О чем речь? Вальдорфская школа обучает детей не так, как привычные общеобразовательные учреждения. Ее главный принцип состоит в том, что ребенок может проявить свои таланты в спокойной обстановке, без давления и стресса.
На что обратить внимание? Уроки вальдорфских школ состоят из трех частей: ритмической, основной и художественной, и процесс обучения идет по творческому пути. Однако такой подход не лишен недостатков.
В статье рассказывается:
- Суть вальдорфского метода обучения
- Роль учителя в вальдорфской школе
- Структура урока в вальдорфской школе
- Вальдорфские школы в России
- Плюсы и минусы вальдорфских школ
- Часто задаваемые вопросы о вальдорфских школах
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть вальдорфского метода обучения
В основе вальдорфской системы воспитания лежит понятие свободного, без страха и стресса, развития природных способностей ребенка.
Раннее умственное развитие вальдорфская школа не практикует. В первую очередь она рекомендует обратить внимание на эмоциональную сферу, а потом уже заниматься развитием интеллекта. Педагоги, практикующие данный метод обучения, считают, что познание окружающего мира ребенком происходит быстрее, когда он трудится или занимается творчеством, а не сидит за партой весь день.
В школах с вальдорфской системой обучения царит атмосфера доброжелательности и участия. В таких условиях ребенок быстрее определяется с тем, что ему интересно. Цель такой системы – вырастить и воспитать ребенка, который будет обладать развитым интеллектом и при этом прекрасно знать свои возможности, отвечать за свои поступки и быть готовым помогать другим.
Основные принципы методики, на которой базируется вальдорфская педагогика.
- Культ детства. Не следует лишать ребенка простых детских радостей в самом юном возрасте.
- В вальдорфской школе формируют группы из детей разного возраста, что создает комфортную семейную обстановку.
- В декоре помещений, в играх и на занятиях активно используются различные природные материалы, а вот телевизоры и компьютеры под запретом. Дети много гуляют на улице, ухаживают за животными, сажают цветы и деревья, следят за ними.
- Занятия построены с учетом специфики созревания детского мозга. С первого по пятый класс в программу входят в основном музыка, рисование, устные рассказы и их совместное обсуждение, что сказывается на развитии чувств и эмоций. С пятого по восьмой формируется абстрактное мышление. Ребята участвуют в спектаклях и перфомансах, организуют различные фестивали. К изучению основных академических предметов они приступают только в старших классах.
- Метод погружения. Материал для изучения преподносят блоками, или «эпохами», по 3-4 недели.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
- Принцип «душевной экономии». Ведется преподавание тех дисциплин, которые по силам ученику на данном этапе развития и к которым он не испытывает отторжения.
- Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. В процессе обучения большое значение имеют сюжетно-ролевые игры. Дети, играя, учатся общению и умению договариваться. Предпочтение отдается игрушкам из натуральных материалов стилизованной формы, сделанным своими руками. Такой подход развивает детскую фантазию, помогает ребенку создавать новые сюжеты и образы в игре.
- Ритм обучения постоянно меняется: спокойные занятия сменяются подвижными играми и наоборот.
- В процесс обучения в вальдорфской школе постоянно вовлекаются и остальные члены семьи. Проводятся совместные мероприятия и праздники, родители с детьми оформляют помещения, делают вместе игрушки.
- В программу включены и специальные предметы, например, эвритмия – когда танец в сочетании с пантомимой сопровождается чтением стихотворений или музыкой.
Роль учителя в вальдорфской школе
В школе по вальдорфской системе могут преподавать только специально подготовленные педагоги – это ее главное и необходимое условие. Классный учитель – практически ключевая фигура в обучении. Это педагог, чья работа нацелена на развитие индивидуальности каждого ученика. Он ведет все основные предметы с первого по седьмой класс. К ним относятся математика, родной язык, живопись, окружающий мир, рукоделие, подвижные игры.
Читайте также!
В 5-6 классах к ним добавляются история и ряд предметов естествознания. Поэтому современный учитель вальдорфской школы должен быть всесторонне развитым человеком – обладать глубокими знаниями по всем основным предметам общеобразовательной и художественно-эстетической программы, иметь навыки рукоделия и практических ремесел.
Эта многолетняя традиция вальдорфской школы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте для детей важны именно личные качества учителя, которые оказывают серьезное влияние на их эмоциональное развитие и тягу к учебе, а не то, насколько глубоко он знает тот или иной предмет. Так что, с одной стороны, учитель должен обеспечить достойный уровень и качество базовых знаний ученика, а с другой – привить ему правильные социальные, моральные, общечеловеческие качества.
В такой школе, где во главу угла поставлена не успеваемость и ее проверка, а развитие творческих способностей, чувства социальной ответственности, понимания окружающего мира, учитель должен сам обладать этими качествами. Тогда он станет образцом для подражания и сможет своим преподаванием запускать процессы духовного развития ребенка, контролировать их, а при необходимости уметь корректировать.
Она подразумевает наличие у него базового высшего образования и нацелена в первую очередь на то, чтобы педагог глубоко проникся данной методикой, обладал талантом, творческими способностями, хорошо понимал свою ответственность за судьбу ребенка, мог найти с ним общий язык, понять его, уметь с ним сотрудничать, а также правильно взаимодействовать с его родителями.
Скачать файлКогда в течение многих лет классный учитель находится рядом со своими учениками, он уже хорошо знает, на что способен каждый из них. Он наблюдает за своим классом в разной обстановке и на занятиях различными видами деятельности, что приводит к эффективному объединению ребенка, учителя и изучаемого предмета.
Структура урока в вальдорфской школе
Рассмотрим, как строится урок в школе по вальдорфской системе.
Ритмическая часть
Для ее проведения педагог подбирает стихи, скороговорки, песни, а затем рассказывает их или поет. Ученики в процессе повторения за учителем запоминают новый текст. С помощью интонации и жестов учитель делает акценты на отдельных словах и музыкальных тонах. Хлопки и топанье ногой помогают установить ритм исполнения. Задача детей – в точности повторить все, что делает учитель.
Ритмическая часть может длиться от 3 до 25 минут. Чем младше школьники, тем больше времени отводится под данное занятие. В старшей школе обычно ритмическую часть либо убирают совсем, либо сводят к краткой рецитации.
Суть этой части занятия – развитие телесной моторики, в том числе достаточно тонкой. Детям порой приходится выполнять сложные движения телом, пальчиковые упражнения. А поскольку все это происходит в одном ритме с учителем, то ученики как бы улавливают его энергетическую волну. В дальнейшем это помогает настроить детей на изучение предмета и создать необходимую учебную атмосферу.
Главная часть
Это основной урок, на котором учитель проверяет домашнее задание и устно опрашивает учащихся. Если в предметном занятии предусмотрены эксперименты, то ученики их демонстрируют. При этом они описывают явление, которое наблюдали в ходе эксперимента, задают дополнительные вопросы. Под диктовку учителя дети записывают в тетради полученную информацию. Главная часть занятия длится больше часа и является самой продолжительной по времени.
Художественно-повествовательная часть
Эта часть служит завершением основного урока и занимает примерно 15-20 минут. Ее содержание зависит от возраста учащихся: в 1-ом классе это может быть сказка, во 2-ом – басня или легенда, в 3-ем – тексты из Ветхого Завета, в 4-ом – национальный эпос, в 5-ом – мифы Древней Греции и т.д. Темы для занятий классный руководитель выбирает самостоятельно.
Вальдорфские школы в России
Первая вальдорфская школа в России появилась в 1992 году. Сегодня по всей стране действуют более 20 подобных аккредитованных учебных заведений и вальдорфских классов, открытых в обычных общеобразовательных школах. Существует и Ассоциация вальдорфских школ России, которая контролирует качество образования и готовит учителей для работы по данной методике.
Программа обучения в таких школах рассчитана на 11 лет. Только в Иркутской Вальдорфской школе дети учатся 12 лет, как их немецкие ровесники. При некоторых школах открывают детские сады, развивающие студии и лечебно-педагогические классы.
Государственное финансирование распространяется далеко не на все вальдорфские учебные заведения. По большей части такие школы существуют за счет родительских взносов, которые составляют 20 000 – 30 000 рублей в месяц, а в некоторых учреждениях берут плату и за поступление.
Дети с родителями приходят в школу на собеседование, по итогам которого происходит зачисление. В случае положительного решения родители должны предоставить комиссии полный комплект документов: медицинскую и прививочную карту ребенка, копию медицинского полиса, паспорт одного из родителей и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства.
Иногда поступающих бывает слишком много, и тогда возникает проблема нехватки мест. В этом случае приоритетом пользуются дети, постоянно проживающие в районе школы. Но более надежный способ устроить ребенка в вальдорфское учебное заведение – заранее отдать его в детский сад при такой школе.
Многие школы практикуют испытательный срок, который может длиться от двух недель до двух месяцев: в зависимости от результатов обучения руководство школы может принять решение об отчислении ребенка.
В каждом учебном заведении существуют правила для учащихся и внутренний распорядок, которого они обязаны придерживаться:
- В вальдорфских школах запрещено пользоваться любыми гаджетами: мобильными телефонами, планшетами, ноутбуками. На сайте каждой школы обычно публикуется расписание звонков, и, если родителям надо срочно связаться с ребенком, они могут сделать это только во время перемены.
- Первый звонок звенит в 8:00–8:30, а заканчиваются уроки у старших классов в 15:30.
- Некоторые школы привлекают к занятиям родителей: например, во Владимирской Вальдорфской школе они могут по субботам принять участие в репетиции хора или отправиться на занятия гимнастикой и эвритмией.
Плюсы и минусы вальдорфских школ
Преимущества этой методики преподавания очевидны:
- Проведение занятий в уютной спокойной обстановке. Поскольку отсутствует система оценок и нет гонки за успеваемостью, дети практически не испытывают стресса.
- Развитие творческих способностей. Каждый ребенок талантлив по-своему. Поэтому в процессе обучения выявляются индивидуальные возможности каждого ученика, его личные предпочтения к тому или иному виду творчества.
- Формирование личности с особым складом характера. По итогам обучения у воспитанников формируется высокий уровень эмоционального интеллекта, они обладают позитивным отношением к жизни, чаще проявляют эмпатию.
- Участие родителей в процессе обучения. Школа не выстраивает никаких специальных ограничений. Родители могут в любое время общаться с педагогами, администрацией и даже посещать уроки.
на курсы от GeekBrains до 22 декабря
Недостатки у школы с вальдорфской системой обучения тоже есть. Один из главных – процесс обучения и вся школьная жизнь проходят в изолированной среде. Такую ситуацию часто называют «тепличными условиями». Ребенок не попадает в реальные жизненные ситуации и оторван от действительности, которая может оказаться довольно жесткой, а порой и жестокой.
У методики есть и другие минусы:
- У ребенка формируется эзотерическое представление об окружающем мире, что может не понравиться родителям, мыслящим материальными категориями. В повседневном общении выпускник вальдорфской школы не всегда сможет найти общий язык с материалистами и прагматиками.
- Достаточно высокая стоимость обучения. Помимо высоких родительских взносов, возникают и сопутствующие затраты. Например, покупка более дорогих игрушек, изготовленных из природных натуральных материалов.
- Высокие ставки на авторитет учителя. За всю многолетнюю историю существования вальдорфской методики психологи так и не пришли к единому мнению, хорошо это или плохо для ребенка. Большинство считает, что подобное отношение к учителю снижает уровень развития самостоятельности ученика.
- И еще одно. Родители должны понимать, что, отдавая ребенка на обучение по вальдорфской системе, надо быть готовыми пройти весь учебный процесс до конца. Перевод в обычную школу может принести множество проблем и оказаться очень болезненным. Поэтому следует заранее проанализировать свои возможности и перспективы получения образования в подобном учебном заведении.
Часто задаваемые вопросы о вальдорфских школах
Кто разработал вальдорфский метод обучения?
Появлению системы вальдорфских школ мир обязан австрийскому философу Рудольфу Штайнеру. Он же стал создателем антропософского общества. Целью, к которой он стремился, было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Вот почему разработанная им педагогическая система в большей степени ориентирована на духовное развитие детей.
Ставят ли оценки в вальдорфских школах?
Весь педагогический процесс выстраивается вокруг ребенка с его индивидуальными способностями. Он получает возможность развивать свои таланты в удобном для него темпе, потому что никто не требует от него «нормы» и не восхищается «опережением развития». Таких понятий в вальдорфской педагогике вообще нет. Считается, что в корне неверно использовать общие критерии оценки, ведь у каждого ребенка свои уникальные способности.
Есть ли аккредитация вальдорфских школ в РФ?
В настоящее время аккредитованные вальдорфские школы в России составляют свои учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения. Аттестация детей проводится в 4-ом, 9-ом и 11-ом классах, они также сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Читайте также!
Реформа школьного образования назрела давно: учащиеся страдают от высоких нагрузок, от них требуется простое заучивание учебного материала без подкрепления его практическими занятиями, существующая система оценок никак не учитывает индивидуальные особенности детей. В вальдорфской школе этих проблем нет, поэтому, несмотря на критику в ее адрес, популярность данной педагогической системы растет во всем мире.