Что это? Эргономика рабочего места – это то, насколько вам комфортно выполнять свои трудовые обязанности в течение дня и не уставать. При этом офис может располагаться в здании компании или дома – это абсолютно не важно, принципы создания удобства едины.
Для чего нужно? Подумаешь, кресло чуть-чуть неудобное и поверхность стола находится немного выше, чем нужно – нормально же работается. На самом деле это не так. Ваша продуктивность повысится в несколько раз, если во время работы вы будете думать о работе, а не о том, почему болит спина и затекла шея.
- Что такое эргономика рабочего места
- Главные принципы эргономики рабочего места в офисе
- Мебель в эргономике рабочего места
- Правильное освещение рабочего места
- Эргономика техники на рабочем месте
- Микроклимат и экосистема рабочего места
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое эргономика рабочего места
Организация рабочего пространства — это не просто свод правил, а настоящая наука, имя которой эргономика. Впервые этот термин был использован в середине XIX века, но настоящее развитие данная область знаний получила только век назад. В фокус внимания этой сферы попала как общая организация рабочей зоны, так и грамотное расположение мебели, техники и других необходимых для функционирования офиса элементов.
Несмотря на научность данной дисциплины, задачи у эргономики рабочего места самые прикладные — сделать так, чтобы человек трудился дольше и качественней.
Грамотный подход к организации служебного пространства в первую очередь оказывает влияние на производительность труда. Если все сделано по науке, то задачи решаются быстрее, а сил на них тратится значительно меньше.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Внимательно посмотрите на свой кабинет и честно ответьте на следующие вопросы:
- Вам часто приходится вставать из-за стола, чтобы взять необходимые для работы предметы (например, канцелярские принадлежности или рабочие документы)?
- Вам комфортно работать за своим рабочим столом? Не захламлен ли он? Достаточно ли на нем места?
- Клавиатура и мышка вашего компьютера расположены удобно, или вам хотелось бы что-то изменить, переставить, поднять?
- Вы располагаете дополнительным свободным пространством рядом с компьютером, которое вы могли бы использовать для размещения бумаг при одновременной работе с документами и электронными базами?
- На ваших шкафах расположены только нужные вещи?
- Ваше имущество хранится в тех местах, где ему положено?
- Теряете ли вы время на поиски в кабинете нужных для работы вещей?
- Можно ли переставить мебель в кабинете каким-то другим, более удобным для вас, коллег и клиентов образом?
Грамотно организовать рабочее пространство не так уж просто, так как все люди отличаются друг от друга и что для одного хорошо, то второму совершенно не подходит. Одного алгоритма, подходящего для всех, не существует, но есть несколько базовых принципов, призванных упростить эту задачу.
Сложно поверить, но часто причиной низкой производительности труда являются не профессиональные компетенции сотрудника, а неправильное расположение мебели, техники и другого рабочего оборудования. Организация рабочего места оказывает значительное влияние на то, как люди выполняют свои обязанности.
Главные принципы эргономики рабочего места в офисе
Для создания рабочего настроя стоит обратить внимание на следующее:
- зонирование рабочего пространства: при грамотном подходе оно создает у работника ощущение комфорта и надежности;
- мебель: она должна быть анатомически удобной, то есть учитывающей физиологические особенности человека, который за ней работает;
- при организации пространства, в котором будут работать несколько человек, важно учесть расстояние между столами и общее расположение мебели: сотрудники не должны мешать друг другу ни при передвижении по кабинету, ни при проведении бизнес-встреч;
Читайте также!
Организация рабочего места дома: правила, советы, рекомендацииПодробнее - предметы, используемые в работе, должны располагаться не дальше вытянутой руки от рабочего места;
- центральное и точечное освещение необходимо расположить таким образом, чтобы тень от руки или тела не загораживала рабочее пространство;
- самое пристальное внимание необходимо уделить эргономике компьютерного рабочего места, а именно столу и креслу: откажитесь от жестких стульев в пользу мягких и удобных, а также позаботьтесь о том, чтобы высота рабочей поверхности была достаточной для того, чтобы расположить локти ниже грудной клетки;
- в оформлении придерживайтесь офисного стиля, так как именно его задача — создать рабочую атмосферу, в меру строгую и фокусирующую;
- не забывайте и о корпоративной культуре: важно, чтобы и в оформлении пространства считывались основные приоритеты и ценности компании.
Мебель в эргономике рабочего места
Стол
Самое важное для офисного стола — рабочее пространство. Его должно быть достаточно. Не только для того, чтобы разместить монитор и клавиатуру, но и положить бумаги, канцелярию и все остальное, что может пригодиться в течение трудового дня. Для тех, кто проводит много времени, одновременно работая с компьютером и бумажными носителями информации, существует отличное решение для улучшения эргономики рабочего места — панорамный метод.
Он заключается в такой организации пространства, которая позволяет свободно перемещаться между письменным и компьютерным столами, не вставая со стула.
Распространенная ошибка в организации рабочего места — неправильное расположение стола. Важно сделать его гармоничной частью пространства, которая будет работать на него. Например, поставив стол между собой и посетителями, вы таким образом психологически дистанцируетесь от них, а передвинув его слегка вбок, создадите более камерную атмосферу.
Удачное решение для офиса — расположить стол у стены. Это не только позволит создать дополнительную зону хранения в виде полок и пробковых досок для заметок и напоминаний, но и значительно улучшит концентрацию сотрудников, уменьшив количество отвлекающих символов.
Стул
В первую очередь стул должен быть удобным и функциональным, а потом уже красивым и подчеркивающим статус компании. Среднестатистический сотрудник проводит сидя большую часть своего рабочего дня, поэтому важно позаботиться о его комфорте. Во внимание также стоит брать мобильность рабочего кресла: оно должно быть оснащено колесиками для более простого перемещения по кабинету, а также иметь удобную спинку. На что еще стоит обратить внимание:
- наличие возможности регулировать сиденье по высоте;
- регулировка спинки в поперечном направлении;
- достаточнаяглубина сиденья;
- устойчивость стула;
- соответствие колесиков на стуле покрытию на полу.
Регулировка стула
Регулируя стул, стоит обратить внимание не только на особенности вашего тела, но и на стол, за которым предстоит работать: если его поверхность не изменяется по высоте, следует это учесть. Сиденье стула необходимо расположить таким образом, чтобы сидя можно было стопами коснуться пола. Спинку при этом также необходимо откалибровать под себя, настроив ее и по вертикали, и по горизонтали. Это поможет снизить давление на поясницу.
Подлокотники должны быть настроены таким образом, чтобы вы лишь слегка касались их локтями, когда вы сгибаете руки. Они не должны давить на них и уж тем более поднимать их выше естественного положения. На последнее стоит обратить особенное внимание, так как если такое происходит, то лучше совсем их убрать.
Все настроили, но все равно испытываете дискомфорт? Это значит одно — эргономика офисного рабочего места нарушена. Чаще всего это связано со слишком низким расположением рабочей поверхности. По возможности поднимите ее повыше или опустите сиденье стула. Если у вас противоположная проблема (стол слишком высоко), то отрегулируйте положение стула и поместите под ноги дополнительную опору.
Правильное освещение рабочего места
Лучшее освещение — естественное. Однако в российских реалиях работать исключительно при нем невозможно, так как продолжительность светового дня не самая длинная, да и не каждое помещение позволяет свету свободно проникать вовнутрь. Именно поэтому важно подобрать грамотное искусственное освещение. Ниже несколько правил.
Выберите правильный цвет
Теплый или холодный цвет освещения стоит выбирать не только исходя из эффекта, которого вы хотите добиться (желтый — согревает, белый — бодрит), но и с опорой на климат, в котором вы работаете. Например, жителям пасмурных городов стоит присмотреться к теплому освещению.
Еще одним отличным решением для организации рабочего пространства является отказ от ламп дневного света в пользу галогеновых. Доказано, что человеческий глаз меньше утомляется в помещениях с подобным освещением.
Должно быть в меру ярко
Настольная лампа — не прихоть, а необходимость
При ее выборе стоит обратить внимание не только на мощность, но и на возможность регулировки высоты. Устанавливать настольное освещение необходимо таким образом, чтобы свет падал сверху и слева, если человек правша, и сверху и справа, если левша. Иначе пользы от такого освещения не будет никакого: тень от руки будет загораживать рабочее пространство, а глаза будут напрягаться.
Эргономика техники на рабочем месте
Ежедневно мы проводим огромное количество времени перед экранами гаджетов, отвечая на звонки, переписываясь в мессенджерах или внося данные в систему. Большая часть работы проходит в сети, поэтому современный офис сложно представить без ноутбука или стационарного компьютера. Именно поэтому важна правильно организованная эргономика рабочего места пользователя ПК.
Обратите внимание на соблюдение следующих дистанций:
- Верхняя часть экрана монитора находится на уровне глаз.
- Монитор расположен в 60–70 см от глаз.
- Клавиатура находится в 10-15 см от края стола, а кисти и локти лежат на одной линии.
Самым большим отвлекающим от работы фактором являются мобильные уведомления, не связанные с рабочими вопросами. Именно они заставляют сотрудника быстро бросить свои дела и переключиться на экран телефона.
По результатам исследования, проведенного OfficeTeam, выяснилось, что среднестатистический работник офиса тратит в среднем около пяти рабочих часов в неделю на личную переписку и решение моментов, не связанных с работой.
Такое отвлечение значительно влияет на работу само по себе, но у него есть и другая сторона: ученые доказали, что для того, чтобы потом вернуться к рабочей задаче, мозгу требуется около 15 минут. Это приводит к тому, что сотрудник сам у себя крадет рабочее время, из-за чего вынужден задерживаться и перерабатывать, чтобы все успеть.
В решении этой проблемы помогает выделение конкретного времени для проверки личных вопросов. Например, обеденный перерыв.
Микроклимат и экосистема рабочего места
Не стоит недооценивать важность правильно организованного рабочего пространства. На работе вы проводите почти половину своей жизни, поэтому важно сделать так, чтобы микроклимат здесь был максимально подходящим вам.
Ученые доказали, что работать с видом на реку или лес приятней и продуктивней. Однако не все могут себе это позволить, большинству доступны только пейзажи бетонных стен за окном. Решить эту проблему помогут комнатные растения. Используйте их, и это значительно улучшит экосистему рабочего места.
- Микроклимат рабочего места — это не только растения, но и комфортная влажность и температура в помещении
Крайне важно поддерживать подходящий температурный режим на рабочем месте. Любите работать в прохладе — оставьте окно на проветривании или опустите температуру на кондиционере чуть пониже перед тем, как уйти на обед.
Не забывайте контролировать и влажность. Оптимальным считается показатель в районе 40-50 %. Также полезно регулярно проветривать помещение.
- Создайте пространство, в котором вам никто не помешает
Основная проблема опенспейсов — высокая отвлекаемость сотрудников. Сложно сосредоточиться, когда вокруг стола то и дело проходят коллеги, а тут и там ведутся разговоры. В открытом пространстве необходимо особое внимание уделить расположению рабочего места: лучше устанавливать его подальше от большого скопления людей
- Позаботьтесь о личном пространстве
Идеальное рабочее место — то, которое сочетает в себе легкий доступ к коллегам при одновременном наличии собственного уголка. И если с первым сложностей не бывает, то второе зачастую крайне непросто. Решить эту проблему могут комнатные цветы, установленные на рабочей поверхности и визуально отгораживающие вас от коллег.
Если вы не уверены в своих садоводческих способностях, то используйте какой-то крупный памятный сувенир или рамку с фотографиями, то есть любой предмет, который может вас отгородить от остальных.
Читайте также!
- Некомфортно — попросите руководство о «переезде»
Некогда любимое рабочее место перестало нравиться, упала продуктивность или вовсе пропало желание работать — сообщите об этом начальству. Смена обстановки лучше поиска нового места работы.
на курсы от GeekBrains до 08 декабря
Правильная эргономика рабочего места создаст ощущение дома, а не офиса, что положительно скажется не только на производительности, но и на общей атмосфере в коллективе.
Спасибо за ответ