В статье рассказывается:
- Суть и понятие образования
- Уровни и виды образования
- Современные виды и формы образования
- Онлайн-образование как отдельный вид
Разные виды и формы образования объединены в образовательную систему Российской Федерации, которая совершенствуется и улучшается с каждым годом. Появляются новые форматы обучения, интерактивные мастер-классы, а современные технологии позволяют сделать процесс освоения новых знаний максимально увлекательным.
Сама система весьма непроста и включает в себя многоуровневые понятия и формы образования. В нашей статье мы разложим всё по полочкам, чтобы вы легко ориентировались в образовательной среде.
Суть и понятие образования
Образование – это целенаправленный процесс передачи знаний с целью воспитания и обучения личности в социуме, выполняющий следующие важные общественные функции:
- развитие системы знаний и картины мира;
- формирование круга общения и социализация;
- получение базовых умений и компетенций;
- трансляция культурных установок и ценностных ориентаций;
- освоение специальных и профессиональных навыков;
- творческая и интеллектуальная самореализация.
Образование – значимая область социальной системы, основной целью которой является становление личности и подготовка её к жизни в той или иной среде.
Если раньше образование было привилегией, то за последний век его развитие стало приоритетом для каждой страны. Процесс обучение реализуется государством, церковью и другими просветительскими институтами. Это создает условия для укрепления культурной, интеллектуальной и духовной общности, а также чувства единения.
На сегодняшний день качественная образовательная система является синонимом устойчивого развития общества. По этой причине цивилизованные государства вкладывают все больше средств в обучение граждан. Уже более 40 лет Программа развития ООН составляет Education Index (Индекс уровня образования в странах мира).
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
В 2020 году этот рейтинг возглавила Германия, также в топ-5 вошли Норвегия, Великобритания, Финляндия и Исландия. Исследование базируется на двух индексах: грамотности взрослого населения и численности людей, получивших образование.
С 2012 года организацией U21 проводится глобальное исследование и составляется Ranking of National Higher Education Systems (Рейтинг национальных систем высшего образования).
Он основывается на следующих показателях: государственная политика в области регулирования получения высшего образования, инвестиции частного и государственного сектора в высшее образование, результаты научных исследований университета, открытость университетской системы образования и международные связи. В 2020 году в пятерку лучших из 50 стран вошли США, Швейцария, Дания, Сингапур, Швеция.
Наиболее часто встречающиеся аспекты, которые учитываются при оценке – является ли система образования приоритетом для правительства, оснащенность учебных заведений, преподавательский профессионализм, вовлеченность родителей в процесс, наличие творческих внеклассных занятий и так далее.
Развитые государства регулярно внедряют в образовательную систему новые технологии и уделяют им большое внимание. Для популяризации обучения в бедных странах создана глобальная организация – детский международный фонд UNICEF. Согласно стратегии на 2019-2030 годы, главная цель её деятельности – повышение доступности и качества образования детей в 144 странах, которые не могут посещать школу по разным причинам.
Среди них ограниченные физические возможности, культурные сложности, отсутствие учебных заведений, педагогов или базовых вещей для занятий.
На данный момент почти 620 млн детей не могут получить базовое среднее школьное образование, не обучаются даже чтению и математике. Стратегия образования Every child learns 2019-2030 ставит своей целью предоставить детям возможность посещать школы для реализации их потенциала.
В основе деятельности фонда UNICEF лежит убеждение, что образовательная среда должна отвечать потребностям социума. Тогда дети после окончания школы и получения качественного образования смогут найти свое призвание, быть полезными обществу и способствовать его прогрессу.
Уровни и виды образования
С целью развития образования в странах создаются государственные ведомства не нескольких уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Государственная образовательная система стандартизированная и многоуровневая, она включает в себя следующие учреждения:
- дошкольные;
- общеобразовательные (школы, школы-интернаты, лицеи, гимназии);
- среднего профессионального образования (колледжи и техникумы);
- вузы (институты, академии, университеты, консерватории и высшие военные училища).
После окончания каждой ступени обучающийся получает документ об освоении им определенного уровня. Помимо ступеней, образование делится также на общее (универсальное) и специализированное.
В первую группу входят программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений (без уклона). Учащиеся изучают родной язык, математику, биологию, химию, обществознание, физику и так далее.
К специализированному образованию относится обучение в школах с определенным уклоном (лицеи и гимназии), дополнительное образование (занятия в студиях, кружках, секциях), профессиональное образование (колледжи, техникумы, институты и прочее), профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации и так далее.
Следует подробнее рассказать о видах и формах профессионального образования. Средние и высшие учебные заведения осуществляют подготовку студентов по очным, заочным и очно-заочным (вечерним) формам обучения. Также сейчас активно развивается дистанционное обучение через Интернет, что позволяет получать новые профессии работающим людям. Это удобный формат и для тех, кто не может физически присутствовать на парах (иногородних, женщин с детьми, людей с инвалидностью).
Помимо ссузов и вузов дистанционная система образования применяется и в общеобразовательных школах. Это значительно упрощает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Удаленно принять участие в уроке могут и обучающиеся, которые находятся дома по состоянию здоровья, чтобы не отстать от программы. Такой формат особенно актуален в небольших или сельских школах, где отсутствуют педагоги по некоторым предметам. Дети смогут получить знания в полной мере, успешно сдать итоговый экзамен и получить оценку в аттестат.
Самообразование осуществляется за счет чтения книг, прохождения курсов, посещения театров, музеев и других культурных учреждений, просмотра документальных и обучающих фильмов.
Современные виды и формы образования
Большая часть людей получает образование на школьных уроках и парах в университете. Однако сейчас, за счет развития технологий, тенденция меняется, и появляются новые форматы обучения. Люди не ограничиваются одной «корочкой» и стремятся постоянно актуализировать свои знания, получать детальную и специфическую информацию. Такие специалисты очень востребованы на рынке – они регулярно проходят курсы, слушают вебинары, посещают семинары и лекции (в очном и дистанционном формате).
Современные форматы обучения не имеют жестко стандартизированной программы, в отличие от обучения в государственных учреждениях. Вместо углубления в теорию и методологию они направлены на изучение практического опыта и внедрение его в деятельность.
Какие виды и формы дополнительного образования бывают? Это:
- Вебинар или веб-семинар – это занятие, которое проводится онлайн и посвящено одной узкой теме. Его главная цель – трансляция знаний об актуальных тенденциях в конкретной сфере или привлечение клиентов.
- Смешанное образование (или blended learning) – эффективное сочетание двух форм обучения: очной (офлайн занятия в классе) и дистанционной (проведение урока удаленно).
- Мастер-класс – это метод обучения практическому мастерству. Занятие проводится компетентным специалистом, который передает свой личный профессиональный опыт слушателям. Мастер-класс проводится на узкоспециализированную тему и призван комплексно рассмотреть её. Как правило, включает в себя изучение теории, рассмотрение часто встречающихся проблемных ситуаций и выполнение практических упражнений.
- Тренинг (или интенсив) – ускоренная форма обучения с акцентом на практические задания. Их выполнение способствует пониманию участниками предмета изучения и развитию у них необходимых навыков. Основная специфика мероприятия заключается в сжатых временных сроках (до 3 дней), иногда тренинги еще называют расширенным мастер-классом.
- Лекция – одна из самых востребованных и популярных форм обучения. Лектор делится теоретическими знаниями по определенной актуальной теме, излагая научные тенденции и существующие подходы в решении проблемы. Формат используется как вступительный для изучения новой информации, которую затем слушателем предстоит рассмотреть более углубленно – с помощью литературы или электронных ресурсов. Лекция исключает выполнение практических упражнений, предполагает лишь короткое обсуждение и «вопрос-ответ» в конце урока. Такой формат рекомендуется использовать только в совокупности с другими, поскольку иначе у аудитории могут возникнуть трудности в усвоении полученных знаний.
- Семинар – интерактивный формат, полная противоположность предыдущего. Предполагает диалог и активное участие слушателей в изучении темы, где спикер выступает лишь как модератор и задает верное направление обсуждения. Главное преимущество такой формы обучения – лучшее усвоение информации за счет включенности участников, возможность уточнить непонятные моменты, а значит, и систематизировать полученные знания. Если на лекции преподаватель лишь транслирует теорию, то на семинаре его задача – глубже погрузить в тему, стимулировать дискуссию о конкретной проблеме среди аудитории и вывести участников на формулировку собственных выводов.
- Марафон – предполагает активное включение участников в обучение. Нацелен на выполнение заданий для достижения результата в конкретной области, внедрение новых знаний в жизнь или формирование привычки. Продолжительность в среднем составляет 10 дней, все это время участники ежедневно включены в процесс. Как правило, теория в марафонах подается в сжатом формате, спикером дается лишь самая важная информация и концентрированная «выжимка». Основная задача ведущих и организаторов – поддерживать высокий уровень мотивации у участников и оказывать постоянную консультационную помощь при возникновении трудностей. Сейчас марафоны часто используются для обучения представителями разных профессий (например, копирайтерами и дизайнерами), но самыми популярными остаются фитнес-марафоны.
- Программа схожа по наполнению с марафоном, поскольку предполагает активное участие слушателей и ставит своей целью приобретение ими определенного навыка или внедрение привычки. Однако, в отличие от предыдущего формата, рассчитана на более длительный срок (около 2 месяцев). Примерно столько необходимо, чтобы достичь эффективных результатов и закрепить полученные навыки, а не просто замотивировать участников на короткие изменения. Систематическое погружение в проблему и регулярность помогают выйти на качественно другой уровень.
- Групповой и личный коучинг – такой формат предполагает глубокую работу над поставленной целью. Включает в себя индивидуальный подход к ситуации, передачу экспертом важной теоретической информации, анализ проблемы во время выполнения практических упражнений и систематизацию знаний. Коучинг подразумевает длительное сопровождение для закрепления прогресса и реализации цели. Сопровождение может быть от 3 месяцев до года и более, пока достигнутые результаты не станут стабильными. Формат доказал свою эффективность и применяется не только в современных образовательных учреждениях. Также используется в крупных компаниях и различных коллективах.
- Интерактивная игра – современная форма обучения, которая набирает популярность во всем мире. Её основная цель – решение деловых и конфликтных задач в бизнесе и не только. Для этого моделируется проблемная или возможная ситуация, а участники процесса ищут оптимальное решение с минимальными потерями. Одни из самых известных – игры, разработанные предпринимателем Робертом Кийосаки для повышения финансовой грамотности населения.
- Онлайн- и офлайн-курсы – менее стандартизированная альтернатива традиционным государственным программам. Предполагает обучение широкого круга лиц с целью получения ими актуальных теоретических знаний. Практика также предусмотрена для проверки уровня усвоения пройденного материала и его закрепления.
В связи с активным распространением последнего, давайте подробнее рассмотрим онлайн-образование.
Онлайн-образование как отдельный вид
Очное образование предполагает унифицированный подход, и в отличие от него онлайн-образование нацелено на отдельного человека. Помимо этого, современные технологии позволяют эффективно транслировать большой объем информации и быстро актуализировать базу знаний. Процесс обучения строится с учетом индивидуальных пожеланий и возможностей каждого человека. Учитываются:
- интерес;
- цели;
- индивидуальный опыт;
- способ восприятия информации;
- временные ограничения.
Читайте также!
Какие еще преимущества есть у онлайн-образования перед офлайн-форматом? Это:
- возможность подстроить процесс образования под конкретного ученика;
- оперативное обновление базы знаний, она не успевает устаревать;
- интеграция в процесс разных практических и творческих подходов;
- превращение обучения из необходимости в привычку.
Таким образом, большая часть образовательной системы является четко стандартизированной. Она ставит своей целью обучение и воспитание личности, её социализацию в обществе. При этом, основные виды и формы образования постоянно развиваются. Основная проблема большинства педагогических программ – унифицированный подход, при котором не учитываются индивидуальные когнитивные и интеллектуальные особенности каждого ученика.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
В результате этого возникает проблема низкого усвоения знаний участниками образовательного процесса и невозможности применить их в жизни. Существующие методики оценки эффективности изученного материала весьма условны. По окончании процесса обучения никто не отвечает за полученные учеником компетенции.