Зачем? Анализ целевой аудитории необходим для формирования точного рекламного предложения и маркетинговой кампании в целом. Зная конкретные параметры ваших потенциальных клиентов, вы сможете лучше взаимодействовать с ними и получать больше лидов.
Как? Есть несколько вариантов анализа целевой аудитории. Все они, однако, используют определенный набор метрик и характеристик исследуемых групп. Также стоит помнить, что данное мероприятие должно проводиться регулярно, ведь меняетесь вы, и ваша аудитория тоже.
В статье рассказывается:
- Понятие целевой аудитории
- Необходимые характеристики для анализа ЦА
- Способы анализа целевой аудитории
- Ошибки при анализе целевой аудитории
- Что делать после анализа ЦА
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие целевой аудитории
Целевая аудитория (ЦА) или целевая группа – это собирательный образ, портрет клиента, для которого ваш продукт или услуга максимально интересны и востребованы. Это те люди, на которых вам надо ориентироваться, разрабатывая маркетинговый план.
Что это значит? Что маркетологи и специалисты по рекламе, выбирая стиль и сюжет рекламного ролика, тему публикации, варианты размещения рекламы, всегда отвечают себе на вопрос «Для кого мы это делаем». Чтобы цель была достигнута (бизнес-продукт или товар стал коммерчески успешен) надо с самого начала четко понимать, на какую целевую группу вы работаете.
Что вам принесет подробное изучение целевой группы:
- повышение эффективности рекламы любого типа (контекстная, рассылки, баннеры, SMM);
- точная корректировка ассортимента под запросы конкретной аудитории;
- более высокая определенность и конкретизация при формировании маркетинговых кампаний (встречи с покупателями/клиентами, распродажи, акции, розыгрыши и т.д.), направленных на поиск новых клиентов;
- ясность при выборе вариантов развития бизнеса (открытие онлайн продаж/расширения мест присутствия/изменение ассортимента/франшиза и т.д.);
- целенаправленная разработка новых товаров и услуг.
Необходимые характеристики для анализа ЦА
Составляя портрет целевой аудитории, изучают целый список характеристик, которые для удобства делят на несколько групп.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Социально-демографические характеристики
Группа включает ключевую информацию о человеке.
- возраст;
- пол;
- образование;
- профессия;
- направление деятельности;
- должность;
- семейный статус;
- наличие детей;
- материальное положение.
Географические характеристики
Речь идет о постоянном месте проживания представителей целевой группы. Не все географические характеристики всегда нужны маркетологам. Если интернациональная компания выходит на рынок в новой стране, то большая географическая детализация не требуется. А фирме по доставке еды важно знать не только страну и город, но также район и квартал.
Психографические характеристики
В эту группу входит информация, дающая представление о представителях целевой группы именно как о личностях. Вкупе с первыми двумя пунктами эти сведения помогают лучше понять, что движет человеком, мотивирует его, волнует и т.д. Это позволяет тоньше настроить маркетинговые процессы.
- ценностные установки;
- увлечения;
- хобби;
- досуг;
- опасения и тревоги;
- любимые СМИ;
- блогеры, инфлюенсеры, «звезды», на которых ориентируется;
- предпочтительные бренды различных товаров и услуг.
Читайте также!
Поведенческие характеристики
Здесь собраны данные о том, как ведет себя целевая аудитория, приобретая товары вашей категории или конкретно вашего производства. Это информация о том, как часто человек совершает подобные покупки, что им движет, по каким критериям он выбирает, сколько готов потратить и т.д. Сюда включены показатели того, какой образ вашей компании сложился у целевой группы, насколько она к вам лояльна.
Сюда входят следующие пункты:
- частота заданных покупок;
- цель покупки;
- основная мотивация;
- необходимость и срочность;
- общее отношение к товарам данной группы;
- общее отношение к вашему бренду.
Владение этой информацией поможет вам ответить на вопросы, как выходить на рынок и вести себя с потенциальными покупателями, какие приемы и методы маркетинговых технологий применять.
Способы анализа целевой аудитории
Сегодня существует несколько вариантов сбора информации о потенциальных клиентах.
Разбор официального сайта компании.
Подходит только тем организациям, у которых есть страничка в Интернете. Для сбора информации о посетителях ресурса и их действиях на нем, как правило, прибегают к сервисам Google Analytics и Яндекс.Метрика.
Что нам покажут эти программы?
- источники трафика;
- тип устройства, которым пользовался клиент;
- среднюю длительность пребывания на сайте;
- количество отказов.
Если открыть вкладку «Отчеты», будет доступна информация о гендерной принадлежности посетителя, его месте жительства и особенностях активности. Раздел «Долгосрочные интересы» сориентирует по другим возможным целевым аудиториям.
Анализ подписчиков в соцсетях
Некоторые группы товаров особенно популярны у активных пользователей соцсетей. Таким компаниям необходимо иметь аккаунт в одной из них или сразу в нескольких. Представительство на таких площадках не только формирует лояльность, но и помогает устанавливать обратную связь с аудиторией, рекламировать продукт и расширять круг потенциальных покупателей.
на обучение «Интернет-маркетолог» до 01 декабря
Чтобы получить информацию о подписчиках и маркетинговой эффективности ведения социальных сетей, обращаются к сервисам:
- OkTarget.ru;
- peper.ninja;
- targethunter.ru
- церебро.рф.
Они помогают узнать пол, возраст, матримониальный статус и место проживания аудитории.
Анализ отзывов и комментариев
Прямые высказывания о товаре или услуге лучше всего дадут понять, чего ждет ваша целевая аудитория, чем довольна, а в чем вам надо развиваться. Для поиска такой информации стоит изучать тематические форумы, сайты с отзывами и социальные сети.
Важно помнить, что заказные отзывы, оплаченные конкурентами, не позволяют сформировать правильную картину отношения к исследуемому товару или бренду. Чтобы не терять время на чтение бесполезных комментариев, анализируйте сайты с допуском после регистрации.
Анализ профилей потенциальных клиентов
Чтобы сориентироваться в своей целевой группе, можно зайти на профильную платформу. Но ее анализ не даст вам точных данных. Поэтому лучше поступить по-другому: найти сообщества в популярных соцсетях по нужной теме и переходить на личные страницы их участников.
Здесь нас преимущественно интересуют действия и комментарии. Существуют специальные сервисы, к примеру, youscan.io, который проводит анализ целевой аудитории, исходя из ключевых тем, повторяющихся жалоб и товаров, которым отдается предпочтение.
Применение метрик
Метод настраивания таргетированной рекламы с помощью данных пользователей, получаемых на сайте компании или в аккаунте социальной сети с помощью Яндекс.Метрика или Google Analytics.
Как это работает? Веб-сервер отправляет незначительный объем данных на ваше устройство и затем определяет вас по нему. Пользователь может заходить на свои аккаунты, не вводя каждый раз логин и пароль. А сервисы сбора метрик получают информацию о расположении человека, товарах, услугах и темах, которыми он интересуется.
Например, для компании, торгующей товарами для дома и дачи, сада и огорода, это будут люди, которые интересовались покупкой каркасного бассейна или махровых полотенец. У этих пользователей в Интернет-браузерах будет показываться соответствующая реклама. Дополнительная настройка Google Analytics или Яндекс.Метрики при этом не требуется.
То есть алгоритмы сервисов самостоятельно изучают вашу аудиторию и выбирают, какой целевой группе показывать рекламу. Если у компании есть рекламный аккаунт на Google Analytics, она может воспользоваться услугой подбора аудитории Look-alike, то есть тех, кто по тем или иным признакам также входит в вашу целевую аудиторию.
Проведение опросов
Давно проверенный метод исследования аудитории. Эффективен при охвате значительного количества людей. Или на начальном этапе развития компании, когда надо определить точки входа на рынок. Сбор информации по большим группам аудитории помогает эффективней достичь поставленных целей маркетинговых акций и рекламных компаний.
Одним из ключевых показателей, определяемых при таких исследованиях, является индекс лояльности (NPS). Его определяют по ответам на пункт опросника «С какой долей вероятности вы будете рекомендовать нас друзьям и знакомым».
Изучение открытой аналитики
Некоторые компании публикуют в открытых источниках данные своих маркетинговых исследований. В них можно найти интересующие вас сведения о целевой аудитории. Конечно, надо следить, чтобы автор отчета был профессиональным аналитиком. Данные такого рода размещают на ресурсах oecd.org, weforum.org и nafi.ru.
Ошибки при анализе целевой аудитории
- Обращение к аудитории, не соответствующее ее воспитанию, ценностям и т.д.
Формируя коммуникацию, важно помнить, к кому мы обращаемся. Если наши потенциальные клиенты – финансово состоявшаяся аудитория 30+, с высшим образованием и хорошим положением в обществе, обращение «ты» может оттолкнуть и помешать формированию лояльного отношения. При установлении контакта с подростками и молодежью, напротив, это обращение более целесообразно, чем «вы».
Читайте также!
- Несоответствие точек распространения рекламы характеристикам ЦА
Например, компания-девелопер распространяет рекламные буклеты о продаже земельных участков бизнес-класса за городом. Важно обратить внимание не только на материальное положение потенциальных клиентов, но и на их возраст. То есть разместить такие листовки в элитной клинике пластической хирургии уместнее, чем в тату-салоне премиум-уровня.
- Нерегулярное проведение анализа целевой группы
Опираться в маркетинговых и рекламных кампаниях на исследования целевой аудитории годичной давности – мало эффективно. Сегодня общество, а вместе с ним и рынок меняются стремительно. Важно отслеживать все актуальные потребности и предпочтения клиентов и отзываться на них.
- Тотальное следование пожеланиям клиентов
Чтобы создать действительно успешный продукт или услугу, надо уметь смотреть вперед, пробовать и рисковать. Часто аудитория просто не догадывается, какие преимущества и удобства ей принесут нововведения и обновления, расширение ассортимента.
Что делать после анализа ЦА
Проведя анализ целевой аудитории, разделите ее на несколько групп, чтобы для каждой из них разработать узконаправленную рекламную кампанию.
Прежде всего, важно выбрать способы распространения рекламы. По каким каналам она быстрее дойдет до пользователя? Баннеры, публикации в соцсетях, листовки, радио? Если для вас актуально интернет-продвижение, не забудьте о механизмах оптимизации.
Составляя рекламное предложение, используйте известные способы его построения, ориентируясь на известные вам сведения о целевой аудитории. Покажите, что понимаете ее ценности и потребности, знаете проблемы и готовы предложить вариант их решения. Завершением вашего рекламного сообщения должен быть призыв к действию и активная ссылка или номер телефона, по которым клиент сможет сделать покупку, заказ или получить консультацию.
На этом рекламная кампания не заканчивается. Ваша задача состоит не только в том, чтобы завлечь аудиторию и подвести ее к тому, чтобы связаться с вами. Вам необходимо превратить случайного первого покупателя в постоянного покупателя. Что для этого нужно?
Перейдя по ссылке, оставленной в рекламной публикации, клиент перешел на так называемую посадочную страницу. Это может быть сайт вашей компании или ее аккаунт в социальной сети. Вероятному покупателю должно быть здесь уютно и привычно. Он должен почувствовать, что ему рады. Этого можно добиться через продуманный дизайн, удобную навигацию.
Провести глубокий анализ целевой аудитории и применить полученные данные для разработки эффективного маркетинга смогут профессионалы в этой области.
На ключевые характеристики целевой группы опираются при составлении рекламных публикаций и сообщений. Они должны отражать выгоды товара или услуги для конкретной группы людей.
Задача любого исследования целевой аудитории состоит в том, чтобы сформировать представление о целевом рынке. То есть четко представлять людей, которые объединены по некоторым признакам и одинаково заинтересованы в приобретении вашего товара или услуги.