Как развивать критическое мышление

15 качеств, которые помогут его сформировать
15 минут1793

В статье рассказывается:

  • Что такое критическое мышление и зачем оно нужно

  • Что мешает мыслить критически

  • 7 ключевых признаков критического мышления

  • Как научиться мыслить критически

  • 15 качеств, которые помогают сформировать критическое мышление

  • 9 книг о критическом мышлении

О чем речь? Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности.

Как развить? Для того чтобы развить критическое мышление, контролируйте свои мыслительные процессы, боритесь со стереотипами и убеждениями, думайте самостоятельно, задавайте вопросы, не ожидайте идеального результата.

Что такое критическое мышление и зачем оно нужно

В 1910 году американский философ Джон Дьюи закрепил термин «критическое мышление». На самом деле в большинстве случаев он называл его рефлексивным мышлением и определял, как энергичное, упорное и доскональное исследование любой идеи или материала с точки зрения аргументов и вытекающего из них заключения.

Критическое мышление играет свою роль в различных жизненных обстоятельствах:

  • данные из нескольких разных источников не совпадают или противоречат друг другу;

  • начальник убеждает вас в существовании только одного пути для выполнения задания;

  • известный человек или кто-то из круга общения рассказывает о своих достижениях;

  • близкие настойчиво советуют выбрать определенную работу или место учебы;

  • незнакомые люди раздают советы по поводу правильного ухода за ребенком.

Опираясь на критическое мышление, можно доверять надежным источникам, не попадаться на манипуляции и делать осознанный выбор.

Путь к самопознанию или к исследованию окружающего мира связан с мышлением. Его составляющими могут быть действия или образы, интуиция или анализ, логика, творчество, критика.

У мышления много направлений, каждое из которых имеет свои особенности, помогающие разбираться с возникающими по жизни проблемами и вопросами. В основе критического мышления лежит урегулированный четкий жизненный подход. Мы часто его используем, так как это может помочь даже в самых непростых моментах.

В рефлексивное мышление входят такие навыки:

  • осмысление условий, эмоций, обстоятельств, убеждений и правил;
  • подвергание информации анализу;
  • определение правдивости установок и их обоснований;
  • поиск фактов, их проверка и формирование выводов;
  • формулировка и аргументирование размышлений;
  • контроль течения мышления: проверка и исправление личных рассуждений.

При отсутствии перечисленных способностей мы развиваем склонность доверять непроверенным источникам и не имеем возможности трансформировать свою точку зрения. В другом случае мы ведем себя по-другому, например:

  • если мы сталкиваемся с расхождением данных в учебных материалах, то каждый источник подвергаем сомнению, после проверяем его, вычисляем точные сведения и пытаемся прийти к истине;
  • в обстановке, когда кто-то из окружения навязывает личное мнение, мы можем самостоятельно судить о логике и рациональности их аргументов и сравнивать со своей позицией;
  • при возможном готовом решении мы останавливаемся для того, чтобы рассмотреть обстоятельства со всех сторон и прийти к собственному выводу.

Помимо того, что критическое мышление является помощником по жизни или в работе, оно также благоприятно отражается на психическом состоянии. Это подтверждает исследование Хуачжунского университета науки и технологии – по совету ученых для укрепления ментального здоровья акцент нужно делать на его развитии.

Что мешает мыслить критически

Наш мозг старается тратить наименьшее количество усилий для решения задач, а рефлексивное мышление требует высокого уровня энергии и внимания. По этой причине мы не можем рационально мыслить и находить логичный выход в каждой ситуации. Периодически, мы слепо верим в шаблоны, предшествующий опыт и ощущения. Так личное мышление захватывает нас в свои сети.

В моменты, когда срок для принятия решения совсем маленький, а информации либо очень много, либо недостаточно – мы допускаем ошибки в умственной деятельности. Спасая ситуацию, мозг машинально направляет все внимание на образцы и результаты предыдущей практики, которая не всегда может стать примером для подражания. Вот возможные ошибки:

Ошибка подтверждения, когда мы находим информацию, соответствующую личным убеждениям, после чего пропускаем или с недоверием относимся к противоположным данным. Например, человек, уверенный в том, что сменить сферу деятельности после 40 лет не получится, с большой вероятностью будет находить доказательства этому, проходя мимо обратных аргументов либо считая их ложными.

Ошибка атрибуции — оценка поведения людей исходя из их личных качеств, но не со стороны обстоятельств. Одновременно с этим, анализируя собственные поступки, мы делаем упор на саму ситуацию, опуская свой характер. И когда коллега опоздает на планерку, внутри мы осудим его за отсутствие дисциплины, хотя все свои задержки всегда списываем на неполадки с техникой, срочные дела или необходимость завершить последнюю задачу.

Эффект ореола отвечает за моменты, когда первое впечатление о человеке перемещается на те качества, которые мы в нем еще не открыли. Например, если в магазине выбрать менеджера в костюме и очках и обойти стороной его коллегу с дредами, думая о некомпетентности последнего. Но в действительности это могут быть оба прекрасных специалиста.

Систематическая ошибка выжившего — опора на положительные результаты без рассмотрения других случаев. Мы не так часто обращаемся к статистике или учитываем возможность повтора отдельного успеха. Если соседка имеет стабильный доход с аккаунта со смешными видео своей собаки, то скорее всего мы отнесемся к этому не как к удаче, а как к возможному варианту заработка.

«После» не значит «вследствие» — еще один вид иллюзии, в которой мы превращаем два последовательных события в причину и следствие. Однако, например, если дочь маминой подруги занималась на курсах по английскому языку, после чего переехала в Америку, то это не означает, что все это произошло только из-за учебы.

Эмоции также влияют на рациональность мышления, если ситуация имеет значение для нас. Во время проверки работы начальником, защиты курсовой или выступления ребенка на концерте мы ждем достойной оценки, так как помним все приложенные усилия. Это стремление к одобрению нельзя назвать незаинтересованной оценкой.

Это те обстоятельства, при которых люди имеют склонность к привлечению доводов, настроенных на их правду. В ход идут образные выражения, попытки спровоцировать ответную реакцию собеседника. Для сохранения адекватной оценки нужно учиться самоконтролю: уметь вовремя остановиться, чтобы оценить собственную позицию, а также допускать всесторонний взгляд на ситуацию и остальные точки зрения.

Зацикливаться на этом тоже не стоит. Во время семейного досуга или отпуска намного важнее поддаваться эмоциям, а не сохранять четкий разум и ясные мысли.

 

7 ключевых признаков критического мышления

Часто люди убеждены в своем таланте мыслить критически. На самом же деле этим умением могут похвастаться немногие, и даже не на постоянной основе. В настоящем критическом мышлении исполняются все семь критериев, которые мы подробно рассмотрим дальше.

Гибкость

У нас есть склонность оставаться при своей точке зрения, основываться на стереотипах и соблюдать предварительно выбранную позицию. Это помогает свести к минимуму когнитивную нагрузку и избегать перенапряжений. Отсутствие гибкости не позволяют большей части людей достигнуть должной степени критического мышления. Многие привыкли брать готовую информацию и перерабатывать ее согласно устоявшимся принципам.

Гибкость в мышлении полезна еще в одной области. Подавляющая часть людей доверяет тому мнению, которое было озвучено в первую очередь. Если у двоих друзей в компании произошел конфликт, поддерживать будут того, кто первый озвучил свою позицию и осудил оппонента. Справедливо оценить положение сможет человек, умеющий мыслить гибко, ведь его мнение не будет исходить от последовательности двух разных версий.

Логичность

Несмотря на высокий уровень сложности логики как науки, ее основы подсознательно могут понимать многие люди. Этот аспект рефлексивного мышления означает следование личности за законами логики в своей оценке. Каждый вывод такого человека обоснован, мыслительные процессы и действия систематичны, а оценивание причинно-следственных связей закономерно и не подлежит смешиванию.

Социальная ориентированность

В каждом человеке есть доля эгоизма, который сводится к склонению к той точке зрения, которая более удобна. Этот путь невозможен при сформированном критическом мышлении.

Любой случай будет проанализирован со всех сторон и не с положения собственной выгоды, а через социальную объективность и адекватность. Если какое-либо противоречие возникнет в публичном месте, то все обстоятельства будут рассмотрены со справедливостью и с возможным признанием своей ошибки.

Обоснованность

Любое заявление должно иметь свою аргументацию и свод доказательств. Человек, умеющий критически мыслить, понимает это и в разногласиях применяет именно те факты, которые сможет подтвердить, и не просто словами: «Это знает каждый!». Конечно, при таком раскладе к чужой аргументации он будет также придирчив и не постесняется задавать нелюбимые многими вопросы по поводу источника информации или ее проверки.

Беспристрастность

Отсутствие объективности в размышлениях людей с высоким уровнем критического мышления означает, что авторитетное мнение и собственные эмоции могут быть проигнорированы, а страх огорчить кого-то отсутствует.

Если хотите проверить себя на беспристрастность, то вспомните или представьте моменты, когда ваш близкий друг по ходу спора с незнакомым человеком был объективно не прав. Станете ли вы обращать на это внимание? Как поведете себя в данных условиях – укажете на его ошибку или промолчите? Проверка весьма эффективна для критического мышления, ведь иногда очень сложно отказываться от предвзятого мнения.

Последовательность и системность

Мышление критического характера не терпит бессистемности или непоследовательности; путаница и беспорядок в голове недопустимы. Человек должен быть собран, чтобы ловко распределять информацию из разных сфер. Кроме согласованности в его поступках, намерениях и выводах отсюда идет и трудность в навязывании стороннего мнения и отвлекании от логической цепочки.

Самостоятельность

Большое количество людей не осознает свою привязанность к легким решениям в виде уже готовой системы представлений, которую интерпретировал под свои принципы другой человек. Однако развитое критическое мышление не допускает присваивания чужой точки зрения. Для него важнее собрать достаточное число доказательной базы, из которой уже можно определить свое мнение.

Как научиться мыслить критически

Мы читаем в Интернете статьи с удивительными результатами исследований британских ученых или обсуждения на новых форумах, смотрим новости по федеральному каналу с объяснением причин для принятия нового закона, или спорим на планерке о лучшем подходе к задаче. Что же требуется сделать для развития критического мышления?

Первый шаг. Сначала нужно проанализировать все материалы, интерпретировать информацию, при необходимости оценить вводные. Это очень важная область, которая относится к работе с данными. Что стоит на первом плане, а что на втором? Где источник, а где его исход? Где связь между составляющими?

Второй шаг. Человека, мыслящего критически, тяжело обмануть, так как ему будут видны все расхождения в размышлениях. Используйте базовую цепочку критических вопросов. Понимаете ли вы объект обсуждения? Вас пытались перевести на другую тему? Не сужается и не расширяется ли тема? Насколько правдивы аргументы? Достаточно глубоко раскрываются доводы? Возникали расхождения? Достаточно ли ясна причинно-следственная связь?

Третий шаг. Поиск неточностей – одно, и совсем другое – это определение причины и ее предоставление оппоненту. Центральный фактор критического мышления – способность аргументации и наглядного доказательства. Подтверждение должно строится не на умелой подаче или структуре, а именно на основаниях, установленных с разных сторон.

Четвертый шаг. Можно научиться анализировать ситуацию, выявлять все ошибки в заданиях учебника по логике, воздвигать аргументы, но ценность этих навыков будет нулевая при отсутствии возможности перенести эти умения в бизнес-практику и строить на этом работу. По этой причине четвертый аспект критического мышления – это использование результатов в реальном решении трудностей.

15 качеств, которые помогают сформировать критическое мышление

  • Наблюдательность

Этот навык мы получаем еще в раннем детстве. Он соединяет в себе возможность улавливать детали и получать информацию через органы чувств. Результат собранных ощущений – становление своей точки зрения и углубленное восприятие окружающего.

  • Любопытство

Многие лидеры с высоким уровнем критического мышления обладают повышенным вниманием к миру и людям вокруг. Взрослея, мы прекращаем идти за природным интересом, хотя он открывает в нас жажду к новым познаниям и их расширению. Чтобы не гасить его, а, наоборот, усиливать — не принимайте все как должное, а проявляйте желание добираться до сути.

  • Объективность

Быть бесстрастным ко всему невозможно из-за нашей системы ценностей и прошлого опыта. Несмотря на это нужно стараться держать непредвзятое отношение к обстоятельствам разного рода во время их разбора. Абстрагируйтесь от личных эмоций и морально поставьте стенку между собой и навязыванием окружающих, делая упор на фактах и имеющихся данных научного характера.

  • Самоанализ

Рефлексия по поводу механизмов собственных умственных операций. Такие рассуждения указывают на наши потенциальные ошибки и на уровень сосредоточенности, ключ к проработке внутренних мыслей, эмоций и ощущений.

  • Аналитическое мышление

В любой задаче необходима оценка и изучение информации: подписание договора, сдача отчета или рабочего плана, межличностные отношения. Нужно разделить весь объем данных по пунктам и разобраться в их работе по отдельности и в системе. Основа анализа состоит в обзоре, суммировании и оценке доказательной базы. После соблюдения всех критериев можно прийти к объективному выводу.

  • Способность выявлять заблуждения

Степень доверия источникам – значимый фактор. Находите подтверждение своего мнения и отмечайте неточности или ошибки, часто оказывающимися нераскрытыми и влияющими на наше познание.

Во время размышлений по поводу определенной информации задумайтесь об ее источнике. Не стремится ли этот ресурс к своей выгоде? И не может ли он использовать в этих целях ложные факты или, наоборот, умалчивать их?

  • Умение определять значимость информации

Не менее сложно выделять именно те сведения, которые в рамках ситуации представляют наибольшую актуальность и значимость. Все новые сведения по началу кажутся важными, но подтверждается это редко. Еще раз пересмотрите ресурсы на предмет предвзятости, вдруг их роль заключается в отводе от более полезного мнения.

  • Умение делать предположения на основе фактов

Информация редко попадает к нам вместе с ее объяснением. Всем данным требуется составление к ним собственного отношения с выводами. Не стоит также забывать про вероятные пути течения событий.

Однако не стоит приобщать навык формирования точки зрения на основе фактов к обычным предположениям. К примеру, узнав, что чей-то вес составляет 115 килограмм, у вас возникнет мысль, что у этого человека либо какое-то заболевание, либо лишний вес. Хотя в действительности для заключения такого рода понадобятся данные о его росте и телосложении.

  • Отсутствие заносчивости

Умейте признавать свои ошибки и не завышать самооценку. Чтобы мыслить критически, нужно разбираться в своих слабых и сильных сторонах. Поэтому не стоит сразу отказываться от позиции другого человека без раздумий. Работайте над собой, подмечайте моменты своей несостоятельности и будьте готовы пересмотреть личные принципы в определенный момент.

  • Готовность бросить вызов существующему положению дел

Не обязательно идти традиционным путем только из-за его прошлого успеха. Рассматривайте всю информацию, которой располагаете, и находите соответствующую методологию. Такое согласие нарушать статус-кво, на первый взгляд, кажется провокационным, однако оно является аспектом инновационного подхода.

  • Открытость всему новому

Поспешные выводы редко приводят к хорошему исходу. Разбирайте ситуации со всех сторон, выслушивая мнение и позицию каждого. Не нужно принимать чью-то сторону, не зная полной картины. А ее получение будет невозможно, если заранее положиться на стороннее мнение, не рассмотрев остальные.

  • Осознание типичных ошибок мышления

Боритесь с обманчивыми представлениями, которые сбивают вас с пути. Займитесь разбором наиболее частых ошибок когнитивного характера. Вот несколько примеров, которые не редко проникают в наши мысли или споры:

  • Объяснение, в котором причину или вывод доказательства выставляют для его же обоснования.

Ошибка лёгкого пути — если вы до последнего настаиваете на более выгодной позиции, даже если есть более реальные варианты.

Беспорядок в причинном соотношении и связи между событиями. Если два явления происходят в одно время, кажется, что одно вызвало другое.

  • Творческий подход

Принято ассоциировать креативный ум с созданием идей, а критическое мышление – с их разбором и критикой. Но, следуя творческому порыву, можно прийти к оригинальному разрешению трудных ситуаций.

Хватит держаться за шаблоны. Находите новые увлечения, развивайтесь всесторонне, поддавайтесь необычным экспериментам и учитесь смотреть на все с разных позиций.

  • Способность эффективно налаживать коммуникацию

Недопонимание в различных взаимоотношениях начинается от неумения смотреть на ситуацию под другим углом. В этом случае критическое мышление способствует грамотному построению своих взглядов и контролю за течением мыслей собеседника.

  • Умение слушать

Кроме изложения своей позиции важно прислушиваться и к другому человеку, давать обратную связь без пассивного отношения к коммуникации. Для ясного разделения догадок и фактов используйте уточняющие вопросы. Ваша задача – извлечь максимум информации и понять собеседника, проникая в самую суть разговора.

9 книг о критическом мышлении

  • Книга Тома Чатфилда «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение». Эта книга представляет собой руководство по разбору информации. Ее автор указывает определенные критерии лжи и приводит пять методов критического мышления. Книга наполнена примерами и юмором.
  • Книга Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». Ася Казанцева – журналистка в области науки. Рассматривает 12 неоднозначных вопросов со стороны этой сферы. Упор делается на проверенные ресурсы, перечисленные в конце книги. Своей задачей автор ставит не обычный рассказ с точкой зрения научного сообщества на различные темы, а именно изображение путей к выяснению этого.
  • Johnson & Blair, «Logical Self-Defense». Это классический вариант книги по неформальной логике, которая, к сожалению, не переведена на русский язык. В издании изложена база рациональной аргументации и приведены понятные определения распространенных логических уловок. С помощью заданий из книги можно освоить ключевые понятия и принципы на практике.
  • Дэн Ариели, «Предсказуемая иррациональность». Понятное объяснение с приведением ярких примеров, как скрытые силы и факторы воздействуют на нас в реальной жизни. После прочтения вы пересмотрите свои мыслительные привычки и по-другому взглянете на прошлые решения.
  • Барбара Оакли, «Думай, как математик». Точная и наглядная инструкция по тренировке нашего мозга.
  • Массимо Пильюччи, «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь» — книга о выживании, преодолении сомнений и сохранении спокойствия в переменчивом мире, полном неоднозначной и противоречивой информации.
  • Миямото Мусаси, «Книга пяти колец» — философский трактат, написанный самураем в 17 веке. Несмотря на дату создания, язык отличается доступностью.
  • Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро» — объяснение нашим иррациональным действиям от профессора Принстонского университета, и связи с двумя типами мышления – быстрого и медленного.
  • Элиезер Юдковский, «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — эксперт по искусственному интеллекту показывает работу научного метода. Читателю предоставляются шаблоны продуктивного мышления: повествование идет от главного героя, и по его рассуждениям можно понять, какие шаги приводят к нужным решениям.
развитиемышление
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!