Что это такое? Метавселенная – это искусство созданная вселенная. Например, «Матрица» является ярким примеров этого понятия, хотя это и вымышленный мир. Однако метавселенные создают и меньшего масштаба.
Зачем нужно? Как правило, под этим термином понимают онлайн-пространство, которое приспособлено для игр, бизнеса, развлечений. Но есть проекты, далеко продвинувшиеся в этой теме.
В статье рассказывается:
- Что собой представляет метавселенная
- Характеристики метавселенной
- Уровни метавселенной
- Основные технологии метавселенной
- Виды метавселенных
- Заработок в метавселенных
- Примеры метавселенных
- Критика метавселенных
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что собой представляет метавселенная
Термин «метавселенная» происходит от греческого префикса «мета-», что означает «после» или «за», и слова «вселенная», которое обозначает вселенную или мир. Это сочетание указывает на идею «после вселенной» или «за (пределами) вселенной».
Впервые термин «метавселенная» был использован в культовой книге Нила Стивенсона «Лавина» в 1992 году. Автор описывает цифровой мир, который расширяет и переопределяет понятие реальности, предоставляя пользователям новые возможности и способы взаимодействия. Идея объединения реального и виртуального миров имеет предшественников.
Один из наиболее известных примеров – виртуальная платформа Second Life, созданная компанией Linden Lab, и запущенная в 2003 году. Она предлагала пользователям возможность создавать виртуальных персонажей, называемых аватарами, и взаимодействовать с другими участниками того мира. Проект стал предтечей метавселенных и стимулировал интерес к идее объединения реальности и виртуального мира.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
С течением времени термин «метавселенная» стал шире использоваться в контексте развития фантомных миров и платформ, которые объединяют реальность и виртуальное. Он описывает совокупность virtual пространств и сообществ, которые пользователи могут исследовать, взаимодействовать в них и создавать новый контент.
В период пандемии и карантинных мер возникла насущная потребность в межличностном общении, лишенном физической природы, так как оно по объективным причинам стало недоступно. Исключительно актуальными в этом контексте стали средства виртуальной коммуникации, такие как Zoom или Skype, однако они не всем были по вкусу.
История запомнила пример, когда британская компания иллюстраторов нашла необычное решение и использовала игру Red Dead Redemption 2 как платформу для проведения рабочих собраний в период локдауна. Это позволило им окунуться в атмосферу Дикого Запада и провести совещание в окружении прерий и костра, воссоздавая неповторимую атмосферу, эмоционально превосходящую обычное визуальное представление в Zoom.
Характеристики метавселенной
В эссе «Метавселенная: что это, где ее найти и кто ее построил» (The Metaverse: What It Is, Where to Find it, and Who Will Build It) Мэттью Болл, руководитель Amazon Studios, рассматривает основные характеристики современного цифрового мира с высоким уровнем сложности и вариативности. Он описывает принципы, которые будут лежать в основе будущих метавселенных:
- Постоянство – это пространство функционирует в режиме реального времени, независимо от внешних факторов, и не подвержена паузам или перезагрузкам.
- Синхронность – метавселенная представляет собой последовательный опыт, объединяющий реальный и виртуальный миры. Она позволяет людям переживать их взаимодействие и расширять границы действительности.
- Доступность – виртуальная реальность должна быть доступна для всех без каких-либо ограничений, чтобы каждый мог быть частью этого нового мира.
- Совместимость – метавселенная обеспечивает прямой обмен данными, цифровыми активами и предметами между разными виртуальными мирами. Это позволяет, например, использовать скины оружия из одной игры для украшения орудий в другой или делиться ими с другими участниками.
- Замкнутая экономика – участники метавселенных могут создавать, владеть, инвестировать, продавать и получать вознаграждения за виртуальные услуги, которые имеют ценность для других участников, формируя таким образом рыночную среду.
Уровни метавселенной
Создание виртуальных миров – это сложная задача, требующая участия разных специалистов, таких как дизайнеры цифровых пространств и системные архитекторы, которые создают инфраструктуру для поддержания метавселенных. Все технологии, необходимые для их создания и поддержки, можно разделить на четыре «слоя»:
- Контент и опыт – состоит из самой информации, приложений и виртуальных миров. Первый обогащает впечатления от метавселенной и создается разработчиками и самими пользователями. Контент последних, или UGC (user-generated content), играет важную роль. Приложения связаны с конкретными вариантами использования метавселенной, такими как совместная работа на мероприятиях, музыкальные онлайн-миры или специализированные приложения для удаленной работы, virtual тренингов, банкинга и так далее. Виртуальные пространства представляют собой среды, где множество пользователей могут взаимодействовать друг с другом и получать различные впечатления.
- Платформы – являются основой всей системы. Они облегчают распространение и поиск контента, опыта и приложений, включают в себя браузеры и магазины приложений. К этому слою относятся также 3D-платформы разработки, которые предоставляют инструменты для создания 3D-приложений, включая дизайн, игры, движки, искусственный интеллект (ИИ) и другие средства для создателей.
- Инфраструктура и оборудование – включают базовую инфраструктуру в облаке, полупроводники и сети, необходимые для поддержки виртуальных метавселенных. Кроме того, сюда относятся аппаратные устройства.
- Энейблеры – это технологии, связанные с платежами (они позволяют создавать экономику метавселенных), безопасностью и идентификацией пользователей. Они играют важную роль в обеспечении функциональности и защиты в виртуальных пространств.
Основные технологии метавселенной
Современные технологические инновации неустанно вносят потрясающие изменения в нашу реальность, переворачивая с ног на голову восприятие окружающего мира.
Одной из волнующих областей, на которую обращается все больше внимания, является понятие метавселенной – цифровой платформы, объединяющей широкий спектр технологий, таких как блокчейн, дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект, 3D-реконструкция и интернет вещей. Рассмотрим подробнее каждую из этих технологий и оценим ее значимость в формировании метавселенной.
Блокчейн и криптовалюты
Блокчейн представляет собой распределенную базу данных, где информация хранится в виде информационных модулей, составляющих цепочку. Одним из ключевых элементов, присущих блокчейну, является его децентрализованная природа, обеспечивающая прозрачность и надежность данных. В метавселенной эта технология применяется для создания цифровых активов, таких как криптовалюты, которые могут использоваться в виртуальной среде для проведения покупок, продажи и обмена товаров и услуг.
Дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR)
Дополненная (AR) и виртуальная реальность (VR) открывают возможности взаимодействия пользователя с virtual окружением. AR позволяет расширить реальный мир цифровыми объектами и информацией, которые пользователь может визуализировать с помощью устройств, таких как смартфоны или специальные очки. VR погружает пользователя в полностью виртуальную среду.
Скачать файлОбе эти технологии играют важную роль в создании метавселенной, предоставляя возможность пользователям взаимодействовать с цифровыми объектами и другими ее участниками.
Введение дополненной и виртуальной реальностей представляет собой первоначальную концепцию метавселенной, что весьма сложно для понимания. VR, как более зрелая технология, уже способна создавать цифровые миры, включающие фантастический визуальный контент. Но уровень сложности, которого может достичь VR, не ограничивается только визуальным аспектом метавселенной.
Вплоть до использования VR-оборудования для симуляции физической активности, данная технология может позволить пользователям ощущать и слышать других пользователей, взаимодействовать с ними.
В свете широкого интереса к этой области можно ожидать, что компании, которые ведут проекты метавселенных, будут всё больше вкладывать свои ресурсы в развитие аппаратного обеспечения AR и VR. Такие инвестиции позволят расширить возможности онлайн-пространств и создать более привлекательные варианты виртуального взаимодействия в ближайшем будущем.
Искусственный интеллект (AI)
Искусственный интеллект (AI) является неотъемлемой составляющей метавселенной, предоставляя возможности ментального взаимодействия и автоматизации. AI способен обеспечить улучшенное взаимодействие между пользователями и онлайн-пространством, предсказывать и адаптировать среду в соответствии с потребностями пользователя, а также обеспечивать персонализацию виртуального опыта.
В метавселенной AI можно применять в расширенной разработке неигровых персонажей (NPC), позволяя создавать уникальные и сложные сценарии в разных контекстах. NPC, как неотъемлемая часть virtual миров, отвечают на действия пользователей и взаимодействуют с ними. Применяя передовые методы анализа данных и возможностей AI, этих персонажей можно интегрировать в 3D-окружение, симулируя реалистичное взаимодействие с пользователями и выполняя разные специфические задачи.
Еще одной потенциальной областью применения AI в контексте метавселенной является создание высокодетализированных аватаров. За счет мощности искусственного интеллекта можно анализировать 2D-изображения и 3D-сканы для создания более реалистичных и точных цифровых avatar.
Они способны обладать большей динамичностью, поскольку искусственный интеллект позволяет создавать разнообразные прически, стили одежды, выражения лиц и другие характеристики персонажей. Это дает пользователям возможность создавать уникальные и персонализированные цифровые воплощения себя в метавселенной.
3D-реконструкция
3D-реконструкция – процесс создания трехмерных моделей реальных объектов или сцен. В виртуальной метавселенной это позволяет создавать виртуальные копии реального мира, с которыми пользователь может взаимодействовать и их исследовать. Такая возможность полезна в различных сферах, таких как создание виртуальных музеев, архитектурное проектирование, образование и во многих других приложениях.
Читайте также!
Одним из важных предназначений метавселенной является стремление к созданию цифровой окружающей среды, которая максимально приближена к реальному миру в своей комплексности и вариативности. В рамках этой концепции вступает в действие 3D-реконструкция, что позволяет нам формировать пространства с искренней детальностью и естественностью.
Сочетание специализированных 3D-камер с особым механизмом трансферта настоящего в онлайн уполномочивает нас визуализировать трехмерные, фотореалистичные 3D-модели зданий, физических локаций и разных объектов.
Для обеспечения полноценной обработки и создания подобного рода virtual копий в контексте метавселенной, мы сталкиваемся с потребностью передачи объемных пространственных данных и фотографий в формате 4K HD на вычислительные системы, способные выполнить необходимую обработку. В результате этих процессов создаются виртуальные аналоги объектов физического мира, которые могут быть названы цифровыми двойниками.
Интернет вещей (IoT)
Интернет вещей (IoT) – сеть физических устройств, подключенных к интернету, и обмен данными между ними. В метавселенной IoT позволяет в виртуальной среде взаимодействовать с реальными устройствами и объектами. Например, пользователь может управлять умным домом или взаимодействовать с его устройствами в рамках метавселенной.
Дополненная и виртуальная реальность позволяют погрузиться в виртуальное пространство и взаимодействовать с ним. Искусственный интеллект предоставляет возможности ментального взаимодействия и персонализацию. 3D-реконструкция создает виртуальные копии реального мира, а интернет вещей позволяет взаимодействовать с реальными устройствами. Соединение всех этих технологий в метавселенной открывает новые возможности для развлечений, образования, бизнеса и многих других областей жизни.
Виды метавселенных
Классификация метавселенных на основе их функциональности и характеристик предполагает разделение на разнообразные типы. Каждый из них обладает уникальными особенностями, позволяющими пользователю наслаждаться богатым виртуальным опытом.
Игровые метавселенные
Созданы с учетом преимущественно игрового и развлекательного контента. Внутри таких виртуальных миров игроки могут погрузиться в нереальные сценарии, взаимодействовать друг с другом, выполнять квесты и исследовать уникальные окружения.
Примеры известных таких метавселенных включают Roblox и Second Life. Вопреки их все более расширяющейся популярности, такие игровые пространства часто подвергаются критике из-за слишком акцентированного внимания на коммерциализации и поощрении зависимого поведения.
Социальные метавселенные
Направлены на создание виртуальных миров, прежде всего, для социального взаимодействия. Эти метавселенные предоставляют цифровое пространство, где люди могут общаться, устанавливать отношения и участвовать в глубоких диалогах.
на обучение «Искусственный интеллект с нуля» до 24 ноября
Примеры популярных социальных метавселенных – VRChat и Rec Room. Они способны создать ощущение общности и сближать людей, особенно в современном мире, где физическое расстояние становится все более распространено. Однако такие метавселенные также вызывают озабоченность с точки зрения конфиденциальности и безопасности.
Открытые метавселенные
Представляют собой виртуальные миры, которые обладают децентрализованной структурой и принадлежат пользователям. Они дают им больший контроль над своим виртуальным опытом, позволяя создавать собственный контент, окружающие среды и сообщества.
Примеры открытых метавселенных – Decentraland и The Sandbox. Такие миры способствуют творческому процессу, сотрудничеству и справедливому распределению богатств и ресурсов. Но они требуют от пользователей определенного уровня технических знаний и могут быть сложны для навигации, особенно для тех, кто не имеет опыта в криптографии.
Корпоративные метавселенные
Создают для использования в деловой и профессиональной сфере. Они дают компаниям возможность взаимодействовать с клиентами и сотрудниками в более увлекательной и захватывающей форме, экспериментировать с новыми продуктами и услугами. Примеры корпоративных метавселенных – AltSpaceVR и MootUp. Такие миры могут повысить производительность, эффективность и сократить затраты, связанные с путешествиями и физическим пространством.
Заработок в метавселенных
Сущность виртуальной реальности Web 3.0 неизбежно связана с virtual миром, открывая возможности для внедрения там тех же методов заработка, которые присутствуют в настоящем мире. Давайте разберем их более тщательно.
Аренда и приобретение цифровой недвижимости
Идея аренды и приобретения виртуальных «участков земли» в метавселенной может показаться невероятной, но спрос на них будет только возрастать. Владельцы их могут осуществлять любые действия – от virtual строительства зданий и сооружений до огородничества на условных угодьях. Созданные помещения можно сдавать в аренду, использовать как гостиницы, паркинги, торгово-развлекательные центры.
Виртуальные участки – перспективный источник дохода. Возможности заработка: размещение рекламы, сдачу их во временное пользование или взимание платы за посещение мероприятий, иные способы. Архитекторы, конструкторы и проектировщики станут активными участниками метавселенной. Реализация проектов принесет им солидные доходы.
Рекламные кампании
Реклама является неотъемлемой частью повседневной жизни в материальном мире, и в цифровом пространстве мало что изменится. Размещение PR-баннеров на виртуальных зданиях, продвижение брендов, перекочевавших в виртуальную среду позволят получать серьезный доход. Безусловно, появятся новые рекламные площадки, учитывая изменение реальностей.
Торговля ценными NFT
В метавселенной будущего появятся уникальные объекты, а невзаимозаменяемые токены будут служить доказательством права собственности на них. Обладатели этих средств смогут продавать их или менять на реальные (цифровые) деньги. Ожидается, что через некий промежуток времени цены на такие токены будут расти, давая дополнительный заработок их владельцам. Таким образом, инвестирование в NFT получит второе дыхание именно в виртуальных метавселенных.
Туризм
Создание виртуальных реальностей, будь то существующие или воссозданные исторические места, может стать привлекательным источником прибыли. Например, землевладельцы виртуальных угодий смогут возвести на них известные архитектурные шедевры, такие как Эйфелева башня или Исаакиевский собор. Возможно погружение в интерактивные исторические события: в период расцвета Римской империи, яркие эпизоды Великой французской революции.
Модный бизнес
Уже сегодня виртуальный мир активно занимают крупные, известные бренды, демонстрирующие свою одежду и аксессуары. Компания Gucci, например, приобрела участок земли в The Sandbox, открыла поп-ап магазины в Roblox и Zepeto. Burberry вступил в партнерство с Mythical Games для создания NFT в Blankos Block Party. Вскоре известные модные дома, а также малые компании начнут создавать модели одежды для виртуальных аватаров пользователей. Самые успешные из них непременно станут коллекционными NFT.
Проведение мероприятий
Проведение масштабных событий в материальном мире – задача непростая. Физические ограничения, вопросы безопасности, затраты на организацию – все требует значительных усилий и финансовых вложений. Виртуальный мир не знает никаких ограничений. Метавселенная не имеет границ, и в ней могут одномоментно собираться огромные аудитории, гарантируя участникам яркие впечатления от концертов известных певцов или театральных постановок.
Но развлекательные мероприятия – далеко не единственное направление. Работники компаний, выбравшие работу из дома, смогут встречаться в метавселенной на запланированных совещаниях, мастермайндах. Топ-менеджеры разных фирм – устраивать деловые обеды с партнерами без выхода из офиса или дома. Все это создаст значительные выгоды и сэкономит время. При этом землевладельцы виртуальных участков и организаторы мероприятий получат хорошую прибыль.
Примеры метавселенных
Метавселенные – это виртуальные миры, которые объединяют миллионы пользователей со всего мира. Они представляют собой цифровые платформы, предлагающие разные возможности и настройки. Рассмотрим примеры самых популярных метавселенных и проанализируем их характеристики и особенности.
Decentraland
Decentraland — крупнейший виртуальный мир, позволяющий создавать, использовать и монетизировать контент. Здесь проходят фестивали, выставки и концерты. Владение землей осуществляется через криптовалюту MANA на основе блокчейна Ethereum. Собственники, около 7 000 человек, принимают решения о развитии мира коллективным голосованием.
Decentraland предоставляет возможности строительства зданий, совместного отдыха с друзьями в парке, организации разных мероприятий и размещения рекламы. На доске объявлений регулярно публикуются анонсы событий, включая совместные просмотры фильмов и соревнования.
В 2022 году в Decentraland прошла Неделя моды Metaverse, с участием более 70 известных брендов, в том числе Dolce & Gabbana, Cavalli, Selfridges, Paco Rabanne и других. Виртуальная платформа также предлагает цифровые офисы для множества брендов, а в будущем планируется построить virtual посольство Барбадоса.
Sandbox
Sandbox, основанный на игре для мобильных платформ, позволяет пользователям создавать собственные миры и монетизировать полученный здесь опыт и предметы. Эта метавселенная активно привлекает к сотрудничеству известные бренды, такие как Adidas, Atari и Binance. С недавних пор проект объявил о партнерстве с журналом Time для создания одноименной Square на Time Land.
Spatial
Это виртуальная метавселенная, ориентированная на культурные события. Изначально платформа создавалась для совместной работы в виртуальной реальности, но затем превратилась в площадку для проведения выставок, концертов и лекций. На Spatial открыты галереи, где пользователи могут покупать цифровые произведения искусства, используя криптовалюту.
AltSpace VR
Этот ранее независимый проект, ныне принадлежит Microsoft. Социальная платформа позволяет пользователям общаться и собираться группами. AltSpace VR представляет собой набор миров, между которыми можно перемещаться. Здесь проводятся различные мероприятия от Microsoft и других организаций, включая такие гиганты, как McDonald’s и Burning Man.
Somnium Space
Somnium Space – открытая социальная платформа, взаимодействие с которой рекомендуется при помощи VR. Здесь пользователи представлены трехмерными аватарами и могут сами создавать игровой мир с использованием сервисов Builder и UnitySDK. Кроме того, в этой метавселенной существует рейтинг игроков, известный как карма, который отражает их социальный статус и зарабатывается благодаря их вкладу в развитие мира и оценкам других участников.
Bloktopia
Bloktopia – один из самых молодых проектов в мире метавселенных. Платформа представляет собой токенизированный децентрализованный VR-небоскреб, где пользователи могут взаимодействовать с окружающим пространством с помощью аксессуаров виртуальной реальности. Bloktopia работает на блокчейне Polygon и имеет собственную криптовалюту – BLOK.
Проект притягивает внимание своим современным движком для создания 3D-объектов в реальном времени, что делает его одной из самых привлекательных метавселенных.
TCG World
TCG World – проект, который на слуху благодаря самой крупной сделке в истории метавселенных. Curzio Research приобрела землю в этой VR за $ 5 миллионов. Пока о проекте известно немного, но на его сайте предлагается покупка земли в разных локациях. Ожидается, что TCG World станет площадкой проведения многих связанных с коллекционными карточными играми событий (TCG).
Критика метавселенных
Метавселенные, с их возможностями и потенциалом, оказываются предметом резкой критики по нескольким причинам, которые нельзя недооценивать из-за их важности и влияния на наше реальное будущее.
Рассмотрим три главных аспекта, вызывающих тревогу: замкнутость в нереальном мире, неверные приоритеты со стороны человечества и потенциальная кибердиктатура. Мы проанализируем взаимосвязь между ними и выясним, как эти проблемы могут повлиять на наше общество и индивидуальное существование в цифровой эпохе.
- Замкнутость в виртуальном пространстве
Многие люди озабочены тем, что современное общество все больше времени проводит онлайн, пренебрегая реальным миром. Даже до пандемии проблема пребывания в виртуальном пространстве была актуальна, а сейчас она еще более серьезна. К тому же виртуальная метавселенная представляет собой неизведанную среду, которая может усугубить проблему зависимости от цифрового мира.
Но человек, будучи социализированным субъектом, нуждается в контактах с реальностью, общении с другими, активном участии в реальности. Хотя метавселенная умеет подпитывать активность некоторых участников через игры и спортивные состязания, она не может заменить их потребности в настоящем мире.
- Неверные приоритеты со стороны человечества
Второй аспект, вызывающий критику, связан с неверными приоритетами, которые общество и человечество нередко проявляют в отношении метавселенных. Кеза Макдоналд, автор статьи «I’ve seen the metaverse – and I don’t want it» в журнале The Guardian, описывает будущий их рост как капиталистический технократический ад.
Читайте также!
Он считает, что виртуальная метавселенная – не решение таких глобальных проблем, как сексизм, гомофобия, расовая ненависть и другие пороки, с которыми сталкивается человечество. Там существует даже проблема харассмента.
Кеза Макдоналд утверждает, что люди, вдохновленные Марком Цукербергом, сделают из метавселенных неиссякаемый источник доходов, не приносящий реальной пользы человечеству. Он обращает внимание на то, что некоторые тратят очень много денег на NFT, стремятся покинуть реальный мир, жить в цифровом пространстве. При этом настоящее оказывается на грани катастрофы, бурное развитие метавселенных уводит общество от решения насущных проблем.
- Потенциальная кибердиктатура
Третья причина критики метавселенных связана с потенциальной кибердиктатурой. Многие визионеры считают, что государственные аппараты и крупные монополии стремятся максимально использовать развитие цифровизации общества для надзора за людьми. Контроль реакций и физических действий создаст новые сложности для тех, кто не разделяет доминирующие взгляды.
Метавселенная – это удивительный шаг вперед в создании новых миров и возможного переселения человечества в захватывающий цифровой ландшафт. И, несмотря на возможные опасения, ничто не в силах помешать этому прогрессу. Мы можем только положиться на то, что метавселенные принесут больше блага, чем вреда, и наслаждаться их удивительными возможностями.