О чем речь? EdTech с английского дословно переводится как «образовательные технологии». Только не путайте его с дистанционкой, набившей оскомину родителям во время пандемии. Это нечто большее – онлайн-курсы, оптимизация обучения и платформы-тренажеры в одном флаконе.
Чему учат? EdTech-компании конкурируют между собой наличием тех или иных методов и инструментов. Благодаря им можно, не выходя из дома, получить востребованную профессию, например, разработчика, маркетолога, дизайнера за считанные месяцы. Но не только в этом заключаются преимущества Edtech.
- Что такое EdTech
- EdTech-компании
- Отличия EdTech от инфобизнеса
- На кого учат EdTech-компании
- Методы обучения в EdTech
- 4 тренда EdTech, создающие обучение будущего
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое EdTech
Вопреки некоторым мнениям – это не совсем онлайн-обучение. Понятие имеет непосредственное отношение к IT-инструментам, способствующим лучшему усвоению изучаемого материала. Современный мир стремительно меняется. Чтобы не выпасть из ритма жизни, необходимо постоянно совершенствоваться и обучаться.
EdTech состоит из:
- Курсов и интернет-школ.
- Систем, оптимизирующих обучение.
- Площадок, на которых производится и регулируется массовое обучение.
- Инноваций для традиционных организаций, осуществляющих образовательный процесс
- VR-тренажёров.
IT-технологии в образовании получили развитие и в России, но с акцентом на онлайн-обучение. В этой сфере темпы роста составляют 20 % в год и скоро могут достичь 60 млрд рублей. Тем не менее, отмечается, что столь бурный рост отечественного рынка образования (до 53 млрд рублей уже в этом году) связан с длительным карантином из-за пандемии СОVID-19. В этих условиях миллионы обучающихся были вынуждены проводить онлайн-обучение, что дало резкий толчок для развития специализированных технологий.
EdTech-компании
Основные участники рынка EdTech в России, работающие в области business-to-consumer, могут быть условно разделены на три кластера с подгруппами:
- Для самых маленьких: умные интерактивные игрушки, дошкольная подготовка.
- Для учеников школ: дистанционное обучение, интернет-сервисы, площадки для подготовки к ЕГЭ, удалённая работа с репетиторами, выполнение домашних заданий в Интернете, курсы по программированию и сервисы дополнительного образования.
- К услугам взрослых такие EdTech-платформы, как: многопрофильные онлайн-университеты, обучающие программы и онлайн-тренажеры, языки, гуманитарные науки, wellness&lifestyle.
Чуть менее половины (40 %) EdTech-компаний России заняты в области b2b, среди них – вендоры IT-сферы, разработчики площадок и специализированных сервисов для учебных заведений и бизнеса:
- вендоры VR/AR-технологий в области обучения;
- конструкторы систем мониторинга и наблюдения за экзаменами;
- площадки для корпоративного обучения;
- решения для старта интернет-школ и обучающих курсов;
- создатели оборудования для образования и др.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Как видно, российский EdTech развивается в общемировом тренде.
Отличия EdTech от инфобизнеса
EdTech-технологии – это инновационные решения в сфере образования. Они охватывают разработку и внедрение оборудования и устройств (планшетов, школьных досок), разработку программных комплексов (авиационных, медицинских и других специализированных 3D- симуляторов). Огромный процент EdTech – это интернет-образование, в которое комплексно входят не только интерактивные IT-сервисы, но и информационные платформы, которые еще называют инфобизнесом.
Читайте также!
Практическая разница между EdTech-обучением и инфобизнесом состоит в следующем:
- Объектом информационных платформ чаще всего является комплекс знаний в той или иной области. Как правило, это книги, справочники, презентации или видеокурсы. За право пользоваться ими клиент должен заплатить. Зачастую, некоторая доля этого контента распространяется бесплатно с целью большего охвата целевой аудитории и формирования из неё группы активных пользователей платного продукта. Подобную бизнес-модель на мировом рынке практикует известный американский предприниматель и коуч Энтони Роббинс.
- EdTech-проекты, помимо предложения информационного контента, большое внимание уделяют методикам, структурированию и систематизации: интерактивности процесса обучения, контролю усвоенного материала при помощи соответствующих технологий. При этом, возможно построение индивидуальных программ образования с учётом подготовленности, усидчивости и других важных особенностей каждого из учеников.
EdTech как в России, так и за рубежом подразумевает постоянный анализ образовательного процесса с целью включить в свое коммерческое предложение доведение обучающихся до конкретного результата, например, сдачу экзаменов или устройство на работу, воспользовавшись партнёрской программой, как это реализовано у Geekbrains.
Рассмотрим для наглядности различные решения в области изучения иностранных языков.
Например, учитель английского разработал и создал видеоуроки, которые разместил на своем сайте и выставил на продажу. В этом случае мы видим реализацию варианта инфобиз-проекта, успешность которых весьма мала. Пользователи совершают покупки такого продукта, ориентируясь в большей степени на известность преподавателя.
Примером EdTech-продуктов в этой нише могут служить интернет-платформы, позволяющие изучить язык, но с работающими автоматизированными инструментами анализа ошибок, контроля процесса обучения, непрерывного мониторинга пользовательской аудитории и много другого.
На кого учат EdTech-компании
Крупнейшие EdTech-компании предлагают обучение по специальностям в IT-сфере. В вузах они пока не получили широкого распространения, но такие платформы обладают значительным уровнем компетенций. Как правило, это проекты в области цифровых технологий: СУБД, веб-дизайн, программирование и т. д.
Потенциальные IT-специалисты зачастую предпочитают удалённый труд, поэтому и интернет-обучение выглядит для них органично.
Обучение в вузах по этой категории обычно платное. Поэтому абитуриенты видят более выгодной для себя альтернативу удаленного получения образования, которое к тому же позволяет совмещать работу и занятия. Заряженность на построение успешной карьеры поддерживает высокий уровень мотивации.
EdTech-рынок 2023 года дает хорошие перспективы для студентов из регионов, которые могут не тратить дополнительные средства на очное обучение в престижных вузах. А для столичных учащихся практико-ориентированное образование становится более доступным.
Методы обучения в EdTech
Широко практикуются следующие средства:
- Обучение в игровом формате. Этот метод способствует лучшему усвоению материала как детьми, так и вполне состоявшимися профессионалами за счёт значительной концентрации внимания. В настоящее время находит применение фактически во всех EdTech-проектах.
- Виртуальная реальность и Augmented Reality. Обладает высокой степенью наглядности. VR и AR дарят большие возможности в визуализации процессов. Например, при демонстрации химических реакций на уроке, колбы и реторты абсолютно виртуальны. Нет опасности вдохнуть ядовитые пары при ошибках – всё демонстрируется в VR с подробным объяснением сути происходящего. Активно пользуется технологиями виртуальной реальности и РЖД: в центрах подготовки специалистов проводятся занятия для машинистов и других категорий работников.
- Искусственный интеллект. Эта технология помогает сделать обучение индивидуальным. Программа подбирается с учётом анализа способностей ученика. Например, при обучении начинающих бизнесменов упор первоначально делается на формирование базовой системы знаний, для тех же, кто обладает определённым опытом, подбирается курс, позволяющий, например, изучить тонкости финансового учёта, нюансы работы с базами данных или построения воронок продаж.
4 тренда EdTech, создающие обучение будущего
E-learning
E-learning является даже не совсем трендом, скорее это актуальный метод организации обучения. Не следует его путать с дистанционным обучением, хотя, безусловно, есть схожие атрибуты.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Электронное обучение происходит при широком применении IT-технологий и устройств (симуляторы виртуальной реальности, платформы для EdTech-конференций, ПО для смартфонов). При этом учителя и ученики могут находиться и рядом друг с другом.
E-learning кардинально меняет сам привычный процесс образования. Фактически, любой курс или семинар можно изучать, исходя из своих предпочтений места и времени. Получить степень бакалавра теперь можно и онлайн. Так как подобные программы получили аккредитацию, «виртуальный» диплом котируется так же, как и традиционный очный.
Микрообучение
Информационная среда современного мира чрезвычайно насыщена. На человека постоянно воздействуют потоки самых разнообразных сведений, и постоянное переключение с одного на другой не способствуют выработке длительной концентрации на чем-то конкретном. Взрослые, получившие классическое образование, еще как-то способны воспринимать продолжительные лекции, а дети, выросшие в культуре гипервнимания, начинают скучать и отвлекаться уже через шесть минут.
Microlecture представляет собой информационно-насыщенную лекцию, длящуюся обычно от трех до 10 минут. В ней раскрывается концепт рассматриваемой области, дается терминология и т. д. Используются форматы таблицы, инфографики, для закрепления пройденного материала часто в конце присутствует тест или практическое задание. Подача материала в виде отдельных блоков стимулирует студентов анализировать информацию и искать связи и корреляции.
Мобильное образование
Но даже и уже становящееся обычным онлайн-обучение не совсем востребовано молодым поколением пользователей, не мыслящих свое существование без смартфона. Им важны скорость, узкая специализация и интерактивность. Слушать онлайн-лекцию или другой образовательный курс с телефона неудобно, да и зарядки может не хватить до конца мероприятия. Некоторые опции EdTech позволяют найти оптимальное решение этой проблемы.
Многие компании разрабатывают и активно внедряют обучающие программы для смартфонов. Как правило, формат подачи обучающего контента в подобных приложениях схож с популярной у подростков платформой TikTok.
Обучение по подписке
Интернет-курсы еще до массового карантина, вызванного пандемией COVID-19, были весьма популярны у пользователей. Люди активно пользовались предоставленными на рынке образования продуктами, усваивали материал, получали фидбек и даже сертификат об обучении. Но подобная система обладает существенным недостатком. Часто приобретение онлайн-курсов выглядела как покупка «кота в мешке».
Читайте также!
Прослушав начало лекции, пользователь вдруг понимал, что эта тема ему неинтересна, а сам материал подан скучно. Как правило, в этом случае уплаченные деньги уже не вернутся, а эффективность обучения без желания будет околонулевой.
EdTech исправляет положение путём внедрения метода обучения по подписке. Это дает пользователю доступ к образовательной базе платформы. Он может самостоятельно выбирать те курсы, которые ему нужны в данный момент, комбинировать и менять наборы лекций. А может и совсем прервать обучение, не тратя лишние средства на те уроки, которые больше не понадобятся.
Сам ход истории диктует ритм глобальных изменений в образовательной индустрии. Это и пандемия, и другие вызовы. Предполагается, что к середине 21 века демографическая обстановка сложится таким образом, что количество выпускников школ и других образовательных учреждений увеличится на два миллиарда по сравнению с текущим числом.
Это заставляет уже сейчас фундаментально пересматривать методики, инфраструктуру и бизнес-модели системы образования. Человечеству необходимо будет решать комплексные задачи в условиях кадрового голода и недостаточного финансирования.