электронной информационно-образовательной среды согласно функционалу конкретного учебного учреждения следует обратить внимание на следующие детали:
- Информационная безопасность и технические условия
Структура должна соответствовать назначению образовательного заведения и поддерживать надлежащие форматы контента. Также должны быть предусмотрены оптимальные способы управления электронной образовательной средой.
- Оперативные задачи
Важной задачей при выборе возможностей электронной образовательной среды является её соответствие типу учебного заведения, согласованность функционала цифровой образовательной среды с необходимыми формами отчетности и аналитики данного учреждения, а также соответствие выбранного формата количеству обучающихся.
Читайте также!
- Взаимодействие элементов системы, дизайн
Понятный, логический и красиво оформленный интерфейс облегчает взаимодействие участников обучения в электронной образовательной среде. Он должен быть удобен и доступен и для административных работников, и для педагогов, и для школьников, и для их родителей.
Поэтому немаловажным фактором является совместимость с браузерами и операционными системами. А чтобы электронная платформа школы была не только удобной, но и узнаваемой, ее можно оформить в фирменном стиле данного учебного заведения.
- Техподдержка, исправность и своевременное обслуживание
Автоматизация и оцифровка образовательного процесса должна проводиться под контролем специалистов. Только профессионалы смогут эффективно и в кратчайшие сроки внедрить электронную информационно-образовательную среду в учебное заведение с учетом всех его задач и пожеланий, а в процессе работы нейтрализовать возможные технические сбои.
В России уже накоплен существенный опыт в части построения электронной образовательной среды в учебных заведениях и большинство школ переходят к следующему этапу – более глубокому и эффективному использованию современных цифровых технологий в учебном процессе.