Для чего нужны? Подходы в образовании представляют собой различные методы и средства, которые используются для организации учебного процесса. Выбор методики осуществляется педагогом. Однако в рамках обновления программ образования учеба характеризуется активной деятельностью самих учеников.
В чем особенности? Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно, изменено построение учебных схем: мы пойдем от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Каждый подход преследует одну и ту же цель, но основан на разных стандартах ее достижения.
В статье рассказывается:
- Какие подходы в образовании существуют
- Компетентностный подход в образовании
- Компетентностно-деятельностный подход в образовании
- Поисковый подход в образовании
- Аксиологический подход в образовании
- Системно-деятельностный подход в образовании
- Развивающий подход в образовании
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Какие существуют подходы в образовании
Несколько десятилетий назад планируемые результаты образования определялись на основе знаний, умений и навыков, которыми овладел ученик к моменту окончания школы. В реальности основное внимание уделялось передаче знаний, и выпускник не всегда мог применить их на практике. С развитием информационных технологий, изменением требований рынка профессий этот подход к образованию себя изжил.
Последнее время в педагогической науке активно обсуждается вопрос: как улучшить качество образования. Нынешний ученик не всегда может распознать реальные проблемы в ходе ежедневных дел, сформулировать, в чём заключается их суть, преобразовать сложные ситуации в задачи и искать решения, действовать на основе полученных им знаний, оценивать итоги своих действий. Всё вышеперечисленное подчёркивает важность организации образовательного процесса.
Выделяют следующие подходы к организации образования:
- компетентностный;
- компетентностно-деятельностный:
- поисковый;
- аксиологический;
- системно-деятельностный;
- развивающий.
Рассмотрим каждый из них более детально.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход призван сформировать у учащегося ряд компетенций, которые позволят ему стать успешным, мобильным и конкурентоспособным в современном обществе.
Основополагающие принципы компетентностного подхода в образовании:
- школа для жизни, для эффективной социальной адаптации учащегося в обществе, его индивидуального развития, формирования умения противостоять проблемам;
- овладение основными компетенциями, методами, приёмами познания и деятельности с учётом своих возможностей и способностей;
- оценивание позволяет учащемуся самостоятельно выбирать и анализировать свою образовательную деятельность, направленную на достижение высоких результатов в учебе и их постоянное улучшение;
- разнообразие и вариативность форм самостоятельной деятельности, познания и развития на основе личной мотивации;
- школа как открытая социальная система активно взаимодействует с общественностью, другими социальными институтами, творческими коллективами и др.;
- учитель сотрудничает с учащимся на равных и помогает ему найти своё предназначение в обществе, развивая имеющиеся интересы и способности;
- эффективность образования оценивают учащиеся, их родители, представители бизнеса, социум в целом с учётом развития современных технологий и рынка труда.
Компетентность – это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной деятельности в конкретной области. Компетенция – способность применять знания и умения, а также личностные качества и ценностные ориентиры. Простым языком, компетентность – это знания, а компетенция – это действия.
Читайте также!
Существует много подходов к классификации компетенций, однако ключевыми являются:
- Ценностные компетенции формируют способность ориентироваться в окружающем мире, определяют принципы, правила, ценности, которыми руководствуется учащийся в своих поступках и действиях.
- Общекультурные компетенции взаимосвязаны с национальной и мировой культурой, духовными основами жизни человека, умением жить с людьми других культур и религий, владением способами организации быта и досуга.
- Учебно-познавательные компетенции определяют познавательную деятельность учащегося, которая включает различные этапы и способы организации.
- Социально-трудовые направлены на формирование качеств, необходимых для социального взаимодействия (гражданина, семьянина, покупателя, потребителя, клиента и т.д.), способности ориентироваться в сфере профессиональной деятельности.
- Коммуникативные помогают вступать в речевое общение, передавать, воспринимать, осмысливать информацию и быть понятым, работать в команде.
- Информационные развивают умение находить, перерабатывать, систематизировать, предоставлять информацию, работать с различными её источниками, ориентироваться в информационных технологиях.
- Личностные, в сфере личностного самоопределения помогают ученику развиваться физически, интеллектуально, духовно, использовать этот потенциал для достижения собственных целей.
В соответствии с компетентностным подходом учитель реализует цели обучения с учётом личных целей учащегося, что даёт возможность осознанно подойти к выбору профессии и дальнейшему обучению.
Если говорить о компетентностном подходе в образовании, то стоит упомянуть и о компетентностях педагогов:
- Информационная компетентность даёт возможность:
- эффективно находить и применять нужную информацию в ходе педагогической деятельности с учётом образовательной программы и методических рекомендаций;
- поставить учебную задачу, используя различные информационно-коммуникативные методы и приёмы;
- качественно работать с имеющимися информационно-педагогическими ресурсами, которые помогут организовать образовательный процесс результативно и интересно;
- использовать автоматизированное рабочее место учителя в учебно-воспитательной деятельности;
- повышать уровень профессионального мастерства способом самообразования для проведения дистанционных занятий, применения мультимедийных и компьютерных технологий в ходе образовательного процесса и ведения школьной документации.
- Коммуникативная компетентность – качественная характеристика педагога, которая предполагает:
- грамотную и правильную формулировку прямой и обратной связи с другим человеком;
- налаживание эффективного взаимодействия с учащимися разных возрастных групп, родителями или их законными представителями, коллегами, техническим персоналом;
- умение конструктивно строить диалог с различными субъектами образовательного процесса для организации сотрудничества, достижения педагогических целей и задач;
- профессиональную аргументацию своей точки зрения;
- грамотное использование устной и письменной речи, красноречивую и эмоциональную подачу материала, опыта своей педагогической работы, а также применение соответствующих способов презентации.
- Правовая компетентность – готовность учителя руководствоваться в своей профессиональной деятельности законодательными и нормативными правовыми документами в области образования.
- Профессиональная компетентность – совокупность профессиональных и личностных характеристик, необходимых для успешной образовательной деятельности и направленных на:
- качественное выполнение учебно-воспитательных задач и иных функциональных обязанностей;
- применение современных образовательных технологий, методов и приёмов, педагогической диагностики, снятия стресса и др., а также постоянное саморазвитие в этом направлении.
Применение компетентностного подхода в школе означает поэтапную смену направленности образования с традиционной передачи знаний, умений и навыков на создание условий для усвоения компетенций, содействующих становлению личности учащегося, формированию способности реагировать на социально-экономические, политические, информационные изменения в обществе.
Компетентностно-деятельностный подход в образовании
Суть компетентностно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы переориентировать содержание образования на формирование комплекса компетенций, а главное – на опыт практической деятельности, без которого невозможно овладеть компетенциями. Таким образом, можно вести речь о том, что внедрение этого подхода поможет изменить педагогическую систему, осуществить переход к новому обучению, в том числе и профессиональному, и повысить качество всего образования.
Одним из способов формирования ключевых компетенций является технология дифференцированного обучения, в результате её использования формируются эти компетентности:
- образовательная компетентность – овладение учебным материалом неразрывно связано со способностями к обучению и интересами каждого ребёнка;
- интеллектуальная компетентность – приобретать знания, умения, навыки учащийся может традиционными и нестандартными способами;
- информационная компетентность – в ходе самостоятельного получения знаний, на основе ответа формируется умение работать с информацией, осуществлять её поиск, хранение, применение;
Читайте также!
Как начать хорошо учиться и получать удовольствие от процессаПодробнее - коммуникативная компетентность – в процессе деятельности в малых группах, парах учащиеся получают навыки конструктивного взаимодействия, работы в команде терпимости друг к другу, аргументированно отстаивать свою позицию.
Смысл компетентностно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы развить у учащихся умение самостоятельно решать задачи в разных сферах деятельности, используя социальный и свой личный опыт.
Поисковый подход в образовании
Суть подхода заключается в том, что учитель не даёт детям готовые знания, а формулирует их в виде проблемы, которую учащиеся должны решить самостоятельно в ходе поиска. Деятельность начинается с осмысления и определения проблемы, а завершается исследованием, высказыванием догадок и предположений, их подтверждением и рефлексией над результатом.
В структуре урока, основанного на поисковом подходе, должны быть:
- формулировка учебной задачи, учебные действия и обязательная рефлексия, в ходе которой анализируется процесс мышления, возникающие эмоции и то, что даст это обучение для развития личности;
- усвоение новой информации через мотивацию, развёртывание и обобщение действия, формирование ориентировочной основы действия, проговаривание вслух и про себя, внутреннее действие и доведение действия до автоматизма.
Основу разнообразных моделей поисковой направленности составляет поисковая учебная деятельность, которая выходит за границы учебного урока.
Типы поисковой учебной деятельности:
- исследовательская теоретико-познавательная представляет собой учебное исследование, которое включает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, исследование и ответ;
- коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (установление и сравнение позиций и взглядов, нахождение и представление доказательств с выходом на правильное решение);
- игровая, моделирующая понимается как построение модели (объект, процесс, ситуация), которая позволяет исследовать качества или свойства предмета.
Аксиологический подход в образовании
Главное понятие в аксиологии – это ценность. Ценности – нематериальны, передача их от старшего поколения младшему, от одного индивида другому происходит в процессе воспитания, в ходе совместной деятельности. Для того, чтобы сформировалась человечность, как высшее качество, необходимо чтобы человек принял ценности, и они закрепились. В повседневной жизни ценности служат ориентиром поведения, который формирует практические установки людей.
В основе аксиологического подхода – утверждение ценности человеческой жизни, гуманного общения и созидательной деятельности.
Его суть раскрывается через совокупность аксиологических принципов, в числе которых:
- философские идеи и точки зрения, присущие множеству культур и народов, имеют право на существование, но не выходят за рамки одной гуманистической системы ценностей;
- изучение и применение учений прошлого равнозначно духовным открытиям настоящего и будущего;
- признание уникальности и индивидуальности каждого человека, его постоянное самосовершенствование, практическое, а не словесное решение проблем.
Аксиологический подход базируется на следующих категориях ценностей:
- общечеловеческие ценности – это принципы, которые разделяет большинство людей на протяжении долгого времени, они сохранялись веками и не претерпели изменений во время различных политических и общественных перестроек, закрепились как истинные ценности (жизнь, счастье, свобода, здоровье, истина и т.д.);
- ценности, которые транслировались из поколения в поколение, на них не влияли социальные изменения (красота, труд, дружба, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека и др.);
- ценности, которые стали выходить на первый план в связи с развитием общества (компетентность, коммуникабельность, конкурентоспособность, активность, инициативность, успешность и т.д.).
Аксиологический подход определяет систему воспитания подрастающего поколения. В основу этого процесса должен быть положен национальный воспитательный идеал, а именно стремление воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны, который осознаёт ответственность за её настоящее и будущее. Благодаря аксиологическому подходу учащийся сможет принять основные ценности, на их основе выстроить свой уклад жизни, а также противодействовать отрицанию нравственных норм.
По причине социальных и культурных изменений в современном обществе сменяется система ценностей, происходит переориентация на материальные блага, поэтому актуальность аксиологического подхода в современной школе с каждым годом возрастает.
Системно-деятельностный подход в образовании
При таком подходе главное внимание уделяется активной и разноплановой, в большей степени самостоятельной, познавательной деятельности учащихся. Именно на этот подход сделан акцент в ФГОС, приоритет отдаётся умениям, а не знаниям. В процессе собственной деятельности происходит принятие ребёнком ценностей. Применение системного-деятельностного подхода не позволяет ограничивать воспитание рамками конкретных предметов или образовательной области.
Согласно этому подходу, различные субъекты, имеющие отношение к воспитанию и социализации учащихся, должны согласовывать свою деятельность, главная роль в этом процессе безусловно принадлежит общеобразовательной школе.
Развивающий подход в образовании
Усвоение знаний и умений, формирование навыков – это не конечная цель обучения, а лишь средство развития учащихся. Если обучение и воспитание выстроены правильно, они в любом случае развивают. Однако, развивающий подход будет более эффективным, когда взаимодействие учителя с учащимися будет направлено на всестороннее развитие личности.
Развивающий подход в образовании включает в себя многообразие форм, способов, приёмов деятельности, направленных на духовно-нравственное развитие учащегося.
Результата от развивающего подхода можно ожидать тогда, когда учитель преподнесёт ценность в виде вопроса, ориентированного на содержание обучения, социальной и семейной жизни, и воспитанник его обязательно воспримет.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Необходимо пересмотреть современные подходы к образованию, делая акцент на самостоятельности в усвоении знаний, умении применять эти знания на практике, свободном личностном развитии учащихся, а также способности находить выход из сложных ситуаций.