Что это? PMBoK – это своего рода энциклопедия, сборник правил и рекомендаций по управлению проектами. Документ был разработан Институтом по управлению проектами (Project Management Institute) для стандартизации подходов в проектной деятельности.
Как используется? PMBoK обобщает и стандартизирует терминологию, позволяя специалистам обмениваться информацией и опытом в едином информационном поле. Благодаря сборнику можно выбрать наиболее перспективные направления решения задач в рамках проектов.
В статье рассказывается:
- Развитие стандарта PMBoK
- Что собой представляет PMBoK
- Основные элементы, участники проекта согласно PMBoK
- Отличия 7 версии PMBoK от предыдущих релизов
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Развитие стандарта PMBoK
Управление проектами как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно. Серьезные разработки в данном направлении начались во второй половине XX века в государственном секторе ведущих мировых держав. Первые проекты относились к аэрокосмической, оборонной и строительной промышленности. С 1960-х гг. наблюдался рост спроса на проектное управление, что привело к развитию технологий и инструментов, большинство из которых не утратили актуальность.
В 1969 г. в США был основан институт управления проектами (Project Management Institute) при Технологическом институте Джорджии. Он занимался совершенствованием системы проектного управления.
В 1975 году были сформулированы ключевые цели деятельности института PMI:
- оказывать содействие в признании необходимости профессионального подхода к работе по разработке и реализации проектов;
- создать площадку для обсуждения актуальных проблем в отрасли и поиска самых эффективных решений;
- координация существующих научных и отраслевых исследований в проектном управлении;
- развитие общей терминологии, способов коммуникации и обмена знаниями в едином информационном поле;
- организовать взаимодействие пользователей и производителей аппаратных и программных систем;
- разработать рекомендации для обучения и развития специалистов в проектном управлении.
Институт PMI не относился напрямую к государственному сектору США, но функционировал в его интересах. Большинство членов PMI были госслужащими.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
На данным момент PMI — это всемирная некоммерческая организация. В институте прошли сертификацию 850 тыс. специалистов (по данным на 2022 год). Открыто 289 отделений по всему миру. В сообществе PMI состоят 489 тыс. квалифицированных специалистов.
PMI с самого начала существования института и до сих пор занимается разработкой стандартов, исследовательской, образовательной и аккредитационной деятельностью.
В конце 1980-х гг. итогом проведенной работы стало создание руководства по управлению проектами РМВoК. Первое издание свода знаний было опубликовано в 1996 г. К 2021 г. число выпущенных версий выросло до 7. На данный момент общий тираж РМВoК Guide составил более 5,5 млн экземпляров.
Свод знаний по управлению проектами PMBoK постоянно дорабатывался и дополнялся с момента первого издания. Это связано с ростом объема информации, развитием процессов и методов в сфере управления проектами.
Например, в 2008 г. вышла 4 версия основ управления проектами PMBoK, дополненная инновационными на тот момент подходами: прототипирование, итеративность и применение систем искусственного интеллекта для прогнозной аналитики. В 2017 г. вышла 6 версия с дополнением в виде отдельной книги с характеристикой методологии agile. Эта версия свода управления проектами PMBoK была издана также на русском языке.
В издании 2017 года Agile Practice Guide изложены ключевые особенности гибкого проектного управлении и продемонстрировано развитие проектной методологии, в которой сосуществует традиционный подход и гибкий инструментарий.
Кроме того, в рамках проекта PMI PMBoK были дополнительно изданы Foundational Standards. В них подробно раскрываются комплексные аспекты управления проектной деятельностью. Основные стандарты:
- управление портфелем проектов (The Standard for Portfolio Management);
- управление программами (The Standard for Program Management);
- модель организационной зрелости управления проектами (Organizational Project Management Maturity Model).
Что собой представляет PMBoK
PMBoK можно дать следующее определение: это свод всех накопленных знаний и разработок в проектном управлении. Он содержит систематизированную информацию и методологию в отрасли, но не является при этом практическим руководством.
Индивидуальные методы проект-менеджмента и разработки в отрасли подробно описываются на официальных сайтах, но при этом не идут вразрез с основами, изложенными в PMBok.
Основные элементы, участники проекта согласно PMBoK
Стандарты являются основой, применяемой в области управления проектами PMBoK. Они содержат общепринятую терминологию и разработки в сфере.
Учитываются следующие специальные области знаний в разработке проектов PMBoK:
- знания проект-менеджмента;
- нормативы и стандарты в области;
- факторы, влияющие на результаты проекта;
- классический менеджмент;
- сфера эффективной межличностной коммуникации.
Данные области знаний детально описаны в стандартах PMI PMBoK. Раскрыты основы и ключевые составляющие, а также роль каждого стандарта в проектном управлении.
Скачать файлСреди ключевых терминов концепции — жизненный цикл проекта. Он представляет собой последовательность фаз, начиная с подготовки до завершения. Независимо от содержания, через жизненный цикл можно выстроить базовую структуру управления проектами PMI PMBoK. На него оказывают влияние специфика сферы деятельности и компании, а также используемые подходы.
Каждый проект является уникальным, а значит, внутренние процессы и результаты деятельности могут быть различными. PMBoK рассматривает не только базовый жизненный цикл, но и его вариации, сходства и отличия.
Читайте также!
В PMBoK особое внимание уделяется участникам проекта. Они имеют различные уровни ответственности и полномочий. Выделяют следующие типы участников проекта:
- Проект-менеджер — тот, кто возглавляет команду и ответственен за результат.
- Заказчик — физическое лицо или организация, для которых создается продукт проекта.
- Исполняющая организация — это компания, сотрудники которой участвуют в реализации проекта.
- Команда — сотрудники, привлеченные к проекту на определенном его этапе.
- Команда управления проектом — часть команды, ответственная за реализацию и осуществляющая контроль.
- Инвестор — лицо или компания, которые спонсируют проект (в денежной или натуральной форме).
- Источники влияния — лица или компании, которые не связаны с проектом, но оказывают на него воздействие. Оно может быть положительным или отрицательным.
- Офис управления проектом (ОУП) — это структурное подразделение организации, несущее ответственность за проект.
В PMBoK отмечена не только ответственность всех участников проекта, но и их ожидания, функция управления которыми принадлежит project-менеджеру.
Отличия 7 версии PMBoK от предыдущих релизов
В августе 2021 года PMI официально выпустил 7-е издание руководства по управлению проектами PMBoK. Рассмотрим ключевые изменения в данной версии по сравнению с предыдущими.
От достижения результата к формированию ценности
Прежде концепция базировалась на последовательности этапов и процессов проекта PMBoK. Использовалась каскадная модель (waterfall) как вариант классического жизненного цикла.
Стандарты PMI, описанные в PMBoK, предназначены для создания успешных проектов. Именно поэтому нет фокусировки на конкретных и обязательных процессах в управлении проектами PMBoK. Ранее акцент делался на получении результатов (deliverables, outputs). Сейчас — на outcomes. Перевести термин на русский язык можно тоже «результаты», но речь идет о ценностях и пользе.
От последовательности к гибкости в управлении проектами
Проект-менеджер самостоятельно определяется с наиболее подходящими процессами из арсенала PMBoK. Это может быть последовательный, agile, смешанный. Инструменты подбираются исходя из особенностей конкретного проекта.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
В седьмом издании PMBok есть новые главы, которые посвящены следующим темам:
- Tailoring — подбор и настройка процессови инструментов управления проектами PMBoK.
- Models, Methods и Artifacts – модели, методы, артефакты с возможностью выбора расширенного функционала под специфику проекта.
От этапов и процессов к базовым принципам
Ранее процессы проекта PMBoK распределялись по 5 последовательным этапам и 10 ключевым областям знаний.
Этапы проекта:
- Подготовка — процессы, которые необходимы для прояснения цели и предварительная аналитика.
- Планирование — определение объема проекта и способов его реализации.
- Выполнение — осуществление проекта.
- Контроль — процессы мониторинга и отчетности, которые протекают на протяжении всего проекта.
- Завершение — процессы сдачи проекта или его фазы.
Области знаний PMBoK:
- содержание;
- календарь;
- финансы;
- качество;
- заинтересованные стороны;
- взаимодействие;
- команда и ресурсы;
- поставки;
- риски;
- объединение воедино всех ресурсов и процессов проекта.
В ранних изданиях управление проектами, разрабатываемое в PMI и детально раскрытое в PMBoK, было четко и логично структурировано. Жизненный цикл включает 5 этапов, на каждом из которых проект-менеджер управляет 10 областями знаний, осуществляя определенные процессы из 49 возможных. Седьмое издание свода управления проектами PMBoK короче и менее структурировано. За основу взяты 12 принципов и 8 областей деятельности.
Вместо 10 областей знаний —> 8 областей деятельности. Произошло смешение этапов и областей знаний, представленных в предыдущих изданиях PMBoK.
- Stakeholders или заинтересованные лица. Ранее относились к области знаний PmBok, а в седьмой версии стали доменом.
- Team — командное управление. В предыдущих редакциях относилось к Resources.
- Lifecycle — область управления жизненным циклом проекта. Раньше не выделялась в отдельную область, так как цикл был последовательным.
- Planning — планирование. Сейчас относится к деятельности, а раньше относился к последовательности этапов.
- Project work – управление реализацией. Сейчас относится к деятельности, а раньше это был этап проекта.
- Navigating uncertainty andambiguity — работа с рисками и неизвестностью. В предыдущих версиях была в составе области знаний Risks.
- Delivery — формирование ценности и целей. В ранних версиях относилось к областям Scope + Quality.
- Performance — оценка результативности, которая раньше относилась к псевдо-этапу Monitoring and control.
Вместо 5 групп/этапов процессов —> 12 принципов.
Они оказывают влияние на поведение команды проекта.
К ним относятся:
- Stewardship, ответственное управление. Менеджеру проекта важно анализировать последствия действий, уважать и ценить команду, быть честным с заказчиком.
- Team, команда. Формирование атмосферы сотрудничества и взаимного уважения при высокой требовательности к качеству работы команды.
- Stakeholders, заинтересованные лица. Нужно анализировать интересы заинтересованных лиц и привлекать их к работе по созданию ценности проекта.
- Value, ценность. Это концентрация на создании ценности проекта для заказчика и заинтересованных лиц.
- Системная работа. Работа над проектом как целостной структурой с учетом всех взаимосвязей.
- Лидерская позиция. Стимулирование лидерства на всех уровнях реализации проекта; мотивация каждого члена команды к достижению результатов.
- Гибкий подход к организации процесса. Подстройка системы управления проектом под индивидуальную ситуацию, выбор наиболее подходящих методов, инструментов для максимизации ценности.
Читайте также!
SWOT-анализ: принципы и алгоритм проведенияПодробнее - Качество. Контроль качества на всех уровнях и процессах проекта.
- Системный подход. Снижение сложных моментов в реализации проекта благодаря высоким компетенциям персонала.
- Риски и возможности. Сведение к минимуму рисков и использование всех возможных варианты для достижения ценности проекта.
- Адаптивность и устойчивость. Ориентация в конкретной ситуации с использованием гибкого подхода, но без потери общего фокуса проекта на создание ценности.
- Управление переменами. Внесение своевременных корректив в проект.
Как изучить новый, но необычайно перспективный вид деятельности? Станьте специалистом в сфере интернета вещей. Вы познакомитесь с основами программирования и создания устройств для Интернета вещей. Научитесь проектировать, разрабатывать и тестировать умные устройства, которые будут управляться через интернет. Курс проводится профессиональными преподавателями, которые помогут вам освоить все необходимые знания и навыки для успешной карьеры в IT-сфере. Не упустите свой шанс стать разработчиком умных устройств!