Какие существуют? Современная педагогика выделяет несколько основных принципов обучения детей: научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности. Все они так или иначе взаимосвязаны между собой.
На что обратить внимание? Из этих и других принципов естественным образом вытекают определенные дидактические правила. Данные указания помогают преподавателю определить, как следует действовать в типичной педагогической ситуации, связанной с процессом обучения.
В статье рассказывается:
- Понятие принципов и правил обучения в педагогике
- Общие принципы обучения детей
- Использование принципов в обучении детей дошкольного возраста
- Использование принципов в обучении младших школьников
- Использование принципов в обучении детей среднего и старшего возраста
- Важные принципы обучения одаренных детей
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие принципов и правил обучения в педагогике
Принципы обучения (дидактические принципы) – это определенные методы и формы работы педагогов с детьми, способствующие достижению поставленных целей в воспитательном и учебном процессе.
Дидактические принципы – это исторически сложившиеся закономерности, которые использовались мировым сообществом наставников в различные временные промежутки. Педагогика с опорой на теоретические знания и их практические применения смогла сформировать руководящие положения, тем самым отрегулировать деятельность и учителей, и воспитателей в самом процессе обучения как взрослых, так и детей. Практически все стороны обучающего процесса охвачены правилами.
С одной стороны, можно утверждать, что дидактические принципы носят объективный характер, а с другой – каждый педагог вносит свои индивидуальные ноты, что говорит о различной степени наполненности и точности смысловых нагрузок.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Без знания основ, без полного понимания принципов обучения детей и требований к их применению педагоги делают процесс обучения малоэффективным, зачастую противоречивым и ненаучным.
Некоторые правила данных принципов раскрываются в процессе их применения. Они же являются путеводителями или указаниями, руководствами к действиям в той или иной типичной ситуации.
Есть сторонники отмены правил обучения. Это и теоретики, и практики, утверждающие, что строжайшее следование данным нормам и правилам противоречит природной инициативе обучаемого. Они губительны для творческого процесса.
Однако отрицать наличие правил столь категорично также неправомерно. Весь практический опыт подкреплен нормами, исходными примерами и доказательствами. Поэтому в педагогике лучше использовать симбиоз правил и творчества.
Общие принципы обучения детей
Классики дидактики выделяют основные общепринятые принципы дидактики:
Принцип научности
Наукой доказано, что соответствие уровня содержания образовательного курса и возраста обучающегося даст положительные результаты в процессе обучения. Причем факты и знания должны быть научно подлинными и прочно установленными. В качестве примеров можно привести концепции, законы, открытия современности, объективные факты и доказательства, которые по своему характеру будут приближены к основам, методами и формам изучаемого предмета.
У мировой цивилизации огромный опыт прошлых лет в области обучения. Именно его и нужно использовать при передаче знаний новому подрастающему поколению.
Важно использовать принцип научности согласно требованиям:
- обязательно использование общепринятого языка той науки, которую изучают, ее логики и правил;
- основные теоретические понятия должны быть адаптированные к пониманию современных обучаемых, к их уровню понимания;
- выделение главных сторон изучаемых объектов позволит правильно воспринимать науку;
- изучение основных природных, а также общественных явлений должно базироваться на научных методах обучения.
Принцип доступности
Многие принципы обучения и воспитания детей базируются на уровне обучающихся. Сам материал, его содержание и объем должен быть понятен, доступен и соотнесен с интеллектуальным, нравственным, а также с эстетическим развитием детей. От этого зависит степень усвоения предлагаемого материала.
Понижение работоспособности, мотивации, потеря интереса к предмету, появление переутомления и апатии – это признаки неправильного подбора содержания изучаемого материала. Теория и практика либо сложна для восприятия, либо проста не по уровню образованности учеников. Простое, элементарное обучение также приведет к краху. Особое развитие работоспособности происходит в том случае, если в процессе обучения педагогом поддерживается постоянный интерес к науке.
При изучении непомерно сложной теории у учащихся снижается мотивационный настрой, становится ниже уровень работоспособности, появляется чрезмерное утомление. Содержание школьного обучения должно быть предельно элементарным. Когда ученикам становится совсем просто учиться – снижается интерес к процессу, не происходит желаемого развития той самой учебной работоспособности.
Существует ряд правил для реализации принципа доступности в практической деятельности:
- материал нужно доносить как можно проще, доступным языком;
- важно уметь управлять познавательной деятельностью учащихся: недостаточно преподнести существующую истину, при этом, не объяснив ее природу и возникновение. Важно научить находить ту самую истину путем проб и ошибок, расширяя доступ к процессу поиска;
- большое подспорье в реализации принципа окажут такие приемы, как сравнение, противопоставление, аналогия, сопоставление;
- на пути к обучению нужно следовать принципами от простого к сложному, от неизведанного к известному, от легкого к трудному;
- важно проводить аналогию, сравнивать, противопоставлять;
- постепенное увеличение времени работоспособности учащихся, регулярные ее тренировки способствуют развитию более интенсивной и длительной мыслительной деятельности.
Принцип сознательности и активности
Самостоятельное решение обучаться – это осознанный жизненный выбор, сознательность и понимание существующих проблем. Такие учащиеся убеждены в значимости получения необходимых для дальнейшей жизни знаний и навыков.
Практикуя принцип сознательности, надо соблюдать нижеперечисленные правила:
- задачи и цели текущей работы должны четко быть понятыми учащимися;
- применять практику поиска увлекательных, удивительных и неординарных фактов, примеров и сведений;
- для наглядных примеров использовать картинки, фотографии и другие технические средства;
- отрабатывать теоретические знания нужно с вовлечением учащихся в практическую деятельность;
- применять занимательные, интенсивные методы;
- на занятиях непознанные и неизвестные моменты должны логически коррелировать с уже имеющимися фактами;
- необходимо учить нахождению причин и соотносить их с возможными последствиями.
Принцип наглядности
Наглядность в дидактике не просто восприятие органами зрения. В этом принципе принимают участие разные ощущения: моторные, слуховые и вкусовые. В любой деятельности, будь то учебная, производственная, трудовая, важен принцип наглядности.
Реализация принципов обучения детей при помощи красочных наглядных материалов, демонстраций и иллюстрации проявляется в наблюдении за явлениями и процессами как в естественных условиях, так и в лабораторных, то есть искусственно созданных.
Правила, раскрывающие использование принципа:
- материал для усвоения должен быть ярким, образным и отражать суть изучаемой науки;
- наглядность применяется в качестве средства для достижения результата, а не целью его;
- учащиеся должны видеть то, что им нужно понять и усвоить;
- не стоит перегружать картинками и образами в процессе обучения, чтобы не упустить развитие абстрактно-логического мышления;
- наглядность станет незаменимым помощником не только как подтверждающий факт того или иного явления науки, но и как яркий источник знаний;
- в младшем школьном возрасте лучше использовать предметную наглядность, а в среднем и старшем – символическую;
- знать меру в использовании принципа, чтобы не рассеивать внимание учащихся.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип требует от педагога давать знания в системе, в определенном порядке, логично.
Он также сводится к использованию следующих дидактических правил:
- материал делится на разделы, они связаны между собой логическими цепочками и систематизированы;
- восприятию науки поспособствует использование схематичных изображений, графиков, таблиц, формул, кратких опорных конспектов, планов, чертежей и прочих способов преподнесения материала учебной программы;
- использование межпредметных связей позволяет с легкостью усваивать предлагаемые знания;
- деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;
- проведение итоговых уроков обобщения и систематизации.
Читайте также!
Принцип связи теории с практикой
За формирование научного мировоззрения отвечают дидактические принципы обучения детей, в частности, принцип связи теории с практикой. При условии, что учащийся находит подтверждение теоретической стороны науки в практической жизни, этот урок усваивается вдвойне быстрее и на более продолжительный временной период.
Реализации этого принципа способствуют следующие правила:
- важно показать учащимся область применения полученных знаний;
- брать во внимание прошлый опыт и работать с опорой на него;
- изучать новые, современные технологии и методы;
- применять полученные знания на практике;
- научить использовать исследовательские знания в рамках проблемы и поиска;
- делать упор в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
- желателен наглядный показ значимости открытий, ведущих научных идей, теорий, концепций и положений.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых
Все процессы в обучении должны соответствовать не только нормам и правилам, но и возрастным особенностям учащихся, их индивидуальным особенностям, физическому и нравственному уровню развития. Благодаря организации учебной деятельности педагоги могут определять уровни познавательной способности, памяти, устойчивости внимания, особенности мышления. Исходя из этих знаний, строится и учебный процесс с учетом характеров, интересов и личностного развития учащихся.
Особенности детей учитываются благодаря двум подходам:
- индивидуальный подход (по единой программе ведется обучение, исходя из индивидуальных особенностей ученика);
- дифференцированный подход (ученики делятся на подгруппы по способностям, возможностям, интересам, работа строится с ними по разным программам).
До конца 80-х годов ХХ столетия основным был индивидуальный подход, в современной системе образования более предпочтителен метод дифференциальный.
Иногда можно встретить педагогов, которые используют дополнительные принципы в процессе обучения. Главное, чтобы результаты использования тех или иных соответствовали современным тенденциям развития сферы образования.
Использование принципов в обучении детей дошкольного возраста
Ключевой ролью в воспитании личности является формирование гармоничного, физически стойкого и подготовленного, духовно богатого и здорового индивида. Дошкольное образование в этом ключе — важнейшая ступень. Самое интенсивное восприятие, повышенная активность, пытливость ума, формирование интеллектуальной сферы наступают в раннем детском возрасте, от нуля до шести лет.
В это время активно развивается речь, двигательная активность, психологические процессы. Взрослые: родители, воспитатели, педагоги должны понимать это и действовать. Воспитывать, обучать и развивать в это время нужно продуктивно, с некой долей интенсивности.
Ребенок от 0 до 6 лет, активно изучая мир вокруг, действует по подсказкам взрослого. От педагога зависит то, как будут усвоены уроки практической деятельности.
- Научный принцип. В детских садах будущие члены общества получают основы научных знаний, здесь впервые приходит понимание окружающего мира.
- Принцип доступности обеспечивает восприятие полученных знаний благодаря изложению материала на понятном для них языке.
- Принцип наглядности. Развитие мыслительной деятельности ребенка тесно связано с применением ярких, запоминающихся образов. Большую пользу принесут иллюстрации, макеты, схемы и даже куклы.
- Принцип активности и сознательности проявляется в самостоятельности. Это очень важно. Только личная заинтересованность в процессе позволит удерживать внимание ребенка.
- Принцип систематичности. Придерживаясь этого принципа, педагог дает ребёнку знания последовательно: от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Таким образом, обучающемуся интересно.
- Принцип развивающего обучения. Важно учитывать все возрастные и индивидуальные особенности детей и не проводить четкую грань между учёбой и реальной жизнью.
Использование принципов в обучении младших школьников
К младшему школьному возрасту относят детей от шести-семи до девяти-десяти лет. Обучение не прекращается. Обучение в начальной школе строится на фундаменте, заложенном в дошкольных учреждениях.
Здесь роль учителя очень велика. От того, как сложатся личные взаимоотношения ученик-учитель зависит многое: успеваемость, поведение, отношение ребенка к обучению в целом. Сначала дети обучаются в группе, что привычно для них. Постепенно процесс индивидуализируется.
Принципы и подходы в обучении детей в рамках доступности, систематичности и сознательности, наглядности остаются при переходе от дошкольного к школьному образованию. Принцип научности же видоизменяется, становится более четким. Принцип связи теории с практикой показывает учащимся связь действительной реальности с обучением.
Использование принципов в обучении детей среднего и старшего возраста
Средний школьный возраст ознаменован рамками одиннадцати – пятнадцати лет, а старший – пятнадцати – восемнадцати.
В своем среднем возрасте дети быстро растут. Физиологические изменения всего организма, несомненно, влияют на обучение. В это время формируется мировоззрение, нравственные принципы, и жизненные интересы.
Научный принцип максимально раскрывается в рамках школы. Учащиеся учатся воспринимать научные знания и применять их на практике.
Принцип активности и сознательности также актуален. Все больше ученикам становятся понятны их цели обучения, важность процессов, происходящих в школе. Теперь они сами выбирают, насколько явно хотят быть активными участниками всего происходящего.
Опорой служат систематичность, доступность и наглядность. Ярким примером могут быть десятый и одиннадцатый классы, когда весь школьный курс подлежит повторению.
Важные принципы обучения одаренных детей
За высокие показатели и достижения в учебе детей условно называют одаренными. Их действия и результаты отличаются достижениями в интеллектуальной и творческой деятельности, в проявлении лидерских способностей, особых склонностей к определенным научным сферам. Существуют дополнительные принципы обучения одаренных детей:
- Применение обучения, развивающего и воспитывающего характер
Помимо усвоения требуемого объема знаний, ученик должен развиваться самостоятельно, формировать собственное представление о морали.
Читайте также!
- Индивидуализация и дифференциация обучения
У одаренных детей особенности темперамента и характера проявляются ярче. Именно в таких случаях важно поддержать, учесть и посодействовать развитию накопленного потенциала.
- Учёт возрастных особенностей
Во время развития ребенка трудовая, учебная и творческая деятельности должны соотноситься с возрастными особенностями и физическими возможностями ученика. Непосильный объем знаний может повлечь за собой потерю интереса и мотивации к учебному процессу.
На практике все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Ценность одного не должна превалировать над ценностью другого. Из-за этого эффективность всего процесса будет снижаться. Только комплексность и системность в использовании всех без исключения дидактических принципов обучения даст возможность правильно применять средства, методы и формы в успешном обучении детей.
на курсы от GeekBrains до 08 декабря
согласен. В нынешних школах очень редко соблюдается хотя бы половина этих пунктов. Если хотите дать ребёнку хорошее образование, тут либо самим обучать (если есть возможности), либо в онлайн-школу отдавать. Второй вариант, конечно, получше, тк там профессионалы
Хотите учиться с соблюдением этих принципов — идите в онлайн-школу, проверено на себе