Что это такое? Психодрама – подход в психотерапии, когда человек не только проговаривает эмоции, мысли и чувства, а еще и отыгрывает. Метод изобрел психиатр Якоб Морено в 1921 году.
Что учесть? Несмотря на 102-летний возраст, подход актуален до сих пор. У него нет ограничений по предъявляемой проблеме, однако не каждый человек согласится пережить психодраму.
В статье рассказывается:
- Суть психодрамы
- Механизм работы психодрамы
- Структура психодрамы
- Участники психодрамы
- Фазы психодрамы
- Методы психодрамы
- Техники психодрамы
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть психодрамы
Психодрамой называют один из самых известных и «возрастных» методов психотерапии. В 2021 году он отметил своё столетие. Слово имеет греческие корни, образовано от psyche — «душа», drama — «действие».
Создателем психодрамы является известный в Румынии психиатр Якоб Морено. Он определил суть своего подхода таким образом: «Внутренний мир человека и его переживания требуется как обсуждать и анализировать, так и проигрывать в действии. Только прикоснувшись к своему прошлому опыту через эмоции, мысли, восприятие и выразив их телесно в реальности, люди способны переосмыслить прошлый опыт и научиться относиться к происходящему в действительности по-новому».
Сеансы психодрамы очень интересны, потому что похожи на театральную постановку, в хорошем смысле этого слова. Они проводятся как индивидуально, так и в группе. Главным героем – протагонистом или, иначе, клиентом, – является человек, обратившийся к психологу с запросом о проблеме. Остальные же участники группы под руководством самого специалиста помогают протагонисту посмотреть на свою жизнь с другого ракурса.
Психодраму, как метод решения широкого спектра психологических проблем, применяют и в случаях чрезмерного чувства вины и при серьёзной депрессии, и вследствие получения тяжёлых психологических травм, и в сложных семейных отношениях. Этот метод отлично помогает при работе с негативными эмоциями, с пониженной самооценкой и слабой коммуникацией.
У психодраматистов даже есть одна забавная шутка: «Кому на самом деле рекомендуется психодрама? Всем, у кого были и есть сейчас родители».
Хоть в большинстве случаев и на английском языке, но в сети можно разыскать разнообразные исследования, доказывающие эффективность данного психодраматического подхода. Яркими примерами могут стать такие ситуации, в которых терапия психодрамой наиболее эффективна: реабилитация наркозависимых, лечении панических атак или глубокой депрессии.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Ряд исследований также подтверждает, что психодрама способна изменять отношение к различным ситуациям на нейробиологическом уровне. Выходит это достаточно просто: память человека эмоционально окрашена и ассоциативна. Именно поэтому невозможно изменить факты в ней, но при этом легко можно изменить их восприятие или отношение к ним.
Механизм работы психодрамы
Для претворения в жизнь описанной выше задачи психодрама использует пространство сессии как сцену в театре. Главный её принцип— «вместо того, чтобы сто раз рассказывать, один раз покажи».
Итак, после знакомства и определения направления взаимодействия, проблема клиента как бы проигрывается через определение всех участников этой проблемы. Ее разыгрывает психотерапевт с самим клиентом. Если проблема заключается в реальном взаимодействии, то на сцене появляются все его участники. А если речь идет о глубоком внутреннем переживании, в психодраме появляются и внутренние голоса, и эмоции, и чувства. Процесс, описываемый клиентом, в прямом смысле слова визуализируется. Внутренний мир человека предстаёт как на ладони, будто сцена в театре, что дает возможность взглянуть на происходящее в своей же жизни, но со стороны.
Прямо на сессии клиент осознает причины своих, как ему казалось ранее, нерешаемых проблем, точно видит возможный выход из ситуаций и получает зачастую совершенно иной эмоциональный опыт.
Благодаря новому эмоциональному опыту возникает совершенно новая нейронная связь, которая постепенно вытесняет прежнюю. И постепенно проигранная проблема этого страха уходит из жизни клиента, вопрос только во времени.
Структура психодрамы
Чтобы точнее понять, какие принципы положены в основу работы психодрамы, нужно изучить её основополагающие понятия. К таким относятся:
Социометрия
Это основной помощник в оценке отношений людей друг между другом, их связей при работе внутри группы, иерархической структуры внутри них. Группа, являющаяся главным объектом психодрамы, всегда выглядит как живой, непрерывно изменяющийся организм – так называемую открытую систему. Социометрия помогает глубже понять, что в этой системе делается в настоящее время. Для социометрии характерен такой подход, при котором в образуемой группе участники играют различные роли. Так существуют:
- явные лидеры – те, кто жаждет признания своего преимущества на другими людьми и имеют готовность повести за собой остальных участников;
- скрытые лидеры – те, кто зачастую остаются на втором плане, но при этом умело способны подтолкнуть других на принятие каких-либо ценных для них решений;
- звёзды – это те, кто вызывает неподдельное уважение и эмпатию у других людей;
- нейтралы – те, кто наоборот не привозит к возникновению каких-то особенных чувств у участников своей группы;
- изгои – те, кого другие члены группы в принципе не понимают и не воспринимают.
Эти роли в группе выявить совсем несложно. Принцип такой: задаётся одинаковый вопрос, например: «С кем из присутствующих вы испытываете желание остаться на пустынном острове, где никто не живет кроме вас и выбранных участников?
Определите в своей группе наиболее подходящих для этого 2-3 человека». После этого проводится подсчёт суммы баллов у каждого присутствующего, то есть количество голосов за того или иного человека в группе. Те, кто набрали максимальный балл, – это явные лидеры, кто минимальный или вообще нисколько – соответственно получают роль изгоев.
При этом главной особенностью метода психодрамы является то, что деление участников по группам происходит без выявления в ней роли изгоев. Также она выключает спонтанный подход: грамотный терапевт психодрамы никогда не делает этого, используя алфавитный указатель или обычную жеребьёвку. Вначале процедура проводится по собственной инициативе участников, и только в конце – по итогам специальных опросов в социометрии.
Социометрия – это первостепенная основа теории в психодраме. Якоб Морено использовал данный метод как в небольших группах (например, при расселении учащихся не более, чем по 2-3 человека, по комнатам общежития), так и в крупных (переселение целого племени индейцев).
Спонтанность
Это второй по важности теоретический принцип в психодраме. Он определяется или как новый подход к старой проблеме, или как разумный ответ на какую-то неординарную проблему. Без спонтанности практически нереально проявить человеку весь свой творческий потенциал, который усиливает назначенную ему роль.
Примером может послужить следующая ситуация: семья с большим опытом брака за плечами. Жена мучается от отсутствия внимания со стороны мужа, переставшего замечать в ней некогда им же выбранную прекрасную женщину, которая достойна любви. Проблема в этой семье в том, что в их браке спонтанность частично или даже полностью утрачена.
Психодрама очень быстро помогает решить проблему таких семей, заменяя их привычные действия в рассматриваемой ситуации. То есть предлагается следующее: муж по утрам начинает своей жене приносить кофе прямо в постель, днём пишет для неё полные эмоционального огня сообщения, а вечером преподносит цветы, делает подарки и зовёт на свидания. Жена же при этом заменяет привычный домашний халат красивым платьем, под него надевает вызывающее желания белье, чулки, одаривает своим обаянием и постепенно снова вызывает ответные чувства у своего мужа, как и в начале их отношений.
При этом, если спонтанность специально подавлять или запрещать ей находить выход, то это зачастую приобретает глобальный характер в развитии у человека невроза.
Спонтанность есть началом развития всякого творчества у человека, в который включается:
- спонтанность (1 ступень) как творческий двигатель перёд, эмоциональный заряд, озарение;
- креатив (2 ступень) как толчок к спонтанности в определённой форме, в выборе вектора в пути;
- культурная консервация (3 ступень) как хранитель объекта творческого подхода человека в течение определённого периода времени.
Спонтанность может присутствовать и в других видах психологии и психотерапии, но имеет в ни х соответствующие иные термины: либидо (по З. Фрейду), оргонная энергия (по В. Райху).
Теория ролей
Это третий теоретический принцип в психодраме.
В зависимости от мотивов выделяют следующие роли:
- психосоматические роли (определяемые жизненной необходимостью): испуганный (в случае срабатывания инстинкта самосохранения) родитель;
- психологические роли (определяемые желаниями, зарождающимися внутри человека): сердитый, злящийся, добрый, манипулирующий другими;
- социальные роли (определяемые поведением человека в окружающем его обществе): пассажир, руководитель, заказчик, организатор.
В зависимости от степени разногласий роли классифицируют на:
- Функциональные, при которых появляется конкретное решение в спорных ситуациях. Этот вид ролей позволяет взаимодействовать с другими членами группы на сеансе, определять при этом межличностные связи, способствующие становлению человека в обществе. Существуют устойчивые функциональные роли, то есть те, что давно знакомы людям и регулярно применяемые ими. Другим же типом функциональных ролей являются рождающиеся роли, то есть те, что ещё не отложены в сознании человека. Цель психодрамы в этом случае – изучение пациентами правильных функциональных ролей и умение их применять в своей жизни.
- Дисфункциональные, то есть антагонисты функциональным ролям. Они не только не помогают разрешить спорные ситуации, но и наоборот способствуют их созданию. Итогом, как правило, будет разрушение личности человека внутри себя. Такие роли могут быть систематическими, то есть возникающими на постоянной основе. Например, в ответ на запрет своих родителей долго гулять, смотреть телевизор, играть в планшет или телефон, подросток, как правило, ведёт себя одинаково: громко хлопнет дверью, закроется в своей комнате или вовсе откажется общаться. Дисфункциональные роли бывают и уходящими, то есть проявляются периодически. При этом если роль будет часто проявляться, то быстро перейдёт в разряд систематических.
- Коупинг. Это нечто промежуточное среди функциональной и дисфункциональной ролями. Они активно помогают отложить на время разрешение спорной ситуации. В психодраме их принято разделять на три подгруппы: «движение к», то есть подстраивание под нападающую сторону, лишь бы та успокоилась, «движение от» – намеренное бойкот ответчика, «движение против» – резкое нападение, подавляющее на время и приводящая в шоковое состояние вторую сторону конфликта.
Основная задача психодрамы в этой части – постараться перенести вторую и третью роли человека в первый вид, функциональный.
Участники психодрамы
Стандартная психодрама состоит из пяти типов участников или, иначе, компонентов:
- Сцена – это место, на котором активно разворачивается само действие. Строгих правил опять же нет: от нарисованного мелом круга или полукруга из людей или стульев до реальной сцены в настоящем театре. По желанию протагониста и ведущего на сеансе психодрамы могут быть использованы разнообразные элементы декора, такие как: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и другое. Можно добавлять совершенно любой антураж.
- Зрители – это участники сеанса, которые не задействованы в играх. Их роль – наблюдение за происходящим со стороны.
- Вспомогательные «я» – это такие участники, которых протагонист выбирает для воплощения ролей в своей проигрываемой ситуации. Люди с этими ролями выступают в образе психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов главного действующего лица. Им позволяется также, как и протагонисту, импровизация, но направление движения в ней всё равно указывается и самим главным участником, и ведущим сеанса.
Читайте также!
Психология цвета: как влияет на насПодробнее - Руководитель или организатор группы. Его роль предполагает побуждение к активности, направлении, помощи. Он является и терапевтом, и режиссером, и катализатором одновременно. Руководитель наблюдает со стороны, анализирует, планирует и организует игры и сцены на сеансе психодрамы.
- Протагонист – главный субъект сеанса. Возникшие проблемы этого участника разбираются в самую первую очередь. Член группы, получивший данную роль, является сразу и актером, и режиссером, и драматургом. С помощью остальных активных участников он анализирует личный опыт, детально разбирается в себе и своем ближайшем окружении. Ограничение для протагониста действует только одно: он не должен оказывать физического воздействия на других участников группы.
- Ведущий на сеансе – лицо постоянное. В отдельных случаях возможен выбор и сразу двух ведущих, которые предварительно договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек сможет полноценно провести сеанс в этой роли.
Если человек всё же чувствует в себе силы для роли ведущего, то он должен обладать:
- знаниями в понимании теории психодрамы, ее методов;
- искренностью;
- открытостью;
- мужественностью, решительностью;
- креативностью;
- богатой фантазией;
- способностью быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
- видением потенциала своей группы, позитивным отношением, стойкостью к убеждению;
- уверенностью в себе и успехе ведомой группы;
- умением воодушевить, вдохновить остальных участников при необходимости;
- лидерскими качествами;
- умением располагать к себе, побуждать к освещению чего-то тайного, личного;
- чувством юмора;
- способностью к поддержанию, стимулированию или провокации;
- склонностью к риску.
Спонтанность и полёт мысли приводят к личностным изменениям. Ведущий в первую очередь должен сам обладать этими качествами и уметь сподвигнуть к спонтанности и творчеству других участников группы.
Фазы психодрамы
Каждая психодраматическая сессия включает в себя три стадии, фазы или этапа:
- Разогрев.
Морено, как ни странно, не оставил после себя теории мотивации, он говорил лишь о том, что людям очень свойственна жажда действия. Но при этом их стремление нужно постоянно подпитывать некой действующей силой, которую учёный называл разогревом. Разогрев в его понимании – это процесс подготовки участников группы к спонтанному и креативному мышлению и взаимодействию друг между другом.
- Игра или действие.
На этом этапе ситуация из жизни протагониста воспроизводится на сцене или разыгрывается некое общегрупповое действие. Стадия действия состоит из трех элементов. В первом элементе происходит обозначение проблемы путем ролевого разыгрывания ситуации. Это дает терапевту возможность поиска источников причин, приведших к возникновению и развитию проблемы. Именно подбор ключей в установлении причин является главной целью терапевта в первом элементе. Правильно найденные ключи подскажут ему направления в развитии сеанса, а также необходимые в построении сцены.
Для второго элемента стадии действия характерна двойственность его функции. Диагностикой причин, приведших к возникновению разбираемой проблемы (это могут быть ранние травмирующие переживания, отсутствие навыков или поведенческих моделей реагирования, фиксированная роль), будет являться устранение болезненных эмоций, а также снятие запретов. Именно на этом элементе происходит катарсис. Основная целью будет подведение протагониста к осознанию необходимости изобретения новых способов реагирования на разбираемую ситуацию.
Самое же знакомство с новым способом реагирования происходит на третьем элементе стадии действия. Основной задачей этого элемента является экспериментирование с подбором различных путей преодоления или разрешения назревающих проблем. Основными критериями в достижении подходящих решений послужат следующие признаки: насколько хорошо чувствует себя сам протагонист в новой ситуации, удалось ли свести к минимуму возможность возврата проблемы.
- Обсуждение или заключительная фаза.
Этот этап проходит в двух последовательно сменяющих друг друга формах:
- Ролевая обратная связь, в ходе которой участники, исполнявшие роли на сеансе, делятся своими чувствами и переживаниями, возникшими в процессе проведения.
- Шеринг – это процедура, которая направлена на поддержку основного действующего лица – протагониста. В ходе шеринга участники группы делятся своим личным опытом, который возник у них в ходе игры. В результате шеринга протагонист должен убедиться в том, что в группе есть люди, в жизни которых случались подобные с ним ситуации.
Методы психодрамы
Психодрама – это такая лечебная терапия с множеством приёмов. Наиболее популярными из всего многообразия подходов считаются следующие методы:
Двойник
Один участник на сессии (его назначают остальные участники в ходе общего обсуждения) или сам протагонист, или же психолог становится вторым «я» главного героя, как бы дублёром. Этот человек очень ответственно подходит в оценке сказанного протагонистом, готовится в любую минуту продолжить его мысль, а также вместо него занимается поиском ответа описываемого запроса о проблеме после тщательного погружения в услышанное им.
Этот метод строго требует эмпатийного взаимодействия с протагонистом, а также умение соотносить его с собой. Психодрама предусматривает регулярную смену ролей двойников и протагонистов между собой.
В этом случае предполагается взаимодействие с другими участниками на сеансе, выступающими как вспомогательные «я». При этом у них имеется возможность активно дополнить не сказанное ни двойником, ни главным героем.
Тут ещё важно понять: двойник никак не может представлять сам себя. Он непременно обязан прочувствовать внутри себя протагониста, ощутить внутренний голос этого участника. При этом приветствуются различные типы двойников: и ироничные, и скептические, и активные, и откровенные, и всякие другие.
Отображение
Данный метод предполагает наличие обратной связи. Став наблюдателем, протагонист должен проследить за тем, как его дополняют остальные члены группы. При этом он должен видеть себя глазами сторонних людей. Это позволяет ему иметь более широкое мнение о себе и своих собственных моральных силах, а после ещё и внести некоторые корректировки в привычное для него мировосприятие.
Монолог
Здесь под монологом понимаются все высказывания: и протагониста, и его вспомогательных «я». Происходит монолог обязательно по важной протагонисту теме. Он старается ее донести до всех участников, постоянно её переосмысливая. Оценивая реакцию участников группы на сеансе, протагонист находит в своём запросе значимые для себя ответы.
Обмен ролями
Для психодрамы характерен подход и с обменом ролями. Главный герой тут может стать и двойником, и протагонистом, и вспомогательным «я», то есть примерить на себя несколько ролей. Этим он помогает в первую очередь себе лучше провести анализ происходящего вокруг, понять остальных, ну и конечно же себя.
Методика свечи
В этом методе каждому члену группы на сеансе выдается побывать в тех же ролях, что и главному герою в методе обмена этими ролями.
Проекция будущего
Для этого метода характерно, что главный герой рассказывает свои фантазии на тему того, что произойдет в его близком или отдалённом будущем.
Беседы при свечах
Здесь главный герой поворачивается спиной к группе и одновременно с этим начинает прислушиваться к тому, как другие её участники активно обсуждают всю его сущность.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Все указанные методы претерпели данное деление совершенно условно, поскольку в каждом из них присутствуют общие подходы, просто в разном соотношении. А вот уже опытный руководитель ведомой группы на психодраме активно их комбинирует, выбирая подходящий момент для необходимой смены одного на другой.
Техники психодрамы
Как и в любой другой практике в психологии, в психодраму также включён ряд специальных техник, позволяющих найти решения к поставленным в ходе проведения терапии задачам. В психодраме эти техники получают исключительно игровой характер. Этот подход отлично помогает участникам преодолеть множество психологических барьеров и быстрее найти выход из поставленной трудной задачи. Вот некоторые из применяемых техник-упражнений:
Ролевая игра
Целью этой техники является отработка умений ведения игры по ролям. Она отлично подойдет для психодраматической терапии в самом начале сеанса. Время для проведения – не более 30 минут. Группу при этом делят пополам, образуя два круга – один в другом.
Члены внешнего круга после указания руководителя группы начинают двигаться по часовой стрелке, а внутреннего круга – сразу же в противоположную сторону. Далее по команде руководителя все останавливаются, и участники поворачиваются друг к другу между участниками своего круга.
Читайте также!
Внешний круг при этом – полицейские – дает задание внутреннему кругу – автомобилистам – с указанием том, как им двигаться в течение первых трёх минут, после этого две минуты происходит активное обсуждение своих эмоций в назначенных ролях. Роли при этом выбираются разные, всё зависит от целей конкретного сеанса психодрамы.
«Пустой стул»
Основной задачей этой техники является более глубокое познание себя или анализ своего отношения к другому значимому для каждого участника человеку. Также данное упражнение помогает выявлять личные качества участников, которых у них не достаёт.
Осуществляется так называемая персонификация с помощью живых образов или неживых предметов. Это на выбор презентующего. Участники психодрамы приписывают при этом животному или какому-либо предмету то качество, которого им в жизни очень не достает.
«Назад в прошлое»
Задачей этого упражнения является воплощение в предлагаемых ролях элементов из прошлого по принципу «здесь и сейчас». Выбирается подходящая для этого ситуация из прошлого, в которой находился протагонист или любым другой член группы. Далее раздаются роли, а сама ситуация разыгрывается.
«Сон»
Целью является понимание относящегося к своему существованию смысла своего же сновидения, а также получение навыков правильного поведения во сне. Разыгрывается одно из сновидений в виде реальной ситуации из жизни, обязательно по ролям.
«Реплики в сторону»
Цель этого упражнения – выразить свои эмоции или показать отношение к одному из членов группы, не смотря в его глаза. Участники сеанса становятся друг напротив друга, и один из них, отворачиваясь в сторону, рассказывает другому, что хотел бы, то есть говорит то, что ощущает в данный момент времени.
«Скульптура семьи»
Тому человеку, чью семью будут разбирать, назначают роль терапевта, который производит отбор тех людей из группы, кто имеет наибольшее сходство с реальными членами его семьи. Члены семьи при этом могут как сидеть за столом и общаться, так и стоять на некотором расстоянии, которое в полной мере характеризует степень близости друг между другом. Участникам необходимо несколько минут вжиться в роли, после чего они переходят к обсуждению своих впечатлений.
«Шахматная доска»
Целью в этом упражнении будет являться получение понимания о непосредственных взаимоотношениях между членами группы на сеансе. При этом они словно играют роли шахматных фигур, а участник, выступающий как король, при этом самостоятельно выбирает и нападающего, и защищающего его человека.
«Шеринг от себя»
На завершающем этапе психодраматического занятия непременно стоит использовать технику «шеринг». Его целью будет глубокий самоанализ чувств и эмоций, которые удалось получить в ходе сеанса.
Зрители при этом оценивают точность проявления чувств в исполнении назначенных им ролей. Далее подводят итоги проведённого сеанса, анализируют полученные в его ходе навыки протагониста. После члены группы рассказывают о своих собственных проблемах, возникших в процессе проведения сеанса психодрамы, отмечают новые способы проявления своего отношения к той или иной ситуации, связанной с рассматриваемой проблемой, обсуждают необходимость применения приобретённых умений в будущих ситуациях.
В целом психодрама, как один из методов психотерапии, подходит в совершенно любом осознанном возрасте человека, поэтому ограничений никаких не имеет, даже для детей. Особый лечебный эффект от техник будет достигнут только в том случае, если работа в группе проводится с очень опытным наставником.