Что это? Дизайн-мышление пропагандирует нестандартный подход к решению проблем. Креативность, эмпатия, смелые эксперименты, мышление вне рамок – вот главные такого рода раздумий.
Как применяется? Такой способ анализа проблемы и поиска ответов сегодня очень популярен в бизнесе. Люди устали от стандартных предложений, одинаковых продуктов и услуг, которые не закрывают их потребности. Дизайн-мышление помогает докопаться до истины и найти оригинальное, а главное, эффективное решение.
В статье рассказывается:
- Что такое дизайн-мышление
- 5 этапов применения дизайн-мышления
- Примеры использования дизайн-мышления
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое дизайн-мышление
Главное отличие дизайн-мышления в том, что во внимание берутся желания и идеи конкретного человека, а не страны, компании или управляющего от клиента.
Родилась идея о дизайн-мышлении в 1969 году в книге «Науки об искусственном», автором которой является Герберт Саймон. Чуть позже учёные из Станфордского университета начали заниматься её развитием и создали Stanford.school. Это место для исследователей и экспериментаторов, которым близок данный подход.
Дизайн-мышление нужно для нестандартного решения задач. Благодаря ему человек начинает мыслить иначе, отметая традиционные методы. Использовать дизайн-мышление может не только человек, связанный с профессией дизайнера, но и все остальные, применяя его в учёбе, работе, бизнесе и обычной жизни.
Как-то в Мичигане под мостом застрял грузовой автомобиль: он не мог проехать ни вперёд, ни назад. Собрались все возможные службы и начали придумывать, как бы его достать. Рассматривали два варианта: разобрать машину или мост. Решить эту проблему помог мимо проходящий мальчик, который предложил спустить шины.
Как говорит Тим Браун, CEO компании IDEO и автор произведения «Дизайн-мышление в бизнесе»: «Дизайн-мышление способствует проявлению способностей, которые есть в каждом человеке, но мы не обращаем на них внимание, потому что привыкли использовать традиционные способы решения сложных жизненных ситуаций».
Существует три принципа дизайн-мышления:
- эмпатия: способность мысленно оказаться на месте другого человека, чтобы ощутить его эмоции и чувства;
- широта мышления: умение смотреть на проблему целиком и заострять внимание на каждой маленькой детали;
- эксперименты: стремление пробовать что-то новое и, несмотря на неудачи, пытаться снова.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
В 70-х годах американский учёный Герберт Саймон выдвинул гипотезу о том, что человеку необходимо смотреть на проблемы творчески, дабы прийти к альтернативному способу их решения.
В его книге «Науки об искусственном» можно найти такую фразу о науках: «…техника, медицина, промышленность и торговля, архитектура и живопись имеют дело… не с тем, каковы вещи, а с тем, какими им следует быть, короче говоря, с конструированием (дизайном).»
У неё есть свои правила и принципы действия.
Дизайн-мышление в бизнесе даёт возможность рассчитать возможный исход событий, а для того, чтобы это сделать, необходимо следовать четырём правилам:
- Человечность. Каждая компания работает с людьми и для людей, как и все нововведения.
- Неопределённость. Нет ограничений в поиске идей. Наоборот, надо выйти за собственные границы и найти альтернативные и нестандартные решения проблем.
- Редизайн. Основные потребности у человека остаются теми же. Не всегда нужно заново изобретать велосипед, достаточно освежить уже имеющийся продукт или создать что-то новое, но в другой сфере.
- Осязаемость. Изготовление похожих образов способствует более точному изучению проблемы и нахождению лучших методов её решения.
Первым делом происходит «прощупывание почвы»: изучается рынок, нужды клиентов, ставятся задачи. После этого начинается работа по созданию максимального количества идей, из которых выбирают самую лучшую и приступают к реализации её прототипа.
Самый удачный вариант передают тестовой группе, которая оставляет отзывы, описывает свой опыт использования и ощущения. Если во время проверки прототип оказался неудачным, команда начинает всё сначала.
Благодаря такому подходу принимаются наиболее выгодные решения как для потребителей, так и для организации.
Приведём пример. Однажды у японской компании по производству велосипедов Shimano начали резко падать продажи, из-за чего они решили обратиться за помощью к фирме IDEO за новой концепцией. Они думали, что для создания нового решения будет достаточно портрета целевой аудитории и технических характеристик.
Но студия IDEO отличалась от всех остальных, поэтому они начали свою работу с того, что проанализировали причины падения продаж и выяснили следующее: 90 % взрослых людей не пользуются велосипедами. Покупателям не нравились продавцы спортивного телосложения, большая стоимость средства передвижения, плохая инфраструктура в городе и сложный уход за техникой, которая не будет использоваться каждый день.
Читайте также!
Проблемы обнаружились практически во всех аспектах:
- В точках продаж. IDEO подобрали новую стратегию.
- В отсутствии инфраструктуры. Компания IDEO обсудила вопрос с городским советом, после чего были оборудованы парковочные места и дорожки для велосипедистов.
- В обслуживании. Для фирм, специализирующихся на обслуживании велосипедов, IDEO составили перечень советов, в числе которых были рекомендации и касательно внешнего вида сотрудников.
- В технике. Покупатели хотели получить от велосипеда те же эмоции, что они испытывали в детстве, когда беззаботно катались дни напролёт, но во взрослом возрасте почувствовать подобное намного сложнее. Фирме необходимо было создать ассоциацию своих велосипедов с теми самыми приятными эмоциями.
Ошибка Shimano была в том, что они пытались заставить людей ездить на классическом велосипеде, а нужно было разработать модели как в детстве: с комфортным сидением и минимальным набором функций.
Если бы японская компания занялась только разработкой и выпуском новой модели, но не стала бы устранять другие погрешности в своей работе, это не привело бы её к успеху.
5 этапов применения дизайн-мышления
Правильные идеи можно найти, если знать этапы дизайн-мышления, к которым относятся:
- эмпатия;
- анализирование и определение проблемы;
- создание идей;
- прототипирование;
- тестирование.
Порядок построен таким образом, что дизайнеру необходимо абстрактное мышление изменить на конкретное, после чего вернуться в начало. Таким образом, он намного глубже погружается в суть проблемы и не останавливается только на поверхностных вещах. Он сможет лучше понять людей и их жизненные ситуации, а также найти эффективные способы решения.
Этап 1. Эмпатия
Под понятием «эмпатия» подразумевается умение человека проникаться эмоциями и чувствами другого индивида и понять, из-за чего они возникают. С помощью эмпатии вы сможете поставить себя на место своей целевой аудитории. В дизайн-мышлении этот этап даёт возможность узнать, что нужно людям и чего они боятся.
Что необходимо предпринимать:
- Обговорить с коллегами или самому сделать список всего, что вы знаете о людях, для которых создаёте продукт.
- Прибегнуть к кабинетному исследованию: узнать о трендах, сделать опрос аудитории, найти как можно больше информации, способной составить более чёткий портрет потребителя и выяснить его проблемы.
- Сделать качественный анализ: опросить и провести интервью как своих потенциальных клиентов, так и экспертов.
- Посмотреть на то, как ведёт себя целевая аудитория в момент, для которого вы собираетесь выпустить продукт.
- Лично полностью протестировать товар.
- Приложить усилия для выявления очевидной и неочевидной целевой аудитории. С помощью второй вы сможете сгенерировать идеи, которые понравятся многим людям.
В конце этапа эмпатии необходимо быть полностью погружённым в контекст и собрать максимум информации о целевой аудитории: к каким решениям прибегает в различных жизненных ситуациях, какие слова произносит, на что ориентируется при выборе товара и площадок, через какие преграды и лишения проходит и многое другое.
Этап 2. Анализирование и определение проблемы
На данном этапе дизайн-мышления происходит анализ и синтез: «переваривается» вся добытая информация, делаются выводы и устанавливается точка зрения (point of view).
на обучение «Дизайнер» до 24 ноября
Чтобы это сделать, необходимо ответить на такие вопросы, используя собранные факты:
- Кто ваш покупатель?
- В чём проявляется его самая неудовлетворённая потребность?
- Почему это имеет значение?
Для ответов на них нужен потребительский инсайт, который является утверждением, описывающим глубокие потребности человека и те сложные жизненные ситуации, в которых он оказывается.
К примеру: моя работа не приносит мне удовольствие, и я хочу поменять профессию, однако переживаю, что 40 лет – это неподходящий возраст для перемен.
Если инсайт составлен правильно, то в нём непременно будет напряжение, которое является причиной не только желаний человека, но и его тревог. С помощью этой информации компании могут производить то, что точно нужно людям.
Какие инструменты дизайн-мышления понадобятся для анализа собранных данных:
- Доска в Miro, с помощью которой можно распределить информацию на категории.
- Портреты потребителей, где представлены все необходимые факты о поведении людей, их ценностях и стимуле.
- Путь клиента (customer journey map), в котором можно увидеть движение потребителя, точки взаимодействия, трудности и найти другую полезную информацию.
В результате данного этапа должен быть выбор жизненной ситуации, для которой будет разрабатываться продукт, в формате POV Madlib Стэнфордского института дизайна:
- [ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ] имеет [ПОТРЕБНОСТЬ] из-за того, что [ИНСАЙТ]
Этап 3. Создание идей
Этап генерации идей в дизайн-мышлении необходим для того, чтобы изобрести решение проблемы, обнаруженной во время предыдущих этапов.
Главные принципы в создании идей:
- Первым делом сгенерировать максимальное количество решений, не отвергая даже те, которые кажутся неподходящими.
- Далее понять, способны ли разработанные идеи помочь потребителю с его проблемой.
- Посчитать, сможет ли компания воплотить в жизнь то, что было придумано: хватит ли средств, технологий и т.д.
Хорошими помощниками в генерации идей по методу дизайн-мышления станут:
- «периоды тишины»: в это время сотрудник перестаёт заниматься основной работой и переключается на другие занятия;
- мозговой штурм: конференции, созданные для обсуждения и совместного придумывания решений;
- метод обходных стратегий: использование карточек с дилеммами Брайана Ино и Питера Шмидта, разработанные для того, чтобы разгонять мозговую деятельность и искать нестандартные решения;
- другие необычные методы.
Представленные варианты считаются самыми популярными, но на самом деле каждая команда может самостоятельно придумывать способы, которые помогут генерировать идеи.
Когда дело дойдёт до разбора каждого решения, надо задавать к ним сложные вопросы и утвердить критерии выбора. Таким образом команда сможет отсечь плохие варианты и направить свои силы на лучшие идеи.
В конце этапа участники должны определиться, для какой идеи будет разрабатываться прототип.
Этап 4. Прототипирование
Предпоследним этапом дизайн-мышления является создание прототипа для того, чтобы пользователь смог оценить идею. В качестве прототипа может выступать пробная версия программы или небольшой макет.
Читайте также!
Основная цель модели заключается в демонстрации. Необязательно сильно «заморачиваться» над прототипом, потому что лучше, если потребитель как можно быстрее сможет попробовать продукт дизайн-мышления и оставить отзыв.
В период данного этапа необходимо выдвигать гипотезы, над которыми надо будет работать в следующей фазе и придумывать решения для них.
К примеру, была сформулирована гипотеза о том, что в приложении по заказу еды покупателю легче выбрать адрес на карте из списка, чем писать его самому.
В результате этапа прототипирования в дизайн-мышлении должен быть сценарий, по которому тестовая группа будет проверять продукт и выдвинутые гипотезы.
Этап 5. Тестирование
В этот период пользователи получают доступ к прототипу. Они могут пользоваться им, проверять и делиться своим опытом. С помощью тестирования можно решить, стоит ли дальше развивать выбранную идею или лучше вернуться в самое начало и разработать что-то новое.
Главный принцип дизайн-мышления состоит в том, что дизайнер в любом случае будет в плюсе, ведь даже если прототип провалится, то благодаря обратной связи от покупателей команда сможет создать лучший продукт. Поэтому откаты к первым этапам нужно воспринимать спокойно, потому что это не только нормально, но и полезно.
Примеры использования дизайн-мышления
Мы приведём примеры положительного и отрицательного результата дизайн-мышления.
Неудачный пример
Сегвей представляет собой электрическое двухколёсное средство передвижения с рукояткой для поворота, способной распознавать положение тела управляющего: если наклониться вперёд, сегвей будет ехать быстрее, если выпрямиться, скорость снизится.
Компания, которая их разработала, предполагала, что это должно быть транспортное средство для всех людей. Первое время покупатели пытались использовать сегвей для разных целей, но в итоге стало ясно, что он подходит только для коротких прогулок по городу.
Производитель не учёл, что с таким довольно громоздким средством передвижения совершенно неудобно будет ездить в общественном транспорте, заносить его в квартиру и многое другое. Можно предположить, что фирма проигнорировала этап тестирования, поэтому не смогла проверить все гипотезы.
Удачный пример
Таковым является грелка для новорождённых Embrace, которую разработали в Непале для того, чтобы она смогла в домашних условиях заменить инкубатор для недоношенных младенцев.
Изначально команда дизайнеров хотели усовершенствовать уже имеющиеся модели инкубаторов, но на первом этапе они выяснили, что в больницах практически нет таких малышей, потому что родители боятся ехать с ними по плохим дорогам.
Прочитав статью, становится ясно, что для разработки действительно полезных и нужных продуктов, нужно тщательно изучать требования и желания потенциальных покупателей. А с помощью дизайн-мышления вы сможете очень глубоко узнать свою целевую аудиторию, поставить правильные вопросы и найти нестандартный способ решения проблемы.